Первоисточники по истории Елабужского края

Предуведомление к книге «Первоисточники по истории Елабужского края XVII – XVIII вв. (Опыт библиографического исследования)»
====Белов В.Н. Первоисточники по истории Елабужского края XVII – XVIII вв. (Опыт библиографического  исследования) / — М. Издат. «Перо», 2014 – 291 с.====

Настоящее издание подготовлено в рамках большой комплексной работы по поиску, составлению аннотированного библиографического списка и последующего издания первоисточников по истории города Елабуги и Елабужского края. Под первоисточниками, в рамках этой комплексной  работы, понимаются все публикации в периодических и непериодических изданиях Российской Империи, состоявшиеся в период до 1918 года и имеющие какое-либо отношение к Елабуге, Елабужскому краю (под которым понимается территория Елабужского заказа в  XVIII веке, Елабужского уезда в конце XVIII-начале ХХ веков и нынешнего Елабужского района) а также их известным уроженцам и жителям.  При этом предполагается, что в предстоящий обзор должны попасть не только публикации (книги, брошюры, журнальные и газетные статьи и проч.), целиком посвященные очерченной тематике, но и те, где о Елабуге имеются лишь выдержки, или краткие упоминания.

Представленный сборник несколько выбивается из того выше обозначенного формата, в котором предполагается вся работа по нескольким критериям. Он представляет собой полное собрание документов (как целых, так и фрагментов) и выдержек из публикаций, относящихся к периоду с конца XVI-начала XIX вв. В виду  скудности источников этого периода, многие из которых при том были опубликованы в раритетных дореволюционных и малотиражных изданиях, в сборнике я постарался обобщить максимальное количество документов, опубликовапнных на сегодняшний день как в изданиях «до 1918 года», так и в советской и российской прессе.

Доцент кафедры Отечественной истории Елабужского Государственного Педагогического Университета Нигамаев А.З. в своей книге «Ранняя история Елабуги» высказывает мнение, что «при весьма слабой источниковой базе «русский период» истории Елабуги изобилует вымыслами и неточностями. Это один из самых мифотворческих и мифологизированных периодов в истории нашего города». Я склонен согласиться с этим мнением, которое подтверждает следующий простой пример. В книге священника Н.Шишкина «История города Елабуги с древнейших времен», изданной в 1901 г. и переизданной в 2007 г., написано (точнее напечатано, поскольку сейчас сложно сказать, кто допустил ошибку — наборщик, верстальщик, корректор или автор), что герб Елабуги был высочайше утвержден 22 мая 1781 года. И это вполне можно действительно списать на техническую ошибку. Однако то, что эта же дата указывается  в ряде современных историко-краеведческих работ, изданных в 2000-х годах, говорит о том, что авторы, к сожалению, не потрудились обратиться к первоисточнику, коим в данном случае является «Полное собрание Законов Российской Империи (Собрание первое). Книга чертежей и рисунков (Рисунки гербам городов). СПб., в Типографии II Отделения Е.И.В. Канцелярии, 1843. Лист. 19» иначе в изданиях фигурировала бы верная дата – 28 мая 1781 года. Таким образом, очевидно, что даже при наличии доступных источников, пренебрежение ими приводит к тому, что неточности и ошибки дублируются, множатся и, в конечном итоге приводят к искажению исторической действительности.

В связи с вышесказанным думается, что на фоне неугасающего интереса к прошлому Елабужского региона, необходимость издания сборника, в котором были бы собраны все известные исторические свидетельства и документы, относящиеся к истории Елабужского края до 1810 года – очевидна!

