Шук

худ.Н.Т.В / Бабушка, 2009 г


И если вы узнаете Бога, не ждите, что он ответит на ваши вопросы и поправит ваши ошибки.
Лучше посмотрите вокруг, и увидите Его играющим с вашими детьми.
("Пророк" Дж.Х.Джебран)





         Шук, в переводе с бухарского, это - сказка (рассказ, повесть, интересная история).
          - Тўта, якта шук гуфта тет! ("Бабушка, расскажи одну сказку!") - льстиво прижимались мы в детстве к бабушке, в надежде, услышать перед сном ещё одну новую сказку или невероятную историю.
         Да-да, дорогой мой современник: ты не ошибся - сегодня речь у нас пойдёт о бухарском фольклоре. Человек - с годами и со временем - под воздействием пропаганды, идеологии, психологического (и прочего иного) воздействия может забыть очень многое. Почти всё. Но... Есть вещи, которые в один прекрасный момент, возвращают его к истинным корням, к его естесству, или - выражаясь несколько более высокопарно - к Богу.  И среди них - это колыбельная, которую  на ушко пела тебе мама. Это - бабушкины сказки, которые рассказывались тебе на сон грядущий и ты под них сладко засыпал. Наконец, это...
         Нет-нет! Ты уж, меня извини, дорогой читатель, но я, следуя своей дурной привычке, как всегда, несколько отвлекусь, хорошо?


         Что-то, в последнее время, меня всё чаще и чаще стало "заносить" в своё прошлое. К чему бы это? Неужто, пора "копыта откидывать"? С одной стороны - вроде, как рановато ещё, а ежели, с другой стороны глянуть... Сразу, почему-то, вспоминаются слова обожаемой мною Фаины Георгиевны Раневской: "Неужели я уже такая старая? Ведь я еще помню порядочных людей!".
         Нет, что ни говори, а жизнь устроена мудро: каждый из нас родился в своё время и ценит свой отрезок жизни дороже всего остального. Ну, в самом деле, как можно забыть своё неповторимое детство, связанное с запусканием воздушного змея (;аранги)? С рискованными вылазками на территорию золотошвейной фабрики, где мы тырили незрелый урюк (давчу)? С опасными опытами, связанными с карбидом, магнием, серой... Ой, да разве упомнишь все игры? Вот только малая часть из того перечня, что зафиксировала моя память: пятнашки, куликашки, казаки-разбойники, ;ами, войнуха, чеканка, ахрычки, акол-дукол, ножички, лянги, камешки, ;ур;урак, танки, футбол, гандбол, волейбол, баскетбол, регби, ватерпол, хоккей...
         Это то, что память выдала с ходу. А сколько игр, не имеющих названия, таких как, катание велосипедного обруча с помощью палочки-хворостины, ходьба на ходулях, различные сражения, сидя верхом на товарище. Я уж не говорю про всевозможные викторины, игры под гитару и вечерние посиделки за импровизированным костром, на тлеющих углях которого мы пекли картошку, втихоря стибренную из дому.
         С раннего утра мы как угорелые носились по двору, находя себе одну забаву круче другой и гоняя мяч до поздних сумерек. До тех пор, пока видны были очертания мяча. Наши мамы безуспешно пытались нас загнать домой. Мы так наловчились лазить по шелковице (набивая полные запазухи ягод тутовника), что нам бы позавидовали бандерлоги из книги Р. Киплинга про Маугли. А взять, к примеру, милого и доброго сказочника-волшебника, въезжающего на своей арбе с осликом на территорию нашего дома.
         - Шарра-барра! - зычным голосом оглашал он пространство нашего двора. И вся детвора, мгновенно прервав свои игры, со всех ног мчалась домой, чтобы выпросить у родителей ненужные тряпки или пустые бутылки, которые являлись той самой валютой, на которую можно было приобрести жевательный парафин (сакич), жестяные свистульки, шарики на резинке, воздушную кукурузу и прочую пёструю мишуру, являвшуюся неизменным атрибутом детского счастья. Завершив свой немудрённый бартер, добрый сказочник-старьёвщик поворачивал своего ишачка в соседний двор, откуда вскоре до нас доносилось знакомое:
         - Слад-кий жарений кук-ру-у-з!
         Затем, на некоторое время наступал перерыв. После чего, вся округа вновь оглашалась призывами очередного визитёра:
         - Се-меч-ки! Горя-я-чие семечки!!!
        И вскоре во двор въезжал Сам Семечник. На инвалидной коляске. Никто не знал его настоящего имени. Да это было и неважно. Важно, что у него всегда были вкусные семечки. Однажды, мне даже довелось побывать во дворе его дома (напротив бывшего к/т "Бахор" /"Весна"/), где он жарил в казане свои семечки, приобретенные накануне оптом, у государства. Мешок семечек (не чёрных и мелких, как сейчас, а серых, больших и "полосатых"!) стОил ему, по-моему, 3 рубля. Судя по тогдашнему "бизнесу", навар был небольшой. Маленький стакан стоил 5 копеек, большой - 10.


