27. Завеса

Войны заканчиваются оформлением новых рубежей, которые считаются нерушимыми до следующего конфликта. В случае германского наступления в феврале-марте 1918 года, прекращение боев не привело к формированию прочной границы.

Во-первых, общей границы между Советской Россией и Германией после Брестского мира не существовало, а прогерманские марионетки в Прибалтике и Белоруссии не могли претендовать ни на что, кроме того, что им было указано в Берлине. И во-вторых на Украине война не прекращалась, оттягивая окончательное разграничение. Говорить о прочности советских рубежей на западе не приходилось.

Для их защиты у Совнаркома было около пятидесяти тысяч бойцов, растянутых вдоль тысячекилометрового фронта жидкой цепочкой отрядов, полков и более мелких частей. Единое командование этими войсками приходилось создавать заново. Парадоксальным образом форма объединения красных частей на западном направлении была придумана по крайней мере за месяц до Октябрьской революции.

Начальник штаба Ставки при Керенском М.Д.Бонч-Бруевич так описывал свой план:

"Мне казалось, что в деморализованной и разбегающейся по домам армии есть немало солдат, унтер-офицеров, офицеров и генералов, готовых честно, и мужественно отразить немцев в том случае, если переговоры о мире сорвутся и немецкие дивизии начнут свое продвижение в глубь России.

Я полагал, что если таких солдат и офицеров извлечь из дивизий и собрать в кулак, то после полного переформирования получатся стойкие части. Эту небольшую, но боеспособную армию можно было великолепно оснастить за счет того вооружения и снаряжения, которое лежало втуне или грозило попасть в руки врага. Таким образом, я рассчитывал создать заслон или "завесу", способную умерить аппетиты германской военщины."

Через пару месяцев идея "завесы" возникла в новом качестве уже с целью защиты Советской власти. Тот же М.Д.Бонч-Бруевич начал активно проталкивать свой план, излагая его в докладах главкому Крыленко и телеграммах в Петроград.

Не сумев создать "завесу" заблаговременно, руководители советского штаба начали формировать ее уже в процессе немецкого наступления, рассылая на наиболее угрожаемые участки разведывательные группы, удерживая, где можно, остатки разбегающихся войск. За небольшими группами выдвигались передовые отряды и так называемые "поддержки". Оборону участка на реке Нарове возглавил бывший командующий 12-й армией бывший генерал Парский.

Отдельные очаги под руководством Комитета обороны соединялись в общую военную структуру. После подписания Брестского мира Комитет обороны был преобразован в Высший военный совет, состоявший из Л.Д.Троцкого (председателя), Н.И.Подвойского и М.Д.Бонч-Бруевича, который добился утверждения плана "завесы".

На первом этапе задачей Завесы была подготовка к отражению возможных ударов германских войск на Петроград и Москву. Два первых участка стали невольными преемниками развалившихся в конце 1917 года двух фронтов - Северного и Западного, переняв от них названия. Они были образованы на основе директивы Высшего военного совета 5 марта 1918 года.

В рамках Северного участка отрядов завесы (СУОЗ) были образованы Карельский, Ямбургский, Новгородский, Старорусский и Новоржевский боевые участки, к которым в апреле (видимо, в связи с изменением обстановки в Финляндии) добавили Петроградский район обороны. Военными руководителями СУОЗ были А.В.Шварц (11 марта - 26 мая), Д.П.Парский (26 мая - 8 августа) и В.М.Гиттис (8 августа - 11 сентября).

Менялись и комиссары, которыми назначались П.П.Торгушин, А.И.Ковригин, М.М.Лашевич, И.Т.Смилга и Л.М.Глезаров. Высадка интервентов в Архангельске вынудила СУОЗ сформировать 4 августа 1918 года Архангельский район обороны.

Очень быстро командование поняло, что защита огромных северных районов требует отдельной группировки, и 6 августа был образован Северо-Восточный участок отрядов завесы, в составе которого, помимо Архангельского, действовали Котласский и Вятский районы обороны.

После переноса столицы в Москву западное направление стало для советского руководства приоритетным. В состав Западного участка отрядов завесы (ЗУОЗ) входили Невельско-Великолукский, Витебский, Оршанский, Смоленский, Рославльский, Брянский и Курский отряды, насчитывавшие до 20 тысяч бойцов. Во главе ЗУОЗ стояли военрук В.Н.Егорьев и комиссары И.М.Арефьев и А.М.Пыжев. Штаб участка располагался в Сухиничах, а позже - в Калуге.

