Ахмад-Кули-Эфенди ал-Ахти - первый врач-дагестанец

Выдающийся лезгинский учёный-богослов и врач-целитель Ахмад-Кули-Эфенди ал-Ахти родился в начале XVIII века в сел. Ахты Самурского округа (ныне село относится к Ахтынскому району, Южный Дагестан).

Ахмад-Кули получил традиционное мусульманское образование в своём родном селении. По традиции сложившейся в Южном Дагестане Ахмад-Кули совершенствовал свои знания в Ширване, Персии и в Египте. Интересовался он, прежде всего естественными науками и в особенности медициной. Ахмад-Кули изучал выдающихся арабо-мусульманских медиков, таких как Закарийа ар-Рази (ок. 865–ок. 925) из Персии, Ибн Сины (980–1037) из Средней Азии и ’Абу ал-Касима ал-Захрави (936–1013) из Андалусии. Успех в обучении Ахмад-Кули стал возможен благодаря его прекрасному знанию арабского, турецкого и персидского языков.

Сегодня, нам доподлинно известно, что в сел. Ахты в то время была хорошо развита народная медицина, и Ахмад-Кули слыл большим ее знатоком. Немало важная деталь из его биографии Ахмад-Кули. В статье А.Г. Мисриевой («Роль и вклад Мирзы Али Ахтынского в развитие науки и просвещения Дагестана в первой половине XIX в.») Ахмад-Кули упоминается как дед известного лезгинского поэта-богослова Мирза-‘Али ал-Ахти (1771–1858): «Свои знания Ахмедкули передал сыну Магомедшерифу и внуку Мирза Али. В этом деле Мирза Али достиг больших успехов и был признан народным врачом-целителем. Он собирал с альпийских лугов лекарственные травы и готовил из них отвары, мази, настои, которые применялись для лечения больных от различных заболеваний».

К слову, медицинские познания Мирза-‘Али ал-Ахти были как раз кстати русскому гарнизону Ахтынской крепости при осаде (1848 г.) имамом Шамилём ал-Гимрави (1797–1871). По данным учёного ‘Али Каяева (1878–1943), Ахмад-Кули перевел знаменитый медицинский трактат «Тухфат ал-Му’минун» («Подарок Мусульманам») с персидского языка на арабский, и тем самым оказал огромную услугу в пропаганде медицинских знаний в Дагестане. Действительно, распространение этого трактата в рукописи на арабском языке в тот период имело огромное значение для усвоения дагестанцами медицинских наук мусульманского Востока. Известно, что этот трактат, наряду с работами Ибн Сины, служил основой многих работ по медицине справочного характера. Мы, к сожалению, знаем очень мало об Ахмад-Кули ал-Ахти, так как до нас дошёл только этот трактат, но и это имеет для нас немалое значение, т. к. ‘Али Каяев называет его первым врачом из дагестанцев. «Это даёт нам основание заявить», —  пишет, в свою очередь, дагестанский учёный-философ М.А. Абдуллаев (род. 1930), — «что ещё во второй половине XVIII века у нас были учёные, которые знали восточную медицину».

Ахмад-Кули не просто обладал медицинскими познаниями, но вносил свой посильный вклад в её развитие. Так, например, нам известно, что он написал оригинальную работу по медицине. ‘Али Каяев видел её вариант на немецком языке в личной библиотеке известного учёного – медика Сайфуллах-кади Башларова (1853–1919) из сел. Ницовкра (ныне покинутое село в Лакском районе Дагестана). Последнего в Дагестане знают главным образом как шайха трёх суфийскийх братств, муфтия Дагестана и влиятельного общественно-политического деятеля периода революции. Философ М.А. Абдуллаев (род. 1930) даже обратился к внуку Сайфуллах-кади Башларова, для того чтоб организовать перевод упомянутой рукописи, однако, по неизвестным нам причинам, ему это не удалось сделать. В свою очередь любителям и знатокам истории региона остаётся набраться терпения и дождаться того дня когда всё же рукопись будет переведена и её перевод станет достоянием широкой гласности.



Автор: ‘Али АЛБАНВИ




На фото: Джума-мечеть. VIII в. Республика Дагестан, Ахтынский район, сел. Ахты // Источник: Джума-мечеть. VIII в. Республика Дагестан, Ахтынский район, сел. Ахты [Изоматериал: электронный ресурс]: [альбом фотографий 1970-х гг. и 2008–2015 гг.]. — Электронные данные (55 файлов, 300 dpi, JPEG: 143,1 МБ). — [село Ахты, Республика Дагестан], 1970-е, 2008–2015. — Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.



ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АБДУЛЛАЕВ, МАГОМЕД АБДУЛЛАЕВИЧ (род. 1930) — советский и российский философ, специалист по истории философии и общественной мысли Востока; доктор философских наук, профессор.

АЛ-АХТИ, АХМАД-КУЛИ-ЭФЕНДИ (XVIII в.) — южнодагестанский богослов и врач. Родился в начале XVIII века в сел. Ахты Самурского округа (ныне село относится к Ахтынскому району). Ахмад-Кули-Эфенди является первым врачом-дагестанцем.

АЛ-АХТИ, МИРЗА-‘АЛИ ИБН МУХАММАД-ШАРИФ АЛ-ПИРБУДАГИ (1771–1858) — южнодагестанский богослов, мыслитель, поэт и кадий Самурской долины (нахийа ас-Самбурийа). Свои поэтические произведения подписывал псевдонимом «Назим ал-Ахти». Один из видных и знаменитых дагестанских учёных и поэтов, «ученик трёх Са‘идов» — Са‘ида ал-Харакани (ум. 1834) из сел. Аракани (Унцукульский р-он), Са‘ида аш-Шинази из сел. Шиназ (Рутульский р-он) и Са‘ида ал-Хачмази из Хачмаза (ныне Азербайджан), а также Мухаррама ал-Ахти (XVIII в.) и шайха Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838) из сел. В. Яраг. Получив традиционное образование, занимал должность кадия и преподавателя (мударрис) медресе сел. Ахты (ныне в Ахтынский р-он). Среди его учеников — будущие видные деятели науки и образования в Дагестане — ал-Хасан ал-Алкадари (ум. 1910), ‘Абд ар-Рахман ал-Ахти (XIX в.), Ага-Мирза ал-Ка‘ани (ум. 1879/80), Ахмад ал-Катрухи, Мухаммад ал-Катрухи, ‘Абд ’Аллах ал-Агдаши ал-Карахани. Мударрис преподавал догматику, логику, философию, арифметику, астрономию (микат). Выступал противником мюридизма и освободительного движения под руководством имама Шамиля ал-Гимрави. Мирза-‘Али ал-Ахти писал на арабском, персидском, азербайджанском языках. Его диван сохранился в переписке известного дагестанского ученого Г.А. Гузунова (1854–1940). Подлинник не сохранился. Как сообщает М.-Г.М. Садыки (ум. 2000), он видел «Искендер-наме» и «Лейли и Меджнун» Низами (ум. 1209), переписанные Мирза-‘Али ал-Ахти. Панегирическая поэзия Мирза-‘Али ал-Ахти приобрела в Дагестане широкую популярность. Несколько его касыд посвящено Сурхай-хану II (ум. 1827). В 2009 году, во время работы археографической экспедиции ИИАЭ ДНЦ РАН и ДГУ в сел. Ахты, на полях одной из рукописей мною была обнаружена вакуфная запись, составленная, очевидно, рукой самого Мирза-‘Али, с родословной ученого, которая была доселе неизвестной. К записи приложена личная печать Мирза-‘Али-Эфенди ал-Ахти. Эта запись сообщает имена его предков вплоть до XVII в., причем все они принадлежали к духовному сословию. В родословной наряду с нисбой «ал-Ахти» Мирза-‘Али приводит также нисбу «ал-Пирбудаги», указывающую на тухумную принадлежность и сообщающую имя его далекого предка. Вот эта родословная: Мирза-‘Али сын муллы Мухаммад-Шарифа сына муллы Мирза-‘Али сына муллы Рамазана сына муллы … ал-Пирбудаги ал-Ахти. Мирза-‘Али умер в 1858 г. и похоронен в сел. Ахти (на кладбище «Гюней сурар» по пути в сел. Рутул). Жену Мирза-‘Али звали Зурият (ум. 1861/62). У них было два сына Абдуреб-Эфенди и Мухй ад-Дин-Эфенди (ум. 1871/72). Первый был религиозным авторитетом и дважды побывал на Хадже в г. Мекке, второй был крупным ’алимамом.

