РИМ. Первый день

На фото ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОКЗАЛ Рима

Первый и сокращенный вариант для занятых!
                ГОРОД РИМ - ГЛАВА МИРА

Неофициальным гербом римской империи был Золотой орёл (aquila).

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОКЗАЛ
«Вилла Роза»
ТРАСТЕВЕРЕ
San Francesco d' Assisi a Ripa Grande
Ponte Rotto
Isola Tiberina
Vicolo dell'Atleta
La Torre degli Anguillara
Санта-Мария-ин-Трастевере
Площадь Венеции
Фонтан Треви
Santi Vincenzo e Anastasio a Trevi
церковь Sant'Andrea delle Fratte
Пантеон
Piazza Navona
ФОНТАНЫ Piazza Navona
Sant'Ignazio di Loyola a Campo Marzio
Santa Maria in Via Lata
La chiesa del Santissimo Nome di Gesu
«Экспресс»

Город богат историческими, культурными, духовными и материальными ценностями. Центр западного христианства, собрание главных и самых почитаемых церквей.

Первый день

                ПРИЛЕТ

Приехали в Пулково упаковали пленкой чемодан. Из Пулково (на небольшом самолете) прибыли в аэропорт Рима. Аэропорт Фьюмичино – очень громадный.

Получили чемодан, упаковка на котором была разрезана. Возможно спец. Службы постарались, но ничего не пропало.

Пошли длинными переходами на железнодорожную станцию. Идти нужно довольно долго пользуясь указателями с картинкой поезда, но мы к этому были готовы.

Когда дошли до станции, то попросили билеты до станции Трастевере, но кассирша сказала, что отправляется прямо сейчас и дала билеты по 14 евро на скорый поезд до Термини (центральный вокзал Рима, возможно назван в честь бога гpаниц Теpмина). Билеты теперь дают со штрихкодом по ним проходишь через турникет и их не надо компостировать.

В поезде подошел контролер и проверил билеты сканером. Так как у нас был забронирован отель «Вилла Роза», то мы на вокзале купили билеты по 7 евро на 24 часа и сели в автобус «Н». Прокомпостировать билет нужно каждый раз, когда садишься в транспорт.

В Риме около 20 ночных автобусных линий, которые функционируют с 00:30 до 5:30 утра. Главные пересадочные станции ночных автобусов – Termini (Piazza dei Cinquecento) и Площадь Венеции. С этих площадей автобусы отправляются во всех направлениях с интервалом в 30 минут.

Покупка билетов на ночные маршруты осуществляется у водителя. На остановках стоят указатели на которых ночные автобусы обозначены «N», а дневные «U».

                ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОКЗАЛ

В свое время дуче Муссолини не понравились скромные размеры вокзала. Нынешнее знание главного римского вокзала, это результат строительства, инициированного дуче и длившегося с 1938 по 1950 годы. В 2000 году, к полувековому юбилею, вокзал подвергся еще раз весьма серьезной перестройке: его помещения дополнили полезными торговыми точками и заведениям общепита.

Великие ученые

Однажды (1983), я зашел в посольство, и атташе по науке (с которым были нормальные рабочие отношения) дал мне задание быть гидом у трех высокопоставленных ученых из Москвы. Наверное, он сам должен был их сопровождать, но тут подвернулся я. Я свое задание выполнил. Когда ученые уезжали через несколько дней, то на вокзале у них украли бумажники с паспортами. Паспорта подбросили в посольство, когда ученым сидящим уже в поезде сотрудник посольства вернул паспорта, то выяснилось, что они даже не поняли, что их обокрали.

С тех пор я старался обходить центральный вокзал стороной. В воскресенье именно у этого вокзала собираются разнообразные диаспоры и прочие сомнительные типы. Среди цыган была красивая, молодая, блондинка. У меня с привокзальными цыганами не было проблем.

                «Вилла Роза»

Когда приехали к отелю «Вилла Роза» выяснилось, что надо подниматься с громадным чемоданом по лестнице целых четыре пролета. В остальном это прекрасный отель на via Giuseppe Parini. Утром всегда хороший завтрак и даже удивил приличный WIFI отеля. WIFI в римских отелях очень «тормозной» инет по нашим меркам. Есть телеканал на русском. Мы в номере не сидели приходили только ночевать и завтракать. Номером и завтраком остались вполне довольны.

Через дорогу от отеля, есть довольно большой супермаркет «Tuodi» где можно купить любые продукты на ужин или для ночной еды. Есть дешевые вина около двух евро. В Италии нет плохих вин, поэтому можно смело покупать вина по низким ценам. Напротив, дорогие вина могут оказаться со специфическим вкусом. В супермаркете есть свежие салаты, как в из овощей, так и просто из съедобной травы. Фрукты, как правило, продают не зрелыми. Пиво, обычно, дороже вина, и его реже покупают.

                ТРАСТЕВЕРЕ

Остаток дня провели в Трастевере. Зеленые современные трамваи №8 ходят между площадью Венеции и Трастевере. Похожие трамваи теперь есть в Питере, называются "Чижик" тоже №8. Доехали до дворца «Экзаменов» Palazzo degli Esami - это здание 1912 года. В этом здании проводятся государственные конкурсы и экзамены для государственных должностных лиц, учителей, журналистов и других профессиональных организаций. Затем подошли к Порта Портезе (во времена Римской империи ворота служила входом в городские стены из порта), но громадный и знаменитый рынок функционирует только по воскресеньям.

                San Francesco d' Assisi a Ripa Grande

Зашли в церковь Сан-Франческо-а-Рипа (San Francesco d' Assisi a Ripa Grande) — церковь в Риме, в районе Трастевере. Здесь в 1219 году в монастырском приюте возможно жил святой Франциск Ассизский во время своего пребывания в Риме.

Строительство начато в 1231 году церковь, полностью перестроенная в 1682—1689 годах Маттиа де Росси, украшена скульптурами XVII и XVIII веков, среди них очень известная работа Бернини — статуя «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» (1674 год) в капелле Палуцци-Альбертони (вариация знаменитой скульптуры «Экстаз святой Терезы») творения Лоренцо Бернини.
 
