Камбарка

Захотелось написать и поделиться, где и как я проходил свои самые главные университеты обучаясь психологии отношений в семье  и умению приготовить каждодневную  скромную домашнюю еду.
Коротко не получиться, так как воспоминания сразу уносят меня в тот самый сказочный период моего детства, а именно в Камбарку, затерянный на уральских просторах маленький городишко, расположившийся в верховьях нескольких рек, и самая известная из них, река Кама.
Городишко в советское время, закрытый не только для иностранцев, но и для граждан СССР не желателен для посещений, так что мало известный, хоть и имеет богатейшую историю, потому что  был городок основан в 18 веке Демидовыми и до сегодняшнего дня там дымят трубы заводов и не только, также поселение являлось  одним из четырёх центров локального проживания старообрядцев, моих предков,  гонимых по всей Руси в петровскую эпоху и часть из них осевших в этих глухих краях по договорённости с Акинфием Никитичем Димидовым, где мои предки, взялись строить платину для железоделательного завода, так как требовалась мельница от которой работали тяжёлые молоты.
До сегодняшнего дня живёт  Камбарка, стоит платина, работает Завод и наша память жива и время от времени возвращает туда где всё началось, где заложенные в нас детей знания и традиции не изменились не смотря ни на что, и служат нам всю жизнь, позволяя оставаться людьми, за что мы должны всегда не уставно благодарить наших предков.
Наши родители, «дети Войны», изо всех сил стремились в большие города, а нас, родив в пятидесятые-шестидесятые, отвозили к бабушкам и дедушкам, потому что там нам было сытнее и спокойнее. Мы этого конечно не понимали, плакали в след уезжавшему пылящему по дороге автобусу увозившему маму как нам кокалось на всегда, и мы неутешно рыдающие оставались там, куда сегодня я бы побежал, полетел, да только не возможно этого сделать, как не возможно воскресить моих дорогих стариков научивших своей каждодневной заботой обо мне, маленьком непослушном и капризном мальчишке, всему тому, что я сегодня умею делать хорошего, и всё что есть мне лучшее, это всё благодаря этим двум дорогим давно ушедшим в иной мир людям. Моей бабушке Жене и дедушке Саше.
Дед мне был не родным. В конце войны, Александр Широков, вернулся из госпиталя с контузией, но не один, вернулся с маленьким сынишкой, который родился на фронте, жена Александра погибла, она была медицинской сестрой, ничего о ней я не знаю, кроме того, что была у них огромная любовь, что родили они на фронте между боями сына, что воевали вместе и что во время боя, Александр командовал артиллерийским расчётом когда прямое попадание авиабомбы разнесло всё вокруг, он контуженный и засыпанный землёй умирал, а она нашла его, вытащила из воронки, тащила сколько могла, но не дотащила и погибла от шального осколка, подарив жизнь любимому человеку и оставив в память о себе и их любви  не только жизнь Александру но и сына, с которым  в сорок пятом прямо из госпиталя вернулся в родной город солдат. Вернулся, домой герой, той самой проклятой войны, с рюкзаком на плече и держа на руках маленького ребёнка.
Женя, к сорок пятому, уже получила все похоронки. На мужа, ещё в самые первые месяцы войны, и на всех братьев и отца и близких и родных, всего ДВЕНАДЦАТЬ, уже схоронила  мать, которая после десятой похоронки потеряла рассудок и вскоре умерла.
Женя к сорок пятому осталась без родственников, но родив с мужем перед самой войной троих детей, всё же продолжала жить, понимая свою ответственность перед этими малышами.
Так случилось, что солдат, в свободное от работы на заводе время, не отказывал в помощи односельчанам, ходил по домам и помогал землякам кому крышу починить, кому воды наносить, кому дров поколоть, да и мальчишку кормить было нужно и надо было просить, что бы с мальцом кто то посидел пока Александр на заводе.
Вот однажды попросил его родственник зайти и к солдатке помочь, поправить печку, а то дымить начала. Пришёл солдат с сыном, а там ещё трое, смотрят на его солдатскую форму и спрашивают:
А Вы наш папа?
