Жизнь и смерть по Фрейду

Вся моя жизнь была реализацией чьих-то идей, с которыми я пришла в земной мир, все, что случалось со мной: водовороты и пороги, в которые я попадала, больно  ударяясь, были  прописаны кем-то извне. Я тонула, выплывала, захлебывалась в болотной трясине, презирая себя и ненавидя тех, кто подталкивал к обрыву, плевал в душу, смеялся над моей доверчивостью, деревенской простотой. Но в целом, я на жизнь свою не в обиде,  прожито то, что было отпущено, на судьбу не жалуюсь, счастье не миновало меня. Хороших встреч с людьми  достойными было немало, у меня прекрасная семья, замечательные дети, муж, внуки. И, тем не менее, сомненья гложут, все ли так? Тревожат воспоминания, накатывает неудовлетворенность; ведь жизнь уже близка к закату, и где-то, как-то придется держать ответ, а может, нет?

В довольно преклонном возрасте я обратилась к работам Зигмунда Фрейда по психоанализу, чтобы хоть как-то разобраться в своей жизни, для чего я здесь, кому это было угодно? В чем смысл жизни? В прямом смысле он ответов на мои вопросы не прописал, тем не менее, работы  Фрейда на многое открыли глаза. Они интересны, так как основаны на его наблюдениях и научных изысканиях, своеобразном видении мира. Всю свою жизнь он пытался проникнуть в суть души человека, в ее глубины в то, что сам он называл бессознательным.

Да, человеком  руководит нечто, что Фрейд называл бессознательным, с этим я не могу  не согласиться.  Осуществляя анализ своей жизни, я постоянно наталкиваюсь на события, которые запомнила из-за того, что они вызвали в свое время сильное внутреннее переживание, оставили неизгладимый след в душе; вспоминаю людей, встреча с которыми была предначертана судьбой.
 
В одной из таких встреч появился он - Зигмунд Фрейд. Я влюбилась в него, (если так можно выразиться применительно к человеку, не существовавшему материально в моей жизни), искренним образом, а влюблялась я только в детстве. Конечно, люблю я Фрейда не так как мужа, с мужем мы друзья, партнеры, мы вместе создали семью, вместе пережили горе и радости, с ним мы единое целое. Во Фрейде, нравится что-то другое, хотя его внешность, и эта неизменная трубка очень импонируют мне, но суть, вероятно, все же не в этом. Прежде всего, привлекает интеллект, необычность мышления; его психоанализ  затягивает, заставляет размышлять, делать выводы.

У меня аналитический ум, из всех преподаваемых мною экономических дисциплин, я больше всего люблю «Анализ производственно - хозяйственной деятельности». Цифры как я их обожаю! Они могут рассказать очень многое, нумерология – моя вторая страсть после Фрейда. «Цифры управляют миром», писал Гете, не зря, ему удалось создать и Фауста и моего любимого Мефистофеля, дерзкого и оригинального. Но я отвлеклась от моего главного героя, а их, как вы понимаете, у меня немало, это и Воланд, и Кот Бегемот из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, это и Демон Михаила Лермонтова. И многие другие из категории необычных, не таких как все. К этой же категории я отношу вполне реального, не выдуманного писателями героя - Зигмунда Фрейда. Сегодня я хочу прибегнуть к его психоанализу и провести совсем небольшой экскурс в его учение, касаясь жизни и смерти.