Поражает как в камне удалось передать движение тела, складки материи. Не верится, что это камень. В церкви мало народа. Очевидно не все находят Piazza di San Francesco d' Assisi. Площадь расположена далеко от туристской тропы. Но близко от ресторанов и злачных мест Трастевере. Перед церковью стоит небольшой обелиск с крестом.

                Ponte Rotto

Вышли на набережную и подошли к знаменитому «Разрушенному мосту» или Ponte Rotto и острову на Тибре. Мост долгожитель «Разрушенный мост» (первичное название мост «Эмилио») находится рядом с мостом Палатино. Понте Ротто – самый старый мост через Тибр. На его месте изначально был деревянный мост, который временами разрушали во время войн и нападений на Рим.

Затем, когда безопасность города была более-менее обеспечена, построили каменный мост, который все же перестраивался несколько раз после наводнений. Но он окончательно рухнул после сильного наводнения в 1598 году.

О качестве этой постройки можно судить по тому, что мост простоял 1700 лет, пока в 1575 году не был капитально реставрирован. В реставрированном виде он простоял 23 года и рухнул во время наводнения в 1598 году. При реставрации моста архитектор Маттео ди Кастелло заботился больше о скульптурном его оформлении и не доглядел за тем, что подрядчик, производивший каменные работы, заменил античный камень бутом.
 
Из пяти арочных пролетов этого моста до нашего времени сохранился один пролет. Очертания арки - полуокружность, пролет 24,4 м. Устой шириной в 7,92 м облегчен нишей, отвечавшей античной разгрузочной арочке, составлявшей особенность римских мостов именно республиканского периода. Притеска камней в арках сделана артистически, благодаря чему мост устоял на протяжении двух тысячелетий.

Несмотря на широкое применение бетона в арках и сводах гражданских зданий, римляне в мостостроении прибегали за очень редкими исключениями, только к квадровой кладке без раствора. Малейшая выпуклость привела бы здесь к неравномерности напряжению камня и вызвала бы трещины.

                Isola Tiberina

Тиберина (Isola Tiberina) — небольшой остров в форме лодки (270 метров в длину и 67 метров в ширину), расположенный на реке Тибр. Остров пользовался в Риме дурной репутацией и оставался необитаемым до 293 г. до н. э., когда в разгар чумы по решению сената на острове было устроены больница и святилище бога врачевания Эскулапа. Острову была придана форма лодки, берега облицованы травертином, вместо мачты установлен обелиск (ныне его заменяет колонна с фигурами святых).

Попасть на остров можно по двум древнейшим мостам города: с правого берега — по мосту Фабричо (62 г до н. э.), а с левого — по мосту Честио (46 г до н. э.). Древнее название Тиберины — «Insula Inter-Duos-Pontes», то есть, «Остров-между-двух-мостов». В 1584 году остров повторно обрел славу места, связанного с медициной, здесь был открыт госпиталь (Ospedale Fatebenefratelli), который функционирует и поныне. Здание больницы расположено в западной части Тиберины и находится в подчинении ордена Госпитальеров Иоанна Божьего (L’Ordine ospedaliero di San Giovanni di Dio).

                Vicolo dell'Atleta

Потом, зашли на Vicolo dell'Atleta где я раньше жил. Vicolo dell'Atleta соединяется через via dei Salumi с via dei Genovesi, и его название происходит от открытия, которое произошло около середины девятнадцатого века, зарытой в земле статуи атлета под названием «Apoxyomenos», от греческого «тот, кто очищает тело с помощью стригиля», инструмент с изогнутым лезвием, в основном из слоновой кости, который древние использовали для очистки кожи от масла или пыли после купания, или борьбы.
 
Статуя теперь находится в Музеях Ватикана, представляет собой мраморную копию бронзового оригинала греческого скульптора Лисиппа (IV в. до н.э.), первоначально размещенного у входа в Ванны Агриппы. Говорят, что император Тиберий передал статую в свою личную резиденцию, но был вынужден вернуть ее по настоянию горожан, которые сильно протестовали.

Переулок получил свое нынешнее название в 1873 году после открытия статуи, но ранее его называли «Аллеей пальм», из-за посаженных здесь многочисленных пальм, которые являются символом Иудеи. Они вероятно, были посажены перед самой старой синагогой евреев в Риме. Это название было правильном, так как эта аллея находилась на месте создания первого ядра еврейской общины в Риме (одной из самых старых в Мире) со времен Республики.

Первые иудеи прибыли в Рим 161 году до нашей эры. После этого многие евреи начали селится в Риме основав район Трастевере их уже было несколько десятков тысяч (если верить самим евреям). Вероятно, и до этого времени какое-то количество евреев уже постоянно жило в Риме и это были еврейские торговцы.

В 63 году до н. э. еврейскую общину Рима существенно пополнили пленники, уведенные Помпеем из завоеванной им Иудеи. Они вначале были рабами римлян, но постепенно хозяева отпускали их на свободу. Отношение к евреям со стороны правителей древнего Рима было в основном благосклонным и либеральным.

В Трастевере жили евреи до переселения в район Сант-Анджело, который произошел в средние века. Образование гетто было на руку руководителям евреев (если верить самим евреям).

Юлий Цезарь(100 – 44 гг. до н.э.) считал деятельность евреев одним из важных элементов экономической жизни государства. При нем евреи были освобождены от некоторых ограничений, наложенных на последователей других религий.

Первая синагога (1101) была основана лексикографом (лексикография — раздел языкознания, занимающийся составлением словарей, изучением особенностей слов, их толкованием) Натан бен Йехиел (1035-1106) и его братьями.

Предполагается, что она была расположена именно там, где сегодня расположен красивый средневековый дом, который получил название «Дворец у Разрушенного моста».

На центральной колонне у основания арки дворца все еще сохранилась надпись на иврите, высеченная в мраморе. Фасад дворца выход на противоположную переулку улицу via dei Vascellari. Синагога была разрушена после серьезного пожара 28 августа 1268 года.

