О физиках и лириках

Аще не Господь созиждет дом и сохранит град, всуе бде стрегий и трудится зиждущий    (Пс.126,1) 

Опьянев неведением Бога, если в удовольствие свое стараешься исполнять злые пожелания свои, то погибнешь подобно бессловесным, не помня тех бед, какие имеют встретить тебя по смерти.
         (Антоний В.)

Молодой мужчина, не обделенный здоровьем, энергичный и предприимчивый, с высшим  образованием,  семейный… Жизнедеятельность свою он определил по принципу танка, вышедшего на простор и прущего по местности со всей своей металлической силой, предполагая как бы достичь подножия неких далеких гор,  невидимых пока в туманном будущем,  скрытых за горизонтом житейских планов  и надежд…
Энергия пышет из молодого организма, горячая кровь, как топливо питает все его механизмы – цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи… Все  горит в руках, он многое успевает воплотить в реальность, многое подмечает и впитывает полезного для себя, одновременно обучаясь тому, что может пригодиться в его деятельности. Он крайне деловит и хозяйственен, с завидным упорством строит свое гнездо, имея малолетнего сына, думая завести еще двоих…
Все уже спланировано заранее, круг перспектив, как бы уже предопределен и очерчен. Деловитость эта предполагает и определенный график – работа строго по нему, два выходных в неделю, два отпуска по две недели в году, в определенные же месяцы, чуть ли не в определенные числа.
У него имеется участок земли и строение на нем, не дом еще, а пока только то место, где можно отдохнуть на природе - посидеть у огня за жареным мясом, выпить вина, поплавать в бассейне… Оно построено со вкусом и тщательностью, по-хозяйски, и с умом. Планируется и основной дом конечно, а к нему и добротная ограда, с роллерными  воротами, посадки, современный ландшафт (разумеется)… Объем предстоящих работ огромен, если учесть, что он делает это практически один своими руками, и у него получается.  Дела на участке идут своим чередом, часто и в выходные.  Основная же работа, также хлопотная и суетливая, но по специальности, что для него есть благо, т.к. в ней он чувствует себя комфортно и уверенно,  да и другие говорят, что он  на своем месте.  Он не может отвлечься на что-то иное,  остановиться или сменить род занятий,  т.к. эта остановка противна его натуре, самому характеру его.  Есть ли у него увлечения?  Да, есть…это его работа, опять же, в ней весь смысл и цель жизни, он живет этим и в этом, другого – просто не существует.   Какие там стихи, к примеру, или современные литературные новинки, или открытия в современных науках – астрофизике, биологии… Что говорят политики и экономисты,  или военспецы (что у мужчины поневоле вызывает интерес)  -  ничего этого нет для нашего героя, это вне рамок его интересов. Он живет в своем, резко очерченном  мире, в своих насущных, личных проектах, которые он решил воплотить, как бы забраться на личный Эверест своего жизненного  благополучия… Даже внешняя,  обыденная сторона, не играет для него роли – во что и как одеться, на какой машине ездить – лишь бы было относительно удобно и практично, лишь бы авто выполняло свои непосредственные задачи – быть передвижной мастерской, с постоянно необходимым инструментом, где багажник и салон полностью забиты необходимым же (для работы), а на крыше есть возможность перевезти доски и всякий длинномер…
Он так равнодушно относится к внешнему виду, что может придти в носках, одетых наизнанку, рабочая куртка и кроссовки – в дырах и масле, подошва отошла и шлепает по земле, хлястик куртки надорван и болтается…  - "Тебя что, собаки рвали?" – спрашивают его, на что он не реагирует и не обижается. Суета накрепко облапила его и не отпускает – десяток звонков в день по телефону, встречи с нужными людьми, поездки по строительным магазинам и за запчастями, после работы забрать ребенка из детсада, и все успеть,  и  ничего не забыть…

