Кто и зачем заказал историю нерчинска?

        По мутным следам заметки заместителя директора ГУК «Нерчинского
        краеведческого музея» «Фальшивые герои», опубликованной, кроме
        одноклассников, в Читинской «Вечорки», и  как ни прискорбно в (43, 44
        номерах 2017 года), некогда патриотической районной газете «Нерчинская
                звезда».
        Сразу, наверное, стоит сказать, что эту статью «Кто и зачем заказал
        историю Нерчинска»,  редактор районной газеты, печатать отказалась,
        ровно, так же как и областная газета.

  У Нерчинска богатая  и знаменитая, известная на всю Россию история, она отражена в людях, которые помнят и продолжают хранить всё то хорошее, что заложили в них далёкие предки. Это в первую очередь любовь к своему родному Забайкальскому краю и городу, малой родине каждого нерчинца.

  Наш долг - сохранить и преумножить всё то культурное наследие, которое нам досталось от царской и советской России. Это здания, улицы, парки и скверы. В том числе и памятники, к которым в советское время тысячи людей несли цветы, они поставлены не просто так, а чтобы увековечить достойных в своё время людей, сделавших всё и даже больше для процветания нашего края и России в целом.

  Русские люди  за годы советской власти привыкли, что историк, в особенности музейный работник – это святой человек. Он хранит и бережет нашу историю (наше прошлое, настоящее и будущее). Заходя в музей, мы верили каждому слову музейного экскурсовода. А школьный учитель истории, особенно если он интересно и правдиво рассказывает об истории нашего родного края, вообще для нас, тогдашних школьников, был, чуть ли не бог – знающий всё. В те времена в музей ходили все и не один раз в неделю.

  Но наступили другие времена и в угоду политической конъектуре, что бы обеспечить себя грантами или какими другими привилегиями, прогнулись перед новым течением времени и музейные работники. Они забыли, что в нашей стране переплелись все периоды развития государства, поэтому, что бы сохранить какую-то стабильность не нужно сносить памятники одной эпохи в угоду другой, а сохранять, помнить и хранить всё.

 Сначала, автор статьи «фальшивые герои», затеял под благовидным предлогом «восстановления Бутинского сада» снос памятника Владимира Ильича Ленина, установленного в своё время возле дома пионеров (который там раньше находился).

  Как следует из воспоминаний Кибасова Александра Ниловича, революционера и телеграфиста Нерчинской почтово-телеграфной конторы Забайкальской области, противоречившими доводам, что сад был уничтожен при советской власти: «     …Так вот поступили казаки 1-го Нерчинского полка во главе с офицерами. На их совести лежит и уничтожение городского сада, где когда-то был прекрасный сад для отдыха населения г. Нерчинска, в нём росли кусты черёмухи, боярки, сосны, берёзы, а они  своими клинками налево и направо порубили многие деревья, остались одни пни. Перед этим событием в летнее время в саду Союз молодёжи устраивали гулянья, вырученный сбор уходил на приобретение сухарей и других продуктов для отправки посылками почтой для военнопленных, находящихся в плену в Германии, Австрии и в других странах в 1-ую Империалистическую войну. Они там голодали, просили помочь чем-либо из съестных припасов, что мы и делали, посылали им посылки с сухарями, крупой, чаем и другими продуктами. Они получали и благодарили нас открытыми письмами. У меня долго они хранились, но в связи с арестом и заключением в тюрьму при семёновцах у меня часть архива уничтожили…». У нас так же есть сведения, что много документов и воспоминаний Александр Нилович передал Нерчинскому краеведческому музею, тесно сотрудничал с Н.Д. Музгиным. Но об этом, как-то наши историки умалчивают, а может быть всё из тех же побуждений: не выгодно.

  Теперь, вот активно ведётся борьба с памятником жертвам белого террора. Высасываются из пальца факты и подменяются понятия, ведётся активное жонглирование фамилиями,  цифрами и датами, приводятся какие-то посторонние источники информации, хотя все жившие в конце 80 и начале 90 годов прекрасно помнят, как оперировали лжедемократы и либералы, выдуманными фактами очерняя советский период развития страны типа: «Гагарин никуда не летал, а сидит в психушке….», тогда же и началась реабилитация кровавых атаманов. Эти их лживые и предательские действия привели к развалу некогда могущественной страны СССР. Казалась бы, этот позорный период для страны прошёл, но нет, у кого-то до сих пор чешутся руки раздробить страну, недаром в Забайкалье приезжали потомки атамана Семенова из Австралии и фонд американского миллиардера Сороса раздавал гранты на образование и культуру.