Особенность Фрейда, на мой взгляд, в том, что он стал, открыто говорить и писать, что основной жизненной мотивацией человека является, во-первых, эротика, сексуальное влечение; а во-вторых, влечение к смерти. Может быть, современные психоаналитики возразят, утверждая, что он имел в виду не то, что мы подумали, но давайте обратимся к первоисточникам. В советское время купить хорошую книгу было невозможно, лишь только в 2010 году я приобрела « Пересмотр теории сновидений» введение в психоанализ, стала внимательно читать и читаю до сих пор, хотя кроме нее  имею доступ к ресурсам интернета. Это «Лекции по введению в психоанализ» они были прочитаны Фрейдом в лекционном зале Венской психиатрической клиники  в течение двух зимних вечеров для смешанной аудитории слушателей всех факультетов. Вот как он заканчивает предисловие к этой книге, характеризуя науку, связанную с психологией и сложность ее понимания:

« Ни один читающий работы по астрономии не почувствует себя разочарованным и стоящим выше науки, если ему укажут границы, у которых наши знания о вселенной становятся весьма туманными. Только в психологии все по-другому, здесь органическая непригодность человека к научному исследованию проявляет себя в полной мере. От психологии как будто требуют не успехов в познании, а каких-то других достижений; ее упрекают в любой нерешенной проблеме, в любом откровенно высказанном сомнении. Кто любит науку о жизни души, тот должен примириться и с этой несправедливостью». Вена, лето 1932 г.

В этих лекциях отражена научная и практическая деятельность Фрейда, посвященная изучению и излечению души человеческой, от заболеваний истраданий, связанных с психозами и истериями, фобиями, страхом.  Я буду использовать в своем рассказе небольшие абзацы из тридцать второй лекции «Страх и жизнь влечений». Вот выдержка из нее:

«А теперь разделим влечения, о которых мы говорим, на две группы: эротические, которые стремятся привести все еще живую субстанцию в большее единство, и влечения к смерти, которые противостоят этому стремлению и приводят живое к неорганическому состоянию. Из взаимодействия и борьбы обоих и возникают явления жизни, которым смерть кладет конец. Мы не утверждаем, что смерть есть единственная цель жизни; мы не игнорируем перед лицом смерти жизнь. Мы признаем два основных влечения и приписываем каждому его собственную цель». Я подчеркиваю: из взаимодействия  и борьбы эротики и смерти возникает жизнь, которая заканчивается, как не печально смертью.

Сейчас эротика потекла со всех средств вещания буквально бурными потоками, практически нет ни одного фильма, где бы она не присутствовала, а смерть и простота ее осуществления залила все кровью в разных формах. К примеру, голливудский актер  Майкл Дуглас совершает натуральный секс во время съемок фильмов. Даже звери в зоопарке стараются не демонстрировать подобные потребности, когда на них смотрят. Майкл Дуглас по-прежнему востребован, еще красив, хотя за семьдесят, и у него хорошие роли в кино. Есть фильм «За канделябрами» режиссёра Стивена Содерберга, главные роли исполняют Майкл Дуглас и Мэтт Деймон. Лента была крайне положительно воспринята американской кинопрессой; актёрская работа Дугласа называлась критиками самой скандальной и одной из самых лучших, когда-либо осуществлённых артистом. Он играет Либераче известного шоумена и прославленного пианиста, его последние десять лет; эта роль стала для Дугласа «настоящим подарком» после того, как в 2011 году он сумел побороть рак гортани.

Фильмов о гомосексуалистах много, но этот выполнен исключительно талантливо.   Картина повествует о реальной истории любви пианиста и молодого дрессировщика , 17-летнего Скотта Торсона, который впоследствии написал книгу «За канделябрами: Моя жизнь с Либераче». В декабре 1986 года Либераче звонит Торсону и сообщает, что смертельно болен СПИДом и доживает последние месяцы. Скотт навещает до неузнаваемости изменившегося пианиста, и бывшие любовники в последний раз говорят «по душам». В феврале 1987 Либераче умирает. В финальной сцене картины Скотт, находясь на его похоронах, воображает Либераче на сцене, с его традиционной напыщенностью и китчем. Окончив вымышленное представление, пианист взмывает в небеса. Здесь эротика и смерть слились в любовном порыве.

