Письмо на фронт

"Каким бы ты мне был надёжным другом,
 Мой дедушка,
 Ах, если б этой не было войны..."


- Здравствуй, мой дорогой дедушка Саша! Во первых строках моего письма хочу сообщить, что я жив и здоров и уже заканчиваю третий класс. Осталась последняя четверть. По письму и по чтению у меня неплохие оценки. С арифметикой не очень, и по пению, но я постараюсь подтянуться. Ещё мне нравится рисование.

- Дедушка, я ещё в первом и во втором классе собирался написать тебе письмо на фронт, но не хотел огорчать тебя ошибками и плохим почерком. Да и не знал, по какому адресу отправлять письмо. А вот недавно увидел, как баба Тоня достала из сундука стопку документов и среди них лежал листочек серо - коричневого цвета...

Она почитала его, погладила и стала потихоньку плакать. Потом подвинула  ко мне и сказала
- Это  "похоронка" на дедушку. Я слабо представлял что означает это слово, так как из преждних разговоров между взрослыми знал, что ты не погиб на войне, а просто пропал без вести.

В этом листочке было написано: Лялинский райвоенкомат сообщает что Ваш муж, Александр Николаевич, пропал без вести в апреле 1942 года под городом Клин.
Вот так я и узнал адрес, куда мне послать письмо, которое я напишу тебе.
Да и учительница моя показала  на карте, где находится это место и сказала, что там погибло много солдат, которые защищали Москву.

- Но ты ведь не погиб, дед, правда? Я часто хожу к нашему мосту и с надеждой вглядываюсь в дорогу, что когда нибудь там появится дяденька в солдатской шинели, с вещмешком на плечах и это будешь ты. Я подбегу, кинусь в объятья и прижмусь к твоей колючей щеке. И ты не сразу догадаешься, что это твой внук Санька, родившийся через четыре года после войны и названный в честь тебя.

Баба Тоня рассказывала мне, как трудно они выживали в годы войны, как голодали. Теперь, слава богу, как она говорит, стало лучше с продуктами и вещами. Я и сам это вижу - мне каждый год в школу покупают новый школьный костюм и ботинки. Бывает, на завтрак хлеб мажут сливочным маслом, а не маргарином, как прежде. Иногда и кусочек колбасы отрезают с собой в школу на обед. Она вкусно пахнет чесноком. Что скажешь - неплохо живём.

- Дедушка, хочу рассказать тебе про твоих дочерей и сыновей. Уже все повзрослели. Моей маме Инне пришлось в войну работать на военном заводе - начиняла патроны порохом. Потом она помогала бабушке, как старшая, поднимать остальных.

Дядя Гена служил в армии шофёром, в самой столице Москве. А теперь вот уже женился. И у них родилась дочь.  Мы стали роднёй с Байдиными.  Дядя Гена иногда разрешает посидеть в кабине в своём ЗиС-5. Он на нём возит лес по лежнёвке.

Тётя Зина вышла замуж и они с мужем уехали в Карпинск. У них родились двое детей. Дядя Вася и дядя Вова недавно вернулись из армии. Оба служили в Германии. Почему то многие наши деревенские парни служили там. Особенно те, у которых не вернулись с войны отцы.

Дядя Вася привёз мне в подарок немецкий фонарик "Дайман". С ним так интересно ходить в темноте. Правда, батарейка уже стала слабая и лампочка плохо светит. У батарейки есть две пластинки, которые щиплют ,если к ним прикоснёшься языком.

Дядя Вова подарил мне катушку настоящей лески и набор крючков с поплавками. Ни у кого таких нету. А сёстрам своим и бабе Тоне они привезли по красивому платку. Теперь те, по очереди, вертятся перед зеркалом. Бабушка, иногда, одевает новый платок, жакетку, и идёт к мосту. Постоит там, как я, и потихоньку возвращается домой.

Она часто ворчит про сыновей, что хватит гулять после армии, а пора жениться. Вон, мол, уже младшие дочки подросли, Рита с Галей школу в Карпинске заканчивают. И Дине осталось чуть чуть до окончания школы. Все уже почти невесты, а вы, жеребцы, всё остепениться не можете!

- Деда, бабушка отдала мне твои плотничьи инструменты. Прошлым летом я сделал из досок машину. Ножовка затупилась и трудно было отпиливать от жерди колёса. Но я постарался и машинка получилась замечательная. Хотя, друг Толька стал подсмехаться над ней, когда я тащил её за верёвку по улице.

Он стал хвастаться своей, но я же знаю что ему помогали и отец и его дед. Если бы ты был рядом, мы бы сделали лучше всех. Так ведь? Мне стало обидно и я стукнул его по носу. У него потекла кровь. Это ему ещё и за майку, которую он мне порвал. Думаю, ты бы меня поддержал.

А так то мы с Толькой дружим с рождения. Родились мы в один год и в первый класс пошли вместе. Его родственники греки, которых в войну Сталин выслал из Крыма к нам в деревню. Об этом мне баба Тоня рассказывала. Иногда мне его жалко, так как мама у него умерла, когда ему было всего год от роду.

Теперь у него приёмная мать, но его не обижает. А вот бабка у него злая и тётка Надя тоже. Не дают вольно купаться летом в реке. Вообще, в деревне нашей теперь много живёт приезжих в войну и после. Даже есть немцы - целых две семьи.

- Дедушка, хочу открыть тебе одну тайну. Как то я услышал разговор бабушки с дочерьми и её ругань в адрес живущей за рекой семьи Василия Тарасовича с Украины. Вернее, она ругала и поминала нехорошими словами самого ихнего отца. Обзывала хохлом и бандитом!

На что соседка тётя Фая говорила ей: "Тоня, побойся бога! Смотри какой внук у тебя растёт!" Но дело тут в другом - я никак не могу понять, какое отношение это имеет ко мне?

- О чём же ещё тебе написать, мой любимый дедушка? Скоро уже снова будет праздник Победы. Опять соберутся вместе все деревенские женщины, у которых не вернулись с войны мужья, сыновья, братья. Будут накрыты столы с пирогами, с бражкой и зажжёнными свечками.

Подойдут и те, кто вернулся с ранениями, но живыми. Найдётся место и для нас, пацанов. И все вместе будем вспоминать о вас, погибших и пропавших без вести деревенских жителях.

А сегодня у нас здесь празднуют Пасху. Все ходят весёленькие и нарядные и христосуются друг с другом. Я для тебя выбрал самое красивое яйцо и тоже с праздником поздравляю - Христос Воскресе!

И не печалься и не переживай за меня, даже если не придётся нам встретиться когда нибудь.  Буду помнить тебя по той фотографии, которая сохранилась в бабушкином сундуке, и гордиться тобой. А ещё лучше, если ты побыстрее вернёшься к нам насовсем...

                Жду ответа, как соловей лета!
                С любовью, твой внук Санька.
                3 мая 1959 года.


Рецензии
Здравствуйте,Александр!Читать без слёз невозможно.Как точно Вы передаете детские чувства...У Вас дар божий. Печатайтесь! Каждое произведение поучительно,ценно.Спасибо огромное!

Надежда Симонова   15.04.2018 13:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.