Глава 6. Новые перемены в судьбе

 
  С    трудом,    на последние  деньги  мы сняли  однокомнатную  квартиру.  Для этого пришлось продать холодильник  с  телевизором  и кое-что  из  последних оставшихся  вещей     -  ценные книги, ковер,  люстру,  сервиз и прочее.    Я вскоре нашла работу в школе,  но  для нас  наступили тяжелые  времена.   Денег  почти   не было   при   страшной дороговизне   всего,    а   Женя стал выпивать.   Я работала   с  утра до  вечера,    приезжала  поздно и находила   его   пьяным, а тебя   с заплаканными    глазами у  соседки.

     А между тем наступила осень  с  затяжными холодными дождями.   Теплой одежды   и обуви   у нас не было.   Кое-что дали  родственники, остальное пришлось покупать.  И первым делом    я приодела тебя.   На первые заработанные деньги   я   купила  тебе  теплую,  фиолетовую, финскую  куртку с  шикарным белым  мягким  воротником.    Куртка   была тебе немного великовата,  но на  стройной точеной фигурке всё выглядело прекрасно.  Попозже приобрели   и обувь – теплые   коричневые ботинки   со шнурками , непромокаемые,  на толстой подошве.  Я так радовалась, что ты была одета на долгую холодную зиму!  Мы выживали тогда с тобой, как феникс из пепла…
 
      И   в  это самое  трудное  время выживания  Женя  вдруг заскучал и засобирался  домой. После перенесенного энцефалита   ему   нельзя   было  работать на тяжелой физической работе.   Родные уговаривали его вернуться  на родину в Казахстан.   И после долгих раздумий он собрал вещи и решился ехать.  Мы не стали скандалить, а расстались, как добрые друзья  и  проводили его  на автобус , помахали рукой,  надеясь, что он скоро вернется, но этого не случилось.  Он остался у родителей, потом  уехал с   ними в Германию,   как многие   тогда   русские немцы…

Разлука оказалась долгой   и  трудной  - я любила его, несмотря на предательство   и   очень скучала.
 
    Наше короткое семейное счастье разбилось вдребезги, а  я  была еще так молода и хотела любви  и крепкого мужского плеча. Целый год  моя подушка   видела много слез.   Много месяцев я ждала от Жени весточки, писала ему письма, но всё было напрасно  -  он не отвечал на мои послания…
 
      От тоски спасала работа и общение с тобой. Ты росла мне на радость, несмотря на нужду  и нехватку всего ,    красивой и умной девочкой – отлично училась, а  еще занималась танцами у  всеми уважаемого хореографа   Веры Николаевны  Тозыяковой .    Она полюбила тебя   и  во время   праздничных выступлений ставила   в первую линию, а я,   бывая на концертах,  гордилась тобой.  Кроме того  ты стала мне хорошей помощницей    в домашних делах, научилась  печь  оладушки, жарить картошку, варить кашу и суп,  стирать свое  белье и  радовала меня хорошими оценками.

       Тем памятным   жарким  летом   я купила   тебе  путевки   на два сезона в лагерь, а сама работала на пришкольной детской площадке.  И как-то  возвращаясь  с   работы,   нечаянно встретилась  с   бывшим коллегой  Валерием.   Мы работали  с   ним   в   одной школе, я   знала   его жену   и детей.

    Но почему  при встрече    он  так  долго держит мою руку    в   своей?  Почему так  смотрит на меня своими добрыми серыми глазами?   Загорелый,  худой,  в синих джинсах  и светло-зеленой рубашке с   короткими рукава и  выгоревшими на солнце русыми волосами, он стоит передо мной, словно школьник.   И  его взгляд так волнует меня,  и  я  не убираю свою руку…

     Наконец,  я спрашиваю его про жену и детей,   а  он    отвечает:
- Так мы  разошлись  три года назад. Она ушла к своему любовнику.
  -   А дети  остались  с  матерью?
-  Нет, дети остались со мной, кроме старшего сына.
-  Как же вы управляетесь с  ними?  - спросила я,   а он смущенно  улыбнулся и развёл  руками:
- Приходится, одним словом   - как- то так.
- Ну, счастья вам, -  говорю я   и  убираю свою руку,     собираясь уходить,   а  он  просит:
-  Позвоните мне  по этому номеру, только обязательно позвоните,  -   и  подает листок из записной книжки с номером телефона.
 
