Певец Онегина с душой Татьяны

                ЧАЙКОВСКИЙ ПЕТР ИЛЬИЧ
                (1840-1893)
                Композитор

000
В творчестве он изживал себя, но в то же время и отдалял свою смерть, ибо только в творчестве он жил. Иного такого примера жизни, равной творчеству в русском искусстве нет.
(Б.В. Асафьев)
000
Симфонизм Чайковского стал эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим русским вкладом в нее, одним из проявлений неистощимой художественной одаренности  великого народа.
(Б.В. Асафьев)
000
Он имел облик и манеры французского маркиза восемнадцатого столетия.
(Л.С. Ауэр)
000
Его тянуло в царство теней; уму чудилось, что там, вдали от насущных забот, как-то даже свободнее и легче дышится: там возобновится общение с самыми для нас дорогими, там могут произойти новые встречи несравненной ценности. Мало того, в этом царстве теней продолжают жить не только отдельные личности, но и целые эпохи, самая атмосфера их.
(А.Н. Бенуа)
000
Мысль о смерти не покидала Чайковского.
(А.Н. Бенуа)
000
Петр Ильич несомненно принадлежал к натурам, для которых прошлое-минувшее не окончательно и навсегда исчезло, а что продолжает как-то жить, сплетаясь с текущей действительностью.
(А.Н. Бенуа)
000
Чайковскому было дано вызвать самую атмосферу прошлого чарами музыки.
(А.Н. Бенуа)
000
Чайковский явился не певцом России, а певцом русской жизни, ее прошлых, но близких форм. Он музыкальный воплотитель усадьбы.
(С.М. Волконский-внук)
000
Я ни разу не встречал великого композитора такого милого, такого скромного, даже застенчивого, как он.
(У. Дамрош)
000
Было что-то милое и детское в этом седом человеке.
(В.М. Дорошевич)
000
Полная печали. Задумчивая славянская душа.
(В.М. Дорошевич)
000
Он похож скорее на маклера и завсегдатая клубов, чем на артиста. Ему, по-видимому, под шестьдесят, но он хорошо сохранился и активен. Он среднего роста, худощав, с прямой осанкой, серебристо-седыми волосами и бородой, красноватым цветом лица и маленькими, но пронзительными и выразительными голубыми глазами. Держится он суховато и с достоинством, не без изящества, но явно без театральности, ; в общем, это симпатичная личность, хотя и несколько разочаровывающая тех, кто ожидал увидеть более яркий славянский тип, вроде Рубинштейна.
(“Daily Evening Telegraph”, май 1891 г.)
000
Маленький Пушкин.
(Ф. Дюрбах)
000
Обидеть, задеть его мог каждый пустяк. Это был фарфоровый ребенок.
(Ф. Дюрбах)
000
Консерваторский композитор г. Чайковский – совсем слаб.
(Ц.А. Кюи)
000
Совершеннейшая посредственность.
(Ц.А. Кюи)
000
Вы самый большой музыкальный талант современной России. Более мощный и оригинальный, чем Балакирев, более возвышенный и творческий, чем Серов, неизмеримо более образованный, чем Римский-Корсаков; я вижу в Вас самую великую или, лучше сказать, – единственную надежду нашей музыкальной будущности.
(Г.А. Ларош)
000
Пожилой господин, приятной наружности, с элегантными манерами, который кажется весьма богатым.
(Г. Малер)
000
Я не признаю его принципов, но мастер он замечательный.
(В.Э. Мейерхольд)
000
С Вашею музыкою живется легче и приятнее.
(Н.Ф. фон Мекк)
000
Грань гениальности пролегала в духовном мире Чайковского в опасной близости от границы безумия.
(А. Ноймайр)
000
Гений эмоций.
(А.Н. Познанский)
000
Байрон наших дней.
(Прозвище)
000
Наш Пушкин.
(Прозвище)
000
Певец Онегина с душой Татьяны.
(Прозвище) 
000
Из всех людей и артистов, с которыми мне довелось встречаться, Чайковский был самым обаятельным. Его душевная тонкость неповторима. Он был скромен, как все действительно великие люди, и прост, как очень немногие. Из всех, кого я знал, только Чехов походил на него.
(С.В. Рахманинов)
000
Милый собеседник и светский человек в лучшем смысле слова, всегда оживлявший общество, в котором находился.
(Н.А. Римский-Корсаков)
000
Милый собеседник и симпатичный человек, умеющий держать себя просто и говорить как бы всегда искренно и задушевно.
(Н.А. Римский-Корсаков)
000
Великий славянский композитор.
(К. Сен-Санс)
000
Самый мягкий и самый приветливый из людей.
(К. Сен-Санс)
000
Из всех композиторов, которых я знала, самым очаровательным был Чайковский.
(Э. Смит)
000
Самобытный мастер, безупречный джентльмен и светский человек.
(Э. Смит)
000
Подобно Пушкину в поэзии, Чайковскому удалось это удивительное единство, благодаря которому русское искусство поднялось на уровень высочайших достижений искусства Европы и в то же время сохранило национальное своеобразие.
(И.Ф. Стравинский)
000
Самый русский из нас всех.
(И.Ф. Стравинский)
000
Несмотря на всю имевшуюся у него веру в себя, он был по всем признакам воплощением скромности.
(Ч. Стэнфорд)
000
Мне очень жаль Чайковского, жаль как человека, с которым было все чуть-чуть не ясно, даже больше еще, чем музыканта… Как просто и натурально, и ненатурально.