Промолчал Александр, начал работать, замочил глину и начал печь разбирать. Когда Женя пришла с работы, печь уже была восстановлена, а дети вчетвером весело играли с молчаливым солдатом.
Женя и Александр посмотрели друг другу в глаза, на затопленную печь, на детей своих голодных и их детские светившиеся от счастья в эту минуту лица и так больше не расставались никогда.
Прошли годы и в начале шестидесятых, когда я уже мог ходить держась  за подол, меня стали отвозить из Белорусии, где жили мы с родителями в шахтёрском городке на историческую родину в Камбарку к бабушке и дедушке. Так, что мои первые в жизни осознанные воспоминания связаны с этими дорогими моему сердцу людьми, тому старинному дому, тому солнцем залитом двору, той речушке, что разделяет городок надвое, тем еловым густым сказочным лесам, что вокруг городка и конечно людям, живущих в тех местах. Спокойным, работным, простым и мудрым людям, жившим в этих не простых краях, Уральской глубинки.
Я ещё не ходил в школу, но первые мои классы начались благодаря моему дедушке Александру в его мастерской. Он, инженер-конструктор и не было в природе механизмов и вещей которых он не мог починить. В его не большую домашнюю мастерскую несли все и всё со всей Камбарки, что требовало ремонта и он приходя с работы всегда находил что то требующее починки у дверей своей мастерской и часто было не понятно, кто принёс очередную вещь и отремонтировав её он так же выставлял её на улицу и отремонтированную вещь  так же кто то уносил. Дедушка всегда что то делал, не помню я что бы он сидел без дела. Мне, мальчишке, очень хотелось возиться с ним и я всегда получал от него какое то очень важное задание, он спрашивал меня, что мне хочется попробовать и я тыкал пальцем в какай нибудь инструмент меня привлекающий, он брал этот инструмент, давал мне в руки и вместе со мной начинал им работать, держа мои руки неумелые в опытных своих что бы я сам и не поранился и терпеливо столько сколько нужно пока мне не надоест что то сверлил, мазал, пилил, колол, скоблил. Так, что когда уже в школе, начались уроки труда, единственные пятёрки которые я получал по мимо физкультуры это были пятёрки по труду. Дедушка умел делать всё, но самое главное, что он был спокойный и терпеливый человек, который моментально переключался на моё присутствие и давал мне возможность попробовать всё что я хочу и не имело значение, что я тянусь к топору и хочу колоть дрова, да только силёнок нет что бы топор от земли оторвать, тогда мы начинали колоть в четыре руки, а если я хочу на крышу, значит дедушка ставил меня на ступеньки лестницы выше себя и страховал сзади и я не боялся подняться на крышу, если я хотел зажечь печь, то мне он протягивал спички и я не уверенно но чиркал и чиркал по коробку пока не научусь. Даже когда  в Камбарке появился первый мотоцикл с коляской, а он появился у моего деда, то я конечно захотел сесть за руль, то и тут, дед просто закрыл ворота из двора и мне он всё долго объяснял и показывал, а потом мы с ним сделали несколько кругов и я конечно сам рулил, и если бы мои ноги доставали до педалей, то не сомневаюсь, что и сам бы переключал скорости.
Я точно знаю, что у взрослого мужчины должна  быть мастерская, в которой должны быть всякие инструменты и не имеет значения есть в них нужда или нет, мастерская это то место где Вы всегда найдёте чем заняться со своим сыном и внуком и они это будут с благодарностью к Вам вспоминать всю свою жизнь.
Бабушка моя, была из того поколения женщин которые знали и умели делать всё своими руками. Для меня, ребёнка растущего и привезённого из города, где было голодно в те времена, особый интерес вызывало всё, что происходило на кухне.
