Мой друг

    МОЙ ДРУГ

    Когда меня маленького оставляли дома одного, скучать не приходилось – у нас всегда было много книг, можно было до упаду читать или срисовывать картинки. Помнится, из учебника по академическому рисунку я срисовал все картинки! Любил срисовывать всяких воинов, например из легенд о Робин Гуде. Ещё мне нравились рисунки  знаменитого графика Николая Жукова.
    Конечно же, в городской библиотеке тоже высматривал рисунки. Поэтому у книжек с иллюстрациями Семёнова, Владимирского, Валька, Перцова, Лосина, Дехтерёва или Архипова не было никаких шансов спрятаться от меня и торчать на библиотечном стеллаже. Ну и какой нормальный ребёнок не будет читать всё подряд о собаках? Я и читал! Вот эти книжки: «Малыш и Жучка», «Тёма и Жучка», «Булька», «Белолобый», «Алый», «Рэкс», «Солёный пёс»… И ещё была такая толстая всем книжкам книжка – «Твой друг»! Когда я недавно показал эту книжку подруге – художнице Кате, она засмеялась, глядя на собачью морду с обложки: «О!!! Вот это и есть настоящий друг человека! Всё правильно!»
    В общем, как и людей, книжки мы часто выбираем по обложкам и картинкам. И потом уже эти книжки, как и люди, могут стать нам друзьями. Собственно, друзьями нам становятся авторы этих книжек – писатели и художники. Это же мы с ними общаемся!
    Вот вспоминаю, с какими книжками я очень дружил, когда мне не было ещё десяти лет: «Чиполлино», «Винни-Пух», «Алиса в стране чудес», «Четвёртая высота», «В стране вечных каникул», «Оля пишет Коле», «Малыш и Карлсон», «Том Сойер», «Муми тролли», «Кондуит и Швамбрания», «Весёлая семейка». Конечно, был проглочен весь набор книг об Изумрудном городе – это вообще было дороже золота и бриллиантов!
    Но ещё раньше я прочёл одну толстую, таинственную, неведомую всем моим знакомым и друзьям книжку… В ней тоже было про собак! На её обложке была совершенно сюрреалистическая картинка! Думаю, Сальвадор Дали поперхнулся бы своими усами, увидев эту картинку. Вот она: гребя по воздуху вёслами, в сторону северного сияния летят двое с собакой, а снизу им что-то орёт снежный человек. Как можно было пройти мимо такой замечательной картинки! Я схватил эту книжку! И был ею захвачен в плен!
    Вот это было настоящее чтение, скажу вам без всякого стеснения! Я тогда учился во втором классе и знал толк в хороших книжках. Ведь к тому времени уже были прочитаны «Робинзон Крузо», «Сын Полка» и «Открытие мира»! Была даже проштудирована такая крутая книжка про крутых борцов с буржуинами – «Судьба Илюши Барабанова», да простит меня православная церковь – я тогда ещё был маленьким, не ведал, что читаю…
    И вот… Ко мне попадает книжка Юрия Коринца «Там вдали, за рекой».
    Автор был для меня совершенно таинственной личностью. И обе его повести о дяде читались запоем! Когда книжка закончилась, наступила тоска. Я сокрушался, что любимый дядя мальчика Миши – замечательный, остроумный, находчивый, героический, исторический, эпохальный дядя… В общем, этот дядя – раненый фашистами, битый полицаями, пытаемый буржуями, обожжённый палящим солнцем и лютыми морозами, дядя, прошедший огонь, воду и медные трубы… не дожил до счастливого коммунистического будущего и погиб на войне. Я очень жалел этого дядю! Можете себе представить, как переживают дети за своих любимых! А этот дядя был и мною любим, не только мальчиком Мишей!
    Юрий Коринец поделился со мной сокровенным, он – мой друг детства! Если бы мне тогда какой-нибудь гад сказал что-нибудь плохое про Коринца и про его дядю… Не повезло бы этому злодею!