В 4 г. до н. э. 8 тысяч евреев Рима сопровождали по улицам города делегацию из Палестины, приехавшую после смерти Ирода I просить сенат о низложении Идумейской династии.

ВСТАВКА
Вместе с вавилонянами идумеи участвовали в осаде и разрушении Иерусалима (586 г. до н. э.).
В I веке до н. э. идумей Ирод по решению Рима стал царём Иудеи. Он истребил род Хасмонеев и основал новую правящую династию.
___

Еврейское население Рима в это время составляло уже более 20 тысяч человек. В Риме действовали несколько синагог.

По распоряжению Октавиана Августа (63—14 г. до н. э.), евреям ежемесячно выдавалось зерно, также как и остальным жителям города. Если раздача зерна в городе происходила в субботу, то для евреев власти делали исключение и переносили её на следующий день.

Существенно возросло еврейское население в Риме после окончания Иудейской войны в 70-м году новой эры. После захвата Иерусалима и разрушения храма римский полководец Тит приказал пленённых руководителей еврейского восстания и, кроме них, ещё 700 человек отправить в Рим для участия в триумфальном шествии по случаю победы.

В Трастевере часто в здания встраивали археологические находки и фрагменты разрушенных зданий. В 1982 году рядом с синагогой взорвали гранату два человека погибло, а 35 ранено. В существующей синагоге «Tempio Maggiore di Roma» есть довольно обширный музей «Museo Ebraico di Roma».

Еврейское население Рима не пострадало во время Иудейской войны, а наоборот, его численность значительно увеличилась за счет евреев, взятых в плен Титом.

Как и пленники Помпея, они были через некоторое время освобождены (возможно выкуплены). Вольноотпущенные рабы евреи селилась рядом с уже жившими в Риме евреями, в основном в районе Трастевере на правом берегу Тибра.

В Трастевере в середине первого века до н.э. возник большой еврейский квартал.
В конце первого века н.э. в Риме было 12 синагог. В городе даже существовала религиозная школа - иешива.

Любые послабления евреям Рима приходилось оплачивать деньгами. С годами евреи Рима постепенно перемещались на другой берег Тибра, меняли место своего постоянного проживания поближе к Капитолийскому холму.

Место, отведённое под гетто, располагалось между Капитолием и островом Тиберина. В 16–19 вв. на маленьком пространстве, которое занимало гетто, в условиях большой скученности проживало до десяти тысяч евреев.

Гетто было отменено в 1870 году, когда в Риме закончилась папская власть и евреи были признаны равноправными гражданами Италии. Они стали селиться там, где желали, многие вернулись на старые места в Трастевере.

С 1930 года в Риме действует переехавшая из Флоренции Итальянская раввинская семинария.

В Риме находятся две известные скульптуры Моисея – библейского вождя еврейского народа. Первая, работы Микеланджело, - в центре знаменитого мавзолея Юлия Второго, находящегося в церкви Святого Петра в кандалах. Рядом с фигурой Моисея находятся скульптуры праматерей еврейского народа - Леи и Рахели.

Вторая фигура Моисея находится у Фонтана «Аква Феличе», также известного как «Фонтан Моисея». Рядом представлены два библейских персонажа: в левой арке - Аарон, в правой арке — Иисус Навин.

Евреи Рима не сефарды и не ашкеназы. Обряд молитв римских еврее также не похож ни на сефардский ни на ашкеназийский, и восходит ко временам Вавилонского пленения и древним временам Эрец-Исраэль.

                La Torre degli Anguillara

Затем отправились мимо «Дома Данте» к Санта Мария ин Трастевере. Другое название этого здания — La Torre degli Anguilara, которая расположена перед входом в район Трастевере на пересечении улицы Лунгаретта и проспекта Трастевере на площади Соннино.

Эта средневековая башня, более известная как «Дом Данте» (Casa di Dante). Автор «Божественной комедии» в ней не жил, а иногда останавливался, когда посещал Рим. Но итальянцы настолько высоко ценят литературный талант Данте, что можно сказать священно почитают. Поэтому и отвели целый дом. Который почти всегда закрыт.

В давние времена здание принадлежало клану Ангуиллара, а с начала 20 века здесь размещается общество исследователей творчества Данте Алигьери.

Санта-Мария-ин-Трастевере

Затем пришли к фонтану «Olei Fons» на старинной площади и увидели, что весь фасад церкови Санта-Мария-ин-Трастевере в лесах. Меня это немного огорчило, так как я хотел заснять фасад. Санта-Мария-ин-Трастевере — одна из самых древних церквей Рима. Утверждается, что на этом месте был первый римский христианский храм, в котором была открыто проведена месса.

По традиции считается, что храм здесь был еще раньше: в первой половине III века, после смерти папы Каликста I. Каликст был замучен в 222 году близ нынешней площади Piazza di San Callisto в Трастевере. Жил он тоже, в этом районе; возможно, как раз на площади Санта-Мария-ин-Трастевере.

В XVII-XIX веках центральная дверь базилики Санта-Мария-ин-Трастевере периодически служила Святыми вратами (Porta santa) и открывалась в Юбилейные годы.

ВСТАВКА
«ЮБИЛЕЙНЫЙ Святой год» в католицизме — год, в течение которого допускается возможность получения полной индульгенции, то есть прощения всех временных наказаний за грехи.
Юбилейный Святой год в Ватикане празднуют 1 раз в 25 лет. Но бывают и внеурочные Святые годы, по указанию Папы. В Юбилейные Святые годы Ватикана, в Рим приезжают христиане со всего мира, что бы получить индульгенцию.
___


Святые двери имеются лишь в четырех папских базиликах, и Санта-Мария-ин-Трастевере не относится к их числу. Но она заменяла собой базилику Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, когда последняя страдала от наводнений или пожаров. Поэтому на центральной двери имеется надпись: Haec est porta Domini, justi intrabunt in eam «Вот врата Господа, праведные войдут в них» (из Псалма 117).

Вообще Санта-Мария-ин-Трастевере занимает почетное пятое место в иерархии римских базилик после собора Св. Петра, Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, Латеранской базилики и Санта-Мария-Маджоре. Особенностью базилики Санта-Мария-ин-Трастевере является то, что фасад выходит на площадь Piazza di Santa Maria in Trastevere.

