Ваучер

               
             Заговорили  тут  о Мавроди на днях: о его кончине промелькнула строка.   Кто-то  из добросердечных  пожелал, конечно же, «Царствия ему небесного»,  как и принято на Руси: о покойниках либо хорошо, либо ничего. Ну а кто-то, более не сдержанный в своих чувствах, выразился, как всегда, коротко  и  ясно: «Гореть ему в аду!!!». Нам только дай повод – поговорить все мы любим! – и едва не поссорились, вспоминая  не столь далёкие  90-е годы.
              Сначала  речь зашла о  ваучерах, которые нам государство подарило и которые мы, совершенные олухи в политэкономии, да что там  в политэкономии, в простейших правилах рыночной экономики, должны были куда-то вложить, чтобы на нашу сберкнижку (карты пластиковые у нас появились много позже, да и к картам привыкали долго и с осторожностью) капали денежки, много денежек, ведь мы имели на руках  часть государственной собственности!!! А раз государство предлагает стать акционером – слово-то какое, АКЦИОНЕР! -  какого-нибудь государственного  предприятия,  которое переходит уже в нашу(!) собственность, почему бы не стать?  А вот куда вложить, с какой целью вложить, чего не следует  делать, чтобы не поступить опрометчиво – вот этого никто не объяснил. Наверное, весь смысл как раз и был  в том, чтобы богатые стали богаче? Ну а бедные… соответственно.
              Кто-то сразу, не раздумывая долго,  отнёс свои ваучеры в компанию, предлагавшую наиболее высокий процент прибыли. А их  на тот момент появилось очень много, и все предлагали невероятно высокий процент. Так что  те, кто имел в «чулке» некую сумму, понесли и её – жадность одолела? Нет, скорее всего желание наконец исполнить свою главную мечту: квартира  чтоб своя была, а не у тестя ютиться с парочкой «киндеров», просторная, ну и чтоб машина была  не как предмет роскоши, а как средство передвижения…  Разве плохо помечтать? Вот об этом  до сегодня и мечтает  большинство граждан, теперь мечтают об этом  их дети и внуки. И уже и не вспоминают о своей доле в государственных предприятиях. Да их и нет почти,государственных, они в частной собственности тех, кто оказался оборотистым, смекалистым, более ловким, а главное, более грамотным, экономически подкованным и  рисковым,  и именно в тот момент, как сказал бы мой брат, сумел вовремя подсуетиться! А «подсуетиться» он смог ещё и потому, что стоял ближе других к «кормушке».
                А поссориться мы могли как раз по этому вопросу. На меня вдруг  напал «бес» противоречия, и я заявила, что я всегда как раз за тех, кто   смог правильно оценить обстановку, внимательно  вчитался в статьи по приватизации, изучил  экономические перспективы и  решился на скупку акций, а первоначально ваучеров, и оказался более дальновидным, а в итоге и богатым. Ну и что? Умный человек воспользовался своим умом. Кто-то приводил свои  доводы, но  меня они не переубедили. Не все  богатые своё состояние «сколотили» за счёт воровства.  Далеко не все. Ум и характер помогают правильно оценить обстоятельства, и  они же помогают ими  воспользоваться!
              Вспомнили в тот вечер и о финансовых пирамидах, которые в  начале  90-х расплодились как грибы в урожайный год: каких только названий не припомнили в этот вечер! И хоть жили мы тогда в разных краях России - матушки, а названия  разного рода инвестиционных компаний были на слуху у всех: и  Хопёр –инвест, и Тибет, и Гермес, и конечно же МММ, как же без него-то?  Ну и как тут было не вспомнить простоватого мужичка Лёню Голубкова  с его женой, мечтающей о шубе и о Париже! Господи, да как же было удержаться и  не понести свои ваучеры  в МММ, если  даже Просто Мария, согласно телерекламе,  верила  Мавроди! А как же мы ругали рекламу,  где  хорошенькая черноглазая  девочка уверенно заявляла на всю страну: «Я всё равно буду миллионером!»  И ведь стали мы все миллионерами в один прекрасный момент, только богаче не стали, наоборот, беднее. Ладно, углубляться в этот  предмет не будем. Не об этом сейчас речь!
               И чего удивляться:  МММ вездесуща -  практически по всему миру были возведены пирамиды, и не только  МММ. Только финансовым пирамидам, в отличие от египетских, было уготовано одно – рухнуть, развалиться, исчезнуть. И  рухнули одна за другой, как  домино по цепочке!  Даже в интернет залезли с вопросом: а  что это за абракадабра такая МММ?  И как говорится, «быстрокрылый интернет тут же выдал нам ответ»:  М- Мавроди – старший, он же Сергей, М – Мавроди – младший, брат единокровный  Вячеслав,  М – Мельникова  Ольга. Кто такая – неважно, какой – нибудь  фин. директор… Вот вам и  три  МММ.  А когда Сергей Мавроди   вновь «возродился» -  это было в 2011-ом -  то МММ теперь означало нечто другое: «Мы   Можем  Многое».  Не успел – почил в Бозе…
