Т. Гумбатова. Католики в Азербайджане. Гл. 5

5. Образование Бакинского римско- католического прихода (БРКП)  1894-1900 гг.
   В начале 1894 года правительство Александра III несколько ослабило напряженность в отношениях с Папским престолом. Возобновились дипломатические отношения и начались переговоры о гарантиях  преданности католической церкви Российскому государству и подчинения ее власти. В отличие от предыдущих глав католической церкви в России, епископу Церру даже разрешили легально встретиться с Папой Львом ХIII, который пообещал поддержку властям.
   На далеких окраинах это потепление не было замечено. Своенравное поведение о.Келлера не было оставлено без внимания. 31 января 1894 года  генерал от инфантерии Н.Д. Татищев, получив предварительное согласие МВД, дает указание о прекращении сбора пожертвований  католиками Баку. 29 марта 1894 года Наместник на Кавказе запрещает проводить  богослужения в  построенном доме. 
  10 мая МВД  издает запрет  на деятельность католиков по  строительству. Об этом сообщил из Санкт-Петербурга Департамент Духовных дел иностранных исповеданий, с чем под расписку был ознакомлен граф Красницкий. От него потребовали сдать на хранение в казначейство 15 руб. 55 коп, оставшиеся от постройки дома и выплаты жалования сторожу.
  До  сведения католиков было доведено, что  вначале надо получить разрешение в установленном порядке об учреждении в Баку римско-католического прихода и только после этого ходатайствовать о разрешении строительства церкви. В который раз им сообщают, что они не имеют права представляться обществом, так как не являются юридической единицей.   
   Наконец-то  католическое  сообщество в лице присяжных поверенных Е.К.Шона  и  С.А. Вонсовича   начали делать то, что нужно было сделать много десятков лет  тому -  подготовку документов для официального утверждения Бакинского римско-католического прихода (БРКП). Одновременно они приступили к выработке плана постройки римско-католической церкви на  участке земли  по Биржевой улице,  рядом с недостроенным домом.
   30 августа 1894 года  католики обратились  к Экзарху Грузии Епископу Алексию, который не воспрепятствовал образованию прихода, но выражал пожелание, чтобы церковь располагалась  не   вблизи   православного  храма.
   25 мая 1894 года военный капеллан  К.Келлер направил жалобу Бакинскому губернатору Рогге. Он сообщал, что проведение богослужений для всех лиц католического исповедания, является его прямой обязанностью, как военного капеллана. Но в городе отсутствует каплица, где он мог бы совершать духовные требы: исповедовать, приобщать, напутствовать и хоронить военных чинов РК исповедания.  И  поэтому, несмотря на запрет, католики самовольно продолжают собираться в отстроенном доме, где имеется специально обустроенный для этих целей зал.  К.Келлер  просил оказать ему свое содействие.
   Но в просьбе о.Келлеру не только отказали, а даже  предложили ему, совместно с четырьмя другими священниками католического исповедания, выехать в Тифлис, по месту нахождения Штаба Местных войск Кавказского Военного округа, где он  числился  в штате. На что, 10 ноября 1894 года, Штаб дал объяснения канцелярии Главноуправляющего на Кавказе, что  пребывание в Баку военного капеллана является законным, т.к.  он официально   переведен в Баку.       
   21 октября 1894 года умер Александр III. Глубокой скорбью была поражена не только Россия, но и весь мир, так как в опочившем государе признавали единственного хранителя мира в Европе. Не прибегая к оружию, его царствование поставило Россию на степень могущественной державы. Поговорка « sivis pacem, parabellum» (хочешь мира, готовься к войне)  оправдалась.
   В тот же день в 5 вечера было объявлено о восшествии на престол Самодержца Всероссийского Николая II Александровича  и  принесении  присяги Государю Монарху   законным его наследником Вел. Кн. Георгием Александровичем. Это обычное«Король умер. Да здравствует Король!». На Колюбакинской площади все войска были приведены присяге на верность Императору. По этому случаю звучал везде  гимн  » Te  Deum  Landamus».
