Крошащийся камень

В комментарии Синклера Б. Фергюсона на Евангелие от Марка фрагмент Мар.14:66-72 озаглавлен «Крошащийся камень». Это очень удачное название. Петр, который был таким твердым и смелым, что даже был назван камнем, в определенный момент не выдержал и начал крошиться.

Хочу выступить в защиту Петра (у меня была проповедь в защиту Фомы, теперь займусь реабилитацией Петра, все-таки мое имя переводится «защитник людей»).

Разбирая эту историю, мы часто навешиваем на Петра ярлык трусости и отступничества. Но давайте рассмотрим ситуацию в динамике.

• Вот пришли арестовывать Иисуса, все растерялись, а Петр выхватывает меч и нападает на одного из слуг. Один против вооруженной толпы. Это трусость или смелость? Это отчаянная смелость.
• Вот Иисуса арестовали, все ученики разбежались, а один Петр пробрался во двор первосвященника. Это трусость или смелость? Это несгибаемая смелость.
• Вот служанка обнаружила, что рядом со всеми сидит один из учеников допрашиваемого Иисуса. Петр отнекивается, но из двора не уходит, хотя у него есть такая возможность, а переходит на другое место, оставаясь поблизости от Иисуса. Это трусость или смелость? Камень начал крошиться, но это все еще большая смелость. Петр держится и не уходит, не сбегает.

Петр поднял планку очень высоко и до определенного момента соответствовал ей. Его падение случилось на той высоте, до которой другие и вовсе не дошли. Есть искушения смелых людей. Есть борьба, о которой знают только люди высоких целей и стандартов. Петр был таким человеком. Он сдался у черты, до которой не дошли бы девятьсот девяносто девять человек из тысячи.

Каждый однажды приходит к своему потоку Восор, у которого силы заканчиваются (у меня об этом проповедь «Пленил плен», начало апреля 2018). У разных людей эта черта истощения и отказа проходит в разных местах. У Петра – очень далеко, так далеко, куда не зашел никто другой из учеников Иисуса Христа. Или, выражаясь языком рава Деслера, у Петра очень высокая точка выбора (писал об этом когда-то в удаленном блоге в ЖЖ).

Ну, и помимо смелости Петра, отмечу еще его открытость, об этом нечасто говорят. Вспомним, что Евангелие Марка записано на основе проповедей или рассказов Петра. Получается, сам Петр не затушевывал этот эпизод, но неоднократно рассказывал о нем.

При этом Евангелие от Марка написано первым из четырех Евангелий, т.е. Петр лично установил традицию обязательного упоминания о его отречении при передаче событий страстной недели.

Предполагаю, что если бы Петр замалчивал этот факт в своих проповедях, в рассказах, в личных разговорах, если бы он не надиктовал эту историю Марку, то другие евангелисты, вполне возможно, обошли бы этот эпизод вниманием либо передали бы все помягче. Но это была инициатива самого Петра – рассказать все, как было.

Баркли сообщает историю о проповеднике Браунлоу Норте. Он был хорошим христианином, но в юности вел разгульный образ жизни. Однажды в воскресенье он собирался проповедовать, но перед тем, как он поднялся на кафедру, ему передали письмо. Автор письма подробно излагал постыдный эпизод из жизни Браунлоу, когда тот еще не обратился ко Христу. В конце письма было написано, что если Браунлоу посмеет проповедовать, то автор письма встанет и публично расскажет, как тот поступал когда-то. Браунлоу взял письмо с собою на кафедру, прочитал его вслух и сказал, что все это совершенная истина. После этого он рассказал слушателям, как он получил прощение через Христа и как он смог перебороть себя и свое прошлое, как он стал новым человеком. Он воспользовался своим постыдным прошлым как магнитом, чтобы обратить людей ко Христу и приблизить их к Нему.

Именно так поступил и Петр. Он говорил людям: «Я причинил Ему боль и потом покинул Его в беде, а Он все же любил меня и простил меня – и Он может сделать то же и с вами».

Рассказывать о своих грехах тяжело. Но так поступал не только Петр. Раньше так поступил Давид. Иисус сказал, что Петр, обратившись, утвердит других учеников (Лук.22:32). Как утвердит? В том числе откровенным рассказом о своем падении.

Отсюда маленький совет душепопечителям. Подсказывая другим, как где стоит поступить либо как выйти из некрасивой ситуации, подняться после впадения в грех и т.п., не стройте из себя несгибаемых героев веры. Если у вас были подобные ситуации, может оказаться полезным аккуратно о них рассказать. Конечно, не взваливая на ближнего бремя своего исповедания. Тут уж нужно чувство меры.

Если посмотреть на эпизод отречения Петра под предложенным углом (как на историю о следовании до черты, до которой другие и близко не дошли, с последующим честным пересказом произошедшего), то повесть о трусости будет читаться как эпопея смелости, а повествование о позоре – как рассказ о славе.

14.04.2018


Рецензии