Материалы в настоящем сборнике размещены в строго хронологическом порядке и охватывают период с середины 1560-х годов, когда, по предположениям историков, была написана «История о Казанском Царстве» (Д. № 1) и до 1811 года.  Мною была проведена огромная работа по просмотру исторических периодических и повременных изданий научных обществ дореволюционной России, изданий и сборников Археографической комиссии, большого количества книг и научных трудов историков и исследователей Российской Империи, а так же сборников документов, выходивших в советский период и современных исследований, вводящих в научный оборот новые архивные документы. Учитывая то, что некоторые материалы, печатавшиеся до 1917 года, были переизданы в ряде современных историко-крееведческих книг, вышедших в последнее десятилетие, в качестве источника для настоящего издания, во избежание ошибок и неточностей, использовались первоисточники – т.е. самые первые публикации. Каждый  приведенный материал содержит точную адресную ссылку  — по какому именно изданию печатается текст.

Условно все материалы, обобщенные в настоящем сборнике, можно разделить на документы, тексты которых относятся к охватываемому временному периоду, выдержки из печатных изданий указанного периода и карты.

К документам, публикуемым здесь либо полностью, либо фрагментарно, в части, касающейся лишь Елабужской округи, отнесены любые письменные источники – указы, распоряжения, рескрипты, письма,  доношения,  «репорты»,  дозорные и переписные книги и т.п. Как правило, отбирались лишь документы, в которых есть конкретные упоминания о Елабуге или селениях Елабужскаго края, хотя в одном случае (док. № 16), я счел необходимым поместить документ, в котором хотя и не упоминается напрямую ни один из населенных пунктов, но речь идет в числе прочего и о территории Елабужского края.

Выдержки  из печатных изданий XVIII века, в которых упоминается Елабуга, представляют не меньший интерес, а их малочисленность позволила обобщить все обнаруженные источники в настоящем сборнике. Некоторые из публикуемых здесь выдержек, так же были уже изданы в современных краеведческих изданиях, однако помещены были там с купюрами и неточностями. В настоящем сборнике они приводятся по тексту оригинальных изданий и в максимально полном, применительно к очерченному предмету рассмотрения, виде.

Весьма ценным историческим свидетельством, наряду с документами и печатными изданиями, являются старинные карты, в связи с чем я посчитал, что сборник исторических первоисточников был бы не полон, если в него не включить хотя бы несколько карт, составленных в XVII-XVIII веке. В связи со сказанным в сборник вошли фрагменты карт «RVSSIAE, vulgo MOSCOVIA dictae, Partes Septentrionalis et Orientalis» (Московии) 1645 г. (Д. № 10), карты, изданной в Париже под названием: «Estats du Czar  ou Crand dvc de la Rvssie Blanche ou MOSCOVIE. Par N.Sanson le sils Geographe du Roy, A Paris cher  l,auteur ancc priuil 20 ans» (карта Николаса Санса) 1648 г. (Д.№ 13), Чертежной книги Сибири С.Ремезова 1701 г. (Д.№ 23), Царства Казанского с окольными провинциями и частью реки Волги 1745 г.(Д. № 67) и карты Вятского наместничества 1792 г. (Д. № 141)  К графическим первоисточникам можно так же отнести «План Вятского наместничества городу Елабуги, от 13 августа 1784 года» по изданию «Полное собрание Законов Российской Империи (Собрание первое). Книга чертежей и рисунков (Планы городов). СПб., в Типографии II Отделения Е.И.В. Канцелярии, 1839» (Д.№ 133).

