РИМ. Второй день

На фото Scala Santa

Первый и сокращенный вариант для занятых!

Santa Croce in Gerusalemme
Scala Santa
Basilica di San Giovanni in Laterano
Баптистерий
Ворота Сан-Джованни
ВАТИКАН. Первая попытка
Castel Sant'Angelo
Ponte Sant’Angelo
Мост Витторио Эммануэля II
Piazza del Campidoglio
Piazza Venezia
Базилика Сан-Марко
Монумент Виктору Эммануилу II
Santa Maria in Aracoeli
Santo Bambino
Площади Республики
Базилика Санта-Мария-Маджоре
Капелла Паолина. Образ Девы Марии, Salus Populi Romani
Сан-Пьетро-ин-Винколи. Первая попытка
ВАТИКАН. Вторая попытка

Утром не нашли остановку трамвая № 3 (она была на площади у вокзала Трастевере) сели на автобус и поехали в Латерано на холме Целио (Celio). Совсем близко проехали на трамвае мимо грандиозного Колизея.

                Колизей

Амфитеатр в Риме был построен примерно за 10 лет и закончен в 80 году нашей эры. Сооружение вмещало не менее 50 000 человек, а на стройке, по оценкам историков, работало, как минимум, в 2 раза больше рабов.

В результате эксперты получили стоимость строительства в размере 824 долларов за квадратный фут. Отдельно считались расходы на травертин - известковый туф, из которого построен оригинальный Колизей. Его тут нужно примерно миллион тонн, а это 198 млн. долларов (13,2 млрд. рублей).

Общая стоимость объекта с учётом всех затрат - 435,3 млн. долларов (29 млрд. рублей). Это уже похоже на наши стадионы.

                Santa Croce in Gerusalemme

Доехали до viale Carlo Felice церкви базилика Св. Креста в Иерусалиме, Piazza di Santa Croce in Gerusalemme, 12 в ней хранятся важные христианские реликвии, привезенных св. Еленой, три значительной величины части Животворящего Древа, вложенные в крест Крест Господень.

«Животворящий крест» — часть креста, на котором был распят Спаситель, а также часть креста Благоразумного разбойника. Он исповедал Господа на кресте. Он первым из людей вошел вслед за Ним в рай, а его молитва к Распятому: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем» стала одним из красивейших песнопений православного Великого поста и любимой молитвой христиан.

Также здесь хранится Гвоздь, которым был прибит Иисус к кресту. В этой базилике есть титло (табличка), на которой Понтий Пилат распорядился написать «Иисус Назарянин Царь Иудейский», которую римский солдат приколотил к кресту, злорадствуя над тяжелым положением Небесного Царя; часть титла, бывшего на Кресте; гвоздь, один из числа тех, которыми был пригвожден Спаситель; два терна от венца, бывшего на главе Спасителя; подлинный перст св. апостола Фомы; перст апостола Фомы, священные камни из Вифлеемской пещеры, из Святого Гроба, от Колонны Бичевания.

Под полом крипты находится земля, привезенная с Голгофы царицей Еленой. Есть копия Плащаницы. Подземный храм посвящен святой Елене и носит ее имя. Прежде, во времена Елены, эта, ныне подземная, часть была ее жилищем.

Под мраморным полом этого подземного храма находится иерусалимская земля, привезенная Еленой из Палестины. Слева в витрине, рядом с перечисленными реликвиями, находится и большая часть креста покаявшегося разбойника, называемого в христианской традиции «благоразумным». Отдельный придел храма посвящен самой юной блаженной Католической Церкви, семилетней девочке Антониетте Мео.

Scala Santa

Затем пешком отправились мимо памятника св. Ф. Ассизского к св. Лестнице. Памятник Святому Франциску Азисскому с последователями расположен на площади Сан-Джованни.

Франциск смотрит на базилику Сан Джованни ин Латерано. С поднятыми вверх руками Святой Франциск, основатель нищенствующего ордена францисканцев, обращается к богу и создается ощущение, что его искренняя молитва спасет наш мир.
Святая лестница (Scala Santa) — одна из ценнейших и высокочтимых реликвий христианской веры, расположенных в Риме.