    Разрази меня гром, я не рискну знакомить своих воцерковлённых друзей с этим своим детским другом – Юрием Коринцом! Если Вы посмотрите о нём статьи в Интернете, то сразу увидите клеймо: атеист и коммунист. Наверное, теперь шансов на переиздание его книг – ноль! И вправду, о Коринце в сети информации – с гулькин нос… Даже фотография одна единственная кочует с сайта на сайт. Но поищите, и найдёте, что Коринец много путешествовал по Северу и дружил с прекрасными писателями Юрием Казаковым и Виктором Конецким, а дружба с такими людьми – не клеймо, это – знак!

    Сегодня столкнулся на улице с художницей Надей Кузнецовой. Она преподаёт в изостудии и как раз торопилась на свои занятия с детками. Последнее время некоторые из этих деток распоясались. А раз Надя мой друг, то я решил ей помочь – пошёл с ней на занятие, чтобы усмирить бузотёров, если таковые обнаружат себя.
    Вот, начинаются занятия. Увы, учеников пришло мало. Четыре девчонки – все совершенно разные! Не помню, как их зовут, сами придумаем имена.
    Первая девочка полненькая и самая взрослая. Она лучше всех рисует и очень рассудительная. Назовём её Дашей.
    Вторая девочка – «спящая красавица» с томным взглядом, самая спокойная. Пусть будет Соней.
    Третья девочка – маленькая, подвижная, не совсем усидчивая, но ещё не вертлявая, одета как гимнастка – видно, только что пришла с занятий. Не иначе – Ксюша!
    И, наконец… Гроза учителей и воспитателей, шило во всех местах, «Гаврош в юбке»! Встречайте – Аня! Нет, лучше – Яна! Конечно, Яна!
    Сначала я присмотрелся ко всем и понял что к чему.
    Потом мы с Надей дали всем задания и ценные указания.
    А затем… Меня осенило!
    Как же не рассказать таким замечательным девчонкам о своём детском друге? О Юрии Коринце и его дяде! И я рассказал!
    – Девчонки!!! Кто из вас знает, кто такой Юрий Коринец?
    – Мы не знаем такого!
    – Даша, неужели не читала его стих «Неизвестный солдат»? Коринец – писатель и поэт.
    – Нет, не читала.
    – Яна, а ты? Этот стих в интернете на видео есть – многие читают наизусть!
    – Я Жюля Верна читала! Обожаю! «Пятнадцатилетний капитан», «Путешествие к центру Земли»…
    – А «Там в дали, за рекой» читала? Ксюша? А?
    – Неа. Я вообще не читаю. Некогда. У меня тренировки!
    – Соня?
    – Я сейчас читаю «Корзину с еловыми шишками»… Но никак не дочитаю.
    – О-го-го! Дочитывай скорее! Люблю этот рассказ! А сейчас… Па-ба-ба-дам!
    Я извлекаю из сумки книжку Коринца, которую решил перечитать и всюду таскаю с собой.
    – А теперь внимание! Эту книгу перевели на несколько иностранных языков! В Англии она названа книгой 1973 года! Она получала премии в Италии и Нидерландах, она внесена в почётные листы ЮНЕСКО! Я, уж, не говорю о премии в Советской России! И вы, несчастные, про неё ничего не знаете! Хотите, я вам сейчас её почитаю?
    Надя посмотрела на меня так, словно я таракан, откусывающий кусок от её любимой котлеты.
    – Договорились! – не даю ей опомниться, – читаю!
    – А рисовать мы будем? – мне показалось, что Надя собирается меня растерзать.
    – Конечно! Рисуйте и слушайте! Эта книжка про юного художника! Миша мечтал стать художником, и всё время рисовал Этвас! Третья глава как раз о рисовании, слушайте: «С восьми лет это ЭТВАС не давало мне покоя. Оно причиняло мне очень много хлопот. Оно снилось мне по ночам. Я думал о нём днём. Думал дома. Думал во дворе. Думал, когда шёл в школу. Думал на уроках. Я без конца рисовал это ЭТВАС на бумаге. И всегда по-разному…»
    – А что такое этвас? – перебила меня Яна. Она уже накалякала на своём рисунке ЭТВАС, я даже чуть не испугался.
    – Этвас – это по-немецки «нечто». Что-то непонятное. Вот.
    И я прочитал всю главу про этвас и его рисование. Потом я прочитал девчонкам главу про «Герань», где рассказывается о гнусном мещанстве. Когда я зачитал Мишино сочинение на вольную тему, Даша засмеялась.
