Скандал в неблагородном семействе

  Нобелевские премии в области литературы, присуждаемые Шведской академией, всегда вызывали, как минимум, недоумение. Имена многих лауреатов и их творчество ни о чём не говорили, и приходилось копаться в интернете, чтобы что-то о них узнать.
  Всё чаще премии по литературы присуждались из политических соображений, как это было в случае со Светланой Алексиевич.
  Никаких надежд на изменение ситуации не было:члены комитета по присуждению премий избираются пожизненно, а, значит, в нём сидят люди со своими сформировавшимися взглядами и вкусами в течении многих десятилетий.
  И вот разразился скандал. Не литературный, что было бы понятным, а...сексуальный. В ноябре  минувшего года 18 женщин обвинили 71-летнего Жан-Клода Арно в сексуальных домогательствах на протяжении последних двадцати лет.
  Сам Арно имеет отношение к Шведской академии опосредованное:его жена, поэт Катарина Фростенсан - член Академии, он же - фотограф и режиссёр, а вместе пара имеет долю в крупном Стокгольмском культурном центре, на содержание которого выделяет средства и Нобелевский фонд.
  Хотя полиция как будто пока приостановила расследование в отношении Арно из-за отсутствия доказательств его вины, а сам он отрицает все обвинения, тема из шведских СМИ не исчезла, а теперь к ней прибавилось и обвинение Арно в том, что он заранее разглашал имена тех, кому будет присуждена Нобелевская премия.
  И в том, что они с супругой не подали декларацию о доходах от доли в культурном центре, а сам он использовал выделенную ему фондом для работы квартиру в Стокгольме  в личных целях, и даже табличку со своим именем повесил на ней.
  Ком покатился и стал набирать обороты, но толчком к нему послужил именно сексуальный скандал. Вскоре после его начала два члена комитета ушли в отставку, чтобы продемонстрировать свою солидарность с жертвами домогательств.
  Усилился нажим на жену Арно, и она тоже сложила с себя полномочия.
  "Исход" продолжился, и недавно под давлением коллег в отставку подала руководитель всей Академии, присуждающей Нобелевские премии по литературе,- Сара Даниус:она была первой женщиной, занимавшей эту должность.
  "Это уже серьёзно повлияло на Нобелевские премии,- заявила она, имея в виду сексуальный скандал,- и это довольно большая проблема".
  Проблема же в том, что встал вопрос о том, как и кем будет присуждаться премия по литературе в нынешнем году. После добровольного увольнения "академиков" в комитете осталось 11 человек, а для присуждения премии необходим минимум в двенадцать.
  Однако члены комитета избираются пожизненно, так что никто на место уволившихся придти не может.
  Возникла патовая ситуация. Король Швеции предлагает разрешить её внесением изменений в устав Академии, которые он может инициировать.
  Пока вопрос повис в воздухе.
  К тому же, ещё не разобрались с Арно:в чём он виновен, и виновен ли вообще?
  Но в том, что авторитет Академии подорван, сомнений нет. Но подорван он давно, после каждого волюнтаристского решения о присуждении премии по литературе сомнительным кандидатам.
  Кто вспомнит хоть одно произведение, пусть и не "перевернувшим мир", но запавшем в души людей? Ставшем и явлением литературы?
  Увы, нет таковых.
  Вот бы чем озаботиться шведским "академикам". Но для этого надо быть действительно академиками, а не пожизненными хранителями сомнительных ценностей.
  То, что, вероятно, идёт во благо в юридической системе судов,- пожизненное избрание судей,- никак не оправдано в гуманитарной сфере. И тем более - в литературной. Нужна свежая кровь, не зашоренный взгляд на вещи и явления, поддержка истинных талантов, а не "назначенных" по "симпатии".
  Но ожидать, что после скандала что-то фундаментально изменится в присуждении премий по литературе,- было бы наивно. Ведь по большому счёту речь идёт о сохранении выгод, и, прежде всего, финансовых, которые имеют "академики", заседая в комитете.
  Сексуальный скандал лишь повод для того, чтобы изменить процедуру пожизненного избрания, и дать возможность позаседать и поблагоденствовать и другим, пусть и в более короткий срок.
  А узнавать о том, что представляет собой очередной лауреат Нобелевской премии по литературе, мы по-прежнему будем из Википедии.
   
   


Рецензии