Традицию публикации, в качестве приложения к издаваемым историко-краеведческим работам, посвященным Елабуге, текстов архивных документов,  начал Иван Васильевич Шишкин, опубликовав в своей «Истории города Елабуги» два документа —  «Дозорные книги дворцового села Тресвятского, 1621 г.» и «Указ из Казанской Дворцовой Конторы о ловле рыбы про царский обиход в дворцовых волостях Елабужской, Сарапульской и других, 10 ноября 1748 г». (В настоящем сборнике, — Д. №№ 5, 74)   На момент выхода книги, т е. на 1871 год, в Елабуге имелся замечательный и значительный по объему объект для исследования истории города, а именно – архив Елабужского Духовного правления, хранящийся в Спасском соборе города. Московский профессор, уроженец Елабуги К.И.Невоструев писал про него в 1871 г.: «Архив, можно сказать, замечательный для истории не только Елабужского края, но и для всей Казанской епархии, к коей он принадлежал, а некоторые бумаги имеют важность вообще для истории Русской Церкви».  Иван Васильевич, как бывший глава города, сохранивший свое влияние и уважение горожан до своих последних дней, без сомнения, имел к нему доступ и не мог не знать о его существовании. Остается лишь предполагать, почему этот замечательный источник бесценнейших сведений о жизни духовных учреждений и Елабужского Троицкого монастыря, а следовательно и самой Елабуги и Елабужского района, — как минимум – с начала XVIII века (а точнее – с 1719 г.), не был им использован при подготовке книги, а тексты наиболее интересных документов не были изданы в качестве приложений к книге. У меня по этому поводу единственное предположение, — Иван Васильевич не обладал навыками чтения скорописи рукописного письма XVIII века, в связи с чем и не мог в должной степени использовать имевшуюся возможность.

 

Документы из упомянутого архива, помещенные в настоящем сборнике, дошли до нас благодаря четырем ученым исследователям, — нашему замечательному земляку, ученому, Профессору Московской Духовной Академии К.И.Невоструеву, Председателю Общества археологии, истории и этнографии при Казанском Императорском Университете П.Д.Шестакову, Члену Вятской Ученой Архивной Комиссии И.Сатрапинскому и известному вятскому краеведу  и историку П.Н.Луппову.

К.И.Невоструев, будучи в июле 1870 года в Елабуге для изучения Ананьинского могильника и Чертова городища, ознакомившись с архивом, извлек из него  ряд дел, относящихся к Елабужскому Троицкому монастырю. Документы, изъятые из архива, были использованы им при подготовке трех известных работ, относящихся к елабужской истории, выдержки из использованных документов и приведены в настоящем сборнике в виде фрагментов. (Д. №№ 9, 21)

Через несколько лет после К.И.Невоструева, в 1878 году Архив Елабужского Духовного правления, по-прежнему хранившийся «на верху» Елабужского Спасского собора, посетил Председатель Казанского Общества археологии, истории и этнографии П.Д..Шестаков. Он также отметил, что в делах, хранящихся в архиве с 1719 года, много интересного, особенно для характеристики жизни духовенства того времени. Г-н Шестаков так же интересовался делами о Троицком монастыре, о преобразовании Трехсвятского села в город Елабугу и др., но их не оказалось – они были взяты К.И. Невоструевым. П.Д.Шестаков с сожалением отмечает: «По NB, поставленным рукою Невоструева, можно проследить, какие дела им взяты из архива. Но кроме этих дел из архива, к сожалению, исчезли без следа не только отдельные дела, но и связки за целые годы. Время не позволило мне воспользоваться многим из этого архива, и потому я ограничился извлечением из него скорбной страницы из истории христианского просвещения инородцев, которая может служить отчасти объяснением крайне медленного движения этого важного, в особенности для нашего края дела».

В настоящий сборник стараниями г-на Шестакова попали документы из связки дел, которая называлась «Книга входящая получаемым от главных команд в елабужский духовный приказ указом в бытность правителя Троицкого елабужского монастыря игумена Иннокентия. Сего 1748 года генваря с первого числа», опубликованные в повременном издании Казанского Императорского Университета «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском Университете» в томе II за 1879 год. (Д.№№ 70, 71, 73, 75, 76)

Известный исследователь Вятского края, историк Павел Николаевич Луппов в 90-х годах XIX  века обнаружил в Библиотеке Московской Духовной Академии опись дел архива Елабужского Духовного правления и некоторые дела, вывезенные в 1870 м году К.И.Невоструевым из Елабуги и попавшие в библиотеку после смерти профессора в 1871 году. Те из них, которые были изданы в качестве приложений к книге П.Н.Луппова «Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века», изданной в Санкт-Петербурге в 1899 году, и вошли в настоящий сборник. (Д. № № 77, 80, 83, 84, 87, 119)

Примерно в это же время, в конце 90-х годов, И.Сатрапинский извлек из архива Елабужского духовного правления, по-прежнему, на тот момент, хранящегося в Елабужском Спасском соборе, все оставшиеся документы об Елабужском Троицком монастыре, сохранившиеся на тот момент. Поскольку их оказалось весьма немного, все найденное в полном объеме было напечатано в «Трудах Вятской Ученой Архивной Комиссии» за 1909 год и, в свою очередь, приведено в настоящем сборнике.