У храма пост автоматчиков. 28 мраморных ступеней ведут в Святая Святых (Sancta Sanctorum) — капеллу римских пап, находящуюся в Латеранском дворце (Palazzo del Laterano). Придания гласят о том, что именно по этой лестнице прокуратор Понтий Пилат провожал на суд Иисуса Христа. История согласно священному писанию Пилат правил суд над Иисусом в своем владении (претории) в Иерусалиме. По широким мраморным ступеням ступал сын Божий, осужденный на смерть.

В IV веке нашей эры благодаря Юлии Елене Августе (Iulia Helena), матери императора Константина I, реликвия оказалась в Риме. Епископ Сильвестр I, принял дар от царицы и распорядился установить святыню в папском дворце.

В конце 16 столетия Латеранский дворец был значительно реконструирован. При этом считается, что к изначальным 24 ступеням были добавлены еще 4. Строительные работы были произведены в сжатые сроки, рабочие не посмели осквернить святыню своими стопами. Лестница была заново выложена сверху вниз.

К концу 19 столетия поклонение Святой лестнице или же лестнице Пилата (Scala Pilati) достигло апогея. Многочисленные паломники стекались к Латеранскому дворцу в канун больших церковных праздников. С тем, чтобы на коленях пройти путь от подножия лестницы к Лаврентиевской капелле (Cappella di San Lorenzo in Palatio), читая надлежащие молитвы на каждом своем шаге.

В конце концов, мрамор пришлось скрыть под деревянными полотнами, чтобы избежать их полного разрушения. Большой трепет в душах верующих вызывают следы крови Спасителя, скатившейся с его истерзанной плетьми спины, во время шествия на Голгофу. Прорези в форме креста на защитных деревянных панелях, позволяют припасть к наиболее ценным реликвиям Святой лестницы. Сейчас лестница получила особые обзорные окошки, которые вмонтированы во 2-ю, 11-ю и 28-ю ступени.

В Лаврентьевской капелле или же Санкта Санкторуме, куда ведут ступени, хранятся сокровища римских понтификов. А наиболее ценным достоянием часовни является нерукотворная икона с ликом Спасителя — Акеропита (6 век н.э.).

Особую атмосферу пути, ведущему в Санта Санкторум, создают фрески средневекового художника Балдассаре Кроче (Baldassare Croce). Центральное место занимает картина, изображающая распятого Христа, Божью Матерь и Святого Иоанна. Остальные иллюстрации к Святому Писанию.

У первой ступени Святой лестницы установлены две беломраморные статуи. Одна из них — «Поцелуй Иуды» работы Альберто Джакометти (Alberto Giacometti), а вторая — «Суд Пилата» того же скульптора. Будучи на древних ступенях, католики возносят «Молитвы при восхождении на Святую лестницу», а православные — Акафист Страстям Христовым.

Basilica di San Giovanni in Laterano

После святой лестницы прошли досмотр, наши вещи просветили. Миновали пост охраны карабинеров и попали в Basilica di San Giovanni in Laterano «Святейшую Латеранскую церковь, всех церквей города и мира мать и глава» или Archibasilica Sanctissimi Salvatoris.

Церковь св. Иоана Крестителя вызвышается над площадью на ее крыше громадные скульптуры апостолов. Ими украсил фасад церкви инженер и архитектор Доменико Фонтана (Domenico Fontana).

Базилика Сан-Джованни в Латерано была основана Константином I как главная церковь Рима. Он был преобразован в стиле барокко Франческо Борромини . До 1309 года рядом с базиликой находилась резиденция пап, чьи останки до сих пор видны в часовне Sancta Sanctorum и Scala Santa .

До девятнадцатого века все папы были коронованы в Латеранской. Рядом с базиликой находится Латеранский дворец . Это собор Римской епархии

Из Римского форума были взяты великолепные бронзовые двери, которые в настоящее время служат главным входом в храм. Эта церковь носит титул «Basilica Maior» и стоит по своему значению выше всех остальных храмов мира, не исключая собора св. Петра.

Надпись над ее входом гласит: «Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава». В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце; здесь же состоялось пять вселенских соборов Католической Церкви.

Скульптуры, расставленные в нишах вдоль главного прохода, золочёный резной потолок, украшенный гербами. Последняя дверь справа — Святая дверь. Мы ее коснулись. Ее открывают только в Юбилейные годы. Собор длинной в 130 метров состоит из пяти нефов и разделен древними гранитными и мраморными колоннами IV века. Мозаичный пол школы Космати.

