А волки все шли по нашим следам...

Прошло уже много десятилетий, как окончилась Вторая мировая война. Я из возраста подростка стал дедушкой со взрослыми внуками, а горечь военных лет и трудности, перенесенные мной и моей семьей в детские годы, не дают оставаться спокойным и постоянно теребят мою душу. Хотя в общем моя личная жизнь сложилась не так уж плохо: усердно работал в преподавательской и научной деятельности в ВУЗе, имею двух сыновей, которые подарили нам восьмерых внуков. Однако, трудные годы не прошли бесследно: сильно повлияли на мое здоровье и омрачили возможность полностью радоваться жизни.
Ранее я уже написал несколько случаев из моего детства, и жена моя поддерживает меня в моих действиях, хотя она отлично понимает, как тяжелы для меня эти воспоминания, которые вызывают у меня море горьких слез и обид. Однако, записывая тяжелые воспоминания из своего детства, мне хочется раскрыть наш мир и показать молодежи, как тяжело война сказывается на детях, на их судьбах, хотя войны начинают уже взрослые люди. Также хотелось вспомнить в этой статье и о моей любимой сестре Муслиме, которой исполнилось в то время всего одиннадцать лет, о том, что пришлось ей испытать. После этого случая она стала сильно заикаться и не смогла продолжать учебу в школе.
Конечно, основная тяжесть жизни легла на плечи мамы, которая после ухода отца и старшего брата Касима в армию осталась одна с четырьмя малолетними детьми. Голод и холод постоянно кружили над нашим домом, и эти заботы отняли у нас детство - мы все время искали что-то поесть, чтобы заглушить изнурительный голод.
     Мама часто ходила в соседнюю деревню Зирэклэ, что находилась в шести-семи километрах от нашей деревни. Она носила туда все, что было ценное, чтобы обменять на продукты и соль. Также она познакомилась с пожилой женщиной, одинокой учительницей, которая жила одна и попросила ее прислать ей на помощь по хозяйству двоих детей. И вот в конце апреля, когда дни становились солнечными, встав рано утром, мы с сестренкой отправились в эту деревню. Нам без особого труда удалось преодолеть эту дорогу, так как после ночных заморозков она была сухой и твердой.
     Хозяйка встретила нас с улыбкой и в первую очередь накормила жареной картошкой и дала по ломтю черного хлеба. Как помнится, этот хлеб, как мне показалось, испускал такой приятный запах и был удивительно вкусным! Особенно понравился нам очень сладкий чай с приятным вкусом. Быстренько позавтракав, мы сразу приступили к делу - Муслима стала убираться по дому, мне же хозяйка указала на огороде участок, где нужно было раскопать землю для посадки картофеля. Сестренка довольно быстро управилась с уборкой в доме и, выйдя в огород, начала выравнивать бороной вскопанный мной участок земли.
Хозяйка осталась довольна проделанной нами работой, особенно хвалила старательность сестренки. Ближе к вечеру мы закончили работу и начали собираться домой. Хозяйка дала нам еще ведро картошки, чему мы обрадовались, так как к весне обычно картошка с нашего огорода уже заканчивалась.
     На обратном пути мы с удивлением заметили, что вокруг нас стало несколько темнее, особенно когда солнечный круг закатился за дальний лес на западной стороне. Да и дорога стала не такая, как была утром: она растаяла, ее развезло. Наши ноги в отяжелевших лаптях вязли в жидкой грязи, и не было возможности передвигаться быстрее, как бы нам этого не хотелось. На пути нам нужно было преодолеть три неглубоких оврага, на дне которых еще стояла снежная вода.
     Все овраги и промоины на вершине оврага заканчивались в заливных лугах вдоль реки Шушма, покрытых густыми зарослями ивы, черемухи и других кустарников, где обитали различные звери и птицы. Некоторые люди говорили, что в последние годы в этих зарослях нашли прибежище стаи волков, пришедшие с запада, где бушевала война. Весной стаи этих волков разделялись на мелкие группы, которые бродили по окрестным полям. Именно такую стайку из трех волков увидели и мы, когда поднимались уже из второго оврага.