БАШЛАРОВ, САЙФУЛЛАХ-КАДИ ИБН АЛ-ХУСАЙН ИБН ХАДЖИ-МУСА АН-НИЦУБКРИ АЛ-ГАЗИ-ГУМУКИ (ГУСЕЙНОВИЧ) (1853–1919) — муфтий, суфийский шайх, врач, крупный учёный, общественный, политический и религиозный деятель Дагестана и России второй половины XIX и начала XX века. Он — мюршид тарикатов Накшбандийа, Шазилийа, Кадирийа, Шайх мусульман Сибири, Уйгурии, Туркестана, Башкирии, Татарии, Дагестана и Северного Кавказа. Сайфуллах-кади был муфтием Дагестана и Северного Кавказа с 1909 по 1919 годы. Он также является одним из основателей и учредителей Союза (лиги) мусульман (1905 г.) и его сопредседателем. Сайфуллах-кади — активный участник восстаний в Дагестане в 1877 году, за что и был отправлен в ссылку в Саратовскую губернию. В 1913 году Сайфуллах-кади возглавил антиписарское восстание в Дагестане, и благодаря его усилиям, кровопролитие было предотвращено. Впрочем, он все равно был сослан, на этот раз, в Казанскую губернию. После начала первой мировой войны в 1914 году Сайфуллах-кади был реабилитирован и вернулся в Дагестан, где и продолжал работать муфтием. В период смут и революции 1917 года, будучи муфтием Дагестана и Северного Кавказа, Сайфуллах-кади одновременно работал заведующим кабинетом духовных дел Военно-революционного правительства Дагестана. Сайфуллах-кади был крупным учёным, известным лекарем и врачом. Об этом свидетельствуют некоторые сохранившиеся труды и книги, написанные Сайфуллах-кади по тарикату и медицине на арабском и немецком языках. Он хорошо владел семнадцатью языками, и на 5–6 языках свободно мог изложить свои мысли.

АЛ-ГУМУКИ (ЗАМИР-‘АЛИ), ‘АЛИ КАЯЕВ АБДУЛ-ГАМИДОВИЧ (1878–1943) — дагестанский учёный и религиозный деятель. Родился в сел. Кази-Кумух Лакского района (ныне сел. Кумух Лакского р-она). Рано осиротевший ‘Али воспитался у тёти, которая дала возможность в течение 15–20 лет учиться в мусульманских школах на арабском языке. Ему повезло что учителя-мударрисы оказались на редкость подготовленными и, оценив его способности и трудолюбие, умело направляли ‘Али. После мактаба будущий учёный сменил пять медресе в Дагестане. Он совершенствовал свои знания у известных в то время учёных-арабистов Дагестана — Халила Курахского из сел. Курах (ныне Курахский р-он), Джабра’ила-Эфенди Хотодинского из сел. Хотода (ныне Шамильский р-он), Мирза-Кади из сел. Балхара (ныне Акушинский р-он), Муртаз-‘Али ал-Кудали (1873–1937) из сел. Кудали (ныне Гунибский р-он), Шайх-‘Али-Эфенди ас-Сугури из сел. Согратль (ныне Гунибский р-он). В 1905–1907 гг. учился в египетском «Ал-Азхар» (г. Каир), имел тесные связи с Рашидом Рида (ум. 1935). Автор двух связанных друг с другом биографических трудов. Первый из них «Тараджим улама’и Дагистан» («Биографии дагестанских учёных-богословов») написан на «тюркском» языке.
 
АЗ-ЗАХРАВИ, ’АБУ АЛ-КАСИМ ХАЛАФ ИБН АББАС, или АЛ-БУКАСИС (936–1013) — арабский врач и учёный из Андалусии (на территории современной Испании). Был придворным лекарем халифа Кордовы Ал-Хакама II.

ИБН СИНА, ’АБУ ‘АЛИ ХУСЕЙН ИБН ‘АБД ’АЛЛАХ ИБН АЛ-ХАСАН ИБН ‘АЛИ, известный на Западе как Авиценна (980–1037) — средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира.

АР-РАЗИ, ’АБУ БАКР МУХАММАД ИБН ЗАКАРИЙА (ок. 865–ок. 925) — персидский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ. Многие сочинения ар-Рази в дальнейшем были переведены на латинский язык и получили широкую известность и признание среди западноевропейских врачей и алхимиков. В Европе известен под латинизированными именами «Разес» и «Абубатер».



ЛИТЕРАТУРА


1) Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана (досоветский период). — Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2007. С. 364–365.


2) Мисриева А.Г. Роль и вклад Мирзы Али Ахтынского в развитие науки и просвещения Дагестана в первой половине XIX в. С. 98–100. // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы [Текст]: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 22 июня 2016 г.: в 2 частях. Часть 1. — Вологда: ООО «Маркер», 2016. — 160 с.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.