Над центральным алтарем базилике в кевории хранятся древние христианские реликвии — подлинные головы апостолов Петра и Павла. На верху, за витыми решетками, находится главная реликвия Собора — две позолоченные серебряные вазы в виде бюстов, в которых, как утверждается, хранятся подлинные головы первоверховных Апостолов Петра и Павла.

В южной части трансепта находится прекрасный алтарь с барочным киворием, под которым расположен реликварий. В нем хранится одна из величайших святынь христианства — Священная трапеза, кусочки Столешницы, за которой, как считается, Иисус совершил Тайную Вечерю вместе с учениками. Если свернуть в дверь слева, она ведет в чудесный и очень гармоничный дворик, а украшен он мозаикой работы известных римских мраморщиков семьи Космати (за проход требуют плату).

Входные двери Базилики украшают бронзовые створки Курии Остилия аль Форо, привезенные с Римского Форума. В трансепте мы увидим прекрасный образец эпохи маньеризма — фрески в виде гобеленов, рассказывающие истории из жизни Константина. В южной части трансепта находится прекрасный алтарь с барочным киворием, под которым расположен реликварий. В нем хранится одна из величайших святынь христианства — Священная трапеза или стол, кусочки Столешницы, за которой Иисус совершил Тайную Вечерю вместе с учениками и установил Евхаристию.

Киворием украшен драгоценными порфировыми столбами. Из очень важных реликвий часть Ризы Богородицы, а также часть губки со следами крови Иисуса Христа, с которой напоили Спасителя горьким уксусом перед тем, как он умер на кресте. Частица мощей праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии, частица мощей св. Марии Египетской; частица мощей св. Марии Магдалины.

Храм основан в начале 4 века и в нем похоронено много пап. В нем четыре бронзовые вызолоченные колонны, взятые императором Титом из храма Соломона.

Наиболее ценные экспонаты музея архибазилики: рака с мощами XI в, ларец с плащом Иоанна Богослова, драгоценный крест XIII в, мощи великомученицы Екатерины, герб Климента VIII, выполненный из шелка и драгоценностей, многочисленные гобелены, с изображениями гербов понтификов прошлого, церковные чаши и кубки, выполненные из серебра и драгоценных камней.

Этот музей был создан в 1984 году папой Иоанном Павлом II. Дверь к экспозиции находится сразу же за статуей Иннокентию III.
За собором стоит древнеегипетский обелиск, исполненный из красного гранита. Этот необычный столп был привезен в IV веке н.э. из египетского храма фараона Тутмоса III, расположенного в Карнаке.

Баптистерий

За собором находится древняя крестильня или баптистерий 440 года, который долгое время оставался единственным в Риме. Существует легенда, что в здании, которое стояло на этом месте, принял крещение сам Константин Великий.

Внутри расположенную в центре купель окружают восемь порфирных колонн с мраморными коринфскими ордерами и антаблементом. На потолке изображены фрагменты битвы у Мульвийского моста 312 года. Также баптистерий был украшен Франческо Борромини в 1657 году, включая герб папы Александра VII.

Древняя структура является одной из древнейших христианских построек в Риме и старейшим баптистерием во всем христианском мире. Она обеспечила модель для более поздних версий. К ней пристроена довольно интересная капелла.

Ворота Сан-Джованни

Прошли в Порту (ворота) Сан-Джованни — она названа так в честь Латеранской базилики, расположенной вблизи. Построены невдалеке от античных Ослиных ворот (Porta Asinaria). Рядом расположен рынок.

ВАТИКАН. Первая попытка

Сели в метро на станции «Пирамида» (синия линия) и поехали в Ватикан. Доехали до Термини пересели на другую линию (красная линия) вышли на станции «Ottaviano». До Ватикана довольно долго шли пешком. Когда пришли обнаружили длинную очередь. На колоннаде вокруг площади св. Петра расположились статуи 140 святых римо-католической церкви. По улице «Примирения» (Via della Conciliazione), построенной Муссолини от Площади Святого Петра до берега Тибра вышли на набережную.

Castel Sant'Angelo

Далее пошли в сторону замка Ангела (Castel Sant'Angelo). Это сильно укрепленный замок использовался римскими папами как непреступная крепость от варварских набегов. Подошли к памятнику Екатерины Сиенской — одной из четырех женщин-святых, официально признанных католиками, имеющими право корректировать христианское учение.