Они медленно шли друг за другом по дальней стороне оврага мимо небольших кустов. Сестренка указала на них рукой и начала плакать и просить, чтобы я шел быстрее. Но куда? Впереди верхняя крутая часть оврага, внизу - волки, которые в тот момент спустились по косогору и остановились, наблюдая за нами... Кроме того, и бежать было невозможно: ноги в грязи, за спиной - котомка с картошкой, - да и усталые ноги...
     Нельзя было бежать и потому, чтобы не оказаться спиной к зверям, не провоцировать их на нападение. Из рассказов дедушки я знал, что волки всегда нападают на человека сзади и хватают жертву зубами за шею или затылок. Я лихорадочно думал: «Что же делать нам? Как спастись?»
Также известно, что волки боятся открытого огня, звуков выстрела из ружья, сильного металлического шума. Ничего подобного у нас не было. Что могли сделать мы, совершенно безоружные? Мой дедушка также говорил, что нельзя показывать зверям свой испуг, боязнь и безволие, нужно смотреть им «прямо в глаза».
     Вскоре волки преодолели дно оврага и перешли на другую сторону, начали подниматься по косогору в направлении нашей дороги... Что делать? Голову терзали различные мысли, грозной тучей стояли страх за жизнь сестренки, сознание полного бессилия...
     Вдруг я резко повернулся лицом к волкам и начал громко кричать и ругать их различными словами. И волки остановились! Значит, они реагируют на человеческие голоса. А что, если... Я тут же начал громко петь песни, какие только знал со школы, а далее все известные нам народные песни. Сестренка, полностью упавшая духом и продолжая плакать, посмотрела на меня удивленно, несмело поддержала меня, а затем тоже начал петь как можно громче. Тем временем она схватила меня за поясной ремень и начала тянуть вверх по дороге. Мы двигались как бы строем: сестренка впереди, а я сзади (задом наперед), лицом к волкам, безотрывно наблюдая за ними. Они тоже пришли в движение.
     Волки перемещались медленно, время от времени останавливаясь, выдерживая определенное расстояние между нами, строго по нашим следам. Так мы шли и пели, пока не достигли верхней кромки последнего оврага. Мы старались использовать все возможности для удаления от хищников, но они четко контролировали и все укорачивали дистанцию между нами. В какой-то миг мы заметили, что волки начали перемещаться беспокойно, с частыми остановками, обнюхивать воздух и кружиться вокруг впереди стоящего крупного хищника, видимо, вожака стаи. Вскоре они повернули вправо от дороги и побежали в сторону дальнего поля. Мы, удивленные поведением волков, остановились и прислушались... В тишине ночной дороги четко слышались звуки лая деревенских собак. Оказывается, вот кто испугал волков и спас нас от их преследования! Слава дворнягам нашей деревни!
     Спустя некоторое время мы увидели редкие огоньки в окнах домов нашей деревни, быстро спустились по косогору и оказались на мосту через реку Шушма. Здесь мы смогли вздохнуть уже с облегчением. Было уже довольно темно, когда подходили к нашему дому. Увидев одинокую фигуру нашей мамы возле дома, сестренка быстро побежала к ней и бросилась на шею со слезами... Но выговорить ничего не могла, долго молчала.
     С искаженным лицом, мучительно долго, она произнесла: «Волки», - и зарыдала снова. Заплакала и мама... Так втроем мы еще долго стояли у ворот, плакали, не в силах сказать что-либо друг другу...
     После такого стресса сестренка стала сильно заикаться и перестала даже разговаривать. Только через два-три года после многочасовых тренировок в произношении отдельных слов она практически освободилась от заикания, но в минуты волнения с трудом говорила некоторые слова и выражения в течение еще многих лет.
     В последующем она участвовала в освоении целинных земель Казахстана и в строительстве молодого города Набережные Челны, воспитала двух сыновей.

Гайнанов X. С.
 


Рецензии