Липецк и его окрестности. Рассказ о рыбалке

            Если  честно,  то,  не  взглянув  на  карту,  даже  не  вспомню,  по  какой  дороге  от  Москвы  находится  этот  знаменитый  город.  Но  помню,  как  мы  с  товарищем,  который  соблазнил  меня  «особенной»  рыбалкой,  рано  утром  выехали  из  Москвы.  Куда – то  на  Юг.  Или  Юга – Восток.  Резво  бежала  машина.  В  багажнике  полный  рыбацкий  набор:  двухместная  польская  палатка,  туристические  коврики,  удочки,  спиннинги,  закидушки,  жерлицы,  сапёрная  лопатка,  ножи,  топорик,  ложки,  котелок.  Да  и  много  ещё  всякого – разного.  Сейчас  разве  упомнишь?
            Дорога  как  дорога.  Бетонка.  Стелется,  шелестит  под  колёсами.  Бум – бум.  Между  стыками  бетонных  плит.  Бум – бум.  Машина  крепкая,  мчит  резво.  Бум – бум  по  стыкам,  как  по  шпалам.
            - Долго  ещё  нам  «бумкать»? – я,  закуривая  очередную  сигарету,  обращаюсь  к  своему  товарищу.
            - Немного  осталось.  Тёща  обрадуется,  лет  пять,  может  шесть  сюда  не  приезжал.  Твоя  бабушка,  между  прочим, - Саша  поглядывает  назад  на  своего  восьмилетнего  сына,  развалившегося  на  мягких  подушках.
            - А? – сын  приподнимает  свою  рыжую  голову  с  подушек  и  снова  роняет  её.
            - Вот  такой  оболтус  растёт, - жалуется  мне  с  некоторой  гордостью  за  своего  сына  товарищ,  – скоро  меня  уже  перемахнёт.  К  бабушке  его  едём, - пояснил  он.
            Я  молчу,  левой  рукой  держу  руль,  правой  сигарету.  Бум – бум.
            … Указатель  подсказывает  нам,  что  до  Липецка  осталось  совсем  чуть.  Чуть – чуть.  Километров  тридцать  или  сорок.  И  тут  же  указатель,  поворот  направо.
            - Вот,  съезд  направо, - подсказывает  мне  Саша (мой  водитель  и  по – совместительству  товарищ).
            Но  я  люблю  иногда  сам  порулить,  поэтому  неторопливо  еду  вдоль  пыльной  чёрно – серой  дороги.  Вдоль  неё (дороги)  чёрная  вспаханная  земля,  иногда  встречается  зелёная  растительность.  Хватит  нам  асфальта  с  бетоном.
            - Когда  дожди,  не  проехать  ни  по  дороге,  ни  по  полю.  Чернозём! - он  показывает  мне  на  комьями  распаханную  землю.
            Я  такой  никогда  не  видал.  Чёрная – чёрная.  Как  антрацит,  поблёскивает  жирным  блеском.  Мы  приближаемся  к  захудалой  бедной  деревушке.  Покосившиеся  хибарки,  такие  же  заборы.  Крыши,  крытые  где  ржавым  металлом,  где  шифером.  А  вокруг  антрацитово – черная  земля.
            - Вон  тот  дом,  к  нему, - Сашка  указывает  мне  на  самый  ветхий  в  ряду  таких - же,  покосившийся  домишко  за  старым  плетнём.
            Мне  хотелось  ничему  не  удивляться,  но…  Из – за  калитки,  подслеповато  щурясь,  выходит  не  старая  ещё  иссохшая  неопрятная  женщина.  Саша  с  ней  обнимается,  заходим  в  домик.  Бедность  проявляется  повсюду:  покосившимися  полами,  ободранными  обоями,  подобием  жалкой  мебели,  дырявой  крышей,  через  которую  проглядывает  яркое  голубое  небо.  Обедать  я  отказался  наотрез.  Вышел  во  двор.  «Неужели  же  такое  бывает?  Черная  богатая  земля,  почему  же  такие  жалкие  лачужки?  А  внутри  даже  оставаться  не  хочется - беспросветная  нищета  и  убожество».  За  оградой  во  дворе  дома  я  обнаружил  целое  стадо  коз,  удивился  своим  размышлениям  ещё  больше.  Мне  хотелось  побыстрее  вырваться  отсюда,  куда  угодно,  только  не  видеть  всего  этого.  «Чем  я  могу  помочь  э т и м  людям?  Да  и  нужна  ли  им  моя  помощь?»  Я  курил  на  улице  одну  сигарету  за  другой,  пока  не  вышел  мой  товарищ  со  своим  сыном,  который  не  скрывал  своего  смущения.  А  Сашка  тащил  какую – то  подозрительную  бутыль  с  мутной  жидкостью.