  Да в этой братской могиле, на площади «Борцов революции» не лежит, какой-нибудь видный деятель или интеллигент из мира правящей верхушки, без разницы какой власти. Но там лежат наши предки из числа простых рабочих, казаков и крестьян, из них 50 человек опознанных родственниками нерчинцев, хотя этот факт автор статьи почему-то скрыл или не захотел писать, огульно назвав всех убийцами и насильниками. Для того, чтобы опознать поднятые в спешке из вырытых ям тела, родственников привозили отовсюду, в том числе и из  окрестных деревень.  Так как в Нерчинской политической тюрьме содержались политические узники со всей Забайкальской области.   Но видимо не всех смогли родственников найти (Интернета и телефона не было) или из-за изуродованных лиц люди  просто небыли опознаны (генетических экспертиз тогда тоже не делали). И откуда взялись уголовники (и кто составил список без опознания?) А уголовников, кстати, в свои ряды активно брали не красные партизаны, а банды атамана Семенова. Нет ни одного свидетельства мученической смерти простого гражданина от рук красных партизан, а от кровавых рук семёновцев предостаточно. Чего стоит только этот пример:

«В ЗАСТЕНКАХ СЕМЁНОВСКОГО БРОНЕВИКА»
(Из воспоминаний красных партизан)
 «Стояли пасмурные осенние дни 1919 года. По Нерчинской железнодорожной ветке взад и вперёд курсировали семёновские бронепоезда. В памяти у Анны хорошо запечалился один из октябрьских вечеров.

  Луна тускло с высоты смотрела на городские улицы, сквозь лунный свет было видно, как падали на землю серебряные снежинки. Тихо. По улицам неслышно было говора, шуток и песен молодёжи. Вдруг вечернею тишину прорезал стук тяжёлых вагонов и резкий свисток паровоза.

Анка подумала: «не бронепоезд ли повёз свои жертвы». Стук оборвался. Опять тишина.
В этот поздний вечер свора белых палачей ворвалась к ним в квартиру. Муж Анны, Василий Садаков, большевистский комиссар в 1918 году, теперь партизан, в это время был дома. Он пришёл к жене узнать, что творится в городе и взять хлеба для партизан.

  Белогвардейцы захватили Василия. На глазах у Анны связали ему руки конопляной верёвкой. Семёновцы произвели обыск, взяли политическую литературу, оружия не нашли. Василия толкнули к двери, где стоял солдат с наганом в одной руке, с нагайкой в другой на конце которой была извита толстая проволока, концы которой торчали как гвозди.
- Пошёл! Скомандовал офицер.
Мать спросила:
-Вася, возьми с собой табачку.
Один из палачей крикнул, что у них есть для него папиросы. Мать заплакала. Глядя на нее, заплакали и дети – племянники Володя и Вера.
Анна пыталась что-то сказать в защиту Василия, но над её головой змеёю взвилась нагайка, впилась в тело, плотно обвив тело и шею – Анна упала.
Василия повели на станцию, где стоял бронепоезд «Истребитель».
Озверевшие палачи набросились на Василия. Долго пытали, драли шомполами, нагайками, кололи гвоздями, топтали сапогами. Допрашивали, зачем он убил офицера, где оружие, кто ему содействовал?
На все эти вопросы Василий отвечал отрицательно.

 Предлагали вступить к ним в армию. Отказался.
Живые свидетели, товарищи Батьков и Луговский в том же вагоне и в одно время с Василием подверглись пыткам и после продолжительного избиения были освобождены. Они-то и рассказали о тяжёлой смерти Василия.

На следующий день Анна с братом Александром понесли передачу на «Истрибитель». Им хотелось узнать, жив или замучен Василий. Александр пошёл на станцию,  Анна подошла к броневику. Один из Нерчинских палачей – Стамбовский взял у Анны передачу. Но Василию её не передал, последнему было не до передачи. Он захлёбывался в крови. Платок от передачи Стамбовский передал Анне. «Истребитель» на станции Нерчинск стоял целые сутки. Целые сутки Василия били. Слышались стоны, лилась кровь. Нельзя было различить у Василия ни глаз, ни ушей, ни носа. Всё покрылось сплошной опухолью.
После жестоких пыток был брошен под лавку, лежал, недвижим в крови, просил пить. Палач Стамбовский и другие, подскакивая пинали сапогами Василия в лицо, ругаясь, кричали:

 - На, пей, комиссар!…
«Истребитель» ушёл на станцию Приисковая, увозя с собой жертвы.
…Станция Приисковая. Такой же был поздний вечер, как тот, который хорошо помнит Анна. В этот вечер выбросили из вагона изуродованное тело Василия. Палачи не хотели брать в руки изуродованный труп человека. Тогда в тело Василия впились острые железные багры.

