39. Наука

Учитывая, что наука объединяет и направляет знания, образуя всеобщий интеллектуальный капитал, именно наука в сочетании с мудростью и нравственностью становится движущей силой осознанной эволюции человеческих сообществ. Для человечества важен нравственный результат науки: совокупность свойств всех достижений и характер их влияний на предметный и духовный мир, на окружающую среду, на их единство и взаимосвязь.   

Эволюция науки сопряжена с развитием метанауки и философии науки и постулирует принципиальную возможность сведения человеческих знаний во всеобъемлющую, согласованную науку, основанную на едином комплексе понятий, достоверной информации, экспериментальных площадок и проектов. Наука созидательна и представляет тот нерушимый фундамент, на базе которого строится антропогенная среда. Ученые, прибегающие к антигуманным исследованиям, разработкам и проектам (например, генная инженерия, стволовые клетки, оружие массового уничтожения и другие), не вписываются в это определение науки, их работы дискредитируют науку. Целью эволюции науки является формирование устойчивого наиболее полного интеллектуального капитала человечества, детерминирующего накопленные знания и взаимосвязь объектных, практических, социокультурных и мировоззренческих аспектов. 

Ближе всего к тому, что называют истиной, находится наука, так как наука многократно перепроверяет сама себя. Причем в большей степени, чем где-либо и когда-либо еще. Научные исследования допускают погрешности и ошибки, в технологиях тоже бывают ошибки, но в сравнении с любой другой системой наука – значительно более эффективный метод. Наука и технология избавляют людей от тяжелого труда, высвобождают время. Технологии и техника не обладают чувствами и желаниями, а значит, только они могут обслуживать глобальную систему, человек не способен на это.

Эволюция науки выражена в увеличении емкости и объективности научных теорий и законов, развивающихся от простого к сложному и наоборот, повышении степени точности, доказательности и проверяемости знаний; росте дифференциации научного знания и научных дисциплин; усилении интеграционных связей между различными областями научного знания; конвергенции и взаимопроникновении научных методов и концепций из разных областей науки; росте числа междисциплинарных, проблемных и комплексных исследований; увеличении значения творческого и личностного потенциала ученых в процессе создания и утверждения научных теорий, комплементарных с моралью, нравственностью и принципами современного гуманизма; возрастании когнитивной ответственности ученых за принимаемые научные решения; усилении инновационной ориентированности научных концепций; стандартизации научного знания в качестве информационного продукта в процессе его включения в глобальную информационную сеть. Разрозненность научных дисциплин негативно сказывается на процессах организации среды обитания.

Наука рассматривается как высший этап развития человеческой мысли и деятельности и как непрерывный процесс накопления и усложнения фактов, понятий, истин, теорий, методов и подходов изучения. В связи с этим осознанная эволюция в области науки требует постоянного систематического изучения и творческих открытий по трем направлениям, а именно: фундаментальные научные исследования, экспериментальные разработки и реализация новых продуктивных механизмов социального развития. Прикладные исследования направлены преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Комплекс мер, реализующих эволюцию науки, включает всестороннее научное сотрудничество с целью формирования, расширения и обогащения интеллектуального капитала человечества.


Рецензии