            - Что  это? – не  удержался  я.
            - Самогон,  ночи  холодные.
            - Отдай  назад,  у  нас  и  водки  с  тобой  хватит  на  несколько  дней, - я  затолкал  его  обратно  в  домик, - лучше  молока  захвати.  Для  сына, - добавил  я.
            … Мы  поехали  по  просёлочной  дороге,  прочь  от  унылой  деревушки. Совсем  скоро  блеснула  гладь  воды.  На  душе  сразу  же  полегчало,  вроде  как  груз  какой – то  скинул.  Захотелось  тут  же,  на  берегу  остановиться,  разложить  костёр,  подкрепиться  с  дороги,  да  и  просто  полежать  на  зелёной  изумрудной  траве,  глядя  в  голубое  небо,  или  же  просто  закрыв  глаза,  дышать  свежим  озёрным  воздухом.  Но,  мой  товарищ  показал  мне  проехаться  дальше,  вдоль  воды.
            - Это  озеро - старое  русло  реки,  там  дальше  будет  ещё  одно.  Здесь  водится  щука,  там  карась.  Увидишь,  сколько  его  там, - пояснял  он  свои  мысли  вслух, - а  мы  ехали  вдоль  берега  прозрачного  озера  с  водой,  отражающей  голубое  небо.
            Вот  и  «продолжение»  или  начало  того  водоёма,  которое  мы  проехали.  На  противоположной  стороне  мутного  водоёма  виднелся  какой – то  заводик,  очертаниями  похожий  на  цементно - бетонный.  А  прямо  под  нами,  под  обрывом  расходятся  круги.  Много – много.
            - Так  здесь  карась? – мою  усталость  как  рукой  сняло,  только  азарт.
            - Здесь,  здесь!  Раскладывай  удочки,  полови,  а  мы  костёр  организуем, - Саша  с  сыном  отправились  собирать  дровишки  и  хворост.
Долго  не  раздумывая,  я  вытащил  из  багажника  одну  из  своих  любимых  удочек  и  через  две  минуты  тягал  одного  за  другим  золотистых  мерных  карасиков.  Через  полчаса,  когда  меня  позвали  «к  столу»,  в  садке  было,  наверное,  с  полсотни  симпатичных  золотистых  рыбёшек.  С  ладошку.
Наскоро  перекусив,  даже  не  задержавшись  около  костра,  я  вновь  бегом  спустился  к  ожидавшей  меня  удочке.  И  вновь,  не  успевал  поплавок  «встать»,  как  уходил  под  воду.  В  воздух  взлетала  очередная  золотая  рыбка.  Загляденье!
… Саша  вытащил  из  воды  отяжелевший  садок  в  руку,  пробормотав:
 - Ну,  нормально,  этого  достаточно.  Поехали  на  озеро.  Палатку  раскинем.  Кружки  на  щуку  поставим.  Завтра  с  утра  сюда  вернёмся, – видя  моё  нежелание  уезжать  от  такого  клёва,  добавил  он.
- Что,  уже  пора? – я  даже  не  заметил,  как  майское  солнце  завалилось  за  горизонт.  Ещё  пару  часов  посветит  и  темнота. – Поехали!  Точно,  завтра  с  утра  сюда  вернёмся?
- Вернёмся,  вернёмся.  главное,  не  проспи, - поскрёб  он  свой  затылок,  забрасывая  наши  сложенные  удочки  и  улов  в  багажник.