Послушные палачи под команду и смех пьяной своры офицеров продолжали творить свою расправу. Василия по камням тащили к Шилке, к большим заберегам. Холодные волны реки приняли из рук палачей растерзанный труп рабочего – комиссара-революционера, в котором ещё билось сердце».
С. Солодов. «Большевистское знамя» г. Нерчинск 21.10.1945 год.

 Вот вам и уголовник по понятиям тех японско-семёновских властей. Стоило бы Василию признать, что он убил офицера он бы автоматически по логике автора статьи «фальшивые герои» из числа борцов за советскую власть перешёл в уголовный элемент. Хотя автор «фальшивых героев» при составлении своей заметки, не мог не знать, что в то время шла гражданская война. И для одних они герои, для других преступники, равно, как и наоборот. Но это не даёт повода убивая, издеваться над безоружными людьми, сечь нагайками, рубить шашками, после чего сбрасывать тела в наспех вырытые ямы, а где же христианская заповедь.  Хотя о какой заповеди можно говорить если семёновцы обслуживали в то время интересы заклятых наших врагов - японцев. Не все казаки вступали в ряды семёновских банд, многие из них ещё помнили русско-японскую войну, и не поддерживали зверства над собственным народом, поэтому и переходили на сторону красных партизан. Но если углубиться дальше в историю и рассудить логически, ведь не даром атаманом Семеновым были для застенков выбраны именно казачьи населённые пункты, что Нерчинск, что Маккавеево, нужно было после ухода японцев подчинить себе непокорных, патриотически настроенных казаков и продолжить войну с советами, а для этого нужно было замарать их руки по локоть в рабоче-крестьянской крови, чтобы плотнее привязать к своей идеи отделения Забайкалья от советской России.

 А теперь перейдём к разбору «фальшивых героев».
Во-первых, всё пожилое поколение нерчинцев помнит, что в старом музее, сразу у входа, всегда была развёрнута экспозиция документов и фотографий, включая воспоминания единственного выжившего в том кровавом месиве Сутурина Т.  Экспозиция, посвящённая тем драматическим событиям октября 1919 года. Отсюда возникает вопрос. Почему автор статьи «фальшивые герои» пользуется данными читинского архива, а не документами, когда-то собранными в Нерчинском краеведческом музеи, где он был последним директором.

  А что касается китайцев, так это всем известный факт, что в то время на территории Забайкалья, впрочем, как и сейчас их проживало очень много. Они трудились и на Арбагарских копях и в сельском хозяйстве, да и много женщин было революционеров, так что это не аргумент против памятника. И насчёт броневика «атаман», он нигде не  фигурирует в воспоминаниях нерчинцев. Есть «Мститель», «Усмиритель» и «Истребитель».

  «В октябре 1918 года с уходом последних эшелонов тов. С. Лазо на Амур, на станцию
Нерчинск прибыл семёновский бронепоезд  «Мститель».
Началось восстановление старого порядка, были возвращены все царские привилегии офицерству и казачьей верхушке. Запрещались рабочие собрания и демонстрации. Бы-
ла восстановлена Нерчинская политическая тюрьма, уничтоженная рабочими и крестьянами в 1917 году.

Трудящиеся Забайкалья под руководством большевистской партии поднимались
на борьбу против белогвардейщины и японских интервентов.
  1919 году красные партизаны в Богдатских хребтах одержали крупные успехи над
бело-японскими войсками. Ставленник иностранных империалистов,  палач Семёнов, решил отомстить партизанам за свои неудачи.

Двухэтажное здание Нерчинской тюрьмы семеновцы использовали как концлагерь. Тюрьма была переполнена. Расстреливали днем и ночью, партиями. Для расстрелов было приспособлено несколько бронепоездов, в том числе «Мститель» и «Усмиритель». Сохранились воспоминания очевидцев.