Фасад ориентирован не на запад, как обычно бывает во всех христианских храмах, а на восток (вероятно традиция строить алтарь на восток появилась позже). Храм основательно перестроили в начале 1140-х годов при папе Иннокентии II, причем на стройматериалы пошел камень из руин терм Каракаллы.

Центральный неф отделен от боковых античными гранитными колоннами (Очевидно они из терм Каракаллы, также есть вероятность, что они происходят из руин храма Исиды на Яникуле, так как ученые распознали в резном узоре капителей лица Исиды, Сераписа и Гарпократа, и во время реставрации эти оскорбительные для христианства образы были частично уничтожены или искажены. Несмотря на это, некоторые резные лица упомянутых египетских богов сохранились.

Серый и розовый гранит для колонн добывался в свое время в римских карьерах в Египте) поэтому они разного диаметра и с разнообразными ионическими и коринфскими капителями.

В 1865-1866 годах была проведена масштабная реставрация базилики по приказу папы Пия IX. В ходе работ, к сожалению, были уничтожены многие археологические находки и разрушены другие ценности. Деревянный резной кессонированный потолок создан по проекту известного художника XVII века Доменикино (Domenichino).

В портике, находится коллекция языческих и раннехристианских надписей III века, а также фрагментами скульптур IX века. Древние письмена («эпиграфы») на камнях будут интересны тем, кто знает латынь.

Многие языческие образцы были найдены в захоронениях на Аппиевой дороге в XVIII и начале XIX века и установлены здесь во время реставрации 1860-х годов. Другие обломки с надписями были обнаружены во время реставрационных работ в самой базилике. Важно, что в отличие от других церквей отсутствует традиционный перерыв на сиесту.

На площади, в районе Трастевере перед церквью Санта-Мария-ин-Трастевере стоит восьмиугольный фонтан Olei Fons «масляная родниковая вода». Легенда гласит, что церковь была построена на месте источника благовонного масла, который забил знаменуя рождение Христа. Фонтан был построен в 1692 году Карлом Фонтаном. Фонтан «Olei Fons» у церкови Санта-Мария-ин-Трастевере, морские раковины символ целомудрия.
 
Февраль, мелкий дождь и на ступенях фонтана никого не было. Обычно вечером на нагретых за день ступенях полно народа, так как площадь является самым центром ночной жизни Трастевере.

Стилизованные раковины по краям чаши фонтана должны символизировать чистоту и непорочности Девы Марии. Фонтан на площади перед церковью Санта-Мария-ин-Трастевере Fontana di Piazza S. Maria in Trastevere считается старейшим в Риме и восходит к эпохе императора Августа.

Фонтан был сильно переделан в Юбилейном 1450 году, вероятно, самим Браманте. Край чаши был украшен четырьмя бронзовыми волчьими масками. Бернини полностью обновил фонтан, добавив, четыре раковины по сторонам.

В конце XVII века, фонтан расширил Карло Фонтана: он заменил нижнюю чашу на более вместительную, а раковины — на более крупные и богато украшенные. На мой взгляд, фонтан как художественное произведение так себе. Но народу тут всегда обычно много бывает.

Санта-Мария-ин-Трастевере одна из самых старых церквей Рима, посвященных Богородице. В 2006 году председатель Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне глава РПЦ) подарил базилике две православные иконы Спасителя и Богоматери, ныне установленные перед алтарём.

На фасаде церкви находится фреска с изображением притчи о десяти девах и Мадонны с младенцем Иисусом. Церковь знаменита мозаиками, особенно работами Пьетро Каваллини (1291) и изображением «Vita della Vergine» (Жития Девы Марии).

Сверкающие мозаики апсиды, великолепный резной деревянный потолок, неординарная капелла Авила. В капелле Альтемпс (слева от алтаря) хранится ценная икона VII века «Мадонна-делла-Клеменца», одно из самых древних изображений Богоматери, дошедших до наших дней. В церкви и вокруг много народа.

Недалеко от площади мы взяли пиццу и пиво. Скромно перекусили около пиццерии. В этом месте и вообще в районе Трастевере часто ужинают туристы.

Площадь Венеции

Потом хотя уже стало темнеть сели на трамвай № 8 и приехали на площадь Венеции где было даже в дождь многолюдно.

Фонтан Треви

Затем подошли к фонтану Треви (от проспекта Корсо есть указатели где нужно свернуть). Сквозь толпу посмотрели на фонтан. Крупнейшей жемчужиной среди фонтанов Рима считают фонтан ди Треви (Fontana di Trevi).

Масштабная и объемная достопримечательность - картина, выполненная в камне и струящейся воде, нежели источник воды. Невероятная красота фонтана в любую погоду притягивает к нему сотни гостей Италии.

В XVII веке разработкой фонтана занялся величайший барочный мастер Италии – Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini). С наступлением 1700 года трудиться над фонтаном стал ученик Бернини – Карло Фонтана (Carlo Fontana). Архитектор усилил образность изначального проекта, разместив во главе фонтана мощную скульптуру Нептуна и его слуг.

Строительство фонтана заняло целых 30 лет: с 1732 по 1762 года. Океан, мощный и строгий, вырывается из-под водной пелены на колеснице, запряженной морскими конями и тритонами. Слева от Нептуна, в нише фасада дворца Поли, находится статуя богини Здоровья. Справа, богиня Изобилия.

В свое время в палаццо Поли княгиня Зинаида Александровна Волконская снимала второй этаж дворца в 30-е годы XIX столетия. По этому адресу в Италии ее навещали: Николай Гоголь, чета Брюлловых и прочие представители мира искусств.

Santi Vincenzo e Anastasio a Trevi

Затем зашли в рядом стоящую церковь Santi Vincenzo e Anastasio a Trevi над входом в церковь герб Мазарини, который держат два ангела и бюст его племянницы красавицы Mancini. Здесь находится знаковая капелла церкви — здесь похоронены сердца 25 Римских Пап. В первой справа от входа капелле похоронена княгиня Зинаида Волконская (она была католичка), на правой стене надгробная плита с именем княгини Волконской, её мужа и сестры.

