Когда ребёнок выводит из себя

Все живые люди. Любая, самая любящая мама может потерять равновесие, не справиться с эмоциями. Хотя, да, мы люди взрослые и, по идее, наши эмоции должны быть зрелыми, не то что у детей...
Однако, вот опять не сдержалась. Потом чувство вины, раскаяние. А вина, как известно, притягивает наказание. Что делать?

1. Осознанность.
Если действительно есть намерение перестать срываться, научиться собой владеть, то необходимо чётко сформулировать эту цель, намерение. Затем, не ожидая немедленных результатов, и относясь к себе так же милосердно, как и к другим, терпеливо стараться отслеживать своё состояние, наблюдать. Когда я начинаю заводиться? Как это происходит? На каком этапе я понимаю, что уже сорвалась?

Поначалу понимание того, что происходит не так, как хотелось бы, может появляться уже после того, как всё произошло. Уже сорвалась, уже накричала, уже сама заплакала... Дышим, не зажимаем дыхание. Встаём под душ. Ставим музыку. Поём. Начинаем мыть посуду. Отслеживаем перенапряжение в теле, всеми доступными позитивными способами стараемся его отпустить.
Вспоминаем момент, когда наступило понимание и далее стремимся, чтобы оно наступало как можно раньше. Наше устремление поведёт нас по пути сокращения этого интервала. В следующий раз, возможно, понимание происходящего, как бы взгляд со стороны, придёт пораньше, во время ситуации, а не после неё. Дальше, может быть, получится осознать и остановиться уже вначале, когда ещё не перешла на крик. А потом, когда только собралась рассердиться и выйти из себя...
Благодарим себя, если динамика положительная. Прощаем себя за свою неидеальность. Извиняемся перед ребёнком.

2. Состояние.
Почему не хватает сил сдержаться? Нет ресурсов для поддержания сил? Нет времени на себя? Есть, надо найти. Начинается всё, как известно, "с головы", с мыслей. Наши внутренние программы самоограничения не позволяют нам внести в планы (даже если мы их не пишем, в наши внутренние планы) пункты, касаемые ухода за собой, отдыха, общения, восстановления, просто паузы, моменты тишины. Если у нас этого нет в мыслях, то не будет и в жизни. Именно в таком порядке, а не наоборот.

Итак, позволяем себе: 30 минут расслабления в ванной в тишине, прогулку без ребёнка, поход по магазинам в спокойном темпе без ребёнка, обновку, вкусняшку, встречу с подругами, баню или сауну, поход на интересный мастер класс, поход к психологу, пробежку по парку, поездку загород, поход в тренажёрный зал, на массаж, к косметологу и т.д. Иногда нужно хорошо выспаться или просто отлежаться, и, даже, просто позволить себе помечтать!

Записываем это в план так, чтобы время на себя уделялось каждую неделю. При этом стараемся ощутить - как я себя буду чувствовать, когда ребёнок будет надёжно присмотрен, а я занимаюсь собой? Забыли уже? При первой же возможности обновите это чувство и затем вспоминайте свои ощущения, свою наполненность, ресурсное состояние.

Сразу же останавливайте себя, если не получается и, вместо того, чтобы уделить время себе, вы, оставшись на короткое время без ребёнка, начинаете делать уборку или заниматься другими хозяйственными, всегда необходимыми нескончаемыми делами. Когда женщина опустошена, уборка в доме не поможет, - для всей семьи гораздо важнее ей наполнить себя, восстановиться.

3. Границы.
Ребёнок при отсутствии границ позитива в отношениях, дома, в быту, в общении с людьми может стать годам к двум "маленьким домашним тираном". Дети "плохим" поведением требуют границ. Они им жизненно необходимы, чтобы гармонично развиваться и чувствовать себя в безопасности. В этом важно разобраться каждому родителю.

4. Занятия для ребёнка
Когда ребёнку нечем заняться по душе, по возрасту, нечем занять руки, его внутренние потребности не удовлетворены - он психологически "голодает". Такой ребёнок невольно будет изыскивать все возможности, как получить внимание, что бы такого сделать, чтобы было интересно, можно было бы изучать отношения, людей, окружающий мир. Если взрослые не обеспечивают занятия, ребёнок их обеспечивает и себе и родителям.
Ребёнку необходимо много двигаться, много гулять на воздухе, много заниматься чем то безопасным интересным руками, общаться с другими детьми, получать новый опыт, новые впечатления и ощущения. Дома для него важно обустроить хотя бы уголок, где он может заниматься самостоятельно, где будут его личные вещи и занятия.

Если говорить о Монтессори подходе, то 80% всех поведенческих, функциональных отклонений могут уйти сами, просто на занятиях в специально обустроенной развивающей среде. При этом, ожидая результатов, необходимо понимать, что потребность в занятиях с возрастом меняется. Если малышу до 1,5 лет обычно достаточно двух занятий в неделю по часу, в среде в группе с мамой, то более старшим детям уже хочется заниматься больше. Они могут заниматься ежедневно по два часа. Многие даже после двух часов занятий не хотят уходить, так как им интересно и кушать, и гулять вместе с другими детьми. Но всё индивидуально и это надо тоже учитывать. Наблюдаем за детьми.

5. Работа над собой.
Для начала, необходимо исключить особо запущенные случаи, когда уже нужна конкретная помощь специалистов.
Но бывает и так, что и сил достаточно, и границы есть, и с ребёнком занимаются, и дома всё для него обустроено, а не получается не срываться в силу своего характера и привычек. Если хочется, чтобы получилось, для начала можно провести ревизию своих сильных и слабых сторон, качеств, особенностей характера. Принять себя целиком и полностью, а затем решить, что хотелось бы улучшить. Если есть задача, найдутся и способы её решения. И, может быть, придётся вернуться к пункту №1.
Успехов!


Рецензии