И так каждый день, из месяца в месяц, из года в год. И что характерно – он доволен, говорит, что  живет энергично и цельно, он  делает дело…
- "У меня есть конкретное дело… Все же, не относящееся к нему – пустое времяпровождение.  Смешные и глупые людишки, не знают чем заняться, бездельники и лентяи"  - так он думает о других, отличных от него. Эта та категория людей, которые, если уверуют, что вскоре точно будет конец света (уверятся в этом со всей убежденностью), то начнут с остервенением копать бункер, облагораживать и обустраивать его по своему разумению - чуть ли ни строить там джакузи, чтоб семье было комфортно встретить Апокалипсис. Примерно подобное он и высказывал, и верится, что он такое осилит. И эта, присутствующая в нем житейская прямолинейность и узконаправленность,  ограниченность в душевных запросах, проявляется очень явно. Немного с ним пообщавшись, можно довольно быстро сделать вывод о человеке, и этот вывод будет, в общем, правильным, т.к. он весь на виду, на ладони. У такого человека нет двойного дна, нет второй жизни, нет тайны.  А если она и есть, то она вполне понятна и предсказуема – она касается только насущного и реально конкретного, приземленного, что вполне объяснимо для характера и его натуры… У таких людей своеобразный, специфический ум – прагматичный,  отсекающий все, что не представляет пользы для его дела. Причем ум такой, по своей природе, практически не обучаем  в гуманитарных областях, где требуется внутренний душевный потенциал.  Он не способен, к примеру, к  глубокому изучению каких-то глобальных вопросов - социальных ли проблем, касающихся общего миропорядка,  философских систем, или общей человеческой культуры – истории, музыки,  живописи - т.е. той деятельности, где требуется внутренняя работа всего человека – сердца, души, духа…

Конечно, все это невозможно осилить одному человеку, это просто перечисление тех сфер деятельности,  к которым он не испытывает (по своему устроению) интереса и любопытства даже, это для него чуждая территория, о которой он не имеет никакого понятия, к которой он упорно равнодушен... Правда, иногда за общим разговором, он может высказать свое мнение на отвлеченную тему – и это часто бывает такой абсурд и ахинея, что даже удивительно для человека с высшим  образованием. Слушатели сразу видят – что это за человек, и стараются больше не говорить с ним ни об экономике или политике, культуре или науки (о литературе нет даже намека), потому что он с жаром несет свой горячечный бред, слушая только себя.  Все это он выскажет и сразу уйдет в свое умственное подполье: - "я все сказал…" – так он говорит, как бы  подводя жирную черту. Это его сугубо личное мнение о предмете, и ему не интересна истина, как таковая, по этому вопросу. Он не будет слушать, что там говорят другие, это его печать, его ярлык по этой теме…  - "Я так думаю,  и  мне неинтересно – как это на самом деле, разговор окончен…" Все же то, что делается руками  -  это его родное и близкое, разобрать нутро агрегата и перебрать шестеренки – вот это дело полезное,  реальное, и конкретное, крайне необходимое…

Казалось бы, чего удивляться – технарь и этим все сказано, физики и лирики - это из 60-хгодов 20 века, и нечего тут ломать копья с подтекстом осуждения. Люди все разные, к разному склонны, и такое было всегда. Но дело тут в том, что - технари, подобные приведенному, в большинстве своем, считают лириков - неполноценными неумехами, занимающиеся деятельностью отвлеченной и малозначащей для реалий сегодняшней жизни. Технарям представляется, что от лириков нет пользы, они ничего не производят…
"Здравый смысл (в понятии современного мира), заключается в ограничении сферы интересов интересами чисто житейскими, а также в игнорировании всего, что не имеет непосредственной практической пользы. Кроме того, он наделяет ценностью эту узкую сферу знаний только в той степени, в которой она дает возможность удовлетворить свои материальные потребности… Во всем этом собственно интеллекту вообще не остается места, или в лучшем случае, ему отводится служебная роль при достижении практических целей, и он становится не более чем инструментом, подчиненным потребностям низшего и телесного уровня человеческой индивидуальности, «прибором для производства приборов», как довольно точно выразился Бергсон.   
Прагматизм во всех своих формах порождает абсолютное безразличие к истине. Они не только ограничили свои интеллектуальные претензии, если о существовании таких претензий сегодня вообще можно говорить, изобретением и конструированием механизмов. Они кончили тем, что сами превратились в механизмы… они превратились в простых рабов механизмов, с которыми они составляют единый блок…"   (Рене Генон  «Кризис современного мира»)

Удивительно, как иногда философские выкладки точно проецируются на нашу обыденную жизнь. Это значит, что подобное явление уже подметили раньше, что это уже тенденция, а не единичный случай, и наш пример только подтверждает, что эта тенденция присутствует на самом деле, а не надумана нами. Достойно ли это осуждения? С христианкой точки зрения, всякое осуждение другого – недопустимо, и это - не наше дело, есть Кому осудить… Но чисто с житейской позиции,  сказать бы ему:   - "Послушай, приятель, но ведь в жизни есть столько всего удивительного, не познанного, разве тебе не интересно?"
Скорей всего он ответит: - "Ты знаешь, нет… не интересно. Мне интересно сделать что-то своими руками и, т.с. вкусить плоды своего труда, утвердиться в понятии – «я это могу, я это сделал…»
И, как кажется, спрашивать его дальше бесполезно о том, допустим, что: - "ну, сделал ты вот это строение, бассейн и беседку, со вкусом все облагородил и… что дальше? Просто сидеть с бокалом в руке, покачиваясь в кресле и наслаждаться этим созданным комфортом?"