    – Ну как? – спрашиваю.
    – Мы ничего не поняли! – выдаёт Яна, – Вы очень быстро читаете! – Яна уже вся извертелась, рисуя такой ЭТВАС, что мало не покажется. Яна вертелась так же быстро, как я читал!
    – Конечно! Как же не быстро? Смотрите, какая книга толстая, а я хочу ею поделиться с вами! Ладно, буду читать медленнее…
    И я продолжил. Про дохлую крысу решил не читать, а рассказал историю с шаровой молнией. Эта история мне очень запомнилась в детстве. В общем, занятие прошло на славу!
    Самое весёлое было напоследок. Я вспомнил про Славу.
    Когда Соня томно посмотрела на меня из-под своих длиннющих ресниц, я вспомнил историю со Славой. Слава – это мой старший друг. Он мне не только друг, но и родственник. Хоть и бывший, но всё-таки… Славина дочка – красавица, не хуже Сони… Так, о чём это я? Да, о Славе!
    Слава – выдающийся юморист, спортсмен, массовик-затейник, заслуженный индеец России, фотограф, поэт, музыкант… В общем, он стоит того самого дяди! Сколько я его помню – он не меняется, видимо потому, что работает с детьми в пионерских лагерях и детском приюте. Мы со Славой друг друга постоянно подкалываем и подначиваем. Например, он меня подначивал, что я не выучу ноты, а я взял и выучил наизусть менуэт Поля Мориа. Я подначивал Славу, что он и близко не повторит мой рекорд на турнике – 55 раз подъем переворотом, а он на днях (ему уже под шестьдесят!) взял, и сделал 35 переворотов! А где 35 – там и 55 не за горами, это я по своему опыту знаю! Короче – наша дружба нам на пользу – расслабляться друг другу не даём!
    Лучшие места для встреч с другом – музеи или книжные магазины. Вот именно в книжном я с ним на днях и встретился. Конечно, прихватил с собой повести Юрия Коринца…
    – Так вот, девчонки, рассказываю смешную историю с этой книжкой.
    Яна перестала егозить и вся обратилась во внимание, что совершенно невероятно.
    – Показываю другу Славе эту книжку. Ему картинки понравились, он их долго смотрел! А потом говорит: «Жаль, эту книгу никто не знает. Я тоже в детстве её не встречал». Я ему: «Да не может быть! Только это издание выдержало три тиража по сто тысяч, было ещё два отдельных издания первой повести и двухтомник избранного! Эта книжка вошла в антологию мировой детской литературы! Каждый уважающий себя читатель должен хотя бы в руках её подержать! Эту книжку я у двух лучших друзей видел, наверняка её многие знают!» А Слава только плечами пожимает: «Сомневаюсь…» Ну я ему в запале и выдаю: «Слав! Давай спорить, что я прямо вот здесь, в магазине, найду человека, который её читал!» А Слава меня подкалывает: «Не, не найдёшь…» Я ему: «Давай, если я найду такого человека, то на радостях… поцелую его! А ты…» Ну, в общем, я не буду уточнять, что должен был сделать он, не найди я такого человека…
    – Ха – ха – ха! – зашлась Яна. – Вы нашли красивую женщину и поцеловали её!
    – Правильно!
    Тут даже Соня оживилась.
    – Поцеловал руку, – уточняю, – но сперва я отчаялся! Обошёл первый этаж – все смотрели на моё сокровище абсолютно равнодушно. Никто не воскликнул: «Йес! Моя любимая книжка!!!» Все были хладнокровны и унылы. Но на первом этаже, в детском отделе мне повезло! Женщина была и вправду молода и красива! И она читала эту книжку, даже картинки прекрасно помнит!
    – Ура! – возликовали девчонки, – им уже было не до рисования.
    Кажется, я сорвал им занятие. Зато они узнали про такую прекрасную книжку! Которую, наверное, больше никогда не переиздадут для них…
    Теперь и Вы узнали про Юрия Коринца и его замечательную книжку. Он же мне, выходит, друг! И как мне не рассказать о нём другим своим друзьям?
    А Надя на меня совсем не обижается! Разве можно обижаться на друзей?


Рецензии