Изображение мирянки Mancini на фасаде церкви и двух женщин с обнажённой грудью — уникально для церквей Рима. Ранее в этой церкви были литургии болгарской общины в Италии.

церковь Sant'Andrea delle Fratte

Зашли в церковь Sant'Andrea delle Fratte в ней находятся великолепные ангелы Бернини и похоронен художник О. Кипренский белая мраморная доска два факела вниз посвящены ему.

Пантеон

Подошли к старинному Пантеону, но во внутрь не попали его уже закрыли. Пантеон (лат. panthevm, — храм, посвящённый всем богам) — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. Современный Пантеон построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.

Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. В Пантеоне погребены Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

Piazza Navona

Дошли пешком до площади Навона. Пьяцца Навона (Piazza Navona) — площадь в форме вытянутого с юга на север прямоугольника, устроенная на месте стадиона Домициана (I в.). С XV века по 1869 г. место нахождения городского рынка. Застраивалась в XVII веке в стиле барокко. Площадь Навона – это самый выдающийся образец барокко. На площади церковь св. Агнессы (1652 г., арх. Джироламо Райнальди), и несколько дворцов, включая палаццо Памфили.

В Средневековье площадь также была известна под названием цирк Александра Севера. При императоре Александре Севере (3 в.) цирк подвергся заметной перестройке.
Первая церковь на бывшем стадионе (в аркадах, где находился бордель, в который отправили христианку Агнессу) была сооружена на месте мученичества святой Агнессы.

Существует история о жизни римской девушки по имени Агнесса (лат. Agness). Прекрасная дева жила в Риме в III веке н.э., она приняла христианскую веру и готовилась полностью посвятить себя церкви. В нее был влюблен римский префект, который и слышать не хотел об отказе. Разозлившись на благочестивую Агнессу, чиновник велел раздеть ее и отправить в таком виде в публичный дом, что процветал у стадиона Домициана.

В январе 304 года несломленная римлянка приняла мученическую смерть от рук солдат. В середине XVII века на том самом месте, где располагался древний дом терпимости, в честь Агнессы Римской был выстроен храм. Голова святой Агнессы хранится в церкви в качестве почитаемой реликвии.

В 1652 году была перестроена церковь Святой Агнессы — Сант-Аньезе-ин-Агоне. Архитекторы, работавшие над проектом — Джироламо и Карло Райнальди, а также Борромини, создавший купол и фасад в 1653-57 годах.

ФОНТАНЫ

Бернини построил в 1649 году роскошный барочный фонтан четырёх рек, в центре которого был установлен обелиск. Обелиск был найден на территории цирка Макценция на Аппиевой дороге.

В центре площади — фонтан четырёх рек (Fontana dei Quattro Fiumi) работы Бернини, 1647—1651 года: египетский обелиск в окружении статуй, символизирующих главные реки четырёх частей мира — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату. Обелиск (16. 54 метра) был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу Домициана.

Иероглифы были нанесены уже в Риме: гимн императору Домициану и обожествлённым Веспасиану и Титу. Вершину обелиска украшает металлический голубь с оливковой веточкой — гербовой знак семьи Памфили.

Два более старых фонтана — фонтан Мавра и Нептуна, построенные Джакомо делла Порта, были перестроены Бернини.

Фонтан Мавра — фонтан в южной части площади. Первоначально фонтан был без фигур (конец XVI века), позднее скульптуру мавра изготовил Бернини, остальные фигуры относятся к XIX веку.

Фонтан Нептуна в северной части площади. Фонтан Нептуна, установленный на площади в конце XVI века, также был без скульптур, Нептун и окружающие его фигуры датируются XIX веком.

На углу дворца (Palazzo Braschi) находится мраморная статуя Пасквино (II век до н. э., Mastro Pasquino) — одна из римских говорящих статуй. Статуя была найдена при строительных работах в 1501 году и, возможно, украшала стадион Домициана.

Sant'Ignazio di Loyola a Campo Marzio

Зашли в Сант-Иньяцио (Sant'Ignazio di Loyola a Campo Marzio) — барочная церковь ордена иезуитов в Риме, посвященная Игнатию Лойоле, основателю ордена иезуитов, канонизированному в 1622 г. Церковь была построена на средства кардинала Лудовико Лудовиси, племянника папы Григория XV, по эскизам Карло Мадерна.

Руководил строительством иезуит Р. Орацио Грасси в 1626-50 гг. Он был профессором математики, преподававшем в Коллегии Иезуитов. Говорят, что план церкви с многочисленными капеллами напоминает Иль Джезу.

В интерьере особо примечательна фресковая роспись потолка «Триумф св. Игнатия Лойолы» (1690) работы художника и известного математика Андреа Поццо, создающая на плоском потолке церкви иллюзию настоящего купола. Фрески в апсиде изображают жизнь и деяния св. Игнатия.

В центре на плоском потолке вознесение св. Игнатия, которое можно посмотреть, через зеркало, стоящее на полу. Эффект, просто потрясающий кажется, что он летит вверх. Лично на меня росписи произвели сильное впечатление. В церкви Сант-Иньяцио находятся надгробия двух почитаемых иезуитов: св. Алоизия и св. Иоанна Берхмана.

Santa Maria in Via Lata

Церковь Santa Maria in Via Lata и крипта. На проспекте Корсо ошеломляет барочной красотой. В крипте, расположенном под церковью, два года в заточении апостол Павел. В церкви роскошный алтарь, престол с «Мадонна Адвоката» — одной из немногих картин, авторство которой приписывают Бернини. Справа от входа капелла Мадонны в ней источник целебной воды (есть колодец).

La chiesa del Santissimo Nome di Gesu

Для закрепления эффекта отправились в Иль Джезу (La chiesa del Santissimo Nome di Gesu) — главного храма иезуитов в Риме, имеющего уникальную фреска на плафоне церкви.