 А недавно я посмотрела фильм «Нелюбовь»  режиссера Андрея Звягинцева. Мировая премьера состоялась в основной конкурсной программе 70-го Каннского кинофестиваля, где фильм получил Приз жюри. Хожу под его впечатлением и думаю: неужели наша жизнь стала такой? Он и она разводятся, она, на мой взгляд, злая, он ко всему и всем равнодушный человек. Они громко ссорятся и не могут решить, куда им спихнуть двенадцатилетнего сына, он не нужен даже бабушке. Сын слышит  и горько плачет, отец видит это и спокойно ложится спать, не пожелав хотя бы обнять сына, чтобы утешить. У него беременная любовница и бурный секс с нею, у жены -  богатый любовник с добротным сексом и объяснениями в любви. Они в своей страсти и так «называемой любви» забыли о мальчике, он ушел из дома и потерялся навсегда. Прошло два года у отца новая семья, теща и маленький сын, к которому он совершенно равнодушен, у матери богатый муж и квартира с тренажерным залом. Что еще надо для осуществления желаний? Мальчик, их сын, не найден и нет на их лицах счастья.
 
Как соотнести этот сюжет с исследованиями Фреда, как эротику и смерть? «То, о чем повествует нам история и что нам самим довелось пережить, подкрепляет суждение о том, что вера в "доброту" человеческой натуры является одной из самых худших иллюзий, от которых человек ожидает улучшения и облегчения своей жизни, в то время как в действительности они наносят только вред. Нет нужды продолжать эту полемику, ибо не только уроки истории и жизненный опыт говорят в пользу нашего предположения, что в человеке таится особый инстинкт - агрессии и разрушения, это подтверждают и общие рассуждения, к которым нас привело признание феноменов садизма и мазохизма».

Или японский фильм «Служанка» очень красочно символизирует тела госпожи и служанки, которым ни какие мужчины не нужны, они их уничтожают.
И снова Зигмунд: « как влечение к смерти используется для целей Эроса, особенно в его направленности во внешний мир в форме агрессии, - все это задачи будущих исследований».

Вы скажите: « все это кино, а где примеры из жизни?» У каждого из нас есть своя история и не одна, яркая любовь со смертью в обнимку.

Вот история моя:
Общага хоронила Алку, которая  в общежитие не жила, она была усыновленной сиротой и жила в прекрасной квартире добротного старинного дома в центре города.  При жизни она любила общагу и нас деревенских, а мы любили ее. Несколько дней и ночей, соблюдая традицию, мы по очереди  отсидели у  гроба, он стоял в фойе общежития. Зашел декан, преподаватели, соседи, знакомые покойной; родители не пришли, сославшись на здоровье. Мы простились, сбросились на поминки, вернулись с кладбища, сели за стол: одна молодежь, ни одного человека из взрослого поколения.  Это были странные похороны, странные поминки; горькое прощание с любимым человеком, покинувшем землю в рассвете сил.

Аллу удочерили,  когда она была очень маленькая, взяли из детского дома. Воспитывая, приемные родители "ломали ее", пытаясь привить хорошие манеры, добиться послушания, но все было напрасно. Родители несколько раз возвращали Аллу в детдом, снова забирали. Я давно заметила, что некоторым людям природа не дает потомства, и в этом что - то  есть от высшего разума: не полагается, не имеете права, нельзя! К такой категории, кого нельзя подпускать к детям относились, вероятно, приемные родители Аллы. Она имела неукротимый нрав , который не подлежат коррекции. Тем не менее, приемные родители кое - чего добились. Алла отличалась от нас своей образованностью, начитанностью, имела музыкальное дарование.
Она хорошо пела, играла на фортепиано, блистала эрудицией. Мы собирались вокруг нее, когда она в актовом зале института садилась за инструмент, и слушали, затаив дыхание.

