Дубровский смутного времени

  В небольшом старинном  городке ломали деревянный дом. Тогда ещё сдавали макулатуру, чтобы получить собрание сочинений советского классика. И вот в этом ломаемом доме оказалась интересная библиотека с дореволюционными изданиями и журналами. Конечно, если бы это обнаружили школьники, то наверняка всё сгинуло бы
в горах макулатуры, но среди любопытных оказался местный краевед. Он даже не пожалел бутылки мужикам, которые ломали крышу, чтобы те культурно отдохнули , а Иван Петрович с дочерью смогли спокойно порыться в книгах и журналах, отбирая самое ценное.
  В  тот же день Иван Петрович зашёл с наиболее ценными изданиями в редакцию газеты.
  - Я что подумал, Игорь Михайлович, а не дать ли объявление в к газету, может какие родственники откликнутся. Ну , а если не откликнуться, я с чистой совестью
пополню свою библиотеку.
   - Объявление мы дадим. Но честно слово, и мне захотелось прикоснуться к книжным
сокровищам. дел пока срочных нет и у меня выдалось свободное время.
  Когда они подошли к дому, редактор обратил внимание, что дом-то ещё в неплохом состоянии, кроме крыши и покосившегося крыльца.
  - Вот моей жене от тёщи достался домик в худшем состоянии. Мне пришла в голову неожиданная мысль, а не разобрать ли его и не перевезти ли в деревню. Как ты думаешь?
  - А что?! Может и стоит, только тогда не мужикам, а самим надо разбирать вдруг
да кроме книг ещё какой клад обнаружится?
 - Шутишь, Петрович? Надо к шурину сходить, он мужик дошлый в строительстве.
   В это время проезжали два мужика на мотоцикле и окликнули редактора.
  - Вот лёгок на помине, а я хотел за тобой идти. Куда навострились.
   - На рыбалку- ответили мужики.
  - Рыбалка подождёт. Тут вот книги ценные обнаружились царских времён. Петрович, говорит, что клад может быть и что надо своими людьми всё обследовать.
Но я -то тебя не в кладоискатели зову, а не взялся бы ты этот добротный ещё дом
на место избушки своей матери перевезти, мой тёщи. Места бы в нём вполне хватило двум семьям. Какие соображения , Семёнович?!
   - А что вполне дельное решение. Но я. считай дармовой работник, а другим за разборку и перевоз надо платить. Да и сначала распятнать стены надо, а то потом не соберёшь. Можно бы на выходные заняться. А пока вы за день какие ценные книги и вещи старинные упакуйте, может что из мебели также можно перевезти. Главное тебе надо в горисполком зайти, узнать, хоть дом собираются ломать, а надо ли как
оформить на вывоз.
    Мужики порылись в книгах и журналах, взяли себе по несколько на память.
    Семёнович оценил буфет и шкаф, как достойные к перевозке. В шкафу оказались какие-то рукописи. Их краевед сложил в сумку.
   Какое же было его изумление, когда дома стал читать и не мог оторваться. Главный герой - унтер-офицер первой мировой, влюблённый в молодую помещицу, когда
началось разложение армии анархистами и большевиками, дезертирует и становится разбойником, насилует помещину, а его сподвижники избивают мужа -офицера на побывке и насилуют его мать- свекровь главной героини. Революция показана слабо назревающей  в непослушании мужиков, которых подряжают на перевозки фуража для фронта, на убийстве городового и полицейского, дочерей и жён которых также насилуют анархисты.
   Редактор был больше занят перевозкой дома и только отмахнулся, что читать ему некогда, пусть даст корреспонденткам.
   Корреспондентки читая сцены насилия охали и акали, их лица алели румянцем. Заведующий отделом, сам грешащий занятиями литературой, сказал, что ничего страшного, если действие сдвинуть на время гражданской войны, но что редактировать может и надо, но ведь и у великого Шолохова и у Шишкова сцен таких
хватает, но там связано с метаниями и переживаниями героев.