… Палатку  поставили  быстро  и  споро.  Вновь  развели  костёр,  дымом  разгоняя  назойливую  мошкару  и  звенящих  комаров.  Я  накачал  небольшую  двухместную  лодчонку.  Плыли  уже  почти  в  темноте  по  тихому  прозрачному  озеру,  ставили  кружки.  Все,  которые  захватили  с  собой.  Золотистый  карась  уходил  под  воду,  похоже  даже  не  замечая  того,  что  он  на  тройнике  за  спиной.  С  берега  отвели  на  середину  озера  несколько  резиновых  донок,  опустив  килограммовые  камни  на  дно.  На  каждой  по  несколько  тройников  с  золотистым  карасём.  Ну  вот,  можно  и  у  костра  посидеть,  и  рюмочку – другую  пропустить.  Хорошо!  Звенят  цикады,  воздух  напоен  свежестью,  звуками,  шорохами,  комариным  пением,  запахом  костра  и  печёной  картошки.  На  раскалённой  сковороде  шипят  карасики.  Лунный  свет  и  фонарик,  протянутый  от  автомобиля,  освещают  троих  путешественников – рыбаков.  Один  из  них – самый  младший,  уже  спит.  Перенесли  его  аккуратно  в  палатку,  задёрнули  сетчатый  полог.  А  мы,  кто  постарше,  можем  и  у  костра  посидеть,  поговорить,  да  и  просто  помолчать.  В  тишине.
… Оранжевый  полог  палатки  осветили  первые  лучи  солнца.  Занимался  прекрасный  денёк.  Для  меня  особенный.  Я  с  удовольствием  выполз  из  нашего  домика  и  улыбнулся  яркому  чистому  небу,  прозрачной  воде,  зелёной  пышной  траве,  раннему  солнцу  и  своему  хорошему  настроению.  Сегодня  же  двадцать  восьмое  мая – день  пограничника!  И  я  его  встречаю  вместе  с  солнцем,  на  берегу  красивого  чистого  озера.  Умылся  в  озёрной  воде  и  прошел  вдоль  берега,  проверяя  «резинки».  Чисто,  ночью  клёва  не  было.  Разжег  костер,  повесил  на  треноге  котелок  с  озёрной  водой – для  чая.  Вскоре  вода  закипела  и  кисейный  завес  палатки  откинулся.  Оттуда  появилась  взлохмаченная  голова  моего  товарища  и  компаньона.  Он  деловито  прошелся  по  моим  следам,  проверяя  вчерашние  снасти,  потом  внимательно  посчитал  «кружки»,  которые  были  на  тех  же  самых  местах,  где  мы  их  вчера  вечером  и  оставили.
- Иди  чай  пить, - я  уже  и  бутерброды  приготовил.
- Чай  не  водка,  много  не  выпьешь, - буркнул  он,  пятернею  приглаживая  волосы  и  стряхивая  сон  с  лица.
- Выпьем,  не  переживай.  Помнишь,  какой  сегодня  день?  Только  не  с  утра, - отнял  я  у  него  бутылку, – так  не  годится.  Достань,  пожалуйста,  мою  фуражку  из  машины, - Сашу  уговаривать  и  заставлять  не  пришлось.  Вместе  с  зелёной  фуражкой  он  достал  из  «бардачка»  и  коробочку  с  зелёным  «погранцом», - традиция  есть  традиция. – А  что,  щука  перевелась  в  озере?
Он  посмотрел  на  часы,  я  на  солнце,  почти  минута  в  минуту  «отгадав»  время.
- Да  рано  для  неё.  Ещё  семи  нет.  Без  пятнадцати.  Мы  успеем  карасика  половить.
Не  стали  будить  младшего  рыбака,  оставив  для  него  сладкий  чай  в  котелке  и  бутерброды.  Поехали  на  мутное  озеро.  За  карасём.
Рессоры  мягко  скрадывают  неровности  дороги,  свежий  воздух  ополаскивает,  ласкает  лицо.  Из - под  колёс  вспархивает  маленькая  птичка.  Поворот,  и  солнце  золотит  мою  открытую  руку.  Вчерашняя  зола  от  костра,  а  мне  не  терпится  вновь  закинуть  удочку.  Азарт.  Да  сколько  же  этой  рыбёшки  здесь!?  Не  успеваю  закинуть  наживку,  как  поплавок  тянет  вниз,  весело  подпрыгивая  на  мутноватой  воде.  Ещё  один,  ещё.  Золотистые  рыбки  бьют  хвостами  на  берегу (забыли  садок).  Выгибают  тело.  Вновь  поплавок  ныряет  и  прыгает.  В  воздух  взлетает  очередная  рыбёшка.  Саша  рядом  со  мной  деловито  складывает  в  целлофановый  пакет  наш  улов.
