Каббала Глава 1 фрагменты Исаак Мейер
Шломо бен Йехуда ибн Габироль из Кордовы *, называемый евреями Соломоном сефардов, т.е. испанцев, гимнографом, по акрониму его имени РаШБаГ, арабами Абу Айюб Сулейманом ибн Яхья ибн Джабируль, а схоластами Авицебролем, Авицеброном, Авицемброном и т.д., родился в Малаге около 1021 года, получил образование в Сарагосе, а умер в Валенсии в 1070 году. По преданию он был убит мусульманином, который завидовал ему из-за большого таланта. Убийца закопал его под смоковницей в своем саду; дерево принесло так много плодов и такой необычайной сладости, что халиф, узнавший об этом явлении, приказал прийти владельцу сада. Прижатый расспросами, убийца сознался в преступлении и поплатился своей жизнью. Ибн Габироля можно считать величайшим философом своего века.
К середине XI века Ибн Габироль стал известен, как философ и поэт, несмотря на антипатии по отношению друг к другу, которую эти две ветви человеческой мысли обычно выказывают; редко можно найти их, объединенными в одном человеке. Однако, в поэзии Ибн Габироля есть глубокие философские размышления, и в его философских работах можно найти следы риторики, живого воображения и вдохновения поэта. Философские труды он писал на арабском языке, стихи на иврите. В поэзии он занимает первое место среди еврейских поэтов Средневековья. Мы думаем, что вправе сказать, что он был среди современных поэтов величайшим поэтом своего времени.
Еврейская поэзия средневековья была гораздо более возвышенной, чем
* Прим. Часть этого документа была прочитана мною перед нумизматическим и антикварным обществом Филадельфии в его зале, 4 марта 1886г. Тезисы были опубликованы в Трудах общества.
арабская; она была основана на великолепных образах древних еврейских пророков и поэтов и на воспоминаниях об их чудесном прошлом, страданиях настоящего и на надеждах на более светлое будущее. Она была более универсальной. Элегии еврейских писателей того периода были полны мрачной меланхолии, а гимны и молитвы глубокого религиозного чувства и трогательного смирения. Их уроки нравственности и мудрости, собранные среди развалин и могил, находят отклик в сердцах всех людей во все времена, потому что их мысли, чувства и настроения понятны людям всех стран и всех веков. Тщета земного является главной мыслью, которая воспроизводится под тысячами форм в еврейской поэзии того периода. Ибн Габироль всегда направлял свой взор к небу, земля не привлекала его, счастье постоянно оставляло его, и неизменная печаль, исходящая из всего, что он видел, заставляла его отказаться от законной и чистейшей радости. Меланхолия проявляется в его сочинениях, когда ему всего 16 лет.
Он отводил первое место среди своих гимнов «Кетер Малхут» или «Царскому Венцу», в нем говорится, что сочинение было написано в преклонных годах. Гимн прославляет единственного истинного Бога и чудеса Его творения. Поэт стремится понять и приоткрыть с помощью научных знаний своего времени завесу, скрывающую тайны природы. Задача стоит между духом и сердцем, между разумом и чувством, между знанием и воображением. Это не только религиозное стихотворение, но и поэтическое резюме космологии перипатетиков, восточной, александрийской и каббалистической космологии. В нем он стремится на великолепном языке объединить религию и философию, духовное и физическое в полной гармонии, чтобы прославить и возвысить единственно истинное бытие.
Мы здесь приведем несколько строк из этого гимна:
«Ты есть Бог, и рабы Твои есть все творенья,
Твоя слава не меркнет от их поклоненья
Не Тебе, а другим, всё ж к Тебе приближаясь,
Но слепыми надолго пока оставаясь,
На путь Царственный взоры свои устремляют,
Но сбиваясь с пути, всё же дальше шагают.