             Ну да ладно, что мы всё о Мавроди – МММ?  Умерла, так  умерла… как говорится.  Так  вот, получается, что только наша семья из великого множества родственников с той и с другой стороны хоть немного, но извлекла выгоду из вложенных ваучеров, а другие даже не всегда могут вспомнить, куда они отнесли свои  приватизационные чеки, то бишь ваучеры, и чем они владеют на сегодняшний день. Да, кое – кто имеют  с тех ваучеров, переведённых в акции,  хорошие деньги. И даже владеют кое – чем.  Но таких владеющих по сравнению с огромной массой населения – единицы.
               А мы  в 2001-ом году купили на акции Газпрома двухкомнатную квартиру, хоть и в девятиэтажке  старой постройки, но зато  в центре города.  Предыстория покупки тоже необычна.  К тому времени у нас было пять ваучеров вместо четырёх по количеству членов семьи. И всё не могли определиться,  куда же их пристроить: столько было соблазнительных предложений быстрого обогащения.  Например, «Тибет» предлагал едва ли не 200%, а Хопёр –инвест и того больше - 300%.  Впрочем,  что-то в цифрах я могла и  напутать, но суть одна - несите к нам!  Да, насчёт пятого ваучера.  Муж работал тогда вахтовым методом в сейсмопартии, в тундре бывал по месяцу. Вот и привёз однажды ваучер. Выменял у тундровика за бутылку водки. Их у того  было много… и  детей и внуков … нам столько и не снилось! Столько  же  и ваучеров. А что с ними делать, с этими серьёзными государственными бумагами? 
               Время идёт, скоро конец приватизации, а им никто ничего не говорит, не разъясняет.  Наиболее сообразительные стали специально  ездить в тундру и скупать, а проще говоря, обменивать эти цветные, на данный момент для тундровиков абсолютно бесполезные, бумажки на водку, самый ходовой для  «баш на баш» товар. Пробную закупку совершил и муж мой. Если что, – думал, -  обменяет ещё несколько бутылок на эти самые  чеки - ваучеры.  Но он и не предполагал, что выльется на его бедную голову!   Я тогда работала в управлении образования, а перед этим - завучем в школе – интернате  для детей оленеводов и рыбаков. И тундровики  для меня в то время  были  как особая категория людей: работящие, сильные, ловкие  -  как же со стадом оленей управляться, не имея этих качеств? - но любящие  «принять на грудь»  горячительных напитков, при этом очень быстро пьянеют -  и тогда делай с ними что хочешь. Они как дети.
                - И как можно обманывать этих простых, бескорыстных людей, которые всегда рады гостям?!  Как, скажи мне? Не смей больше обманывать ненцев и не смей привозить ваучеры из тундры! И прочее, и  прочее… Напрасно муж пытался объяснить, что всё равно эти бумажки  так и останутся простыми бумажками, если их не вложить куда-либо.  Со мной спорить  было  бесполезно! Естественно, мой мужчина больше не рискнул совершать подобный товарообмен, хотя ненцы сами предлагали  обменять на водку ваучеры, когда узнали, что  геофизики и приезжие  зачем-то скупают их, куда-то хотят вложить, а им - то зачем они? 
                Время  проходило, многие уже оформили бумаги, начали ждать положенных, а вернее, обещанных  дивидентов. А мы всё не могли определиться с компанией: то я  уговаривала подождать – куда спешить? - то муж узнавал, что кое-кто обманулся – нет уже той компании… А потом по управлению  прошёл слух:  если кто не вложил никуда свои бумаги, пока не спешите, скоро будет  Газпром предлагать свои условия. И за неделю до окончания срока определения судьбы ваучеров  позвонили из районной администрации:  срочно берите  ваучеры, документы -  и  бегом в администрацию  для оформления договора с Газпромом.  Ваучеры меняют на акции Газпрома. И это уже было что-то. Кстати, на мой взгляд, это был беспроигрышный вариант – Газпром ещё раз подтвердил, что он играет по-честному, со всеми.
                Газпром реально помог, хотя и колебания в цене были заметные в то время: то 3 рубля стоила акция, то 9, то падала цена до 6 рублей. Это сейчас акции можно купить или продать в долларах.  Но когда дочери  с внуком в 2001-ом  понадобилась наша помощь,  мы смогли в Уренгое акции обменять по курсу того дня - 14. 70р.   и купить им  на проданные акции  квартиру. Да, и шубку тогда я смогла купить на эти газпромовские акции и немного мебели, и технику, самую необходимую. Так  что  выходит, что всё-таки  и я воспользовалась «блатом»  при обмене ваучеров на акции, потому что акции Газпрома тогда  распределялись строго между «своими» в администрации.


Рецензии
Очень интересный рассказ. Все из наших 90-ых. Мы вложили 5 семейных ваучеров в "Гермес", который, как мы решили, на нефти не разорится. Похоже, что по-началу он даже начал развиваться успешно, но Гаспром поглотил все другие "нефтяные попытки".
Спасибо за навеянные воспоминания.

Ларкина Людмила   04.09.2020 15:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.