Виноватый портной

В одном маленьком городишке жил одинокий виноватый портной. Виноват он ни в чём правда не был, но сам считал себя именно таковым.
"Я самый виноватый на земле. Я исчадие ада и зла." - регулярно вздыхал бедняга, озадаченно задумываясь о себе и мире.
"Я - источник всех его бед. Почему я смеюсь, когда другие плачут. Не одновременно само собой. Но как я вообще могу смеяться. Как я вообще мог позволить себе хоть раз в жизни смеяться в мире, где были плачущие. Как я мог быть хоть раз полностью сыт, когда в нашем мире есть голодающие. Я вот люблю печенье, ем его, и мне хорошо. Мне хорошо, а кому-то ведь в это же время плохо. Они страдают из-за меня. Компенсируют мою радость. Этот мир создан для кротости, для покоя и смирения. Как я мог посметь в нём быть счастлив!? Я тварь. Прокажённый ирод. Глупец, возомнивший себя всевластным. Я ничтожество." - эти мысли были ежедневными и сугубо перманентными, никогда не выходя из измученной головы портного.
Вот и сегодня, идя по мостовой и заметив плачущего ребёнка, бедняга сразу же поник и затрясся: "За что? За что с ним так? Почему это с ним случилось? Из-за меня. Значит, мне было хорошо. Мне было недавно хорошо. Я этого не помню, но получается, что было. Было, если кто-то за меня страдает и терпит."
Герой вернулся домой и решил ближайшие пару дней не есть. Именно так он и поступил. Внутренне наступило некое облегчение. Правда вскоре, буквально через месяц, портной увидел беспомощную старушку, просившую милостыню и рыдавшую для привлечения внимания.
"Трагедия. Я опять провинился, я слишком хорошо живу." - счёл портной, пришёл домой и порешил спать отныне не на кровати, а на полу, при чём именно на холодном, без одеяла и не более трёх часов в сутки.
Обещанное было исполнено, жизнь стала более строга и всецело аскетична, да вот только воцарившийся мир был снова недолог - через пару недель юноша заметил сидевшего с разбитым лицом мужчину, ставшего жертвой уличного налёта.
"Я слишком хорошо живу. Слишком много себе позволяю." - снова с ужасом осознал портной и порешил с этого момента ежедневно колоть пальцы швейной иглой не менее ста раз и питаться только через день.
Так герой и сделал.
Ситуация наладилась. Мир стал чуть более счастлив, а портной успокоился и посветлел. Так прошёл ещё год. И вот беда разразилась снова - на одном из переулков юноша встретился с безногим попрошайкой, активно взмахивавшим руками и взывавшим к состраданию.
"За что с ним так? Почему я хожу, а он нет? Чем я лучше, чем он? Почему беду дали именно ему? Его наказали вместо меня. Из-за моего счастья. Из-за моей вседозволенности."
Портной вернулся домой и попытался отвлечься на работу, но ничего не выходило, всё валилось из рук, мысли давили мучительным ореолом, сердце жгла невыносимая вина и тревога, а страх и робость перед небом низводили до нещадного крика. Нутро упорно отказывалось и от пищи, и от дел и сквозило необъятной скорбью и болью.
"Это из-за меня. Это всё из-за меня. Я не могу так жить. Я не должен. Я не должен ждать, что ещё кому-то станет плохо. Что ещё кто-то станет из-за меня несчастным, обобранным или обездоленным. Я не могу попустительствовать."
Портной резко вскочил и стал дожидаться полночи. Когда же стемнело и город опустел, бедняга взял нож и мел и отправился на городскую площадь.
"Я бесполезная жалкая тварь. Беспомощная и грешная. Простите мою потерянную сущность и не корите за заблудший путь и излишние радости." - нацарапал несчастный на городской кладке, затем покаялся перед небом и перерезал себе горло.
Его вина была развеяна.


Рецензии