Сначала, в ожидании обеда, я мог бесконечно наблюдать за ловкими руками бабушки управляющейся одновременно со множеством непонятных действий, в какой-то момент мне она стала доверять, тоже что то делать. Так как дед научил управляться с ножом, то первые мои шаги начинались с нарезания хлеба, также мне доверяли порезать торт или мясной пирог, однако рыбный пирог я мог сам нарезать на куски только после того как через несколько лет смог испечь свой от начало и до конца.
В те далёкие времена, из продуктов, были картошка, капуста, лук, морковь, свекла, чеснок, мука, масло подсолнечное, немного сливочного, молоко, иногда яйца, сахар, соль да перец. Помидоры с огурцами, грибы в конце лета. Мясо по большим праздникам, а рыба только когда дедушка привезёт с рыбалки, когда выберется на Каму, да только редко это было. Однако какое бесконечное изобилие еды всякой и вкусной готовилось тогда, этими умелыми бабушкиными руками. В её распоряжении была печь. Сейчас то я знаю, что такое печь! Но тогда я не понимал, как происходит превращение из невкусных сырых разных продуктов эти безумно вкусные пироги, шаньги, расстегайчики, вареники, голубцы, пельмени, супы, омлеты, салаты, сладкий хворост и много ещё чего, чем так вкусно было наполнено моё детство.
Первое время я просто любил смотреть на этот завораживающий меня процесс на кухне, смотреть на бабушку, как она заходит в это пространство в котором она творит чудеса, как одевает красивый фартук, как закладывает полотенце в пояс фартука, как повязывает платок, как закатывает рукава и начинает осматриваться, выстраивая последовательность своих действий.
Бабушка, а зачем это?
Она, поглаживая фартук поясняла, что бы не замарать одежду и чтобы на продукты ничего лишнего не упало, а самое главное, что бы красиво было. Запомни, когда готовишь, очень важно, что бы настроение было хорошим, по этому я красиво одеваюсь, молюсь и только когда у меня в душе становиться хорошо, только тогда я к столу могу подойти, Вы же это всё будите кушать потом, а еда она от огня приготавливается, а от меня добротой напитывается и любовью. Вот я готовлю и думаю о тебе, о каждом, кто потом сядет за стол и будет кушать всё, что я приготовлю. Вот знаешь по чему, кто то больше любит одно, а другой другое, хотя я одна всё делаю?
Почему?
Потому, что если тебе за ужином покажется, что один пирожок вкуснее другого, значит я о тебе думала когда именно его заворачивала!
Я потом, за столом, старался съесть как можно больше пирожков, что бы найти тот, мой, самый вкусный и он всегда находился и я счастливый бежал к бабушке и кричал - Нашёл! Нашёл!, она обнимала меня, хвалила и мы переглядывались с ней, потому что это была наша с ней тайна.
Я рос и мне всё больше и больше передавались всякие секреты и со временем я научился из простого набора продуктов делать разнообразные вкусности, разобрался в муке и в сложном процессе как из этой белой пыльной массы наделать румяной красоты пышущей вкуснятиной и разнообразием, но самое главное всегда помню, что нельзя с плохим настроением прикасаться к продуктам и думать хорошо о том кто будет это кушать, а высший класс, это когда потом за столом кто то вдруг скажет - Ой, это очень вкусно! , а я промолчу, потому что значит сегодня у меня получилось, дошла моя любовь до близкого человека, вспомню про себя бабушку  и поблагодарю за этот главный наш с ней секрет.
Бабушка и Дедушка, припадали для меня ещё и первые уроки психологии отношений.
Они, начав жить вместе после пережитого,  случайно встретившись однажды друг с другом по обстоятельствам не романтическим, а в сложном положении безысходности, эти двое сильных и умных людей, с первого дня своего знакомства интуитивно взяли за правило никогда не повышать тон в разговоре, ни между собой, ни в присутствии детей, да и все окружающие запомнили их как людей спокойных и очень сдержанных в любых ситуациях.
В доме мог громко звучать только детский голос.
Второй урок, лучше перехвалить чем не заметить!
Всегда я наблюдал, как мне тогда казалось, странные сценки в их  отношениях, как только они приближались к друг другу.
