Следствия и последствия. Судьба Макаровых

Следствия и последствия.
Судьба Макаровых и др.



Василий Иванович АГОШКОВ:

Житель города СОЧИ
 Александр Сергеевич ПАШИН
 устанавливает историю своего рода.

Недавно ко мне обратился А.С. Пашин из г.Сочи
 помочь ему написать материал о его родственниках.
И выставить этот материал в интернете. Что я и делаю.
Должен отметить, что моя помощь была минимальной, потому что таких поисковиков, как А.С. Пашин, у нас мало.
Наверное, мне нужно приписать, чтобы все, кто вдруг найдёт своих родственников или друзей, сообщить нам.

Материал А.С. Пашина
 выставил в интернет В.И. АГОШКОВ.

Жизнь, как она есть…

СЛЕДСТВИЯ и ПОСЛЕДСТВИЯ.

А.С. ПАШИН: «Мой прапрадед, Макаров Стефан Тимофеевич, родился в 1874 году в деревне Старополево (Сторожево, или Сторожово) Орловской губернии, ныне Глазуновский район Орловской области. Окончил он сельскую школу, по профессии был штукатуром. В начале ХХ века был в отходничестве (временный уход крестьян в России с постоянного места жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства). В 1905 году он работал в артели штукатуров в посёлке Ялты г. Николаева. Там же он проникся идеями эсеров. По его собственным словам, в квартире, где он проживал с другими работниками, они устраивали нелегальные сборища. Где с ними проводил беседу некий учитель, который был одним из членов партии социалистов-революционеров. Он рассказывал о тяжёлой крестьянской жизни, буржуазно- демократической революции и о партии эсеров. По возвращении домой прапрадед занимался хозяйством.
До революции у него было 12 десятин земли, 2 хаты, 2 сарая, амбар и 2 коровы. В 1916 году он был призван в армию, но где он служил и когда демобилизовался, я не знаю. На выборах во Всероссийское учредительное собрание он голосовал за эсеров. В 1929 году, в период коллективизации, прапрадед в частных беседах среди колхозников выказывал своё недовольство по ведению колхозного строительства, потому что считал насильно организованные колхозы не реальными, не жизненными, т.е., по его мнению, они должны были развалиться.

Поэтому он сначала было вошёл в колхоз, а в 1930 году снова вышел из колхоза, и забрал своих лошадей обратно. Также он высказывал мнение, что советская власть проводит неверную политику и ошибается по вопросу обобществления: например, весь сельхозинвентарь – плуги и т.д. стали собирать в одну кучу со всех семей за пять километров. Всё это для него казалось странным. Однако потом он опять вошёл в колхоз. В 1932 году он, будучи севачом в колхозе, совместно с другим севачом, за счёт сокращения посева, похитили мешок овса и пропили его. Таким образом была сорвана весенне- по-севная компания.
В 1937 году он с другими колхозниками возил пеньку на пенькоза-вод в Глазуновку. В феврале 1938 года он был арестован, 14 августа того же года осужден особым совещанием при НКВД СССР по статье 58-10 ч.1 УК РСФСР и приговорён к пяти годам ссылки в Казахстан. Ссылку отбывал в г. Аральск Кызыл-Ординской области, 2 февраля 1943 года он был освобождён. После освобождения вернулся в род-ную деревню, умер в конце 1940-ых начале 1950-ых гг.

Жену прапрадеда звали Макарова Марфа Кондратьевна (1924 г.р). У них было 4 детей: Прасковья (1896 г.р), Анна (?-?), Наталья (моя прабабушка) и сын Иван. Прасковья была инвалидом с детства, хро-мала на одну ногу и собственной семьи не имела. Анна вышла замуж за Ивана Круглова из соседней деревни Новополево, похоронена в деревне Старополево. Моя прабабушка Наталья в 1920-ых гг. вышла замуж и переехала в деревню Богослово Елецкого уезда. Ныне это село Калиновка Становлянского района Липецкой области. Там она и родила троих дочерей и сына. Сын Стефана Тимофеевича Иван рабо-тал в колхозе бухгалтером. 24 августа 1941 года он был призван на фронт, пропал без вести в 1943 году.

У Ивана была жена Макарова Дарья Прохоровна (1903-1981). Их дети: Валентина (1924 г.р.), Николай (1927 г.р.), Анна (1933 г.р.). Сын Николай и дочь Валентина были угнаны в Германию, в данный момент их судьба устанавливается. К своему рассказу я прилагаю копию следственного дела прапрадеда из архива ФСБ, документы о пропажи без вести и о призыве в годы ВОВ его сына Ивана, из архива военко мата г.Малоархангельска и Центрального архива Министерства обо-роны и копию похозяйственной книги за 1944-1945 гг. из Государст-венного архива Орловской области.
 *
Биографию прапрадеда я составил из его следственного дела. Расскажу Вам, как я его нашел. Моя бабушка после войны уехала на Сахалин и в родную деревню больше не возвращалась. Затем мы пе-реехали в Сочи. Про отца своей матери она рассказывала, что он был богатый кулак, жил в другой деревне. В 1930-ых его раскулачили, и больше она деда не видела. Имени она его уже не помнила. Также говорила, что у матери был брат Иван, до войны он вместе со своей женой приезжал к ним в деревню. Имя жены бабушка тоже уже не помнила, так как рассказывала она мне всё это в 2014 году, то есть 70 с лишним лет спустя.

