38. Образование

Сообщество личностей как высшая форма социальной организации нуждается в образовании, обеспечивающем единство человека, социума, антропогенной и природной среды в условиях настоящих и грядущих эволюционных трендов. Система образования и, в частности, педагогическое сообщество осуществляют весь спектр действий, способствующих интеграции новых поколений в социальную, экономическую, политическую, экологическую и другие области человеческой жизни. В основе эволюции образования находятся такие подходы, которые смогут обеспечить условия для самоопределения и самореализации индивида, а также возможность самостоятельного мышления и развития.

Главную роль в становлении личности и формировании индивидуальности ребенка играют процессы его саморазвития, основанные на умении правильно формулировать вопросы и искать на них ответы, осмыслении собственных ощущений, переживаний и действий. Данные процессы побуждают к самостоятельному мышлению и рассуждениям.
 
Осознанная эволюция в области образования – это переход к индивидуальному образованию, ориентированному на конкретного индивида и его адаптацию к будущему. Обретение гибкого интеллекта и вариативного мировоззрения, превосходящих двойственные суждения, является главным критерием эволюции системы образования. Еще одним критерием служит баланс между изучением прошлого, развитием креативных способностей в настоящем и опережающим отражением или степенью познания будущего. Умение думать, трансформировать знания, адаптируя их к реальным условиям и формируя при этом пространственное мировосприятие с осознанием взаимозависимости и взаимосвязи всех вещей, является неотъемлемой частью этого процесса. Таким образом, переход к новым уровням социального развития требует глубоких изменений в деятельности по производству знаний, их передаче и усвоению и, как следствие, принципиально меняет роль и место образования. Последнее становится основополагающим в человеческом развитии. 

Образование является важным фактором личной, социальной и глобальной эволюций. Знание – это тот фундаментальный социальный факт, который находится в основе любого развития. Информация становится ценностью, ресурсом развития, объединяющей средой, доминантой общественной жизни и существования человека. Знание служит единственным источником долговременного устойчивого развития. Наука как «всеобщее знание» представляет собой основную производительную силу общества. Таким образом, обретение наиболее полного знания является залогом мирного сосуществования всех членов человеческой семьи.

Количество и качество знаний определяют уровень развития индивида. Никто не может знать того, чего он не знает, и не может определить истинность знаний до тех пор, пока не проверит их опытным путем. Следовательно, человек, побужденный к обретению наиболее полного знания и обладанию навыком самообразования, сохраняет уровень своего развития, открывает новые знания и достигает новых результатов.

Новая образовательная среда требует более широкого информационного пространства, чем в прошлом. Приоритетом эволюции системы образования становится грамотность людей, которая формируется путем обеспечения доступа к историческому, культурному и интеллектуальному наследию человечества через использование современных средств массовых коммуникаций, являющихся инструментом вырабатывания наиболее полного представления о мире, человеке и научных дисциплинах по их изучению. Разработка и реализация комплекса мер по формированию такой среды лежит на специальной рабочей группе, занимающейся эволюцией системы образования.


Рецензии