Они,  как будь то бы соревновались в умении сказать друг другу какие то добрые слова и всегда находили возможность искренне удивиться обыденным поступкам.
Дедушка всегда заходя в дом, вдруг замирал на мгновение, бабушка тут же ловила его паузу остановившегося в дверях и он заметив её взгляд восторженно высказывал удивление, каждый раз разное, но всегда что то для неё приятное:
Чисто то как, и когда успела?
Боже, как аппетитно пахнет!
Ты очень хорошо выглядишь, наверное праздник сегодня, а я и забыл?!
И так далее и тому подобное, но всегда
Дедушка находил фразу как только он появлялся на пороге дома или что то принимал от неё, или когда она о чём то его просила, он всегда радовался её просьбам , или выражал восторг по любому услышанному от неё предложению, она отвечала всегда тем же. Например, он вернувшись с рыбалки выкладывал в тазик улов, не имело значения какой, но бабушка уже бежала из глубины дома на ходу громко причитая:
Добытчик никак вернулся! - и уже на кухне подсев к тазику с рыбой, с восторженным изумлением и хлопая в ладоши - Ой, Саша! Да как же тебе это подфартило  то! Да Ты только посмотри какая прелесть! Да как много! Да рыбка то одна к одной, всё большая! Да это же и на уху и на пирог! Ну не чудо ли! Ой молодец! Ну настоящий рыбак!
Это было как ритуал, дедушка сидел закурив папиросу и не подавая вида, что ему очень приятно, не торопясь затягивался, потому что выкурив и выбросив курево, нужно было встать и идти чистить на улицу свой улов, а бабушка быстро начинала готовиться к приготовлению яств из свежей рыбы. Потом ещё за столом, бабушка каждому съеденному кусочку рыбы находила слова восторга, которые дедушка с удовольствием выслушивал, хоть виду и не подавал.
Третий важный урок отношений, это умение не дожидаясь просьбы разделить любую работу и не сидеть без дела когда кто то хлопочет по домашним делам.
Обычно за завтраком бабушка делиться планами на день.
Постираюсь, потом уборкой займусь, а вечером уже и банька поспеет, как бы сама с собой разговаривая перечисляла она.
В это время молчаливый дедушка, уже прокручивал в своих мыслях свою работу в этом её плане и закончив завтрак, отправлялся наносить воды, затопить печь, натереть хозяйственного мыла на тёрке, поставить греться вёдра с водой, приподнять тяжёлую мебель собирая половики, выхлопотать их и сново расстелить, натаскать дров и воды в баню, затопить баню, и всегда вовремя возвращаться в дом когда машина остановилась и нужно отжать очередную порцию белья, развесить бельё во дворе и не разу не помешать друг другу и всегда вовремя подхватить ту часть дела которую мужские руки сделают проще.
Всё таки мне очень повезло, что я это всё видел и впитывал в себя, хоть тогда и не понимал какую ценную науку мне дарят эти чудесные люди.
Единственное тяжёлое воспоминание, это когда проявлялась у дедушки контузия. Он не выпивал и очень редко, когда собиралась вся огромная семья, наливал себе сто грамм фронтовых, потом, когда все засыпали, садился у открытой печной дверцы, закуривал и плакал. Бабушка уводила меня: - Не смотри, это всё война проклятая, не смотри!
Дедушка ушёл из жизни очень быстро.
Рак, два месяца была растерянность и не понимание, чего ждать, но потом начались невыносимые боли, и за две недели до ухода он, потеряв рассудок кричал той, своей первой любимой женщине медсестре - Настенька! Ноги! Ноги горят! Помоги! Ноги из огня вытащи! Меня ты вытащила, а ноги то там остались! Горят ноги, больно мне!
Но тогда я уже понимал, что это война в нём кричит.
Сколько ему было лет, да столько сколько сейчас мне.
Вечная память нашим дорогим старикам!
Нужно с благодарностью помнить и быть их достойными.
 
Штат Калифорния
Денвер
13 апреля 2018г








 


Рецензии