Великий Октябрь и прогресс человечества?

(Из биографических фактов главного режиссёра)

     Это происходило в сентябре-октябре 1977 года, накануне славной торжественной Даты: 60-летнего Юбилея Великой Октябрьской социалистической революции, которая ежегодно 7-го ноября отмечалась парадами и демонстрациями по всей тогдашней стране, называвшейся Союзом Советских Социалистических Республик.
     Моего режиссёра неожиданно и срочно по телефону вызвали в главный кабинет райкома партии (КПСС). Там его поставили в известность, что в честь предстоящего славного Юбилея Великого Октября ему как режиссёру поручается ответственейшее и почётнейшее задание сделать праздничный концерт районной самодеятельности с присутствием почётных артистов из области. А перед этим должна пройти торжественная церемония открытия и партийное собрание с докладом, посвящённым приближающейся великой Дате. Это ответственное торжество планировалось провести в последних числах октября во дворце культуры близлежащего к городу села. Для этого его как бы командируют в это село для репетиций концерта. То есть всё это время он должен временно проживать в этом селе. Поскольку режиссёр не был членом партии, то по-партийному приказать они ему не могли и поэтому лишь убедительно его просили. Судя по официальному тону обращавшихся к нему высоких и представительных коммунистических лиц, режиссёр, будучи неглупым человеком, понимал, что отказываться от такой просьбы в канун такой даты просто никак нельзя и всё тут!
     Недолго думая, он тут же в кабинете, конечно же, согласился, но при этом попытался высказать свою просьбу: если только возможно, он бы жил в своём доме с родителями, а на место репетиций его бы отвозила машина и затем обратно доставляла бы его домой. Так ему было бы удобней. В то время режиссёру исполнялось 26 лет и, естественно, большого опыта в постановке подобных мероприятий у него не было. Но коммунисты сделали ставку именно на него. Вероятнее всего, выбор пал на его кандидатуру потому, что весной того же года его имя впервые зазвучало на страницах районных и городских газет как победителя в областном ежегодном традиционном конкурсном фестивале самодеятельных и народных театральных коллективов «Театральная весна»-77. На этом фестивале он впервые официально представил свою молодёжную театральную студию с одноимённым спектаклем по мотивам повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Этим спектаклем он, довольно-таки, в хорошем смысле, хорошо нашумел. “Значит, это – перспективный и талантливый режиссёр!” – вероятно, думали представители партийной номенклатуры, подбирая достойные кандидатуры.
     Приняв его просьбу, они обещали подумать; и в тот же вечер того же дня, перезвонив к нему домой, они сообщили ему, что согласны выполнить его желание. К нему на всё время подготовительных репетиций прикрепили легковую машину «Волгу» с личным водителем, дали домашний номер его телефона, а также предоставили ещё четыре номера телефонов людей из райкома и райисполкома для необходимой плановой и внеплановой связи с целью оперативной организации и во избежание каких-либо нежелательных ситуаций.
     Конечно, режиссёру на это время пришлось урезать план работы в студии, максимально откорректировать репетиционный режим. Обычно занятия в студии проходили три раза в неделю: два раза в вечернее время, и в воскресенье утром. Только что начался учебный год и, возможно, у ребят как старшеклассников тоже возникали в школе, по комсомольской линии, свои подготовительные задания по торжественной церемонии обсуждаемого праздника. Режиссёр просил ребят звонить ему домой, чтобы дополнительно обговаривать проведение последующих занятий в студии, так как могли возникнуть всякие изменения. В общем, всё внимание руководителя студии перешло на серьёзнейшую предпраздничную подготовку к официальному партийному представлению.
     Подвести высоких дядей в этом официозе, некачественно выполнить поставленную задачу режиссёр даже помыслить не мог! Армейская твёрдая закалка, самодисциплина, добропорядочный нрав категорично не позволяли молодому парню дать себе хоть какую слабину. О трудовом соглашении и о каких-либо заработанных деньгах, которые могли быть выражением компенсации за проделанную работу молодого специалиста, и речи идти не могло. Режиссёр работал в районном доме культуры на недавно оформленной ставке методиста по театральному жанру – и всё! Намекать на дополнительную оплату в то время приравнивалось к уголовной статье за нарушение производственных отношений. А где же тогда могла быть комсомольская сознательность и патриотическая ответственность у советского режиссёра??? Всё должно быть на высоте коммунистического воспитания!.. На уровне молодого строителя коммунизма, беря достойный пример со старших товарищей-коммунистов! Только так и никак иначе.