- Время!  Сашка  проснётся, - вроде  бы  торопит,  но  сам  не  спешит. – Поехали?
Я  с  трудом  расстаюсь  с  таким  благодатным  местом,  где  на  каждый  закид  поклёвка.
- Поехали! – оглянулся  на  мутную  воду  уже  с  высоты  обрыва,  посмотрел  на  противоположный  берег,  где  невдалеке  виднелось  подобие  бетонного  заводика, - поехали!
Мы  приехали  к  нашему  становищу  как  раз  вовремя – маленький  Саша  уже  успел  выкопать  две  ямки  и  уложить  в  них  двух  вполне  приличных  щук.
- И  где  ты  их  добыл,  добытчик? – мой  вполне  оправданный  интерес  я  даже  не  стал  скрывать.
- Да  вон  же,  закидушки  вчера  Вы  с  папой  ставили,  я  увидел,  дёргаются,  решил  вытащить!
- Дёргались,  значит?  И  ты  решил  вытащить?  А  не  страшно  было?
- Не – а, - потряс  маленький  рыболов  своей  рыжей  головой.
            Папа  его  проверял  тем  временем  остальные  «резинки».  Я  поспешил  на  помощь,  увидев,  как  забилась,  заходила  леска  в  его  руке.
            Трёх – четырёхкилограммовая  щука,  почувствовав  землю  под  ногами (хвостом),  решила  не  сдаваться,  а  нырнуть  обратно  в  родную  стихию.  Но  не  тут – то  было.  Сашка  смело  бросился  в  воду,  подхватив  зубастую  бестию  прямо  под  жабры  с  соскочившего  тройника.  Мокрый,  счастливый,  весь  измазанный  в  глине  и  увешанный  водорослями,  мой  товарищ  держал  над  собой  наш  счастливый  приз.  Или  подарок  к  моему  пограничному  празднику.
            - Уже  три! – я  с  удовольствием  рассматриваю  зубастую  хищницу,  которая  яростно  молотит  своим  хвостом  по  влажной  траве. – Можно  сказать  по  одной  на  брата.  «Когда  мне  в  последний  раз  доводилось  вытащить  такую  вот  красавицу»? – я  наморщил  лоб,  пытаясь  вспомнить,  но  так  и  не  вспомнил.
            - Смотри,  кружки! – Сашка  показал  мне  на  середину  озера,  где  «гуляли»  по  воде  несколько  перевёрнутых  кружков – поплавков.
            - Вижу, - я  бросился  к  палатке  за  вёслами.
            Приятные  сюрпризы  продолжались.  С  ближайшего  к  нам  кружка  мы  сняли  с  тройника  вполне  достойный  приз – щуку  чуть  больше  полутора  килограммов.   С  двух  следующих  почти  таких  же,  словно  близнецов  полосатых  остромордых  рыбёшек.  Остальные  наживки  пока  покачивались  на  покрытой  мелкой  рябью  воде  на  тех  же  самых  местах,  где  мы  их  вчера  и  оставили.  Но,  пересчитав  их  все,  я  немного  забеспокоился:
            - А  где  ещё  один?
            Саша  завертел  головой  по  сторонам,  ещё  раз  вместе  пересчитали  кружки.
            - Точно,  одного  не  хватает,  может  у  другого  берега,  в  камышах  проверим? – предположил  он.
            - Ну  да,  не  пропадать  же  добру, - мы  неторопливо  поплыли  вдоль  противоположного  берега,  вглядываясь  в  просветы  между  камыша.  Я  лениво  взмахивал  вёслами,  продолжая  движение.
            - Вон,  вон! – закричал  мой  товарищ,  указывая  пальцем  куда – то  мне  за  спину.
            Я  обернулся  и  увидел  среди  камышей  и  кувшинок  одиноко  блеснувший  красным  цветом  плоский,  больше  похожий  на  блин,  подрагивающий  поплавок.