   Военный капеллан Келлер приводил к присяге на верноподданство католиков Бакинской   и  Елисаветпольской губерний.  По распоряжению городской    администрации это проходило в квартире спорного дома. Там же отправлялись панихиды  по  в  Бозе  Почившем  Государе  и торжественные литургии по причине бракосочетания  14 ноября 1894 года  Е.И.Величеств.  Около года священник Келлер совершал богослужения в арендуемом  им доме на Биржевой улице, пока эти действия опять не были запрещены властями.
   11 декабря 1894 года  Келлер отправляет жалобу, на этот раз в виде телеграммы в Санкт-Петербург. Он  возмущается тем, что отсутствие признания в Баку католического общества, как юридического лица, повлекло к изъятию дома, беспрепятственно выстроенного на выделенном городом участке земли и предназначенного для католического священника. При этом он указывает, что  Губернское Правление сдало ему дом в аренду, а теперь запрещает  проводить там молебствия. Этим они нарушают его права, как арендатора  и  препятствуют исполнению его прямых обязанностей,  в том числе и приведение к присяге  людей. «Все это  может ослабить религиозные чувства 2000 верующих». О.Келлер настаивает на разрешении  вести  работу в этом доме.
   Этой телеграммой он только осложнил ситуацию. Полиция запросила у него список людей, которых он должен привести к присяге, но не получила его. В ответ губернатор Рогге в донесении  пишет, что  К.Келлер  в телеграмме  неверно изложил события  и  уточняет,  что в Баку проживает 1375 католиков (725 м. и 650 ж.). Он обвинил Келлера  в том, что тот сдает арендуемый им дом в субаренду третьим лицам,  на более выгодных условиях. В соответствии с законом,  помещение отводится городом для работы военным капелланам, а он занимается гражданскими лицами. Все это, по мнению губернатора, »лишний раз подтверждает его желание  обойти законы». Келлера предупреждают, что всякое неповиновение навлечет на него самое строгое взыскание. 
   17 мая 1895 года капеллану Келлеру предложили покинуть арендуемый  дом до истечения срока, но он отказался.  9 июля 1895 года полиция передала дело мировому судье и в августе 1895 года, на основании его решения, Келлера  принудительно выселили.  Дом  же предложили  сдать  в  наем-  тому,  кто будет  больше  платить.
    Католики опять вынуждены были для богослужений   арендовать помещение. Теперь это был дом Манафова (уг. Татарской и Приютской), напротив Михайловской больницы.  Службы проходили ежедневно с 9 до 12 утра.
    К концу 1894 года католики, наконец-то подали ходатайство об учреждении в Баку римско-католического прихода.
   По данным «Кавказского календаря»  в 1895 году  в Баку проживало 114.183 человек, из них 44.538 мусульман (24.783 мужчин и 19.755 женщин), 28. 030 православных (16.405 и 11.625),  3.182 лютеран (1790 и 1495), 1.62 иудеев (873 и 289), 1.375 католиков (725 и 650) и 2.686  сектантов.  На Кавказе, по данным Духовного вестника Грузинского Экзархата, было 7.326 человек римско-католиков  и  31. 561 армяно-католиков  .
     В 1896 году католики собирались в здании Офицерского клуба (дом Мусы  Нагиева на углу Биржевой улицы и Б .Морской). .
    24 октября 1896 года МВД информирует Бакинского губернатора о том, что предполагается испросить Высочайшее соизволение на образование БРК прихода  и постройку церкви. Но для этого, необходимо представить полный комплект документов .
   12 ноября 1896 года газета «Каспий» преждевременно сообщает, что разрешение уже получено и скоро начнется строительство католической церкви. 
   С 1897 года ведется   негласное  наблюдение  за ксендзом   Ф.Л.Жискар, но, по всей вероятности,  не очень  бдительно ,  так как  в  1898 году  уже  объявляют  о  его розыске. 
   12 января  в Татьянин день состоялся товарищеский ужин, на котором присутствовали поляки Адам Плошко, окончивший в 1883 году  С-Петербургский университет,  и его зять, муж сестры Марии Каспаровны - С.А.Вонсович, выпусник1885 года того го же университета.    .