Будущий командующий 6-й армии и Восточного фронта А.А.Самойло вспопинал:

"В Высшем Военном совете я получил назначение на должность заместителя командующего отрядами Западной завесы В.Н.Егорьева, моего товарища по службе в Главном управлении Генерального штаба. Егорьев перед самой войной вернулся из Черногории, где выполнял одну из редких должностей, выпадающих офицерам Генерального штаба, - должность военного министра при черногорском короле!

После беседы с Бонч-Бруевичем и Егорьевым выяснилось, что под необычным наименованием "отряды Западной завесы" надо разуметь вновь создаваемые и пока еще не существующие отряды партизан и красногвардейцев для борьбы с германскими интервентами. В частности, эти отряды в составе Западной завесы должны были прикрывать прямое и важнейшее направление к Москве от Минска через Смоленск."

В тылу Западного участка располагался Московский район обороны. Эта немногочисленная группировка должна была стать последним оборонительным рубежом на подступах к столице.

Руководитель Московского района обороны К.К.Байов писал 18 марта:

"При современном соотношении сил России и центральных держав создавшаяся на фронте обстановка позволяет нашему противнику продвигаться вперед, используя для этого железные дороги; лишь в исключительных случаях он двигается по шоссе.

Отсюда вытекает наш способ действии: при невозможности удержать противника отходить, разрушая дороги, действуя на его тыл и при особо благоприятных условиях пытаясь остановить противника на заранее подготовленных узлах обороны...

На каждом из этих направлений требуется организовать самостоятельный отряд, наблюдающий все главнейшие направления к противнику; все четыре отряда образуют завесу, прикрывающую новую границу. Представляется желательным, по соображении со всеми местными и бытовыми условиями, величину этих отрядов иметь:

1. Великолуцкий - бригада пехоты с бригадой конницы и соответствующая артиллерия. Отряд наблюдает невель-полоцкое направление и занимает частью своих сил Невель.

2. Смоленский - дивизия пехоты с бригадой конницы и соответствующая артиллерия. Отряд наблюдает витебско-полоцкое, оршанское и могилевское направления, занимая Витебск и выдвинув часть сил возможно ближе к Орше и Могилеву (через Красный и Горки).

3. Рославльский - бригада пехоты с дивизией конницы и соответствующая артиллерия. Отряд наблюдает могилевское, рогачевское и гомельское направления, выдвинув часть своих сил возможно ближе к Могилеву, Рогачеву и к р. Сож.

4. Брянский - дивизия пехоты с бригадой конницы и соответствующая артиллерия. Отряд наблюдает гомельское направление и выдвигается к границам Украины. Первоначальные пункты для расположения штабов отрядов: Великие Луки, Смоленск, Рославль, Брянск. Сила отрядов, конечно, указывается лишь для начала."

Позже военным комиссаром Московского района обороны был назначен М.Н.Тухачевский. В течение весны отрядам Западного участка Завесы пришлось отражать атаки германских частей вдоль линии Брянск-Курск-Белгород.

10 апреля А.А.Самойло докладывал:

"В Курском районе Рыльск, Коренево и Суджа заняты нами. У Коренево был бой, были убитые и раненые, ощущается недостаток у нас артиллерии. Из Белгорода противник отброшен и в наступление не переходил. Томаровка сожжена. Железная дорога Белгород-Готня прервана. Возле Готни замечено накопление противника.

В Мирополье в незначительном количестве появились разъезды противника. Связи с Харьковом нет. Курский район настаивает на присылке винтовок, патронов, орудий."

Южный участок отрядов Завесы образовали только после заключения мирного договора с гетманом на основе директивы Высшего военного совета от 11 августа 1918 года, Он отличался от остальных советских объединений тем, что находился в зоне, где боевые действия не прекращались ни разу и фактически служил резервом для советских войск, которые воевали против отрядов Краснова.

Основу сил Южного участка составляли три Воронежские дивизии, к которым присоединили Балашовско-Камышинский отряд, включавший дивизию Киквидзе, бригаду Сиверса, бригаду Захаровича и бригаду Миронова. Военруками в этом районе были В.В.Чернавин и П.П.Сытин, а комиссарами - Л.Н.Александри и Е.А.Трифонов. За короткий период существования Южного участка он сыграл важную роль в обороне Царицына и помог отразить наступление белоказаков на Воронеж.

В связи с отвлечением немецких армий на запад в пределах Северного и Западного участков наблюдалось некоторое затишье. Небольшое обострение в этой зоне наблюдалось после убийства Мирбаха, когда возникли опасения, что немцы возобновят наступление на Москву.

15 июля Высший военный принял постановление:

"1. Принять в завесе все необходимые меры к оказанию наибольшего сопротивления: перегруппировка войск, применение техники к разрушению сооружений, создание препятствий и проч. (М.Д.Бонч-Бруевич разработает приказ).