 В октябре 1919 года в нерчинской тюрьме было расстреляно 136 человек. Оставшийся в живых железнодорожник, со станции Зилово – Сутурин, рассказал о пережитом кошмаре:
«... Семёновский броневик  «Усмиритель» в один из октябрьских дней подкатил к тюрьме. Из тюрьмы выведена в 4 часа дня партия заключённых в 75 человек, которых загнали в одну теплушку. Между ст. Приисковой и тюрьмой около полотна железной
дороги у приготовленной канавы, застыл «Усмиритель». Из его вагонов торчали пулемёты, а над теплушкой смертников два бандита с автоматическими винтовками. Приказано раздеться догола. Трое семёновцев прикладами в вагоне производили расправу. Кровь заливала теплушку. Я ударом ружья был сбит на пол, выплюнул выбитый зуб, почувствовал боль в левом боку и вскоре потерял сознание.

 Заключённые бросились бежать. По теплушке затрещали пулемёты.  В крови захлёбывались раненые. Я, очнувшись под трупами, стонал. Броневик дал ход обратно к тюрьме. Там была приготовлена другая партия смертников 61 человек».
 В февральскую ночь 1920 года капелевцами было расстреляно два десятка пленных партизан и два брата Кирилловых.

 Осенью 1920 года двери тюрьмы были открыты красными партизанами. Вышли на свободу  сотни измученных борцов за дело рабочего класса.
 Через полгода у тюрьмы  под стаявшим снегом было обнаружено 132 трупа. В числе замученных было 17 китайцев, 4 женщины. Трупы сильно изуродованы, многие изрубленные с верёвками на шее».
С Леонидов. «Большевистское знамя» г. Нерчинск 21.10.1945 год.

  И не надо забывать, что всего из тюрьмы было уведено на расстрел 304 человека, поэтому и списками так легко жонглируют некоторые господа.
  А как из них, в виду военного времени, выбивались показания, мы уже выше описали.
 Два советских памятника в Нерчинске любители  дворцов очернили. Какой следующий,
 Шилов или Достовалов? А может, замахнётесь на мемориал? Хотя в этом нет ничего удивительного, ведь трубят же на каждом углу, что войну выиграли уголовники, в том числе и с картин именитых наших режиссеров. С гражданской войной разобрались: «Под руководством германского шпиона победили Антанту и всех родов и племени оккупантов и интервентов -  уголовники». Теперь давайте облейте грязью последних защитников Отечества. Их ведь тоже мало осталось в живых, и защитить их честное имя, как оказывается некому.

 Столько лет молчали и только тепер, выбрав момент, заголосили антисоветчики всех мастей, а связаны их  потуги, так или иначе с приближением 100-летней годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, а может и того хуже с предстоящими выборами президента.
Так что делайте выводы, дорогие нерчане, и не дайте себя спровоцировать.

Редактор общественного историко-патриотического журнала «ГОДЫ и ЛЮДИ» города Нерчинска Субракова-Шустикова Н.Н., создатель и составитель общественного историко-патриотического журнала «ГОДЫ и ЛЮДИ» Шустиков Н.М., Почётный гражданин города Нерчинска, фронтовик, председатель совета ветеранов города Нерчинска, военный консультант общественного журнала «ГОДЫ и ЛЮДИ» Деревцов Н.Г.
 
При составлении статьи использовался материал: П. 3имин. Белый дом / Партизаны (Чита, 1929, стр. 88…), С Леонидов. «Большевистское знамя» г. Нерчинск (21.10.1945 год.), С. Солодов. «Большевистское знамя» г. Нерчинск (21.10.1945 год). Воспоминания Кибасова Александра Ниловича.
2017год


Рецензии
ЧИТАЮ ВАШИ СТРОКИ И ВСПОМИНАЮ РАССКАЗЫ ОТЦА. ПО ЭТИМ ТРОПАМ ХОДИЛ МОЙ ОТЕЦ. ГНАЛ СЕМЁНОВЦЕВ и ЯПОНЦЕВ. НЕРЧИНСК- ТЮРЬМЫ, КАТОРГА. ЧЬИ ПРИХВАСТНИ ПЕРЕДЕЛКУ ВЕДУТ?

Тамара Белова   30.11.2018 17:32     Заявить о нарушении
за то и обидно, что вся земля полита потом и кровью, а через сто лет нашлись доморощенные "историки"пытающиеся не просто переписать историю, а очернить души безвинно погибших Забайкальцев и придать их подвиг забвению. а с другой стороны чему здесь удивляться, достаточно взглянуть на любую администрацию и сразу станет понятно откуда дует ветер и кто правит парадом.

Николай Шустиков   04.12.2018 16:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.