   Визитатором РК церкви на Кавказе и за-Кавказом, согласно Кавказского календарю на 1898 год, остается каноник Иосиф Константинович Барановский. Он же является  настоятелем РК церкви Петра и Павла в Тифлисе.  Там  с ним служат патер-викарий немец Эммануил Штан  и Василий Мутанов.  В Баку вместе с о. Келлером  работают  ксендз  Добкевич,  Георгий Сапаров, викарий Василий Мутанов  и военный капеллан Иоан Уселис    
   И. Барановский в 1898 году довольно часто посещает Баку, где проживает его брат Константин. 14 мая 1898 года он крестил  Марию- Констанцию, дочь мещанина Витебской губернии К.К. Барановского и его законной супруги Марии Болеславовны, ур. Неверской. Восприемниками были великобританский подданный Георгий Вильсон и Анна Лебедева.  21 марта   и  в воскресенье 25 июля  1898 он пребывал в Баку и проводил богослужения.    
   22 сентября 1898 года ксендз Добкевич крестил Марию-Францизку, дочь дворянина Петраговской губернии Владислава Станиславовича Смоленского и его законной супруги Юлии-Елены,ур.Зейдовской. Восприемниками были Витольд Константинович  Згленицкий  и Казимир Феликсович Сикорский.
   Продолжается переписка  о  разрешении  католикам  построить церковное здание. 15 января 1898 года строительный отдел Городской Управы рассмотрел ситуационный план, проверенный производителем работ П.И. Когновицким. На плане красными чернилами написано, что препятствий со стороны Экзарха Грузии нет . 
   Согласно сведений  газеты «Каспий» в 1898 году в Баку проживало  2.351 католиков (1342 м. и 1009 ж.),  из них 900 поляков, которые  устроили  большой новогодний праздник с елкой в гостинице «Метрополь».   
    2  февраля 1899 года в город опять приехал  визитатор Барановский   и   в  11 часов   отслужил обедню  в молитвенном зале на Губернской  улице в доме  Осипова.
   2 марта 1899 года поверенные присяжные Шон и Вонсович  обратились  к губернатору с просьбой разрешить устроить в части построенного ими дома,  молитвенный зал, так как в случае Высочайшего разрешения все равно потребуется много времени для строительства церкви, в течение которого католики останутся без места.   Губернатор Рогге лично не возражал,  о чем   сообщил 28 марта 1899 года. Но дом находился в распоряжении МВД, и без них  этот вопрос решить было невозможно .
   В этот  же день состоялся польский  благотворительный вечер, на котором известный декламатор Маврикий  Кисельницкий  прочитал на польском языке некоторые произведения Адама Мицкевича. Затем, как обычно, танцы.
  2 апреля 1899 года прошло отпевание б. старшего бакинского уездного врача Ромуальда Станиславовича  Латкевича. Он  родился  в 1841 году в Кельцах, получил  медицинское образование в Варшавской Главной школе Царства Польского и с 1872 года работал врачом на разных должностях в Бакинской губернии.   26 лет он  практиковал и снискал уважение и любовь всех, кто с ним имел дело. Особенно почитал его беднейший класс, пользовавшийся его врачебными советами безвозмездно. Так же безвозмездно он оказывал услуги врача при женском учебном заведении Св.Нины. Жил на Колюбакинской улице в доме г-жи Гумилевской.
   Отпевал его временно пребывающий в Баку визитатор  о. Барановский. Он произнес прочувственную речь: »Мир праху твоему! Пусть наши слезы и горячие молитвы напутствую тебя в ту таинственную область, где нет ни печали, ни воздыхания, но есть жизнь бесконечна!». В доме Осипова была устроена обедня .
   На должность уездного врача  был назначен  доктор,  католик Т.Б.Абрамович. 6 апреля хоронили провизора Казимира Ивановича Межина. На панихиду, которая была на дому, друзей и знакомых  приглашала Анна Ивановна Межина.      