Ponte Sant’Angelo

Осмотрели мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo) — пешеходный мост через Тибр в Риме, построенный в 134—139 гг. римским императором Адрианом. Мост соединял центр города с мавзолеем Адриана и позднее вошёл в состав уже замка Сант-Анджело. Поскольку мост вёл к мавзолею Адриана, римляне называли его «мостом Адриана» или «мостом Элия». Мост облицован мраморными плитами. На мосту статуи 10 ангелов и апостолов Петра и Павла

Мост Витторио Эммануэля II

Поражает красотой мост Витторио Эммануэля II. Мост разработан архитектором Эннио Де Росси и открыт в 1911 году в честь празднования 50-летия объединения страны.
Затем подошли к остановке у памятника карабинерам.

Piazza del Campidoglio

Пошел дождь, мы сели в автобус. Приехали на площадь Венеции, поднялись на Капитолийский холм. На его вершине находится Площадь Капитолия (Piazza del Campidoglio), посредине которой стоит бронзовая статуя Марка Аврелия.
В центре площади Кампидолио, расположенной на вершине Капитолийского холма, возвышается памятник Марку Аврелию.

По периметру пощади находятся Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio), Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), Палаццо Нуово или Новый Дворец (Palazzo Nuovo) и базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Araceli).

В Древнем Риме на площади Капитолия собирался сенат. Новое дыхание Капитолийский холм получил в 1536 году работу над проектом поручили Микеланжело Буонаротти (Michelangelo Buonarroti), самому известному в то время придворному художнику и архитектору. Увы, он успел воплотить лишь малую часть задуманного.

Слева и справа площади находятся мраморные олицетворения рек Тибра и Нила. Весь ансамбль наполнен скрытыми аллюзиями на разнообразные события и личности. Искусствоведы, изучающие творчество Микеланджело, до сих пор расшифровывают его скрытые послания.

Piazza Venezia

Пьяцца Венеция (Piazza Venezia) — площадь в самом центре Рима, названная так по одноимённому палаццо Венеция. Палаццо Венециа (Palazzo Venezia) — бывшее представительство Венецианской республики в папском Риме.

Дворец расположен на пьяцца Венеция к северу от Капитолийского холма, рядом с храмом Сан-Марко. Строительство началось в 1455 году вокруг средневековой башни Ужа, получившей название из-за серпантинной лестницы, ведущей на зубчатую крышу. Выбор места для резиденции не был случаен. Работа продолжалась в течение 26 лет.

Базилика Сан-Марко

Именно, здесь расположена Базилика Сан-Марко. Посетили эту древнюю базилику Сан-Марко, которая встроен в палаццо Венеция. Художественная ценность церкви Сан-Марко — мозаика IX века — Христос с апостолами и святыми.

Дворец был построен вокруг средневековой башни в 1455 году и считается одним из первых памятников Возрождения в Вечном городе. Камень для строительства выламывали прямо из Колизея. Первым обитателем палаццо был венецианский кардинал Пьетро Барбо (впоследствии папа Павел II).

После перехода Венеции к Габсбургам во дворце находилась резиденция австрийского посла в Италии. В 1930-е гг. с балкона палаццо нередко выступал и принимал парады Муссолини. Кабинет Муссолини был громадный с украшен росписями, а балкончик маленький. В первый приезд мне удалось побывать в кабинете и на балконе. В настоящее время здесь музей.

Площадь Венеции расположена у самого подножия Капитолия. Это место ещё во времена Римской республики было важным транспортным пунктом, здесь пересекались Фламиниева дорога с Сервиевой стеной (Porta Fontinalis).

Монумент Виктору Эммануилу II

Свою нынешнюю форму площадь приобрела в 1885 году, после того как был построен монумент Виктору Эммануилу II. В центре площади красуется монумент Виктору Эммануилу II — первому королю, вставшему во главе объединенной Италии.

Сами итальянцы шутливо называют этот памятник «пишущей машинкой», а также «свадебным тортом» за нагромождение деталей и украшений, которые обрамляют бронзовую конную статую короля. Статуи, колонны, барельефы и прочие узоры наделяют памятник особой роскошью, кажущейся иногда чрезмерной.

