Струны понимания. Глава 67

1. В этой главе мы начнем обсуждение сюнетономной смысловой модальности и связанных с ней смысловых факторов (интенсоров и фрагменторов). В каком порядке будет (сейчас и в дальнейшем в случае других смысловых модальностей) идти такое обсуждение?

2. Для начала нам необходимо познакомиться с конкретным значением исходной парадигмы этой смысловой модальности, а именно сюнетономики IALD и составляющих ее двух половинок: мерономики IAD и кларономики ALD (от латинского слова clarus чистый). Затем мы на конкретных примерах рассмотрим 3-5 основных смысловых факторов, связанных с тем, как работают эти парадигмы понимания, являются ли они в данном случае более интенсивными и продуктивными или же экстенсивными и не продуктивными, способствуют ли они развитию и укреплению самосознания или же его ослаблению и фрагментации. Вообще таких факторов гораздо больше, но наши возможности ограничены и мы начнем с обсуждения самых основных, а затем перейдем к следующей смысловой модальности.

3. Поскольку таких основных смысловых модальностей (по классификации, данной в 65 главе) всего четыре, и в конкретной ситуации смыслового выбора они находятся в тесном взаимодействии, очень важно с самого начала научиться видеть их всех одновременно внутри такой взаимодополнительности. Чтобы не упустить из вида этого взаимодействия и не потерять леса за деревьями мы предельно сокращаем количество смысловых факторов, которые мы будем рассматривать в случае каждой из этих модальностей. Вместо этого мы сделаем несколько кругов по всем этим смысловым модальностям, чтобы все таки в конечном счете набрать достаточное количество факторов (около 20 или 25), позволяющих продуктивно работать с каждой из них.

4. Как я уже отмечал, в этой книге я беру за основу исторический опыт сюнетивистского (понимательного) мышления в его наиболее выдающихся образцах. По моему мнению Иисус из Назарета был вероятно самым замечательным и наиболее известным и культурно значимым теоретиком и практиком сюнетивизма в мировой истории и его высказывания в этой связи заслуживают внимательного и углубленного изучения. Сам Иисус придавал пониманию/разумению (по гречески dianoia) настолько большое значение, что включил это понятие в основную еврейскую формулу исповедания веры Шма Израэль, тем самым сделав вставку в исходный библейский текст этой формулы.

5. Ниже я рассматриваю два евангельских текста, контекстная интерпретация которых поможет нам понять значение и функции сюнетономики, как ведущей парадигмы сюнетономной смысловой модальности. Вот текст из Евангелия от Матфея

1. Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
2. зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
3. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
4. Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет».
5. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался»,
6. тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
7. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
8. «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9. но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».
10. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
11. Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
12. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
13. Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
14. оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
15. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
16. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
17. Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18. А исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,
19. ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления —
20. это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.
(Св. Евангелие от Матфея 15:1-20)

6. Понятие сердца, соответствующее центральному контекстному полю смысловых взаимодействий I, здесь является для Иисуса основным. Сердце, согласно его интерпретации может быть ориентировано на принципы истины и справедливости (верхнее левое контекстное поле общих принципов А) или же на приобретение мирских выгод любыми средствами (нижнее левое контекстное поле мира/рынка D). Поэтому ученикам нужно научиться различать (левое среднее месономное контекстное поле смысловых полярностей/разделения/анализа L) хорошие и дурные сердечные помыслы, чтобы выбрать первые и отвергнуть вторые. Таким образом мы получаем здесь значение сюнетономики IALD, как смысловой парадигмы идентичности внутри контекстных полей контекстограммы.

7. Нужно также обратить внимание на использование Иисусом общих принципов и понятий в контекстном поле А, в плане движения от конкретного к общему (это соответствует преобладанию левосторонних, включающих левую боковую трансцендентальную/номотетическую вертикаль мир/принципы DA парадигм идентичности в его учении), что явствует из таких уверждений, как “все входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон”. Это отличает его от правосторонней фарисейской традиции, в которой основное направление мышления характеризовалось преобладанием конкретного и специфического над общим и опорой на правую боковую идиографическую вертикаль CB личность/формы (традиции и обычаи).

8. Критику фарисейства, как учения, отдающего приоритет внешнему над внутренним, второстепенному над основным, Иисус развивает в другом отрывке из того же Евангелия от Матфея.

23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28. так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.(Евангелие от Матфея 23:22-28)

9. Эта обозначенная Иисусом неспособность фарисеев различить внешнее и внутреннее могла быть связана с их деактивацией/недооценкой или же наоборот с экстенсивной тематизацией (энергетической перегрузкой за счет бесчисленных различий, нарушающих эффективное функционирование данного поля) левого бокового месономного контекстного поля смысловых полярностей/разделения/анализа L.

10. Такая перегрузка могла в свою очередь привести к экстенсивной тематизации кларономики ALD, при которой внешняя благопристойность получала приоритет над внутренней подлинностью. Более подробно мы рассмотрим эту проблему в следующей главе, где мы перейдем к контекстному анализу первого, связанного с  сюнетономикой (01 это номер сюнетономной смысловой группы) смыслового фактора “зеркало”  (01001, где 001 порядковый номер данного смыслового фактора).


Рецензии