То один в пропасть зла глубоко упадет,
То другой в западню на пути попадет,
И покажется им, что уж к цели пришли,
Но напрасно трудились, страдали они,
А рабы Твои прямо вперед лишь шагая,
И ни вправо, ни влево не отклоняясь,
Все до царских чертогов дойдут…»
Ты есть Бог, держит тварное все Твоя голова
И Единством Твоим держатся существа.
Ты есть Бог, меж Главой и Единством и Вечным
Нет различья, ведь тайна одна та, конечно.
И хотя имена те могут разниться,
Но одно лишь значение в них проявится.
Мудрый – Ты, мудрость – жизни родник из Тебя,
Рядом с ним мудрость этого мира глупа.
Мудрый – Ты, от начала был вечности всей
Ты питателем вечным мудрости сей.
Мудрый – Ты, не научен никем, но Собой,
И мудрость дана та только Тобой.
Мудрый – Ты, и по мудрости Ты повелел,
Как художник обычный Ты захотел.
Существо извести вон из Небытия,
Как свет, что из глаз, расширяет себя,
Так Ты из источника Света форму отлил,
Хотя без орудия всё сотворил».
Эта теория Божественной Воли, ограничивающей способность Высшего Божества, которая неограниченная творит только Бесконечное, в основном изложена в его «Мекор Хайим», т.е. «Источнике жизни». Это Высшая Воля, как мы думаем, находится в Совершенном Человеке, Адаме Кадмоне каббалистов и в Кетере Сефирот, самой высокой точке головного мозга или головы Совершенного Человека. В «Кетер Mалхут» Ибн Габироль также говорит:
«Ты – Всесильный, в тайне этой мысли наши бессильны».
«Твое Имя сокрыто от жилища Премудрости».
«Ты есть Сущий, и сущим все стало от Света теней».
«Ты — Един, и Тебя мудрецы не постигли —
Перед Тайной Единства смутились и стихли.
Ты – Живой, кто Тайну эту познает,
Тот блаженство навеки и жизнь обретает». (прим. переводчика: пер. Д.В.Щедровицкого)
Он иллюстрирует дело творения сравнением с ‘распространением света, который исходит из глаза’, и говорит:
«Мощью Имя Святое обвито, оно
Во всех силах как пламени формы одно,
Как из темного глаза струящийся свет,
Как от запаха запах, от света оставшийся след».
Ибн Габироль начал писать стихи и гимны уже в возрасте 16 лет и написал грамматику иврита в стихах в возрасте 19 лет. Сочинение, называемое «Отборные жемчуга», состоит из этических афоризмов, приписываемых ему. Оно из 64 пунктов. Латинское издание было опубликовано во Франкфурте-на-Одере в 1630 году Эбертом; это сочинение было напечатано несколько раз на других языках. Еще одно сочинение, приписываемое ему, называется «Книга о душе», латинский перевод был сделан архидьяконом Домиником Гундисалином (Гундисальви). *. Габироль говорил, что написал специальный трактат «О Воле», но он утерян. В 1045 году он написал этико-философскую работу под названием «Тиккун Миддот а-Нефеш», т. е. Исправление свойств (способностей, качеств) души (или жизненного духа, нефеш). В этом труде человек рассматривается как Микрокосм, а также его отношение к Макрокосму, всей Вселенной, представленной Великим Универсальным Совершенным Человеком или Адамом Кадмоном каббалы. В нем он цитирует Ветхий Завет, Талмуд, Сократа, Плотина, Аристотеля, арабских философов и особенно афоризмы еврейского философа Хефез Аль Кути. †. В результате каких-то личных намеков этого сочинения, автор был вынужден оставить Сарагосу в 1046 году. Он бродил по Испании, пока не получил признание и поддержку Шмуэля а-Леви бен Иосиф Ибн Нагрела, называемого также Нагдила, а евреями а-Нагид; он был главой евреев и визирем, знаменитым премьер-министром мавританской Испании. ‡.
Свидетельство о публикации №218041300426