Santa Maria in Aracoeli

Затем по небольшой лестнице перешли в Церковь Santa Maria in Aracoeli (в церковь есть вход сбоку крутая лестница, со стороны Капитолийской площади) — церковь Святой Марии у Небесного Алтаря.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена на месте древнеримского языческого храма Юноны Монеты. На территории храма Юноны Монеты когда-то чеканили серебро. Выпустив новую денежную единицу, на ней изобразили богиню Монету, после чего и разошлось по всему миру название металлических денег «монета».

Изначально базилика была греческим монастырем, а потом принадлежала к разнообразным монашеским орденам — бенедиктийцам и францисканцам, которые достроили и освятили ее в 1921 году. Стоит обратить внимание на резной деревянный потолок и массивную люстру.

В алтаре базилики знаменитая икона Мадонна Арачели — икона Богоматери XIII века. В главном алтаре находится древняя византийская икона Мадонна «Жертвенник Небесный», которая приписывается кисти Св. Луки. Слева от алтаря, придел Святой Елены и рака с ее мощами.

Santo Bambino

Другая ценная реликвия находится в ризнице — чудотворная фигурка Santo Bambino — скульптура младенца Иисуса, обладающую чудотворными свойствами, вырезанная из оливкового дерева Гефсиманского сада. Этой статуе, высокочтимой католиками, по традиции пишут записки и даже шлют письма. На глубине 15 метров под алтарем находится престол из белого мрамора, украшенный скульптурами и мозаикой. Собор известен своими фресками, позолоченным сводом.

Площади Республики

Спустились с другой стороны холма к римским руинам. Стало темнеть. На автобусы доехали до площади Республики посмотрели фонтан Наярд.

Базилика Санта-Мария-Маджоре

Затем пешком подошли к Эсквилину, это один из семи римских холмов. Когда-то, в славные имперские времена, он был не слишком престижным: здесь располагалось кладбище рабов и проституток. Теперь на нем стоит великолепная Базилика Санта-Мария-Маджоре. Ее охраняют карабинеры, всех тщательно досматривают.

Потолок этой церкви, позолочен золотом, которое добыли в Америке. Согласно традиции, для позолоты потолка использовали золото из первой партии, привезённой из Нового Света (из Перу), которое папа Александр VI получил в дар от испанского королевского дома — Фердинанда и Изабеллы. Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Статую коленопреклонённого Сикста V выполнил скульптор Джованни Паракка, прозванный Вальсольдо.

Капелла Паолина. Образ Девы Марии, Salus Populi Romani

Пройдя из этой капеллы в левый неф (в левом южном нефе в капелле Паолина), можно попасть в Паолинскую капеллу, называемую также капеллой Боргезе, поскольку она построена по приказу Павла V, происходившего из семейства Боргезе. План этой капеллы соответствует капелле Сикста, но её декоративное убранство отличается ещё гораздо большей роскошью.

Капелла Паолина поразит обилием и великолепием полихромного мрамора и драгоценностей вокруг ценнейшего оклада одной из самых почитаемых икон Рима — образа Девы Марии (византийского происхождения), Salus Populi Romani (древний образ Богородицы VI в., «Спасение народа римского», написанная Евангелистом Лукой, привезена императрицей Еленой с Востока).

В капелле похоронены Климент VIII и Павел V. В алтарной части в ковчеге (серебряная чаша «раке» в крипте) доски, от яслей Спасителя. Ясли, в которых некогда лежал Богомладенец-Христос, состоящие из пяти кусков кормушки.

В конце центрального нефа, под триумфальной аркой, балдахин, на четырех колоннах из ценного порфира. Под ним стоит Главный престол, состоящий из саркофага, в котором покоятся мощи блаженного Иеронима Стридонского, мощи св. апостола Епафраса, частица мощей святого апостола Матфея.

Пол Собора выполнен из белого мрамора с инкрустациями, окруженного полосами из красного и зеленого порфира. Колокольня Собора, в романском стиле, — самая высокая в Риме. Рядом с капеллой Систина, находится место, где покоится прах великого скульптора Бернини. В прошлый приезд я часто проходил мимо этой базилики.

Сан-Пьетро-ин-Винколи. Первая попытка

Затем попытались попасть в базилику Сан-Пьетро-ин-Винколи. Прошли через знаменитую лестницу, но она была закрыта на сиесту. Сделали несколько снимков так как я стажировался на инженерном факультете Римского университета, который находится рядом с базиликой. Universit; di Roma, «Сапиенца (с латинского;—;мудрость, знание) — Римский университет») — университет, расположенный в Риме, один из старейших университетов мира — основан в начале XIV века.