            - Вот  ты  и  нашёлся,  родной, - я  уже  протягивал  руку,  чтобы  втянуть  снасть  в  лодку.  Но,  кружок  резко  дёрнулся  в  сторону,  зацепившись  за  выглядывающий  из  воды  толстенный  «ствол»  зелёной  головки  камыша.  Сашка  протягивал  руку,  но  поплавок,  словно  оживший,  потянулся  торпедой  прочь,  скользя  по  ряби  озера  к  нашему  берегу.
            - В  догонялки  решили  с  нами  поиграть? – я  налёг  на  вёсла,  не  выпуская  из  поля  зрения  убегающую  добычу.
            Сашка  готов  был  уже  ласточкой  сигануть  в  воду,  когда  красный  блин  остановился,  покачиваясь  на  воде  из  стороны  в  сторону.  Он  первым  и  зацепил  рукой  ярко – красный  пляшущий  блин,  подтягивая  струной  натянутую  нить.
            - Тяжелая,  сволочь,  смотри,  как  дёргает, - на  шее  у  него  вздулись  две  синие  жилки.
            - Давай,  давай,  тяни, - я  протянул  руку,  чтобы  помочь  своему  товарищу.
            - Ничего,  справлюсь,  греби  к  берегу,  килограмм  на  десяток  потянет,  если  не  больше, - он  уже  не  тянул  леску,  обмотав  её  вокруг  руки,  просто  держал  в  своих  цепких  мозолистых  пальцах.
            - Гребу,  гребу,  держи  её,  сейчас,  немного  осталось, - разговариваю  будто - бы  сам  с  собой,  налегая  на  вёсла.
            Берег  упруго  отозвался  в  пояснице.  Маленький  помощник  уже  всё  видел,  с  нетерпением  протягивая  мне  руку.  Я  развернул  лодку  «лицом»  к  берегу,  давая  возможность  Сашке  первому  выбраться  из  лодки.
            - Да,  серьёзная  рыбёшка, - я  подхватил  лесу  и  вместе  со  своим  товарищем  потянул  к  низкому  берегу  сопротивляющуюся  добычу.
            - Подсак,  подсак  тяни,  он  в  багажнике!  Быстрее, - леску  заводило  из  стороны  в  сторону,  маленький  Саша  побежал  к  машине  за  снастью.
            Мы,  двое  взрослых  и  сильных  мужчин,  крепко  держали  сопротивляющуюся  капроновую  нить,  не  решаясь  на  последний  шаг  без  подсака.
            - Давай,  да  х…  с  ней,  с  ручкой, - папа  уже  спрыгнул  с  невысокого  обрыва,  заводя  треугольник  с  болтающейся  мотнёй  под  хвост  хищницы. – Тяни,  чего  ждёшь! – это  уже  ко  мне.
            Я  изо  всех  сил  потянул  на  себя  прыгающую  нить,  обжигая  пальцы  и  ребро  ладони.  Леска  ещё  раз  дёрнулась,  уже  не  так  уверенно,  и  из  воды,  наполовину  высунувшись  из  подсака,  показалась  устрашающая  зубастая  морда  величиной  с  человеческую  голову.   
            - Фу! – одновременно  выдохнули  два  взрослых  мужчины,  оттягивая  подальше  от  берега  полутораметровую  рыбину. – Фу!  Одолели,  таки!  Ну,  теперь  наливай, - весело  закончил  мой  компаньон,  трясущимися  руками  вытираясь  о  штаны. – Обещал  тебе  к  твоему  празднику  праздник  устроить?  Получите  и  распишитесь, - скаламбурил  Сашка.
            - Да,  хороша, - я  с  удивлением  рассматривал  пузатое  чудище,  которое  двумя  злыми  глазами  пыталась  словно  в  душу  мне  заглянуть. – Хороша! - других  слов  у  меня  не  нашлось…
            Вы  когда – нибудь   ели  котлеты  из  свежей  щуки?  А  жареную  щучью  икру?  Даже  не  знаю,  что  из  этого  вкуснее.
                Не  дописал,  извини.  Комп.  постоянно  зависает.  Скоро  прочитаешь  в  журнале…


Виталий Кузнецов 28 мая 2009 года


Рецензии