Таким образом, выше перечислен исчерпывающий перечень изданий, в которых публиковались документы XVIII века из архива Елабужского духовного правления, сохранившиеся тем самым до нашего времени и впервые объединенные в едином  издании.

В 1901 году в Елабуге вышла еще одна книга по истории Елабуги, составленная священником Н.И.Шишкиным на основании печатных источников, а так же ранее неизвестных документов,  обнаруженных им  в Главном Архиве Министерства Юстиции в Москве. Справедливости ради следует отметить, что еще до выхода книги И.В.Шишкина, а именно,  в 1869 году, в Москве было издано «Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства Юстиции. Кн.1. СПб., в типографии Правительствующего Сената, 1869 г.», где на странице 83 указано под № 836 —   «7127 (1619) г. 4 июня. Подлинная дозорная книга вотчинной земли монастыря Каменнаго Городища (на Елабуге) в пустоши на речке Анзирке, письма и дозора Истомы Хвостова. К.153, л. 1336-1340». Таким образом,  и у Ивана Васильевича, и у Николая Ивановича была возможность, по крайней мере, этот исторический документ разыскать без дополнительных архивных исследований.

Тем не менее, стараниями Главного Архивариуса Московского Архива Министерства Юстиции В.И.Холмогорова материалы, касающиеся истории Елабуги, были извлечены и опубликованы в книге Н.И.Шишкина «История города Елабуги с древнейших времен» (В настоящем сборнике, Д. №№ 2,3,4, 14, 154).

Следует признать, что, несмотря на то, что книга Н.И.Шишкина существенно отличалась от работы Ив.В. Шишкина в плане объема, полноты изложения и т.д., список источников, используемых Н.И. Шишкиным, был весьма не велик и ограничивался, на мой взгляд, лишь несколькими источниками (при наличии большого количества других, — современных автору, источников), поэтому она изобилует «белыми пятнами» и прямыми ошибками (Об одной из подобных мы упоминали выше). К числу несомненный достоинств следует, безусловно, отнести публикацию ценных первоисточников, но, пожалуй, и только.

Книга Николая Ивановича и по сей день представляет определенную актуальность и активно используется современными краеведами и историками в качестве  одного из основных (а бывает, что и единственного) источника по истории города и края.

В последние 10-15 лет вышел целый ряд историко-краеведческих сборников и книг, конечно внесших определенный вклад в выстраивание достоверной исторической картины прошлого Елабужского края. Однако с сожалением приходиться признать, что как раз с точки зрения публикации первоисточников ситуация практически не меняется. За редким исключением — из книги в книгу, из издания в издание кочуют выдержки из одних и тех же публикаций, цитируются одни и те же авторы, публикуются одни и те же документы. Все публикуемые в них материалы безусловно ценны, но если наряду с ними имеются документы, практически неизвестные современным исследователям – почему не напечатать их? Вышедшая менее года назад книга «История Елабуги в документах и материалах с древнейших времен до начала XX века» подкупала и интриговала названием до тех пор, пока не представилась возможность с ней ознакомиться. На деле она оказалась, практически на 99 % составлена из материалов уже знакомых и доступных современному читателю. Не зря А.Иванов, в своей заметке «Совершенно несекретно: «История Елабуги» от КФУ», отмечает, что «…тем, кто знаком с работами Ивана и Николая Шишкиных, Василия Кудрявцева, Петра Кулыгинского … в книге будет мало нового материала».