На поверхности пола там имеется точка из розового мрамора, украшенного инкрустацией. Встав на эту точку, человек поражается изумительным видом иллюзорной перспективы. Потолочная роспись фигуры создают потрясающую иллюзию, будто они парят в пространстве под потолком, визуально отбрасывая тень. Однако в действительности фреска написана в единой плоскости!

На полу также стоит зеркало для лучшего обзора потолка. При посещении этой церкви, запоминается также капелла святого Андрея, которая украшена потрясающими фресками работы Агостино Чампелли. Фрески, украшающие своды третьей справа капеллы — роспись Федерико Цуккари (Frederico Zuccari).

Трансепт церкви оформлял Пьетро Кортона, тут же, в алтаре находится икона «Смерть Ксаверия», написанная Карло Маратта в XVII веке, образ святого Франческо Борджа (Francesco Borgia) был выписан на алтаре иезуитом из Рима Андреа Поццо (Andrea Pozzo). Полюбоваться которым можно в капелле Святого Сердца (Cappella del Sacro Cuore).

В капелле святого Игнатия, высится статуя святого расположенная в левом трансепте храма. Часовня святой Марии, находится слева от основного алтаря. В ней находится икона Матери Иисуса, относящаяся к XIV веку.

«Экспресс»

Зашли в супермаркет «Экспресс» (эти магазины работают позже обычных) купили бутылочку вина за четыре евро и колбаски с булочкой.

Радостные и духовно обогащенные сели на трамвай № 8 и поехали в отель.

РИМ. Второй день http://www.proza.ru/2018/04/12/1854

Рецензия на «РИМ. Первый день» Веры Мартиросян от 26.11.2018

Прекрасная экскурсия по Риму!

Рецензия на «РИМ. Первый день» Татьяны Василььевой от 25.11.2018

Интересная экскурсия по Вечному городу с историческими подробностями.

Рецензия на «РИМ. Первый день» Нина Турицына от 05.05.2019

Вот так! Подробно, всё узнав и надо писать о Риме!

Рецензия на «РИМ. Первый день»

Поработаю корректором и где-то даже "редуктором".

La Torre degli Anguilara - La Torre degli Anguillara

"кассирша сказала, что сейчас отправляется прямо сейчас"
Два "сейчаса".

"центральный вокзал Рима, возможно назван в честь бога гpаниц Теpмина"
Скорее потому, что это был конечный пункт ж/д маршрутов Чивита Веккия - Рим и Фраскати - Рим, либо потому, что недалеко располагались руины терм Диоклетиана.

"Однажды, я зашел в посольство (1983) и атташе по науке (с которым были нормальные рабочие отношения) дал мне задание быть гидом у трех высокопоставленных ученных из Москвы."
Тогда уж "1983" лучше поставить после "однажды"; перед "и" просится запятая (боле препинаками не занимаюсь); ученым две "н" не нужны.

"и прочие сомнительные типы."
Особую опасность таят местные цыгане.

"проводятся государственные конкурсы и экзаменов"
экзамены

"далеко от туристкой тропы"
туристской

"облегчен нишей, отвечавшей античной разгрузочной арочке, составлявшей особенность римских мостов республиканского периода"
отвечавшей... составлявшей - литературный язык хромает; неужели в имперский период арка перестала фигурировать в конструкциях древнеримских мостов?

"бронзового оригинала греческого скульптора Лисиппо"
Это по-итальянски он Лисиппо, а по-нашему - Лисипп.

"на территории цирка Макценция"
В нашей исторической литературе принято писать Максенций.

"памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. Современный Пантеон построен в 126 году н.э."
Автор не заметил противоречия. На самом деле первый Пантеон был построен в эпоху Августа, потом сгорел, был восстановлен при Флавиях, и снова сгорел. Его восстановил Адриан, но дата завершения стройки - предположительна, сведений не дошло.

Всё, устал искать блохи! Но напоследок хотел бы отметить, что желательно придать всем итальянским (и латинским) названиям единообразие. Я бы предпочел все названия давать кириллицей, например: Ла-Торре-дельи-Ангвиллара, Пьяцца-ди Санта-Мариа-ин-Трастевере, Санти-Винченцо-э-Анастазио-а-Треви, либо давать русский перевод, если речь идет о храмах. В любом случае фамилию Манчини, как и другие итальянские фамилии, следовало бы писать кириллицей.

"Первые иудеи прибыли в Рим 161 году до нашей эры."
Осторожные ученые утверждают, что скорее всего первые иудеи появились в Риме не ранее 2 в. до н.э., причем из эллинистического Египта, где образовалась влиятельная иудейская диаспора. В 161 г. до н.э. в Рим прибыли послы Иуды Маккавея для заключения соглашения о союзных отношениях (что не значит, что это были "первые иудеи в Риме").

"Они вначале были рабами римлян, но постепенно хозяева отпускали их на свободу".
Римляне либо перепродавали их по дешевке, либо давали вольную, поскольку выяснили, что по субботам те отказывались работать даже под страхом смерти.

"Евреи Рима не сефарды и не ашкеназы."
Но в целом италийские евреи ближе к сефардам.

"Отношение к евреям со стороны правителей древнего Рима было в основном благосклонным и либеральным."
Спорное утверждение. Периодически на иудеев устраивались гонения, первое - еще в республиканский период (эдикт претора Гн. Сципиона об изгнании "халдеев" от 139 г. до н.э.). Затем император Тиберий в 19 г. н.э. отправил 4000 римских иудеев служить в войсках, расквартированных на Сардинии для борьбы с тамошними разбойниками; остальных иудеев выслали из Рима. Затем психически нездоровый Калигула чуть не спровоцировал восстание в Иудее, пожелав поставить свою статую в иерусалимском храме; затем вспыхнула Иудейская война, а через полвека после нее восстание Бар-Кохбы, в результате которого Иерусалим превратился в Элию Капитолину (иудеям было запрещено там селиться), а египетская и киренаикская диаспоры были разгромлены римскими легионами.

"По распоряжению Октавиана Августа (63—14 г. до н. э.), евреям ежемесячно выдавалось зерно, также как и остальным жителям города."
Зерно выдавалось только римским гражданам, но поскольку многие иудеи к тому времени получили гражданство, Август лишь ликвидировал "дискриминацию".

