Время жечь костры. Ч 2. Август 91-го. Гл 5

Глава 5.

          Утром 20 августа, вместо обычной шестикилометровой пробежки вокруг училища, было построение роты. Наш майор, гордо сверкая очками, доводил до нас последние директивы командования: занятия – по плану, а после обеда второй взвод заступает в караул, на усиление, в помощь 19 роте. Наши посты – третий и четвёртый (учебный аэродром и склады горюче-смазочных материалов), которые находятся за территорией училища. Первый взвод, вместо самоподготовки, заступает в патрули по охране периметра училища.

- В общем, товарищи курсанты, полная боевая готовность! Будьте внимательны и осторожны! Не теряйте бдительность! Построение для следования в столовую на завтрак, а потом на занятия, через 15 минут. Разойдись!

          «По мне, так лучше уж сходить в караул, чем носиться с автоматом по всему училищу» – подумал я.
          На занятиях учиться толком не получалось – все, включая и преподавателей-офицеров, сбивались на обсуждение случившегося и строили гипотезы на предмет дальнейшего развития событий. Кто-то считал, что лучше будет, если СССР останется и Горбачёва освободят из Фороса. Кто-то настаивал на том, что уже не удастся склеить то, что упало и разбилось. Кто-то апеллировал к результатам прошедшего весной референдума. Я, конечно же, хотел, чтобы сохранилось общее государство. Потому что, если все разделятся, то неизвестно ещё когда и как я смогу съездить из Латвии в Россию к своей Сашеньке. И, вообще, я собирался после училища продолжать служить на Украине, которая, естественно, была бы и дальше частью СССР: возле нашего городка есть военный аэродром, там, правда, стоят не истребители, а штурмовики, но я не думаю, что это стало бы большой проблемой – всегда можно на месте переучиться на конкретный вид боевой техники. Вся эта заваруха с ГКЧП и Ельциным – очень не вовремя.
          «Делай, что должно и будь, что будет» – есть такой афоризм. Его авторство приписывают Катону Старшему, Марку Аврелию, Льву Толстому, считают французской поговоркой. Эта фраза приобретает разный оттенок в зависимости от того, какое значение для каждого имеет совесть. Данные слова позволяют лояльно реагировать на любой исход ситуации. Если что-то не получилось, ты будешь знать, что, по крайней мере, приложил все усилия и поступил по совести. Главное, не терять себя. По-моему, прекрасный девиз, чтобы идти с ним по жизни. Мне кажется, что это девиз всех честных людей. А те, кому он не нравится, по-моему, просто не до конца его поняли.

***

          Пост ГСМ был самым дальним из охраняемых училищным караулом. Несмотря на то, что офицеры все нервничали и нагнетали обстановку, курсанты на всё происходящее смотрели намного спокойнее. Надо лишний раз сходить в караул – сходим, чего истерить-то! Надо каждый вечер усиливать патрули и прогуливаться вдоль училищных заборов – да ради Бога! Можно было бы, конечно, в это время отдохнуть или сходить развеяться в город, но раз заварилась такая каша – придётся расхлёбывать всем вместе, другого выхода нет. Мы – служивые, наше дело – выполнять приказы.
          Вот и я, честно говоря, вообще никак не переживал по поводу того, что надо будет четыре раза по два часа отстоять на складах. Появится время написать ещё одно письмо Сашеньке.

          «Здравствуй, любимая.
          Стою в карауле. С моей вышки видно очень далеко. Но не настолько далеко, чтобы увидеть тебя, хотя я и смотрю на восток, вглядываясь в карие глаза августовской ночи.
          Кстати, недавно написал стихи про ночь. Вот они.

Тихие всплески уснувшего озера,
Ветер что-то бормочет.
Я слушаю нежную и позабытую
Музыку ночи.

Звёзды мигают тайными бликами,
Мысли развенчаны в клочья.
«Где же ты, милая?» – крикнул…
В ответ лишь –
Музыка ночи.

Листья последними делятся тайнами
С теми, кто слушать их хочет.
Жалко, но с первым лучом умирает
Музыка ночи.
 
          Как у тебя дела? Как учёба в училище? Как проходит медпрактика? Что, вообще, нового в жизни?
          Несмотря на всё, творящееся вокруг, я почему-то уверен в том, что мы с тобой победим в этой схватке добра со злом. Ведь любовь – это сказка, и она, по определению, не может быть злом. Тем более, любовь сильная, настоящая, такая как у нас с тобой.
          Я, в последнее время, пишу много стихов. Вот думаю, не отослать ли их в «Красную звезду». Как ты считаешь, стоит попробовать?
          У нас тут ночами уже довольно прохладно и сыро, приходиться даже надевать шинель на посту. Наверное, это потому, что Даугава протекает в нескольких сотнях метров. Если ночь тихая, как сегодня, то можно услышать шум волн.
          С нашей последней встречи прошло «уже» три недели. Или «ещё только» три недели, если посчитать время до того момента, когда я смогу тебя обнять и прижать к груди. Мы ведь с тобой всё преодолеем, правда, любимая?
Люблю.
Целую.
Витя».

***

          Сутки в карауле пролетели быстро. Когда мы после ужина пришли в расположение роты, тут же посыпались новости одна хуже другой.
20-го августа митинг у стен Белого дома закончился формированием народного ополчения.
          Ельцин издал указ о временном принятии на себя обязанностей главнокомандующего Вооружёнными силами на территории России, назначив Константина Кобеца министром обороны РСФСР.
          Десятки и сотни тысяч людей образовали живое кольцо вокруг Белого дома, чтобы помешать возможному штурму. По периметру здания уже были возведены внушительные баррикады.
          В районе Садового кольца – столкновение армейского патруля с демонстрантами, солдаты стреляют поверх голов.
Стрельба на площади Дзержинского.
          Демонстранты попытались остановить передвижение небольшой колонны БМП, которая двигалась на Смоленскую площадь. В результате – двое человек были застрелены, а один случайно задавлен.
          Группа десантников заняла помещение радиостанции «Эхо Москвы» на Никольской улице и заставила журналистов прекратить передачи.
          В Крым вылетели некоторые члены ГКЧП для переговоров с Горбачёвым.
          Горбачёв отказался принять делегацию и потребовал восстановить связь с внешним миром. В это же время вице-президент Янаев подписал указ, в котором ГКЧП объявлялся распущенным, а все его решения недействительными.
          Чтобы как-то отгородится от этой лавины событий, дать мозгу отдохнуть от негатива и переключиться, я иду в спортзал. Там занимается только Славка Вяхирев.

- Тоже решил убежать от всей этой херни?

- Ага. Задолбали своими путчами и революциями уже. Ничему людей история не учит. Каждое поколение с маниакальной  настойчивостью наступает на грабли в тёмных сенях, которые стоят там испокон веков. Либо свет включить лень. Либо осмотреться вокруг нет времени. Либо память короткая. Всегда одно и то же.

- И не говори. Жили же нормально семьдесят лет. Такую страну отгрохали. А теперь всё это псу под хвост? Развалить? Разрушить? Смести с лица земли? А строить-то кто будет?

- Да, Слава, политика – такая штука: грязная и для простых людей непонятная.


Рецензии