Мы познакомились с ней более близко на сельхозработах. В советское время студентов в сентябре - октябре отправляли на эти работы в обязательном порядке. Работали на уборке овощей и зерновых культур. Нам даже платили за  эту работу, и на полученные деньги мы кое, что прикупили себе к началу учебного года. Работа на уборке овощей была грязной и малооплачиваемой, работа на зерне – чище, платили больше, но она была очень тяжелая. К примеру, разгрузка или погрузка зерна выполнялась огромными совками литров в пятнадцать. Это "совковое дело "очень давало знать  на следующий день. Тело и конечности болели невыносимо, к мышцам невозможно было притронуться. По утрам, с трудом просыпаясь, мы шли умываться на улицу возле колодца студеной водой, растирали тело, приводили себя в порядок. Мы были молодые, сильные и здоровые, и  постепенно втягивались в этот непривычный труд. Лидировала Алла, она в работе, как и в жизни, она была неукротима, угнаться за ней было невозможно: маленькая, ловкая, быстрая, неутомимая, всегда веселая и энергичная.

На третьем курсе мы работали на зерносушилке,  это была очень ответственная работа. Нужно было следить, чтобы каждый орган агрегата работал в заданном режиме, поддерживать чистоту. Работали сменами по 12 часов круглые сутки. Ночная смена утром выключала агрегат, все вычищала от отходов и пыли, завязав рот и нос платками, чтобы не задохнуться от грязи. Агрегат передавался дневной смене. Ночи в деревне были изумительные, никакого искусственного освещения, только луна и яркие звезды на темном небе, зачаровывающие своей чистотой, постоянством и безмолвием. Утром мы шли в столовую, питание было довольно калорийным с огромными порциями. Алла следила за нашим весом, выводя на подтоварник, ставила на весы, и вела дневник. Жили мы в очень просторных апартаментах с нарами вместо кроватей, на которых лежали матрасы, набитые соломой и такие же подушки.

По вечерам приходили наши парни, они работали на других объектах, приносили гитару, и мы пели разнообразные песни: романтику шестидесятых, Окуджаву и неизвестных авторов типа: «У бабушки под крышей сеновала курочка наседка проживала», или "У девушки с острова Пасхи родился коричневый отпрыск, украли и этого вовсе раздетого, съели в лесу под бананом". Пели громко слаженно, песня разносилась на всю деревню. Тогда - то Алла познакомилась с Вовкой Лисовским, они стали дружить, вернувшись после сельхозработ в город, они поженились, Вовка перешел жить к ней, в квартиру ее приемных родителей. А мы вернулись в свою любимую общагу, засели в аудиториях: лекции, коллоквиумы, практические работы, семинары.
 
Мы изучали сложные инженерные дисциплины: сопротивление материалов, теоретические основы механики, электротехнику, детали машин и сдавали все исключительно на четыре и пять. В качестве восхваления своих способностей пели: «Студенты – гении пора бы знать, любую сессию сумеют сдать, а коль не выучил билет, то не забудь про «шпаргалет», утром рано можно и не вставать, перед деканом временно не дрожать…». Не очень-то легко было прибегнуть к этим самым шпаргалкам, преподаватели были на редкость строгими, интеллигентны до мозга костей, эрудиты и прочее, и прочее и все такое прочее.
 
Учеба сопровождалась веселым времяпровождением:  туристические походы, вечеринки с бурными возлияниями, разочарованиями и песнями. Куролесили, резвились, вели себя порой как дикари, и вдруг средь неандертальцев появился хомо сапиенс по имени «стиляга» со шнурком на шее, в узких брючках, в ботинках с толстой  каучуковой подошвой, замысловатыми танцами. Было ли это мутацией или посланием моды, но сапиенс оказался очень живуч, перерождаясь в «панков» и прочую молодежь с «железным роком», он расселился по всей планете, подминая под себя культуру.

У нас был довольно насыщенный официальный  досуг: в актовом зале института проходили авторские вечера писателей и поэтов, популярных и известных, вплоть до Евтушенко; мы слушали концерты камерной музыки, Ларису Мондрус, Тамару Миансарову и других. Все это было бесплатно и запомнилось на всю жизнь, жизнь, которая проходила весело и бурно. О существовании смерти никто не подозревал, и думать не думал, а она ходила рядом; лишь о любви или ее отсутствии были все мысли и чаяния.