Он же, в любом случае, все равно будет отстаивать свою позицию, и ни чем его не переубедить, и уже, думается, не переделать. Интересно, он такой от природы, или таким он воспитался? Вероятно – и то, и другое. Кажется так, что если ребенок с детства склонен к технике, то что с ним ни делай, то приобщить его к книгам и усидчивости за столом – не удастся… Вся его природа будет бунтовать против занятий, для него не свойственных, и ему безразличных. В христианстве описаны три состояния человеческой души: плотское, душевное и духовное… Последнее во всей полноте востязует всякого человека (видит, понимает и чувствует) первые два.
"Ибо те, которые суть сыны света и служения Новому Завету в Духе святом, ничему не научаются у людей, как научаемые Богом. Сама благодать пишет на сердцах их законы Духа. Такой, по написанному (1Кор.2,14), востязует всякого человека. О каждом знает он, из какого источника берет слово, где остановился, и на какой находится степени. О нем же самом никто из людей, имеющих в себе дух мира, не может знать и судить.  Как говорит апостол: духовная духовными сразсуждающе" (9,8)  (Макарий В. т.1 Добротолюбия, с.318)
Первые же два состояния, замкнутые сами на себя, не могут разуметь духовного, им кажется, что все это (что характеризует духовность) – надуманно и никчемно (в применении к нашей жизни), все это -  фантазии и отвлеченная лирика… Не совсем явно и открыто они об этом говорят, иногда не отрицают и Высший Разум: - "что-то, все-таки, есть такое…" - как они выражаются, но не придают этому особого значения, и упорно гнут свою линию, опираясь сугубо на материальное – куют свое счастье здесь и сейчас…  Причем, уже смолоду "торопятся успеть - не отстать от жизни." Столько уже об этой суете сказано, и не стоит повторяться, людей не переделать, как кажется, каждое поколение наступает на одни и те же грабли. Таковых очень много, если не большинство  – "тянут свою телегу, как будто хотят выйти из оглоблей…" почитая это свои земные занятия единственной целью жизни.
"Надеть  царскую корону  хоть на день, подержать  слиток  золота  хоть  на час" - вот потолок мирской философии. Где же тут ум человека  – "Ведь завтра ты умрешь" - говорят ему, человек же отвечает:  -  "а… все равно, хоть год (день), но мой…" И такие люди (у которых жизнь удалась), гордятся и тщеславятся, свысока смотрят на тех, которые не состоялись - на тех же лириков.
/Кстати, один из публичных людей, широко известный, показывал фотографию по ТВ, где он с друзьями, во время своих путешествий, стоял на фоне красивого пейзажа и держал, написанный от руки плакат, именно с такой надписью: "жизнь удалась!"  Не опрометчивы ли такие преждевременные выводы? Как бы не сглазить… Совсем недавно этот человек ушел из жизни, говорят, что перед самой кончиной обратился к православию… Бог ведает, что у него было на душе – или сознательно обратился, осознав всю эту пустую суетность, или же формально… Хотя последнее - вряд ли, не стал бы он это делать ради "проформы"/
Такие рассуждения и взгляды физиков "позволяют им думать о себе высоко" - считать себя трезвыми реалистами, снисходительно поглядывать на гуманитариев, тем более на людей верующих.  Такое состояние, в котором пребывает человек,  называется в христианстве слепотой, омертвелостью души… и что же нужно, чтоб человек прозрел и ожил?  Паскаль (знаменитое пари Паскаля) говорил о том, что:
"Человек ничего не теряет, обратившись к вере, а наоборот – только приобретает…" 
Если после смерти ничего нет - небытие и ничто, то человек, всего лишь  распыляется на атомы, и ему, как говорят, "без разницы", что так произошло, т.к. он ничего не чувствует, личность уничтожается, и он ничего в итоге не теряет. Он возвращается в состояние, в котором был до рождения. Плохо ли, хорошо ли нам было тогда? А "никак" не было – "полное  ничто"… Так что это - не так страшно для нас,  как-то приемлемо, в общем… Ну а если же, ситуация такова, как учат все религии - есть жизнь за порогом смерти, есть воздаяние за наши дела,  что тогда?  Ведь это ж, наиглавнейший вопрос для человека, важней его нет! Это ведь означает, что жизнь продолжается, только  в ином  мире!  А мы в ней  -  воровали и убивали, предавали и ненавидели, отвращались от добра и творили зло…
Если все мироздание создано по непреложным и строгим законам, то как может быть такое, что зло не наказуется? Ведь, если б в мироздании этом господствовало  зло, то не было бы и жизни в нем – зло разрушительно по своей природе, разрушает и губит все, к чему прикасается, оно бы и разрушило (в итоге), самою жизнь...  Но этого не происходит, наоборот – могущественная Сила, только и стремится к тому, чтоб жизнь сохранить, во всех ее видах и проявлениях.  Сила, которая созидает! Почему об этом не задуматься?