      Мы стоим под горячим полуденным солнцем, тоже разгоряченные  этой нечаянной встречей, а  потом   расходимся в разные стороны,   и  на несколько дней я забываю об этом человеке.   У меня много хлопот  - надо искать новую квартиру, потом забрать тебя из лагеря, и приготовить  всё необходимое к  школе. Отпуск кончается  - надо и самой подготовиться к работе. Новый учебный год  для  нас всегда   -   радостное событие.
 
    Незаметно  проходит неделя,  ты уже со мной,  и у тебя столько впечатлений!   Ты загорела,  как шоколадка,  поправилась,    подросла   и   взахлеб   рассказываешь  мне  про чудесную речку Лебедь, про   турпоходы   и   ночевки   в  палатке  у костра, про вожатых и новых подруг и показываешь фотографию, на которой  вы все вместе.
 
    А  мне что-то не по себе   -  квартиру найти не удается,   и   это очень тревожит меня.  Утром  ищу ключи   в сумочке и нахожу листок из записной книжки  с  номером телефона  Валерия.

      Решаюсь позвонить   ему   с   работы.    Звоню  вечером, когда в учительской   никого   нет,    и слышу   его  приятный  негромкий   голос.   Мы разговариваем недолго и в конце разговора   он приглашает  нас   в гости.  Я обещаю и кладу трубку.    Но проходит неделя ,   пока я  уговариваю тебя сходить   к новым знакомым.   Мне   и самой неловко, но знаю, что он ждет нас.
Конечно,   мужчине   трудно было справляться одному,  и в доме давно нужна была хозяйка. Валерий зачастил к нам в гости каждый день. Я угощала его, чем могла и, наверное, прикормила…
 
    Через некоторое время он предложил мне стать его женой. Я долго думала,   прежде чем решиться   -   боялась  стать   мачехой.   Представляла, как это сложно, да еще в такое трудное  время  и решила посоветоваться  с   пожилой и опытной женщиной- коллегой.
- Да,  знаю я его  давно. Человек он серьезный, положительный, но у него дети. Сразу скажу  - трудно тебе будет с чужими детьми, но попробуй, сойдись с ним, поживи, а если не понравится – так разойтись  -  не  долго.
 
    Наконец,   я решилась, но  гораздо   сложнее    оказалось   уговорить тебя  - ты не хотела больше делить   меня  ни с кем!     Всегда послушная и ласковая,   ты заупрямилась   и плача  твердила      - нет и нет!   Может,  ты  и  была  права   -  трудностей   в  новой семье  нам   с  тобой   хватило   потом   с  лихвой.   Но рядом  со мной  был теперь    надежный  и  талантливый  мужчина.   У нас оказалось  много  общих интересов, было  о   чем поговорить  и поспорить, было чему поучиться  друг у друга. Я стала лучше разбираться в живописи,  а он в литературе. И даже написал несколько неплохих рассказов, которые напечатали в местной газете.
 
    Трудности  были с  деньгами – зарплату нам тогда платили с трудом. Неоднократно бюджетники выходили на пикетирование, а дома нечем было кормить детей.  Выкручивались, как могли  - сажали  двенадцать соток картошки, брали в долг мешками муку, и я пекла хлеб. Ребята ели его горячим, и это спасало от голода.   Они росли крепкими   и здоровыми.    Тебе было труднее  -  ты часто болела   и росла слабенькой. 
 
     С мальчиками  ты быстро нашла общий язык, а   Настя стала  тебе лучшей подругой. Перед сном вы долго шептались    о чем-то своем,    доверяя   друг   дружке первые девичьи тайны…

       В девятом классе ты влюбилась.  Это  я   узнала  позже из твоего, случайно найденного дневника. Мальчика звали Андрей. Это был красивый  и  сильный юноша. У него уже пробивались темные усики,   и ломался голос. Андрей был из хорошей семьи.   Он  занимался спортом и хорошо учился. И ты очень нравилась ему. Я поняла это по его  подарку   - большому белому мишке, которого он подарил тебе на день рождения, а на открытке написал:   « Самой красивой и лучшей девочке в классе»
Твой Андрей.
 