В нашем институте был очень хороший оркестр, который выступал на всех праздничных мероприятиях, и хор. Хоровые конкурсы входили в обязательную программу смотра самодеятельности учебных заведений. Петь в хоре нам приходилось не по собственному желанию, принуждал комитет комсомола, выполняя воспитательные функции. Комсомол обязал нас петь в хоре после того как на нас поступила жалоба от коменданта общежития, что мы слишком громко и поздно распеваем песни, мешая спать студентам заочного отделения. Алла пела в хоре добровольно по собственной инициативе. Петь рядом с ней было истинное наслаждение, она хорошо брала ноту, голос был сильный, правильно поставленный, она давала нам уроки, обучая лучше руководителя.

Помню как мощно мы пели "Бухенвальдский набат" Вано Мурадели на слова Соболева : «Люди мира на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон - Это раздается в Бухенвальде колокольный звон, звон плывет, плывет над всей землею и гудит взволнованно эфир, люди мира будьте зорче вдвое берегите мир!". Тогда я еще не знала его в исполнении Муслима Магамаева, позже всегда с большим наслаждением слушала от начала до конца; набат твердо вклинился в память, благодаря Алле и хору. На 7 ноября и 1 мая мы шли в спортивной колонне; выходили на демонстрации, встречая знаменитых людей нашего времени. "Геноссе, Вальтер Ульдбрихт " - кричали мы под руководством Аллы, встречая первого секретаря Социалистической партии ГДР, "Виват, Куба! Виват, Фидель " - неслось приветствие Фиделю Кастро кубинскому лидеру. Да были люди в наше время и были времена!

Алла, несмотря на замужество, ежедневно чуть свет приходила в наше общежитие, проходила по коридору, стучала в каждую дверь и кричала "Откройте полиция!».  Мы просыпались, ругая ее, что не дает спать, умывались и шли на занятия, она никогда не пропускала занятий в отличие от нас.

Семейная жизнь у Аллы не ладилась, мать заставила сделать аборт, ей хватало того, что в доме пристроился Вовка Лисовский, не принимаемый как муж всерьез. Ссоры были постоянными, и однажды после непримиримого разговора  с мужем, а может быть с родителями, которые хотели устроить жизнь Аллы и Вовки, так как они считали правильным, ранним утром Алла забежала на кухню и выпила семидесятипроцентный уксус. Ее увезли в больницу, где она пробыла без сознания два часа, и умерла с обожженной  полоской от уксуса на бороде. Родители отказались забирать Аллу из больницы и хоронить; мы сходили к ним за одеждой для покойной, и Вовка с друзьями привез гроб в общежитие, другого пристанища не нашлось; из общежития она  отправилась в последний путь, не оставив после себя ни корней ни ростков. Вовка не был мужем по -  настоящему, он был «приживальцем» в чужом доме без средств на существование, но последний долг перед женой выполнил достойно. Алла в семье приемных родителей никогда не была полноправной, там царила "нелюбовь ", как выразился бы герой фильма, приведенного выше. Печально, но факт.
Когда сексуальные потребности находят свое выражение в появляющихся детях, жизнь продолжается, если нет - наступает смерть, это закономерно, и ничего здесь не попишешь.

«Как переплетаются оба влечения в жизненном процессе, как влечение к смерти используется для целей Эроса, особенно в его направленности во внешний мир в форме агрессии, - все это задачи будущих исследований. Мы не пойдем дальше той области, где нам открылась эта точка зрения. Также и вопрос, не всем ли без исключения влечениям присущ консервативный характер, не стремятся ли и эротические влечения восстановить прежнее состояние, когда они синтезируют живое для достижения состояния большего единства, мы оставим без ответа».  Этими словами Зигмунда Фрейда я закончу свое повествование. Он был прав, тысячу раз прав: всему есть начало и всему есть конец!


Рецензии