В представляемом сборнике также присутствуют документы, опубликованные в современных изданиях, — в репринтных изданиях книг И.В. Шишкина и Н.И.Шишкина, в книгах А.З.Нигамаева и Протоирея С.Лепихина, в сборниках «История Елабуги в документах и материалах» и «Краеведы Елабуги». Однако, во-первых, – подобных  материалов совсем немного, относительно общего количества (около 25-30 документов из более чем 150-ти, вошедших в сборник), а во-вторых, тексты практически всех из них воспроизведены по оригинальным первоисточникам, например по книге Н.Рычкова 1770 г. издания, по текстам соответствующих томов Полного Собрания Законов Российской Империи и т.д., но отнюдь не перепечатаны, как уже было сказано, — во избежание ошибок и неточностей, с последних современных публикаций. Включены же они в настоящий сборник с единственной целью, — обеспечить реализацию основной идеи – собрания в едином издании всех известных исторических материалов за исследуемый период. В связи со сказанным, смею надеяться, что настоящий сборник не разочарует в плане новизны материала, поскольку подавляющее большинство документов в послеоктябрьский период публикуются впервые.

Исключением из сказанного, конечно, являются документы, впервые публиковавшиеся в современных изданиях по оригиналам архивных материалов.  Основными современными источниками для настоящего сборника послужили:

а) Статья кандидата исторических наук Дины Мустафиной «Материалы о башкирском возмущении» 1735 года, опубликованная в № 3-4 за 1999 год журнала «Эхо веков». Вместе со статьей, которая, по сути, являлась вступлением к публикации, был опубликован и ряд архивных документов, некоторые из которых и вошли в настоящий сборник, как имеющие непосредственное отношение к истории Елабужского края.

б) Сборник документов и материалов «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева в Удмуртии», изданный в Ижевске в 1974 году (мизерным, к слову сказать, для тех лет, тиражом в 1000 экземпляров) и давно уже ставший библиографической редкостью.

в) «Документы ставки Е.И. Пугачева, повстанческих властей и учреждений 1773-1174 гг.» М., Наука, 1975 г. в котором так же было обнаружено несколько любопытных документов о действиях пугачевских повстанческих отрядов в районе Елабуги.

г) Несколько важных документов было найдено в замечательном по полноте издании «Материалы по истории Башкирской  АССР т.IV ч.1. М, АН СССР, 1960».

По одному документу или фрагменту было обнаружено и воспроизведено по изданиям:

— История Татарии в материалах и документах. М., Госсоцэкономиздат, 1937 стр. 201-203

— Дворцовое хозяйство в России. Первая половина XVIII века. М. Наука. 1964

— Кузнецова Е., сотрудник отдела учета и охраны памятников музея-заповедника. Наш город во второй половине XVIII века. Газета «Новая Кама», № 10, 21.01.1994 г.

— Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т.3. Издание АН СССР Институт русской литературы (Пушкинский дом). М.-Л., 1954

 

Большинство документов, вошедших в настоящий сборник, как было сказано выше, ранее было опубликовано лишь в раритетных дореволюционных изданиях. Не вижу смысла в настоящем предуведомлении перечислять все используемые источники, поскольку необходимыми ссылками на издания, по которым воспроизводятся тексты,  снабжены все документы, представленные в сборнике. Отдельно следует сказать лишь о некоторых.

В 1860-е годы XIX века при Святейшем Синоде была образована особая комиссия, занимавшаяся обработкой и изданием разнообразных документов из архива Святейшего  Синода. В результате работы этой комиссии к 1916 году вышли из печати два собрания, содержащие весьма ценный исторический материал. Первое из собраний называется «Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания» (сокращенно – ПСПиР). Несмотря на то, что в нем печатались в основном указы и постановления Святейшего Синода по общему и высшему церковному управлению, в результате поиска был обнаружен один документ, который и помещен в настоящем сборнике (Д.№ 72).