   Действительно,  за последний год ты сильно изменилась  - выросла и превратилась в хорошенькую девушку.

     Чудесным светом сияли   твои   глаза,   цвета   неба,   а на  лице всегда была  приветливая  улыбка. Ни одна подружка не могла сравниться с тобой по красоте и грации. Ты часто выступала  на городских праздниках.   Я   находилась   в  толпе и любовалась тобой,   а  вечером Андрей провожал тебя до  самой  калитки.  Вы стояли под цветущей черемухой,  держась  за руки, как дети   и были такой красивой парой!

   Из   этих полудетских отношений могла вырасти большая любовь, но    летом  случилась трагедия.   Андрей возвращался домой  с дискотеки,   и по дороге его  насмерть  сбила машина…
Ты была на  похоронах,   а дома плакала навзрыд  у меня на плече и говорила:
- Мама,  знала бы ты,  какой он был хороший…

 
     Это было первое твоё большое горе. Тебе не хотелось жить без него  - настолько сильной была твоя любовь. Я успокаивала тебя, как могла,   но твою боль  заглушить могло только время.   И долгое время потом  ты не встречалась  ни  с  одним мальчиком, хотя парни заглядывались на тебя – настолько ты была красива.  И когда я повела тебя   в   парикмахерскую делать   прическу на выпускной  вечер, и парикмахер уложила тебе волосы, ты была похожа на принцессу, и парни глядели тебе вслед, а ты не обращала на них никакого внимания.  А   на выпускном   вечере   ты  танцевала  вальс.    И  любовалась   тобой  не только  я,  но  и   твои   подруги,  мальчишки-одноклассники  и учителя.

      Вот и окончилось твое детство. Настала пора выбирать жизненный путь.   Ты поехала поступать  в Барнаул в   институт культуры на телеведущую. Приняли   всего   десять человек из   многих  абитуриентов.  Ты чуть – чуть недобрала баллов и не прошла по конкурсу  и приехала после вступительных экзаменов домой. Как же я была этому рада!  Значит,  дочка снова будет со мной. На другой же день   ты подала документы в педколледж  и  поступила после гимназии  сразу на второй курс.

   И снова напряженная учеба, экзамены, зачеты, новые друзья. А еще ты продолжала заниматься в хореографическом коллективе.  Летом  ты поехала  с  этим коллективом на веселый  алтайский праздник «Эл  - Ойын», который проходил   в  селе   Кокоря  недалеко от  села  Кош-Агач, которое находится не так далеко от  границы с Монголией  На праздник этот съехались тысячи людей разных национальностей  - алтайцы, тувинцы, хакасы, русские , казахи, монголы.  Жили гости и хозяева праздника  в палатках и юртах.    Их   было там большое количество.
 
     Каких только соревнований там не проводилось!  И борьба куреш,  и  поднятие тяжелых камней на гору, и скачки на лошадях, и многое другое, в том числе театрализованное представление и выступления   разных коллективов.  Выступала   и  ты,   а   еще приходилось чистить картошку   и  помогать    на   кухне  - прокормить такое количество людей поварам было нелегко.   Я беспокоилась за тебя, но в оформлении  этого праздника непосредственно участвовал и  мой  муж Валерий.  Я наказала   ему   приглядывать  за тобой  в случае чего.
 
    Но праздник удался на славу,  и с тобой было всё в порядке,     а   от    этих   дней   у тебя осталось   три фотографии. На них  бескрайняя степь и ты совсем юная девушка, тонкая, как тростинка,  и смотришь удивленно на мир  широко   распахнутыми   голубыми  глазами…

  И ты совсем не знаешь, что тебя ждет впереди,    а   дальше будет много всего  в твоей девичьей жизни, но об этом  в следующей главе.


Рецензии
С какой же любовью написали о дочери, дорогая Татьяна!
Жаль очень, что с любовью первой так вышло - великое испытание выпало на плечи хрупкие(((

Зайнал Сулейманов   15.02.2022 21:59     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Зайнал.

Татьяна Шмидт   17.02.2022 16:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.