   Пока Михаил пытался что-то редактировать, он сблизился с дочерью Ивана Петровича Юлей и у них возникли взаимные чувства.
   Между тем дом перевезли в деревню, поставили на фундамент, а из мезонина старого сделали баню, остатки распилив на дрова. В середине лета устроили новоселье, на которое пригласили и Ивана Петровича с дочерью. Пришла помочь печь
пироги местная старушка и узнала буфет и шкаф и даже кровать.
  - Теперь уж что скрывать, замуж меня по старости лет никто не возьмёт, а когда-то и я была молодая и из этого буфета офицер доставал вино, чтобы меня напоить,
а на этой кровати соблазнял.
  - А как звали, как фамилии его, какой из себя был ?  -в волнении воскликнул
Иван Петрович.
  - Из себя видный был, георгиевский кавалер, с усами , широкоплечий, лицом красивый, а некрасивому я бы и не далась. Я и сама смазливая была. Звали его Георгий, я правда звала Егором, а фамилия была Петровский.
  - Почти Дубровский... Если назвать повесть "Дубровский смутного времени". А был он дезертиром, насиловал молодую помещицу.
   - Он на побывке был по ранению. А потом, когда армию развалили, трудно было кого-то назвать дезертиром. А зачем ему было помещицу насиловать, если он меня любил.  С мужем помещицы, уж не помню почему у них столкновение было, а когда этот муж то ли в карты проигрался, то ли перепил и ударил жену, она прибежала к Егору, он её успокаивал, гладил . Я в это время бельё развешивала на улице, может между ними что и было, может даже какая старая любовь вспыхнула, а вот свекровь её мужики то ли насиловали, то ли просто любили выпившие, а она не отталкивала. Скорее всего из- за земли. Кто-то из них арендовал землю и задолженность была . Да, верно, одному брату она простила за любовь и ласки долг.
а другому , который дольше к ней по ночам шастал, даже ложки подарила.
   - Выходит, на Дубровского, на народного предводителя герой главный не тянет.
  - Да Петровский он был. Когда я от него забрюхатела, он моему отцу землю дал и лес на дом, который ему царь, как участнику русско-японской войны, отпустил из удельных лесов 30 кубометров. Мы тогда хороший дом на хуторе построили. А во время Гражданской Егор спасался у нас на хуторе, мы ещё дочь с ним нажили.
  - А потом что было?
  - Потом его красный комиссар, который с дочерью у него в городе на квартире жил, заставил его на дочери жениться. После этого, считай, что мы с Егором почти не встречались. Изредка, когда детей в старшие классы школы определяли, он их опекал как отец и директор этой школы.
   - А помещицы бывшей след потерялся...
    - Старой потерялся. А молодая учительницей в той же школе была.
   - И у них с Георгием связь возобновилась?
   - Да какая связь? Боялся от тестя, красного комиссара. Даже когда дочь свою
в непогоду до деревни подвозил и то ночевать не остался, а уж у нас то любовь дольше длилась. Последний раз я его обнимала и целовала на этой кровати в голодном сорок шестом. Тесть его погиб на фронте, а я с оказией отправила своему Егорушке в голодное время полмешка картошки. А в другой раз сама привезла. Уж как
он меня обнимал, целовал, спасительницей называл, а другой-то год тоже голодный был, так он  ко мне приезжал, рыбачил и охотился, жил у меня , внуков учил уму-разуму , ну между нами последние ласки были."
 

   

   


Рецензии
В ткани вашего повествования явно проглядывают ниточки стиля Бунина.
Мало знают у нас этого Величайшего писателя, его вклад
в мировую литературу неоценим.

Дальнейших вам творческих удач.

Светлана Саванкова   30.04.2018 17:04     Заявить о нарушении
Благодарен, Светлана, за отклик, сравнение, пожелания Вам добра, любви и вдохновения! С теплом души

Валентин Суховский   01.05.2018 00:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.