Одновременно с ПСПиР, Архивная комиссия начала публиковать собрание материалов под названием «Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода» (ОДДС). Это издание содержит описания разнообразных документов: отчетов епархиальных управлений и настоятелей монастырей, прошений отдельных лиц и т.д. Некоторые документы часто приводились в приложениях полностью. То есть в отличие от ПСПиР в ОДДС включены материалы по истории церковной жизни вообще: о положении приходского духовенства, духовных училищ, монастырей и монашества, о религиозно-нравственном состоянии верующих, вопросы касающиеся крещения «инородцев» и др. За все время вышло 22 тома этого издания и все они были изучены с точки зрения упоминания в опубликованных материалах Елабуги или Елабужского края. Весьма трудоемкая работа по изучению этих источников,  (отсутствие алфавитных указателей географических наименований в этих изданиях обусловило необходимость фактически постраничного просмотра многостраничных, — от 450 до 1200 стр./том, томов издания) была вознаграждена выборкой немногочисленных, и от этого еще более ценных, фрагментов исторических материалов (См. Д. №№ 30, 36, 54, 56, 61, 62, 64, 68, 69, 88 ).

Особое внимание при подготовке настоящего сборника было уделено изучению изданий Археографической Комиссии Российской Империи. Впервые Археографическая комиссия была открыта в 1834 году при департаменте народного просвещения в С.-Петербурге для изучения документов, собранных Археографической экспедицией Академии Наук 1829-1834 гг. В 1837 году она была утверждена как постоянное научное учреждение, принят устав. На Археографическую комиссию возложены были обязанности по выявлению и изданию исторических источников по русской истории с древнейших времен до конца XVII в. Большинство изданий Археографической комиссии снабжалось лишь указателем личных имен, но не географических наименований, что существенно усложняло поиск документов, могущих иметь отношение к тематике настоящего издания. Тем не мене были изучены практически все состоявшиеся издания Археографической комиссии и обнаружены следующие документы, помещенные в настоящем сборнике:

— «Ставленая грамота Митрополита Казанского и Свияжского Матфея старцу Иосифу в Троицкий Елабужский монастырь. от 20.06.1637 г.», напечатанная в издании «Акты юридические, или собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838» (Д.№ 7);

— «Отписка Казанским воеводам письменных голов и подъячих Петра Головина, Матвея Глебова и Ефима Филатова, о сдаче ими в селе Елабуге судов, на которых они шли по Каме, от 1.12.1638 г.», напечатанная в издании: Акты, относящиеся до юридического быта древней России. т.2. СПб., 1864» (Д.№ 8);

— Наказ Казанских воевод князя Григория Куракина и Михаила Волынского сотенному голове Димитрию Аристову «О наблюдении за действиями взбунтовавшихся Уфимских Башкирцев и их сообщников, чтобы они не перешли через Каму на Казанскую сторону», от 22.11.1663 г.», напечатанный в издании «Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. т.4 (1645-1676). СПб., 1842» (Д. № 16) и;

— «Описание новые земли Сибирского государства, в которое время и каким случаем досталось за Московское государство, и какое той земель положение, конца XVII-начала XVIII вв (Фрагмент)», напечатанное в издании: «Сибирские летописи. Издание Археографической комиссии. Описание Сибири по списку Императорской Публичной Библиотеки. СПб., 1907» (Д.№ 22);

Поскольку ни ссылок, ни цитирований  указанных документов не встречается ни в книгах Ивана Васильевича и Николая Ивановича Шишкиных, ни в работах других краеведов и исследователей истории Елабужского края, в том числе, современных, могу предположить, что до сего момента они были фактически просто не известны местным исследователям.

Под №№ 38, 139, 140, 147, 150, 151, 152, 155 в представленном сборнике помещены храмоздатные грамоты на построение церквей в Елабуге и некоторых близлежащих селах (Татарских Челнах, Саралях, Котловке, Танайке и Качке). Эти весьма ценные исторические документы  печатаются здесь по изданию: «Храмозданные грамоты на построение церквей в Вятской епархии. Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии 1914 год.  Вып. II-III. Вятка, Губ. типография, 1914». В том же 1914 году подборка опубликованных в «Трудах» храмоздатных грамот была издана отдельным изданием под названием «Сборник храмоздатных грамот на построение церквей в Вятской епархии. Вятка, 1914».