   В июне 1899 года  Главноначальствующий  на Кавказе  наконец-то, направил в МВД ходатайство об учреждении БРК прихода с приложением к нему требуемых документов: проекта по постройке римско-католической церкви в Баку, техническую смету, расценочную ведомость, пояснительную записку, расчет устойчивости проектируемой постройки, ситуационный план к проекту. Отдельно,   выкопировку  из генерального плана с показанием тех частей, которые  находятся  вблизи места постройки существующих православных церквей и масштаб, по которым  можно определить расстояния. И наконец, копию отзыва Бакинского губернского правления от 15 ноября 1898 года, заключающее в себя мнение Строительного отдела  по предмету проектируемой постройки .
    21 июня визитатор о. Барановский опять в Баку. Он крестит Константина - сына своего брата Константина и его законной супруги Марии Болеславовны.
    1 июля 1899 года город прощался с известным нефтепромышленником, одним из активных членов католического сообщества И. К. Рыльским. Тело усопшего после панихиды патером Келлером было отправлено  для захоронения в Тифлис, на родину  его любимой супруги Анны Васильевны .
    В  сентябре 1899 года  И. И? К. Барановский покидает свой пост визитатора РК церкви на Кавказе и за-Кавказом. Вместе из Баку уезжает патер  бакинских католиков и капеллан войск Бакинской и  Елизаветпольской губернии  и Закавказского края К.Келлер. Капелланом  войск становиться Иоанн Уселис. С ноября 1899 года по февраль 1900 года богослужение у римских  католиков  Баку проводит армянин Григорий Сапаров.   
    10  ноября 1899 года из МВД пришел запрос  о наличии  у  католиков  средств  для строительства церкви.  Председатель Казначейства Костенский представил справку, из которой видно, что из собранных ранее  денег, 3. 689 рублей истрачены на постройку дома.  Осталось  3871 руб.,  которые  неизвестно  у кого хранятся. 
   30 марта 1900 года бакинская колония католиков, которая насчитывала 1407 человек, наконец-то получила  Высочайшее разрешение Императора Николая 11 на постройку римско-католической церкви  и учреждения при ней Бакинского римско-католического прихода(53).
    Теперь католический молитвенный дом расположился в снимаемом помещении дома Скобелева на углу  Биржевой улицы (Свободы, Узеира Гаджибекова)   и  Каспийской  ( Будаговская - Лейтенанта Шмидта - пр. Рашида Бейбутова). 
   С апреля этого года должность ксендза временно исполняет  магистр богословия,   б. инспектор  кавказских приходов поляк, ксендз  Юлиан Добкевич.  23 апреля 1900 года о. Добкевич в этом доме бракосочетал известного сегодня благодаря работам Ш.Фатуллаева, архитектора, подпоручика, дворянина Иосифа- Анастасия, сына законных супругов Каспара Михайловича Плошко и его законной супруги Паулины Владиславовны, ур. Ценциа, с Сабиной, дочерью дворянина Владислава Станиславовича Пиотровского и Михайлины Викторовны, ур. Франсвид.  Жениху было 29, невесте 23 года. Свидетелями стали старший брат доктор Адам Плошко и нотариус Сигизмунд Былинский .       
    16 мая 1900 года  там же  прошла панихида по скончавшемся б. Городском голове, почетном гражданине города Баку, директоре Бакинского правления Каспийско-Черноморского промышленного и торгового  общества (Ротшильда),  д.с.с. С. И. Деспот-Зеновиче.  Он умер 15 мая  в Батуми  после тяжелой болезни  в  возрасте 65 лет  и  был похоронен в Гурзуфе. В сороковой  день  кончины Станислава Ивановича 26 июня опять была отслужена панихида.
    В день годовщины смерти  Ипполита Ивановича  Рыльского  26 июня 1900 года,   в доме  его  наследников на Колюбакинской улице (вход со стороны Александро- Невского  Собора ) прошла панихида.
    2 мая 1900 года губернатор генерал-майор Д.А. Одинцов  разрешил учредить  приход  и  передать, выстроенный  на собственные средства  дом  по Биржевой улице,  ксендзу Добкевичу для устройства там временного  молитвенного дома (20).
фото: Сабина Владиславская Пиотровская и  Иосиф Каспарович Плошко

продолжение следует...
 


Рецензии