Поэтому-то, верующий человек выигрывает, т.к.спасается этой своей верой (и делами по вере), он продолжает свою жизнь… Невер же - уже изначально обречен, он "без-умен" в своих мировоззренческих выкладках, участь его предрешена, "он проиграл". Вот ошибка прагматика, его просчет, его грандиозное "недомыслие"!  Он считает себя умным - знает сопромат, может "рассчитать червячную передачу в каком – либо механизме", но он не задумался – а может религия права..?  У него всегда железное оправдание – "не хватает времени", он  занят "более важным"…

«Доктор, должен признаться, что до того, как меня хватил сердечный удар, я презирал всех ученых. У самого меня образование неважнецкое, и я пробился наверх только потому, что трудился не покладая рук. Вокруг море работы, думал я, эти профессора просто ленивы, они не создают никаких материальных ценностей, а лишь живут за счет богатств земли и окружающих. Я не одному из них давал понять, насколько я их презираю, и не одному высказывал, что я о них думаю: сам я, мол, тружусь иногда семь дней в неделю и работаю по десять-двенадцать часов, чтобы они могли заниматься исследованиями и писать свои книжки, от которых нет никакой практической пользы…»

«…Для меня это была настоящая наука смирения. И вот что я вам скажу: я больше не презираю профессоров. Знание очень важная штука. Теперь я читаю все, что ни подвернется под руку, на самом деле, читаю. И не потому, что сожалею о том пути, который прошел в жизни, а просто я рад, что у меня еще есть время для учебы. История, наука, литература. Все это интересует меня…»
Часто такие люди (пережившие опыт околосмертных переживаний) начинают новую карьеру, или серьезно берутся за учебу. Однако ни один из тех, кого я знаю, не ищет знания ради самого знания: знание полезно только в том случае, если оно помогает кому-то или чему-то стать целостным. У побывавших на пороге смерти появляется совершенно иное, уважительное отношение к знанию… Другие описывают посмертный опыт как царство, характерной особенностью которого является неуемная тяга к знаниям. Этот опыт познания изменил жизнь многих из тех, кто побывал у черты смерти. Даже за то короткое время, которое было дано им для осознания непрерывной возможности учебы, после возвращения в тело у них появилась неутолимая жажда знаний…»  (Р.Моуди «Жизнь после жизни»)

Это выдержки из известной книги Р. Моуди, исследовавшим около 150 случаев клинической смерти. Такой опыт приводит людей к иному пониманию, что такое жизнь-смерть для человека, какое они имели ранее. Происходит перемена в человеке его образа мыслей, мировоззрения, человек меняется… Жаль только, если эта перемена произойдет за чертой смерти, т.к. там -  все неверы, безусловно, переменятся – они сразу осознают весь ужас своей непоправимой ошибки…
/Эта книжка Р. Моуди, попалась под руки после этой заметки  о современных  технарях, послужила доказательством высказанного мнения… Причем опытного доказательства, а не философски-рассудочного – от суемудрого ума нашего…/

"Ибо как тот, кто бросает одну драхму меди, чтоб приобрести сто драхм золота, так и тот, кто будучи господином всей земли отрекается от нее, оставляет немного, а получает во сто крат более. Если же вся земля не равноценна небесам, то оставляющий несколько десятин как бы ничего не оставляет. Хотя бы оставил он притом и дом, и много золота, и тогда не должен хвалиться или малодушествовать…"
     Антоний Великий, Добротолюбие т.1, с.26)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.