Но я знал полное имя мамы бабушки, её звали Макарова Наталья Стефановна, исходя из этого, я знал фамилию и имя репрессированного деда бабушки – Макаров Стефан.
Бабушка родилась в 1925 году, значит, дед должен был родиться примерно в 1870-ых гг. В книге памяти Орловской области был только один человек с таким именем и фамилией – Макаров Стефан Тимо-феевич, 1874 года. Я написал запрос в УФСБ по Орловской области с просьбой выслать копию следственного дела моего прапрадеда, что они и сделали через два месяца. Когда я увидел, что в графе «состав семьи» указан сын Иван и его жена (Дарья), то я сразу понял, что это мой прапрадед. Совпало не только это, но и данные по хозяйству, ука-занные в деле, и то, за что его репрессировали. Бабушка рассказыва-ла, что её дед то входил в колхоз, то выходил.

Дальше я предположил, что раз её дядя Иван был призывного возраста, то он мог участвовать в войне. И на сайте ОБД МЕМОРИАЛ я обнаружил запись: Макаров Иван Стефанович, 1903 г.р., уроженец деревни Старополево. Призван в 1941 году Глазуновским РВК, пропал без вести в 1943 году. Жена – Макарова Дарья Прохоровна. Совпали абсолютно все фамилия, имя, отчество, год рождения, место рожде-ния, имя жены. Только в донесении о пропаже без вести было указано её полное имя. Затем я написал письмо в Отрадинское сельское по-селения с просьбой помочь найти дальних родственников, в котором указал полные имена всех детей своего прапрадеда и жены его сына Ивана.

Через две недели они сообщили мне, что нашли внучек Ивана Стефановича и его жены Дарьи. Одна из них живёт в Старополево, а другая в Глазуновке. Ещё через несколько дней со мной связался Юрий – правнук Ивана и Дарьи. Он сказал, что моё письмо в админи-страцию тронуло их. Выслал мне фото Ивана и Дарьи.
Но про то, что их предок был репрессирован, они ничего не знали, но подтвердили, что состав семьи, указанный в следственном деле прапрадеда, полностью совпадает, а вот о нём они ничего не знали. Про свои корни они вообще ничего не знают, меня это очень сильно удивило. Так как они живут на одном и том же месте уже почти 150 лет.

Обычно корни теряются при переезде, как это было в истории мо-ей семьи. Про сына Ивана и Дарьи – Николая – Юрий сказал мне, что, по рассказам бабушки, он погиб на войне вместе с отцом. Юрий по-обещал, что он сообщит мне всю информацию, которую узнает у род-ственников. Но после того, как я попросил его сходить на кладбище в Старополево и попробовать найти могилы нашего с ним прапрадеда и его жены Марфы (я хотел узнать годы их смерти), связь прекратилась. Больше он на мои письма не отвечал.

Дальше я написал запрос в Государственный архив Орловской области по поводу похозяйственных книг, чтобы узнать, вернулся ли прапрадед домой, там это обязательно должно быть указано. И они выслали мне за 1944-1945 годы, справку, в которой было указано, что прапрадед вернулся в деревню, и полный состав семьи Ивана и Да-рьи. И написано, что его сын Николай (1927 г.р.) и дочь Валентина (1924 г.р.) были угнаны в Германию. А их близкие родственники ничего об этом не знали. Вот так. После того, как Вы опубликуете материал, я прошу Вас дать ссылку на него.
С уважением Александр Сергеевич ПАШИН.
Город Сочи. 11 апреля 2018 года.

http://traditio.wiki/…
По ссылке: биография внучки Стефана Тимофеевича, она родная сест-ра моей бабушки».


Евдокия Васильевна Ромашкина. «Традиция», свободная русская энциклопедия

Чтобы прочитать материал, наберите в поисковике Е.В. Ромашкина.

traditio.wiki
*

ДОБАВЛЕНИЕ от 24.06.2018 года:

Жена моего прапрадеда Макарова Марфа Кондратьевна родилась не в 1924, а в 1874 г. Мне удалось установить даты жизни дочери моего прапрадеда Прасковьи (1896 или 10.11.1893-03.07.1965), жены сына моего прапрадеда Ивана Дарьи (20.03.1904-21.02.1981). А так же я установил даты жизни дочери Ивана и Дарьи Анны (10.04.1933-04.07.1992), она вышла замуж за Гапонова Александра Васильевича, у них родилось две дочки Тамара и Галина. Добавьте эту информацию в статью.


Рецензии