     Всё своё старание, весь талант, найденную необходимую литературу режиссёр направил на создание сценария, налаживание новых творческих отношений, в непосредственных репетиционных буднях достижение мастерства буквально в каждом номере концертной программы. Но далеко не всё пошло так гладко, как хотелось, как планировалось. Многие участники программы отсутствовали на репетициях, и весь процесс иногда полностью срывался из-за отсутствия конкретных людей. Безусловно, режиссёр выяснял причину их отсутствия, и оказывалось, что люди были на своих основных работах, на репетиции их не отпускали непосредственные начальники. Иногда подводил транспорт. Режиссёр понимал, что, в конце концов, за всё ответит он. Звонки же к этим начальникам не помогали. Они находили свои аргументы для оправданий, и порой выглядело так, что им на всю эту самодеятельность было, как говорится, “с высокой горы…” И потом, что за пацан к ним звонил?! Кто он такой?! Тут объект под срывом! – а ему людей в хор подавай, и притом срочно?!
     Что же …режиссёр просто вынужден был звонить в райком партии с выяснением возникших несогласованных обстоятельств. И что вы думаете? Через три-четыре часа к нему сами звонили эти начальники и приносили свои персональные извинения. В дальнейшем никаких недоразумений больше не происходило. На время репетиций режиссёру выдали специальное удостоверение, в котором упреждалось беспрекословное выполнение от предъявителя данного документа в адрес любого официального и неофициального лица: от рабочего до председателя колхоза, включая работников ГАИ. В буквальном смысле, режиссёру разрешалось ногой открывать дверь любого кабинета районного масштаба для решения любого возникшего вопроса в подготовке данного концерта. Конечно же, режиссёр совсем не злоупотреблял возникшими у него возможностями. Но это удостоверение ему очень помогло в оперативном решении организационных моментов. На протяжении полутора месяцев 26-летний парень в буквальном смысле имел все полномочия главы районной гос/администрации. Не слабо, да?
     Короче говоря, готовилось очень-очень серьёзное-пресерьёзное разовое политическое праздничное мероприятие, обречённое, как говорят, на успех. Но добиваться этого успеха было совсем не просто. Режиссёру приходилось пару-тройку раз разъезжать по сельским клубам с репетициями отдельных номеров, чтобы сводные репетиции на главной сцене проходили без лишних остановок. В принципе, дальнейшее репетиционное время шло напряжённо, но без особых срывов. Никто больше из самодеятельных артистов ни по каким причинам не подводил. Грандиозное районное мероприятие в честь великого Октября, не без сильного волнения, но и с отсутствием каких-либо лаж, успешно состоялось! Перед началом торжества к режиссёру три раза подходил первый заместитель главы районной администрации, чтобы самолично убедиться, всё ли нормально.

     А вот теперь внимание! – самое важное! – ради чего я это всё пишу.

     Сразу по окончании всего действа всем партийным шишкам была дана команда отбыть на машинах в главный ресторан районного центра «Горняк» для праздничного банкета. О сам`ом банкете режиссёр ничего не знал. Он узнал об этом гораздо позже. Он видел, как партийцы о чём-то переговаривались, куда-то собирались, садились в машины и один за другим уезжали в сторону города. Все участники концерта тоже были рады успешному окончанию мучений. Они рассаживались в свои автобусы и по очереди разъезжались по своим сёлам. К режиссёру подходили некоторые люди – работники дворца и сами артисты – поблагодарить его за хорошую профессиональную работу и сотрудничество. Из партийных же – никто(!) ни с критикой, ни с похвалой, ни с дежурным пожатием руки после концерта не подошёл. Ни-кто!
     Мало того! Режиссёр вышел на улицу, чтобы уехать в последний раз на своей временной «Волге» домой, но машины у дворца не оказалось. Времени было десятый час вечера. Разъезжались по своим дорогам последние машины и автобусы, наполненные людьми. Кто-то из пассажиров, садясь в автобус, предложил режиссёру попутно поехать с ними, но он вежливо отказался. Он, словно самый виновный, провёл взглядом все разъезжающие машины, пока не остался возле дворца один-одинёшенек. Главного постановщика политического концертного шоу районного масштаба после концерта забыли! Забыли ли??? Случайный вежливый пассажир, участник концерта – не в счёт.
     Режиссёра «забыли» те, кто два месяца назад вынужденно уполномочил его на самую высокую временную власть в районе!
.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .
     И шёл этот парень пешком домой, из близлежащего села в свой город, прямо по трассе, поздним-поздним вечером, глядя на всё больше загорающееся звёздами небо, встречая и пропуская встречные и попутные машины; и о чём он мог думать, о чём про себя говорить, какие слова мог адресовать партийным номенклатурщикам, как в тот час он мог обращаться к БОГУ – знает только он.
     Результатом было (спустя пару недель, так и не дождавшись никакого звонка от партийного руководства) решительное желание навсегда уехать из родного города в Москву, где поначалу ему не дал бы пропасть его лучший армейский друг, успешно занимающийся скульптурой. Но только плачущие лица ребят – юношей и девушек его студии – которые на железнодорожном вокзале не отдавали ему его чемоданы по прибытии на перрон московского поезда, – смогли его остановить! Жалел ли он потом об этом, – не известно.
12.04.18.
_______________________
* «Великий Октябрь и прогресс человечества» – доклад Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева,
   посвящённый 60-летнему Юбилею Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года,
   был опубликован во всех центральных газетах в начале ноября 1977 года, а немного позднее
   был даже издан в качестве грампластинки (конверт – на картинке).
   Автор данного рассказа, будучи тогда 9-классником СШ, имел вынужденное «счастье» плотно его изучать
   и конспектировать на уроках истории. «Благо», учитель истории была, к тому же, и классным руководителем.
   Так что, данный доклад запомнился надолго. Поэтому и название его здесь – отнюдь не случайно.


Рецензии
Шёл этот парень пешком домой и,наверное, думал: " А пропади оно все пропадом!" Так и подумали потом члены КПСС, молча спрятав свои партийные билеты, когда КПСС объявили распущенной.

Надежда Дьяченко   18.12.2020 03:24     Заявить о нарушении
Да, последнее слово в Вашем отзыве - ключевое. Комуняки-проституты самораспустились.
И скренне благодарю Вас, что не отмолчались. Это дорогого стОит.

Аллан Гурченко   18.12.2020 17:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.