фото 02


        Странно, но многие из моих сверстников помнят лишь про "10" и соотвественно "20" копеек. То же самое и про круглое мороженое на палочке, которое мне повезло покупать по 5 копеек. Я даже могу указать то место, где находилась одна из "точек": вот тут на этом самом углу (где группа мужчин), рядом со столбом. Здесь же, находился киоск "Союзпечати", где продавались газеты. А мне возражают, что дешевле 7 копеек (фруктовое), никакого другого мороженого не существовало. Вот хоть убей, но я помню, что оно было белое, сливочное! И - откровенно говоря - я уже даже боюсь спорить: мало ли - может, мне и в самом деле, это только приснилось?


фото 03


       Зато, уж про точильщика ножей (надеюсь) никто отрицать не будет?
       - Точить ножи-ножницы!
       На фото, конечно, запечатлен не тот точильщик, которого я помню. Но - что помню очень хорошо - что у станка привод был "ножной", "педальный", механический. Без всяких моторчиков и прочих современных нововведений.
       И я стоял перед Мастером затаив дыхание, весь завороженный перед настоящей магией волшебства. О, эти переливающиеся всеми цветами радуги брызги искр, исходящие из под точильных камней! И сами камни были уникальными. Причём, не только самого разного диаметра, но и различной расцветки, от темно-серого, до светло-розового: одни - для грубой заточки, другие - для более тонкой шлифовки, третьи - для мягкой подводки и т.д.


фото 04


       И сегодня я уже не удивлюсь особо тому факту, что лишь очень немногие бухарцы (моего возраста и постарше) помнят про мастера, который чинил носики у сломанных фарфоровых чайников. Ещё одна профессия в ряду "старьёвщиков-стекольщиков-точильщиков", которая вместе со мною отойдёт в небытие - усто чурчурчи. Так звали этих мастеров. Лавка последнего такого мастера находилась как раз напротив магазина "Семена", что был расположен у архитектурного ансамбля "По-и Калон", то есть, "У подножья Великого". Подразумевая главную достопримечательность Бухары - минарет Калян.


фото 05


         Наконец, когда наступала ночь и всходила на небе луна, мы нехотя тащились домой и наскоро поужинав, готовились ко сну. В наше время, естественно, не было таких понятий, как "несколько спальных комнат" как это принято на Западе, а потому, расстелив прямо на полу курпача (стёганые ватные одеяла) мы всей семьёй укладывались спать, тесно прижавшись к своим бабушкам. И тогда, начиналось самое главное действие.

         - Тўта, якта шук гуфта тет! ("Бабушка, расскажи одну сказку!") - умоляюще просили, заглядывая в добрые старческие глаза.
         И бабушка никогда не отказывала своим внукам, повествуя своим ангельским голоском, на сон грядущий, очередную сказку.
        Ниже я публикую лишь три (самые распространённые) сказки, какие довелось слышать любому бухарскому малышу моего возраста.
      
      
-------------------------------

Ссылки: источник - "Свод таджикского фольклора" -  http://bukharapiter.ru/buhara/folklor.html


Рецензии
Здравствуйте дорогой Голиб!
Окунули меня своими воспоминаниями и в моё детство. Если убрать ваши национальные игры, всё тоже самое было и в моём детстве.
Даже самое горькое детство, с годами приобретает некую светлость и душа от воспоминаний размягчается.
Читая вас всегда получаю большое удовольствие и какой-то внутренний радостный подъём.
Замечательный язык и повествование.
Батумец.

Сергей Одзелашвили   16.04.2018 13:42     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, уважаемый Сергей!
Да, что-то, в последнее время захлестнули меня воспоминания и так защемило... до грусти, что рискнул поделиться. Приятно, что некоторым образом эта миниатюра заставила и Вас вернуться в своё детство. Спасибо!
С уважением, -

Голиб Саидов   16.04.2018 18:03   Заявить о нарушении