1. Следим за здоровьем академика Ландау

НА СНИМКЕ: академик Лев Давидович Ландау (1908-1958), Лауреат Нобелевской премии по физике 1962 года. Герой Социалистического Труда (1954). Лауреат медали имени Макса Планка (ФРГ) (1960), премии Фрица Лондона (1960), Ленинской (1962) и трёх Сталинских премий (1946, 1949, 1953).


Научный мир отметил 60-летие академика Ландау.

Он, как всем казалось, оправлялся после тяжелейшей аварии, когда он чудом остался жив. Крупнейшие учёные мира приняли участие в спасении его жизни. Лекарства доставлялись самолётами из Европы и США.

Тогда Ландау удалось спасти, но после аварии он не смог заниматься научной деятельностью, хотя постепенно возвращался к своему нормальному состоянию и в 1968 году был близок к возобновлению занятий физикой.

Газеты писали об этом, и мы с волнением следили за его состоянием, понимая какого выдающегося учёного теряет человечество.

Многие из нас изучали физику по его многотомному уникальному курсу теоретической физики (совместно с Е.М. Лифшицем).

В 1938 году Ландау был арестован по ложному доносу. Его обвнияли в том, что он немецкий шпион. Пётр Капица и Нильс Бор написали письма Сталину. Время шло, но ничего не менялось. И тогда Капице пришла мысль предложить взять Ландау на поруки.

Дальше цитирую самого Ландау:

"По нелепому доносу, - писал Ландау в "Комсомольской правде" 8 июля 1964 года, - я был арестован. Меня обвинили в том, что я немецкий шпион. Сейчас это иногда кажется мне даже забавным, но тогда, поверьте, было совсем не до смеха. Год я провел в тюрьме, и было ясно, что даже еще на полгода меня не хватит: я просто умирал. Капица поехал в Кремль и заявил, что он требует моего освобождения, а в противном случае будет вынужден оставить институт. Меня освободили. Вряд ли надо говорить, что для подобного поступка в те годы требовались немалое мужество, большая человечность и кристальная честность".

К сожалению, 1 апреля 1968 года, через несколько дней после операции на кишечнике он умрёт от закупорки артерии оторвавшимся тромбом.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/12/07/732


Рецензии