"В Трастевере в середине первого века до н.э. возник большой еврейский квартал."
В порядке дополнения сообщаю, что впервые этот район возник при Августе, который дал ему название Trans Tiberim - "Затибрский", постепенно в поздней латыни и раннем итальянском языке "б" перешло в "в", пара звуков также стала звучать иначе и получилось "Трастевере".

"открывалась в Юбилейные годы."
Мне кажется, рядовому читателю будет непонятно, что понимается под Юбилейными годами.

"просить сенат о низложении Идумейской династии."
Опять-таки рядовому читателю непонятно, что такое "идумейская династия" и почему римским иудеям она была не по душе.

"ученые распознали в резном узоре капителей лица Исиды, Сераписа и Гарпократа..."
Это и кое-что другое скорее всего списано из статей о Риме, размещенных на других сайтах - http://www.mishanita.ru/2016/05/27/27104/; travelreal.ru›europe/italiya/vspominaya-rim; selfguide.ru›italy/rome/to-see/main-attractions-…; docs.google.com›document/d/…_6EDx65PaE/mobilebasic; Эти заметки прекрасно контрастируют с последующим замечанием автора насчет перекуса пиццой с пивком:-))

"фонтан Olei Fons «масляная родниковая вода»."
Fons - по латыни "источник", стало быть, в переводе - Масляный источник.

"Иероглифы были нанесены уже в Риме: гимн императору Домициану и обожествлённым Веспасиану и Титу."
Это утверждение восходит к тексту из английской версии Википедии. Но есть и другая версия, согласно которой на обелиске начертано посвящение богине Исиде. По третьей версии, римские мастера, выбивавшие текст на обелиске, нанесли псевдоиероглифический текст (имитацию, тарабарщину), поскольку толком не знали древнеегипетского языка. Если бы текст содержал панегирик Домициану, его должны были бы уничтожить, поскольку после убийства императора сенат принял постановление о проклятии имени этого правителя - все изображения и надписи в честь Домициана подлежали уничтожению.

"мраморная статуя Пасквино (II век до н. э., лат. Mastro Pasquino)
Какой же это "лат."? Лат. писался Pasquillus. Пасквино - итальянское слово (по легенде, записанной в 16 в., так звали местного портного, большого остряка), а от Pasquillus произошло слово "пасквиль". Датировка изготовления статуи - предположительно 3 в. до н.э., но называют и 1 в. н.э.

лат. panthevm,
Зря вы переписываете из Википедии или других сетевых статей. В современной латыни принято писать Pantheum, просто во времена Древнего Рима не было буквы u, ее заменяла буква v, но это не значит, что, скажем, слово perpetvvm произносилось как "перпетввм".

"М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».
Точнее, "трижды избиравшийся консулом", или, "три раза консул".
От себя добавлю, что Пантеон дошел до нашего времени в том виде, в каком его отреставрировали при Септимии Севере (рубеж 2 и 3 вв.).

"В Средневековье площадь также была известна под названием цирк Александра Севера."
Читатель вправе задать вопрос: почему же цирк Домициана в Средневековье называли цирком Александра Севера? Да просто потому, что при этом императоре (3 в.) цирк подвергся перестройке.

"Зашли в супермаркет «Экспресс» (эти магазины работают позже обычных) купили бутылочку вина за четыре евро и колбаски с булочкой."
Таким образом к бутылочке вина за 4 евро добавилась еще одна бутылочка - интересно чего?

"Вот так! Подробно, всё узнав и надо писать о Риме!"
Тем не менее, я бы так не написал, да "где уж нам, малярам - день работам, два гулям".

Алексей Аксельрод   18.10.2023


Рецензии
Поработаю корректором и где-то даже "редуктором".

La Torre degli Anguilara - La Torre degli Anguillara

"кассирша сказала, что сейчас отправляется прямо сейчас"
Два "сейчаса".

"центральный вокзал Рима, возможно назван в честь бога гpаниц Теpмина"
Скорее потому, что это был конечный пункт ж/д маршрутов Чивита Веккия - Рим и Фраскати - Рим, либо потому, что недалеко располагались руины терм Диоклетиана.

"Однажды, я зашел в посольство (1983) и атташе по науке (с которым были нормальные рабочие отношения) дал мне задание быть гидом у трех высокопоставленных ученных из Москвы."
Тогда уж "1983" лучше поставить после "однажды"; перед "и" просится запятая (боле препинаками не занимаюсь); ученым две "н" не нужны.

"и прочие сомнительные типы."
Особую опасность таят местные цыгане.

"проводятся государственные конкурсы и экзаменов"
экзамены

"далеко от туристкой тропы"
туристской

"облегчен нишей, отвечавшей античной разгрузочной арочке, составлявшей особенность римских мостов республиканского периода"
отвечавшей... составлявшей - литературный язык хромает; неужели в имперский период арка перестала фигурировать в конструкциях древнеримских мостов?

"бронзового оригинала греческого скульптора Лисиппо"
Это по-итальянски он Лисиппо, а по-нашему - Лисипп.

"на территории цирка Макценция"
В нашей исторической литературе принято писать Максенций.

"памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. Современный Пантеон построен в 126 году н.э."
Автор не заметил противоречия. На самом деле первый Пантеон был построен в эпоху Августа, потом сгорел, был восстановлен при Флавиях, и снова сгорел. Его восстановил Адриан, но дата завершения стройки - предположительна, сведений не дошло.

Всё, устал искать блохи! Но напоследок хотел бы отметить, что желательно придать всем итальянским (и латинским) названиям единообразие. Я бы предпочел все названия давать кириллицей, например: Ла-Торре-дельи-Ангвиллара, Пьяцца-ди Санта-Мариа-ин-Трастевере, Санти-Винченцо-э-Анастазио-а-Треви, либо давать русский перевод, если речь идет о храмах. В любом случае фамилию Манчини, как и другие итальянские фамилии, следовало бы писать кириллицей.

