Еврейский Кременчуг горит в душе свечой

Часто, в спешке, мы пробегаем мимо этих старых зданий, порой по-многу раз в день, не задумываясь, не обращая внимания на их архитектуру, не вдаваясь в их историю, не озадачивая себя вопросом — каким чудом, вообще, сохранились для нас эти постройки конца XIX — нач.XX века.

Как известно, до войны, в Кременчуге проживало около 47% еврейского населения.

И речь наша — об уникальных зданиях, связанных с историей «еврейского» Кременчуга, сохранившихся до нашего времени.

Синагога «Сандомирский» находилась в Кременчуге, на ул. Киевской , в доме Фроима Сандомирского. Старостой числился купеческий сын — Аншель Сандомирский, казначеем — мещанин Израиль Кроль; ученый, мещанин — Фридель Свет. К сожалению, здание не сохранилось, но, обнаружился снимок этой синагоги, нач ХХ века.

Синагога «Немец» размещалась на углу ул. Весёлой и Гериковского переулка, в доме И.Немеца. Староста — купец Мендель Хосидов; казначей, мещанин — Янкель
Островский; ученый, купец — Исаак Немец.
Дом , построенный в 1901 г., сохранился до нашего времени , и является памятником архитектуры местного значения. В здании расположилась поликлиника кожно-венерологического диспансера.

Синагога «ХАБАД», в Посаде Крюков (Крюков-на-Днепре), располагалась на улице Херсонской, в доме Акульшина. Староста, купеческий сын — Борух-Бер Кроль;
казначей купец Липа Рахмилевич; ученый, мещанин Лейзер Мордухович;
В начале Херсонской улицы, на берегу Днепра, находился лесопильный завод Шнеура-Залмана Гурария, основанный в 1880 году, заводы Б.Кроля (1896 год), Г.Залкинда (1880 год), магазины Свердлова.

В Посаде Крюкове, также, располагались:

«Синогога». Правление: Староста, мещ. Рафаил Слуцкий; казначей мещ. Иосель Немировский; ученый, мещ. Алтер Верховский.
Слуцкие был членами Крюковского общества взаимного кредита.

Молитвенные дома:

«Сфарад». Староста, купец Шая Гальперин; казначей, мещ. Эля Коган; ученый, куп. Ойзер Таланкер;

Существовали в Кременчуге и частные еврейские училища:

Женское частное еврейское училище Мееровича находилось на Херсонской улице, в доме Акульшина;

Мужские еврейские училища Либина — в Павловском переулке, в доме Вязьмитиной;
Ломбарда — на Красной площади, в доме Фидельмана; Иайсиловского — на Александровской улице, в доме Гуревича.

Реб Аврум-Шлойме Гуревич и Эмануил (Маня) Гуревич были в Кременчуге известными меламедами.

Иешива ХАБАД существовала в Кременчуге с 1844 года. Это была одна из первых в Российской Империи хасидских иешив. Располагалась она в здании нынешней городской типографии (ул. Победы,40). Директором этой иешивы был реб Исроэль Ноах Белиницкий. Он, также, работал бухгалтером и кассиром на табачной фабрике
Гурария.
В 5686 году (1925 -1926), по поручению Ребе РАЯЦа, будущий седьмой Любавический Ребе — Менахем Мендл Шнеерсон посетил иешиву ХАБАД «Томхей Тмимим» в Кременчуге.
В 1931 г. иешива была принудительно закрыта «советами», многие раввины, меламеды и учителя были репрессированы.
Затем в здании разместили еврейскую школу №3, в которой обучение велось на языке идиш. Так было до 1937 г., пока все еврейские школы не перевели на русский язык обучения.
Здание бывшей иешивы сохранилось до наших дней.
До наших дней сохранилось в Кременчуге здание Бейт Мидраша (ул.Квартальная,3). Бейт Мидраш (буквально «Дом Учения») — место, специально предназначенное для
постоянного изучения Торы. Бейт Мидраш обладает особой святостью, его по праву можно назвать центром еврейской жизни.
В Особняке Рабиновича, до революции, собирались на молитву знатные евреи — купцы и мещане.
Чудом эти здания уцелели во время революционных событий, устояли в пожарище войны. Многие из них сегодня — в удручающем состоянии. Некоторым присвоен статус памятников архитектуры местного значения.
До Октябрьского переворота 1917 г. в нашем городе было много синагог и частных еврейских молитвенных домов, экспроприированных, впоследствии, «советами». Были закрыты миквы, хедеры, репрессированны раввины и меламеды, моэли и канторы. Многие канули в ГУЛАГах, — были стёрты в лагерную пыль, многие были расстреляны.

В метрических книгах и документах за 1911 г.упоминается казённый раввин Кременчуга — Михельсон. Нам удалось отыскать маленькое, единственное
сохранившееся фото З.Михельсона.

О «еврейском» Кременчуге можно говорить часами.
Передо мной  старые, дореволюционные фотокарточки. Повидавшие виды снимки, порой   слишком ветхие и поврежденные неимоверно, они являются немыми свидетелями истории, целой эпохи, запечатленной в одном кадре. Отразившийся момент бытия, рассматриваемый и осмысливаемый теперь  далекими потомками.  Фотография – целая жизнь. Разглядываю снимки. Поздний вечер. Огонь свечи качает пространство мира. Кем были люди, запечатленные на старых снимках? Когда жили? Чем занимались?
Под пальцами пожелтевший от времени глянец становится теплее, и кажется, будто прошлое возвращается, сдувая пылинки лет, возвращая из забытья чьи-то судьбы,
чьи-то жизни.
Мой Кременчуг, говоривший на идиш…


Рецензии