Замечательный Китайский дворец

Первый раз я был на экскурсии в Китайском дворце вместе с классом. Эта экскурсия меня сильно потрясла. И сам парк казался сказочным местом. Каждый раз, когда я бываю в Китайском дворце я испытываю сильное волнение и ощущаю прилив счастья.

Построен дворец: в конеце 1750-х - 1768 гг., великим архитектором: Антонио Ринальди (1709-1794). Снаружи он кажется очень маленьким.

От центрального входа он далеко расположен, но есть южный вход в парк. Последний раз бесплатно пустили в парк. За вход во дворец отдельная плата.

Китайский дворец, расположен в глубине (в юго-западной части) парка «Ораниенбаум» (г. Ломоносов). Дворец, расположен далеко от входа в Верхний парк и со всех сторон окруженный зеленью, является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса "Собственной дачи" императрицы Екатерины II.

В этот небольшой дворец приглашались лишь особо избранные лица. Перед самым дворцом растут могучие, старинные дубы. Перед Китайским дворцом растет 170-летний дуб с инвентарным номером «193». Старинное дерево, было посаженно еще в середине XIX века.

К сожалению, первые деревья до нашего времени эти деревья не сохранились. Сравнительно молодой 170-летний дуб (относительно Мордвиновских дубов в Мартышкино), раскинувший свои густые ветви, является жемчужиной Верхнего парка и заслуживает не меньшего внимания, чем другие рукотворные объекты музея-заповедника Ораниенбаум.

                «КАМЕННАЯ СКАМЬЯ ЕКАТЕРИНЫ II»

В парке расположена "Каменная скамья Екатерины II", выбитая в громадном валуне. На стенке скамьи видна полустершаяся надпись «Великой государыни императрицы Екатерины Алексеевны Собственного саду построена в 1762 года». Фото http://proza.ru/2020/04/22/1982

По проекту архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера надстроили второй этаж, застеклили галерею, подведенную под появившийся тогда же балкон и соединившую с южной стороны два ризалита, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры.

Первоначально дворец именовался "Голландским домиком". Лишь в 1774 году появилось название "Китайский дворец", возникшее потому, что ряд интерьеров дворца был декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства.

Внутренняя отделка дворца оформлена очень изысканно и парадно. В средней части находится прекрасная анфилада парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты.

Названия кабинетов говорят об особой исключительности дворцовых помещений. Большую анфиладу дворца дополняют малые анфилады: в западной находятся жилые покои Екатерины II, в восточной – комнаты предназначенные для великого князя Павла. Во дворце нет повторяющихся дверных проемов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно уникален.

Для убранства интерьеров дворца приобретали самые первоклассные произведения изобразительного и прикладного искусства. Самую значимую часть живописной коллекции составляют прекрасные плафоны, написанные специально для Китайского дворца.

Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. Большинство были исполнены по специальному заказу в Венеции ведущими мастерами Академии живописи и скульптуры.

Два крупных итальянских живописца Стефано Торелли и Серафино Бароцци работали над росписью таких обширных интерьеров, как Зал муз, Большой китайский кабинет, кабинеты Екатерины II и Павла, Будуар и другие.

Уникальны по своему художественному значению паркеты дворца. Они набраны из самых ценных древесных пород – красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена, березы, дуба.

В отдельных наборах насчитывается до 15 различных пород дерева. По богатству и разнообразию древесных пород, по сложности рисунка набора и мастерству исполнения паркеты Китайского дворца не имеют себе равных в мире.

Китайский дворец воплотил в себе все модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогий. Крошечный дворец поражает сказочной роскошью.


                Стеклярусный кабинет Екатерины

Особенно меня поразил шикарный стеклярусный кабинет. Какая фантазия, какие краски. Сколько труда и мастерства. Самый блестящий, волшебный, прекрасный кабинет, который создали люди затратив колоссальный труд и свой талант. Фото http://proza.ru/2020/04/22/2053

Главной знаменитостью Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно.

Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. На искрящемся фоне представлены сложные композиции с изображением фантастических птиц, растений, порхающих бабочек. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

Я ничего ранее не видел подобного, да и за последующую жизнь не удалось увидеть, что-либо подобное.

Стеклярусный кабинет — уникальный и самый известный дворцовый интерьер Китайского дворца Ораниенбаума, созданный по заказу Екатерины II в 60-х годах XVIII века.

Украшен 12 панно, на которых по стеклярусному фону-основе вышиты синелью (французским объёмным шёлком) пейзажи тропических лесов. Общая площадь стеклярусных панно — 41 кв. м.

Попасть во дворец очень сложно, работает только в летний период, а в дождь касса закрывается. К большому сожалению, я предпринял несколько попыток, что бы попасть во дворец. Трудно угадать какая будет погода нашим переменчивым летом.

Во дворец пускают только летом, когда нет дождя, что в наших краях редкость. Почему не сделать климат контроль, тепловой экран или что-то подобное? Ведь заменили же медные листы на крыше на тонкое кровельное железо.

Раньше были веские причины не пускать экскурсии в Ломоносов, но теперь не понятно почему эту жемчужину имеющую большую историческую ценность не раскручивают и не организовали круглогодичную работу музея.

Мне все-таки еще раз удается попасть во дворец. Даже родственников в него удалось провести. Было несколько безуспешных попыток.

РЕЦЕНЗИЯ на «Китайский дворец» Михаил Струнников от 10.03.2019

Могу одно сказать с грустью: не был.

РЕЦЕНЗИЯ на «Китайский дворец» Риолетта Карпекина от 17.03.2019

Как странно и запутано всё это - в Ораниенбауме в дворец Китайский не попасть, а в Царском селе в Китайскую деревню не пускают - частная территория. У Царской семьи деревню оттяпали..


Рецензии
Здравствуйте,Уважаемый Григорий!К сожалению не довелось увидеть Китайский дворец.Но Слава Богу, когда приезжала в Петербург,побывала в Петергофе-жемчужине Балтики,полюбовалась великолепными фонтанами,красивым ландшафтом,побывала в Константиновском дворце,в Стрельне.Я считаю,что Петербург самый красивый город из тех,которые мне довелось увидеть.Да,у Рима тысячелетняя история,и много мест,которые хотелось бы увидеть не единожды,но Петербург всё равно краше и роднее.Спасибо Вам за интересный и познавательный рассказ с чудесными фото.
С уважением и самыми добрыми пожеланиями.

Татьяна Зырянова-Кенцухе 8   14.10.2020 12:49     Заявить о нарушении
Китайский дворец сложно увидеть - масса ограниений. Я его не смог показать немцам.
Петергоф я тоже люблю!
Большое Вам спасибо!

Григорий Аванесов   14.10.2020 15:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.