"Первые иудеи прибыли в Рим 161 году до нашей эры."
Осторожные ученые утверждают, что скорее всего первые иудеи появились в Риме не ранее 2 в. до н.э., причем из эллинистического Египта, где образовалась влиятельная иудейская диаспора. В 161 г. до н.э. в Рим прибыли послы Иуды Маккавея для заключения соглашения о союзных отношениях (что не значит, что это были "первые иудеи в Риме").

"Они вначале были рабами римлян, но постепенно хозяева отпускали их на свободу".
Римляне либо перепродавали их по дешевке, либо давали вольную, поскольку выяснили, что по субботам те отказывались работать даже под страхом смерти.

"Евреи Рима не сефарды и не ашкеназы."
Но в целом италийские евреи ближе к сефардам.

"Отношение к евреям со стороны правителей древнего Рима было в основном благосклонным и либеральным."
Спорное утверждение. Периодически на иудеев устраивались гонения, первое - еще в республиканский период (эдикт претора Гн. Сципиона об изгнании "халдеев" от 139 г. до н.э.). Затем император Тиберий в 19 г. н.э. отправил 4000 римских иудеев служить в войсках, расквартированных на Сардинии для борьбы с тамошними разбойниками; остальных иудеев выслали из Рима. Затем психически нездоровый Калигула чуть не спровоцировал восстание в Иудее, пожелав поставить свою статую в иерусалимском храме; затем вспыхнула Иудейская война, а через полвека после нее восстание Бар-Кохбы, в результате которого Иерусалим превратился в Элию Капитолину (иудеям было запрещено там селиться), а египетская и киренаикская диаспоры были разгромлены римскими легионами.

"По распоряжению Октавиана Августа (63—14 г. до н. э.), евреям ежемесячно выдавалось зерно, также как и остальным жителям города."
Зерно выдавалось только римским гражданам, но поскольку многие иудеи к тому времени получили гражданство, Август лишь ликвидировал "дискриминацию".

"В Трастевере в середине первого века до н.э. возник большой еврейский квартал."
В порядке дополнения сообщаю, что впервые этот район возник при Августе, который дал ему название Trans Tiberim - "Затибрский", постепенно в поздней латыни и раннем итальянском языке "б" перешло в "в", пара звуков также стала звучать иначе и получилось "Трастевере".

"открывалась в Юбилейные годы."
Мне кажется, рядовому читателю будет непонятно, что понимается под Юбилейными годами.

"просить сенат о низложении Идумейской династии."
Опять-таки рядовому читателю непонятно, что такое "идумейская династия" и почему римским иудеям она была не по душе.

"ученые распознали в резном узоре капителей лица Исиды, Сераписа и Гарпократа..."
Это и кое-что другое скорее всего списано из статей о Риме, размещенных на других сайтах - http://www.mishanita.ru/2016/05/27/27104/; travelreal.ru›europe/italiya/vspominaya-rim; selfguide.ru›italy/rome/to-see/main-attractions-…; docs.google.com›document/d/…_6EDx65PaE/mobilebasic; http://www.vdvanr.ru/5c6b653b;Пьяцца_Навона#.D0.A4.D0.BE.D0.BD.D1.82.D0.B0.D0.BD.D1.8B
Эти заметки прекрасно контрастируют с последующим замечанием автора насчет перекуса пиццой с пивком:-))

"фонтан Olei Fons «масляная родниковая вода»."
Fons - по латыни "источник", стало быть, в переводе - Масляный источник.

"Иероглифы были нанесены уже в Риме: гимн императору Домициану и обожествлённым Веспасиану и Титу."
Это утверждение восходит к тексту из английской версии Википедии. Но есть и другая версия, согласно которой на обелиске начертано посвящение богине Исиде. По третьей версии, римские мастера, выбивавшие текст на обелиске, нанесли псевдоиероглифический текст (имитацию, тарабарщину), поскольку толком не знали древнеегипетского языка. Если бы текст содержал панегирик Домициану, его должны были бы уничтожить, поскольку после убийства императора сенат принял постановление о проклятии имени этого правителя - все изображения и надписи в честь Домициана подлежали уничтожению.

"мраморная статуя Пасквино (II век до н. э., лат. Mastro Pasquino)
Какой же это "лат."? Лат. писался Pasquillus. Пасквино - итальянское слово (по легенде, записанной в 16 в., так звали местного портного, большого остряка), а от Pasquillus произошло слово "пасквиль". Датировка изготовления статуи - предположительно 3 в. до н.э., но называют и 1 в. н.э.

лат. panthevm,
Зря вы переписываете из Википедии или других сетевых статей. В современной латыни принято писать Pantheum, просто во времена Древнего Рима не было буквы u, ее заменяла буква v, но это не значит, что, скажем, слово perpetvvm произносилось как "перпетввм".

"М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».
Точнее, "трижды избиравшийся консулом", или, "три раза консул".
От себя добавлю, что Пантеон дошел до нашего времени в том виде, в каком его отреставрировали при Септимии Севере (рубеж 2 и 3 вв.).

"В Средневековье площадь также была известна под названием цирк Александра Севера."
Читатель вправе задать вопрос: почему же цирк Домициана в Средневековье называли цирком Александра Севера? Да просто потому, что при этом императоре (3 в.) цирк подвергся перестройке.

"Вот так! Подробно, всё узнав и надо писать о Риме!"
Тем не менее, я бы так не написал, да "где уж нам, малярам - день работам, два гулям".

Алексей Аксельрод   20.10.2023 09:53     Заявить о нарушении
Благодарен Вам за замечания!!!
Постарался исправить ошибки.

Относительно евреев не согласен с Вашими замечаниями.
По утверждению местных "гонения" были, но из-за денег!
Когда долги становились большими, то римляне не хотели платить и били евреев.

Григорий Аванесов   19.10.2023 09:04   Заявить о нарушении
"Евреи Рима не сефарды и не ашкеназы."
Но в целом италийские евреи ближе к сефардам.
Сами Евреи Рима отрицают близость к сефардам.
В 1983 году (в субботу) охрана пускала в синагогу.
Евреи охотно общались с нами во дворе синагоги на любые темы.
Про "италийских евреев" ничего не знаю: не общался.

Григорий Аванесов   19.10.2023 09:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.