2. Во всей полосе завесы подготовить возможность партизанской борьбы населения против наступающих полчищ. (М.Д.Бонч-Бруевич, т.Антонов, т.Аралов).

3. При отступлении оставлять в местностях, подвергающихся оккупации, хорошо организованные боевые и разведывательные группы. (Те же).

4. Предписать немедленные подготовительные меры к эвакуации всего ценного имущества в тон градации, которая будет указана военным представителем во Всероссийскую коллегию но эвакуации, и к уничтожению того имущества, которое не может быть увезено. (А.А.Маниковский, М.Д.Бонч-Бруевич, Подгурский)."

Однако силы, сосредоточенные на западном направлении, ненамного превышали первоначальную величину. Развернутые в рамках Завесы соединения то и дело приходилось перебрасывать на восток и юг. Подготовка частей прикрытия позволила создать на месте боевых участков и отрядов первые пехотные дивизии.

В рамках Завесы были сформированы: 3-я Петроградская пехотная дивизия (впоследствии - 6-я Орловская стрелковая дивизия), 1-я Курская пехотная дивизия (9-я стрелковая дивизия), Псковская пехотная дивизия (11-я Ленинградская стрелковая дивизия), 1-я Воронежская пехотная дивизия (12-я стрелковая дивизия), 2-я Воронежская пехотная дивизия (13-я стрелковая дивизия), 3-я Воронежская пехотная дивизия (14-я стрелковая дивизия имени Степина), 1-я Витебская и 2-я Смоленская пехотные дивизии, слитые в 17-ю Нижегородскую стрелковую дивизию.

Казачья бригада Миронова была преобразована в 23-ю стрелковую дивизию.

Формирование Красной Армии требовало единой организации войск с определенной численностью, вооружением и штабами. Преобразования в таком духе были начаты 2 сентября 1918 года, когда постановлением ВЦИК был создан Реввоенсовет Республики (РВСР), который взял на себя функции высшей военно-политической инстанции вооруженных сил.

Ответственность за укомплектование и подготовку войск перешла к  Всероглавштабу. Новые органы управления подразумевали упразднение таких объединений, как участки Завесы, которые были 11 сентября 1918 года преобразованы во фронты и районы обороны. Северный и Северо-Восточный участки были объединены в Северный фронт. ЗУОЗ стал Западным районом обороны, а впоследствии Западной армией.

Южный участок объединили с войсками Северного Кавказа в Южный фронт. Конечно, Завеса была не единственным источником пополнения Красной Армии. Формирование новых частей происходило по всем губерниям, где сохранялась Советская власть.

Главный вклад в создание новой армии внесли малоизвестные тогда военруки и военкомы, сумевшие привлечь новых красноармейцев (на первом этапе - добровольно). Собственно полоса Завесы стала базой для немногочисленной группировки, которая в конце 1918 года начала наступление вслед за уходящими на запад германскими войсками.


1. В.Егорьев. Из жизни западной завесы. Гражданская война. Т. 1. Военный вестник. 1928.

2. Д.Парский. Воспоминания и мысли о жизни и службе в Ямбургском отряде Красной армии в марте-апреле 1918 г. Военно-Исторический сборник. М. 1919. Выпуск 2.

3. И.И.Стрекалов. Первые советские дивизии. Весна 1918 года. Гатчинская пехотная дивизия. Россия: идеи и люди. Сборник научных трудов. 1999. Выпуск VI. С. 119-129.

4. И.И.Стрекалов. Создание войск завесы (февраль-май 1918 г.). Исторический очерк. Издательство Московского государственного университета леса. М. 2001.

5. И.И.Стрекалов Строительство Красной армии в войсках Завесы (март-октябрь 1918 года). Кандидатская диссертация. М. 2004. 237 с.

6. Н.Д.Егоров, B.C.Кузьмин. Из истории создания Красной Армии. Советские архивы. 1988. № 1.

7. Н.Д.Егоров. Создание и деятельность войск Завесы обороны в 1918 г. Автореферат кандидатской диссертации. М. 1989. 24 с.

8. Е.А.Сикорский. Смоленский район обороны. Организация партизанского движения в прифронтовой полосе Западной области в марте–ноябре 1918 года. Военно-исторический журнал. 2004. № 3. С. 22–24.

9. С.И.Задонских. Принципы строительства Красной Армии в 1918-1945 годах: сущность и эволюция. Кандидатская диссертация. М. Гуманитарная орденов Ленина и Октябрьской революции, краснознаменная академия Вооруженных Сил. 1992.

10. М.А.Молодцыгин. Красная армия. Рождение и становление. 1917-1920 гг. М. Институт российской истории. 1997. 231 с.

11. М.Д.Бонч-Бруевич. Конец царской армии. Военно-исторический журнал. 1989. № 6.


Рецензии