Рифмованное предсказание

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня, но спал я мёртвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жён увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.
Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.

В стихотворение «Сон» автор уже предчувствовал свою гибель. Поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. «Сон» содержит рифмованные предсказания.
Очевидцы утверждали, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо, показав, что готов смириться с собственной участью. Именно это он весьма красочно описал  в стихотворении «Сон».
М.Ю.Лермонтов отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле.  Постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома. Прекрасные девы, собравшись на вечерний пир, живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герой ее девичьих грез убит.
Стихотворение окутано неким мистицизмом и фатализмом. Фактически, поэт с точностью до мельчайших подробностей предсказал собственную смерть.
Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он, действительно, мог заглянуть в потусторонний мир. Иногда он ронял странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.


Рецензии