Один из самых престижных университетов Италии, регулярно попадает на первые места рейтингов высших учебных заведений Италии и Южной Европы, входит число лучших университетов Европы. Самый крупный университет в Европе по числу студентов, обучающихся очно. Римский университет является крупным учебным заведением, в котором обучается более 115 тысяч студентов.

ВАТИКАН. Вторая попытка

Сели на синей линии на станции «Cavour» и поехали в Ватикан так как он на обед не закрывается. Благодаря довольно сильному дождю очередь была не очень большая. Мы прошли контроль и попали в собор. Из-за дождя гвардейцы были в черных плащах и снимать их было не интересно. Грандиозная площадь уже создает настроение и духовный подъем, а собор каждый раз ошеломляет даже если был там десятки раз.

Собор Святого Петра главный храм католического мира, на предполагаемом месте казни и упокоения ап. Петра. В нем часть Креста Господня, часть главы ап. Андрея Первозванного, мощи св. апостола Петра; мощи св. апостола Андрея, мощи св. апостолов Симона Зилота и Иуды Фаддея; мощи св. Иоанна Златоуста, мощи св. Григория Богослова Назианзина; мощи св. Григория Двоеслова, плат св. Вероники - нерукотворный лик Спасителя, копье св. Лонгина сотника, чудотворные иконы Божией матери «Столповая» и «Скоропомощница».

Надпись на карнизе купольного барабана собора: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою».

Петр бывшей Галилейский рыбак поэтому рыбы один из символов христианства. Строительство храма продолжалось более сто лет, с 1506 по 1616 год. Освящен 18 ноября 1626 года. Собор занимает более 44.000 кв.м., длина его около 187 м., ширина 114,5 м., почти как футбольное поле, а высота 46 метров.

Крайняя правая «Святая дверь» – лишь раз в четверть века. Мы коснулись ее. В портике конные статуи Константина Великого работы Бернини и Карла Великого работы Корнакчини.

Народ дивится на папский алтарь. В  центре  левого  алтаря  -  мозаичная  копия  с  картины  Николы  Пуссена  «Мученичество  святого  Эразма», а по бокам - круглые  медальоны с  изображением  святых  князя  Владимира  и  Ольги, принесших  веру  Христову  на русскую  землю.   Напротив,  по  бокам - медальоны  с  изображением  славянских  учителей  Кирилла  и  Мефодия.

Бронзовая  фигура  святого  Петра,  сидящего  на  папском  престоле  и  держащего  в  руке  ключи  от  Царствия  Небесного.  Ступни  апостола  побелели  и  стерлись  от  прикосновения  верующих. Теперь пускают к нему только после мессы. Раньше полировали руками только правую ногу теперь обе ноги.

Конечно народ толпится у Пьеты. Скульптуру плохо видно поставили толстое стекло.

Сам собор поражает не только размерами, но и богатством убранства. Спустились в низ где похоронены Папы римские. С чувством приобщения к святому мы вышли под дождь.

Затем поехали в сторону отеля. Посетили ближайший к отелю большой супермаркет, который находится у трамвайной остановки "Вокзал Трастевере". Посмотрели на все товары, а затем купили немного еды и бутылку вина за два евро. Супермаркет нам понравился народу немного только местные жители. Уставшие и промокшие мы вернулись в отель.

РИМ. Третий день http://www.proza.ru/2018/04/12/1861

Рецензия на «РИМ. Второй день» Ольга Воробьёва от 21.11.2018

Вы мастер в своём деле -- заочных экскурсиях.
с уважением.


Рецензии
Я гуляла по Риму, наслаждаясь красотой города, слушала гидов, но таких глубоких познаний не вынесла из путешествия. Восхищаюсь вашими подробными описаниями, Григорий. Обязательно буду читать следующие дни.

Вера Василева   16.02.2019 00:29     Заявить о нарушении
Спасибо большое!
Я в Риме жил

Григорий Аванесов   16.02.2019 15:44   Заявить о нарушении
На самом деле это самый Святой район Рима.
Монахи всегда его посещают.

Григорий Аванесов   17.02.2019 13:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.