Наставники и безумцы

Подобает повиноватися Богови паче, нежели человеком  (Деян.5,29)

 Врачу, исцелися сам прежде (Лк.4,23)

В бывшем Доме культуры учительская конференция, нарядные педагоги, озабоченная администрация. На лотках выездной книжной торговли - масса  методических пособий и рекомендаций по педагогике. Кто-то их разрабатывал, корпел над содержанием и слогом, потом начальство одобрило и их напечатали, пустили в жизнь и приняли к руководству… Были цветы и речи, улыбки, и высокие, напутственные слова –
"Жизнь продолжается, на смену приходит новое поколение, и воспитание его – это наша первостепенная задача и обязанность… Мы растим смену, (прививаем, научаем, наставляем…), указываем  молодым  дорогу  в их, несомненно, прекрасное, будущее…  А как же иначе, ведь сегодня  перед ними такой простор, такие перспективы, громадье планов, которые им предстоит осуществить, воплотить в реальность… И всему этому надо научить молодежь, направить на правильный путь…"
Педагогика их и направляет, вступающих в эту жизнь, наставляет, что непременно:
"…надо учиться и приобретать профессию, создавать семейный очаг, растить детей, в которых  наше будущее и  наша надежда… Разве это не счастье?" 

Она также показывает и объясняет - какие ставить себе рубежи, и как успешно их преодолевать. И много еще чего она говорит в своих умных книжках, и это все правильные слова,  никто, собственно, не спорит по поводу таких наставлений… Только одного не говорит педагогика – что человек смертен, и его жизнь очень коротка.  Это обстоятельство замалчивается, его обходят стороной, об этом не принято распространяться в школе. Этот вопрос стоит в стороне от общих, центральных задач, и его как бы не существует в природе. Хотя, любознательный и пытливый школьник вполне может спросить:
"А зачем мне  «достигать цели» и «постигать науки», «стремиться» к  какому-то идеалу, когда жизнь такая короткая, и все окончится смертью?  Не лучше ли мне, в этот краткий срок, отдаться развлечениям и добывать средства не копеечным трудом на производстве, а иным способом?  Я вижу, что некоторые так и живут – без «высоких целей» и «призрачных идеалов»…  У них  большие дома и красивые машины, они обеспечены, и ни к каким  наукам не они стремились… Зачем весь этот труд, ради какой высокой идеи, если все закончится, в итоге, небытием, и окончится очень быстро, а то и внезапно?"

И что, собственно, смогут ответить ему педагоги на эти его слова, смогут ли открыто ответить на вопрос, не пряча голову в песок, смогут они привить то мировоззрение, которое является единственно верным, которое выведет молодого человека действительно на верный путь? Но старшие наставники  уходят от ответа, продолжая "официальное", согласно методических пособий: 
"Что ты такое говоришь, в чем сомневаешься и что приводишь в пример?  Ведь тебе должно быть понятно, что  в жизни есть «цель», и к ней надо стремиться, а в ней самой - и заключается «смысл»… Смысл – в радости удовлетворения своих возможностей, воплощение своего творческого потенциала… Неужели ты сомневаешься в этом?  А семейное счастье, разве это не цель?  Или дети – эти цветы жизни, в них наше продолжение… Разве это не утешение человеку в старости, разве это не опора и надежда?  Представь себе трогательную первую влюбленность, эту воздушность подвенечного платья, и ваша клятва навек… Все это у вас впереди, надо быть «романтиком и оптимистом», разве не так?
 И в доме твоем, посмотри – полная чаша, и сколько у тебя друзей и товарищей, родственников твоих… Это и есть счастье, «радость человеческого общения», что, конечно, поспособствует тебе в достижении цели…"
Вот так, примерно в таких выражениях, обычно  отвечают учителя жизни любопытной и ищущей молодежи, так их наставляют  на эту широкую дорогу…

На стриженой лужайке, у красивого белого дома, собрались три поколения одной большой, дружной семьи, куда пришли друзья и близкие родственники. У них, вероятно, праздник, или семейное торжество, где старшее поколение встречает своих взрослых детей, у которых уже есть и свои – вон они, резвятся и бегают по траве за лопоухим  щенком. Теплые летние дни, налаженный быт, дети выучены, все здоровы… И в этой семейной идиллии, умиротворенные родители, также увещевают  молодых, давая им завет на будущее –
"Все так, дети, все правильно, так и должно быть, наше   продолжение в вас, а вы продолжите жизнь уже в своих детях…Этого и держитесь, растите наследников, в них ваша и наша надежда, цель и смысл жизни…"
Так они напутствуют своих детей, и никто из присутствующих не сомневается в их  правоте…    Что можно сказать на эти добрые и мудрые
слова, кто возразит?  Все говорят так, и все с этим всегда согласны…
И вдруг, среди этого праздника жизни
Появляется некто (откуда и как), 
Удивительно странный и всем незнакомый,   
Он вдруг, начинает к собранью взывать:
         
Послушайте, люди, очнитесь от спячки,
            Откройте глаза, и придите в себя…
                Ведь все вы умрете, ведь вы же  все - смертны…
                И  жизнь коротка ваша, кончится быстро,
               
Она лишь мираж, и дурманящий сон…
А там, за чертой, ваша жизнь лишь начнется,
И с чем вы придете туда, что возьмете с собой?
Корона - на день, и на час - слиток золота?

Это ли цель ваша,  и в этом ли смысл?
И дети - чему вы их наставляете,
Чему научаете их, и зовете к чему?
Наставляете в смерть, слепоту исповедуя…

Все уже  близ, при дверях… проснитесь, проснитесь…
Собрание же негодует и возмущается - 
Кто пустил его, и как он здесь оказался?
    Как посмел посягнуть он на  праздник,
       Испортить его?  Прогоните смутьяна,
Он напился вина, он сейчас не в себе…
Помутился рассудком, безумец несчастный…
Так рассудил мир о его безумии… В одной из древних Книг, уже упоминался подобный случай, где просвещенные  мудрецы  гнали таких же безумцев  в их безумной проповеди   -   "безумны, безумны, напились вина…"
"...Малые и великие, цари и простолюдины, господа и рабы – все стали один прах, одна персть, один пепел, одно зловоние, одна гнилость. Каков эфиоп, таков же и благообразный некогда, каков юноша, таков же и старец, каков расслабленный, таков же и крепкий телом. Все стали, как определено в начале – земля и пепел (Быт.3,19)
Великое и подлинно страшное таинство пред нами! Видим, что всякий возраст там изглажен, всякое телесное благообразие изменилось, всякая красота лица исчезла, всякое приятное око угасло, всякие доброречивые уста запечатлены, всякое плетение волос сгнило – все кончилось. Говорим – и никто не слушает, плачем - и никто не внемлет…"


Рецензии