(Л.Н. Толстой)
000
Для Чайковского религия была больше защитой против своих горестей, чем духовным убеждением.
(Э. Холден)
000
Самые незначительные для другого человека уколы для него, как редкость, представлялись ударами ножа.
(И.И. Чайковский)
000
Он просто никогда не забывал нанесенных ему обид и в артистическом отношении был особенно к ним чуток. Если обидчик был ранее дорог и близок ему, он сразу, иногда навсегда, охладевал к нему. Пренебрежительное слово, резкое замечание, злобная выходка глубоко запечатлевались в нем, и стереть их было трудно.
(М.И. Чайковский)
000
В русском искусстве он  занимает второе место после Льва Толстого, который давно уже сидит на первом. (Третье я отдаю Репину, а себе беру девяносто восьмое).
(А.П. Чехов)
000
Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич.
(А.П. Чехов)
000
Чайковский обладает сугубо байронической способностью быть трагическим, значительным и романтичным по любому поводу.
(Д.Б. Шоу)
000
Чайковский умеет заставить барабан разражаться роковым громом, а тромбоны – жалобно возвещать судьбу даже тогда, когда, казалось бы, ничто не побуждает к этому.
(Д.Б. Шоу)
000
Без музыки я сошел бы с ума.
000
Для чего только Он сотворил меня, этот всемогущий Бог (Эти слова по свидетельству его гувернантки Фанни Дюрбах были написаны композитором, когда ему было 8 лет).
000
Для меня нет высшего наслаждения как погружаться в прошедшее.
000
Для меня труд необходим как воздух. Как только я предамся праздности, меня начинает одолевать тоска, сомнение в своей способности достигнуть доступной мне степени совершенства, недовольство собой, даже ненависть к самому себе, мысль, что я никуда не годный человек, что только моя музыкальная деятельность искупает все мои недостатки и возвышает меня до человека в настоящем смысле слова, начинает одолевать и терзать меня.
000
Думать, что когда-нибудь будут стараться проникнуть в интимный мир моих чувств, мыслей, во все, что в течение жизни я так бережно таил, очень тяжело и грустно.
000
Жалеть прошедшее и надеяться на будущее, никогда не удовлетворяясь настоящим: вот в чем проходит вся моя жизнь.
000
Какое я все-таки чудовище!
000
Лучше всего для меня было бы уйти в монастырь.
000
Меня постоянно терзает неизъяснимая меланхолическая тоска.
000
Мне лень заводить какие-то новые супружеские отношения, лень стать во главе семейства, лень взять на свою ответственность судьбу жены и детей. Словом, брак для меня немыслим.
000
Мои мысли направлены в одну сторону, а дела совсем в другую.
000
Мой призыв к вдохновению никогда почти не бывает тщетным. Я могу сказать, что та сила, которую я назвал капризной гостьей, уже давно со мной освоилась настолько, что мы живем неразлучно.
000
Музыка сидит у меня в голове и не дает мне покоя.
000
Находясь в нормальном состоянии духа, я могу сказать, что сочиняю всегда, в каждую минуту и при всякой обстановке.
000
Никакого шума я буквально переносить не могу; каждый проезжающий экипаж приводит меня в состояние бешенства, каждый крик, каждый звук раздирает мне нервы. Масса людей, двигающихся по узким улицам, начинает злить меня до того, что каждый встречный незнакомец представляется мне лютым врагом. 
000
Усталость от жизни сделала меня слишком ленивым для того, чтобы заводить новые связи, слишком тяжелым на подъем, чтобы завести семью.
000
Я артист, который может и должен принести честь своей Родине.
000
Я всегда был и всегда буду дурным преподавателем, хотя бы уже оттого, что я привык на каждого ученика и каждую ученицу смотреть как на заклятых врагов моих, предназначенных для моего мучения и терзания.
000
Я еще не встречал человека более меня влюбленного в матушку-Русь вообще и в ее великорусские части в частности.
000
Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и  подпору.
000
Я начал сочинять с тех пор, как узнал музыку.
000
Я ненавижу человека в массе.
000
Я не чувствую себя спокойным, пока слегка не выпью лишку. Я уже так привык к этому тайному пьянству, что испытываю что-то вроде радости от одного взгляда на бутылку, которая у меня всегда под рукой.
000
Я обречен целую жизнь сомневаться и искать выхода из противоречий.
000
Я один только интерес имею в жизни. Это мои композиторские успехи.
000
Я пьян каждый вечер и просто не могу жить иначе.
000
Я русский в самом истинном смысле этого слова.
000
Я с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки.
000
Я совершенно сед и старообразен (в 48 лет. – В.Р.).
000
Я страстно интересуюсь той тихою, лишенной веселой суеты жизнью, на какую обречены люди, живущие в деревне.
000
Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи. Лермонтов прямо говорит, что «темной старины заветные преданья» не шевелят души его. А я даже и это люблю.


Рецензии