35. Воспитание

Эволюция процесса воспитания детей заключается в достижении такого уровня отношений между ребенком и его воспитателями, при котором ребенок становится личностью, проявляет свою индивидуальность и учится жить в соответствии с ней. Формирование у ребенка наиболее полного представления о моделях поведения, образе жизни, формах организации жизненного пространства, окружающем мире, методах собственной реализации, способах выстраивания отношений с другими людьми, а также ценностях, качествах и морали способствует развитию его индивидуальности.
 
Основная цель внешних воздействий на ребенка и на процесс его воспитания заключается в том, чтобы помочь ему обрести навык саморазвития, поддерживать и стимулировать этот навык, способствовать обретению ребенком веры в себя, а также обеспечить его инструментами и условиями для самосовершенствования на каждом возрастном этапе.

Воспитание обеспечивает условия для последующей личной эволюции ребенка, а значит, включает социальные, индивидуальные, реалистичные, гуманистические элементы (приобщение к системе ценностей и всеобщей культуре, выявление творческого потенциала, формирование воли и чувства собственного достоинства, способности к объективной самооценке, уважения к правилам и нормам совместной жизни). Воспитание указывает путь к наиболее совершенному сообществу людей – культурному, образованному, нравственному, духовному. Отсутствие правильного воспитания лишает детей мирного будущего, отбрасывая общество назад, к прошлым формациям, что является деградацией.

 Главное, на чем необходимо акцентировать внимание в воспитании детей, это последствия их поступков. Правильное воспитание помогает ребенку понять, что нет  хорошего или плохого поведения: разные поступки приводят к разным последствиям, и  есть такое поведение, которое приносит пользу окружающим людям и природе. 
 
Правильное отношение к воспитанию и умение его осуществлять способствуют сохранению наследственно-преемственных связей поколений и эволюции общественных отношений. Главной движущей силой в эволюции воспитания является хороший пример, не представляющий опасности для ребенка. Здоровая воспитательная среда лишена насилия во всех его формах проявления. Если дети становятся зрелыми индивидуумами, уважающими индивидуальность других людей, способными к множественным коммуникациям и гуманному поведению, то цель достигнута.

Совершенствование методов воспитания ребенка призвано обеспечить переход общества к цельной многокомпонентной воспитательной среде, включающей многообразие персонифицированных воспитательных учреждений, нацеленных не только на воспроизводство идеалов и ценностей предшествующих поколений, но и на развитие способностей ребенка, его взглядов, подходов к различным вопросам. Основным свойством такой среды становится ее ориентированность на ребенка, его самосознание и индивидуальность. Чем умнее дети, тем устойчивее и богаче жизнь будущих поколений. За все другое им придется расплачиваться в будущем. Целесообразно и выгодно для каждого – создать лучший мир для всех.

Главным достижением воспитательной среды является служение этой среды ребенку. Ребенко-ориентированность воспитательной среды помогает ему стать образованным, устойчивым к внешнему воздействию человеком с благородными качествами, сферическим мировоззрением, гуманным поведением, волей и личной автономией.


Рецензии