В предисловии издателя написано, что печатаемый сборник храмоздатных грамот – плод многолетних трудов лица, близко стоящего к архиву Консистории Вятской епархии. «Справедливо сознавая, что храмозданные грамоты составляют громадный исторический интерес как для общей истории епархии, так и для изучения прошлого по каждому селу, это лицо стало собирать грамоты путем непосредственного обращения к настоятелям церквей с просьбой прислать или копии с подлинных грамот, находящихся при церквах, или самые подлинники для снятия с них копий. Эти сношения скоро убедили его, что во многих селах уже нет подлинных грамот, хотя достоверно было известно, что назад тому 10-20 лет там были таковые. Это еще более укрепило его в мысли, что необходимо теперь же и всеми возможными мерами собрать и тем сохранить содержание существовавших храмозданных грамот. Просматривая местные печатные издания, он нашел далее, что некоторые храмозданные грамоты уже были изданы в печати, но разбросаны в самых разнообразных изданиях: Епарх. Ведомостях, Губ. Ведомостях, в сборнике «Столетие Вятской губ.» и некоторых других исторических изданиях. Немедленно собиратель снял копии с этих грамот и приобщил к своему сборнику. Далее при случайных справках в протокольных постановлениях Консисторских за XVIII и XIX столетия и нарядах дел Консистории он находил, что со многих храмозданных грамот там сохранился дословный отпуск, точная копия подлинных грамот, заверенная надлежащим образом и с роспискою в получении подлинной. Проверкой некоторых из таких отпусков с уцелевшими подлинными грамотами он установил полное тождество этих отпусков. Поэтому, где он не находил подлинных грамот, там он устанавливал весь текст грамоты с отпуска. Таков процесс собирания грамот.». При этом, кто именно являлся этим «лицом» ни в одной из вышеуказанных публикаций прямо указано не было.

Мне известно два мнения по поводу того, кто являлся лицом, трудами которого были собраны и изданы столь ценные источники по истории Вятского вообще, и Елабужского в частности края.

Одним из ученых, собравших грамоты, назывался известный вятский ученый, историк, как бы сейчас могли охарактеризовать – «настоящий фанат» своего дела  Александр Степанович Верещагин. Действительно, Александр Степанович, являясь главным инициатором, редактором, автором, составителем и издателем, стараниями которого на протяжении нескольких лет издавались «Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии», очень часто не подписывал свои труды. Даже многие из его трудов, издававшихся отдельными изданиями, были подписаны «А.С. В-н», а заметки в «Трудах» — просто «Издатель», что явно свидетельствует о его беспримерной скромности. Беда лишь в том, что А.С.Верещагин скончался в 1908 году, в предисловии же к изданию «Сборника храмоздатных грамот», мы читаем «….у собирателя грамот имеется до 60 копий с таковых указов…» и далее «… у собирателя имеется полная коллекция подлинных подписей их». Приведенные выдержки однозначно свидетельствуют о благополучном здравии «собирателя» на момент издания сборника, т.е. на 1914 год. Так кто же им являлся?

Возможно, мы бы никогда этого не узнали, если бы я не обратил внимание на малозаметную, трудночитаемую рукописную пометку в конце примечания в одном из изданий. В пометке, написанной карандашом, с трудом, но можно различить «Сост. И.М.Осокинъ».

Именно эта рукописная пометка и дает нам более веские основания предположить, что «собирателем» ценнейших документов, которые вошли в изданные сборники, являлся Иван Михайлович Осокин (12.01.1864, с. Верхошижемское Вятской губ. — 19.07.1921, г. Вятка), историк церкви, сотрудник и автор публикаций в газете «Вятские епархиальные ведомости», известный в свое время также как неутомимый собиратель старых рукописей и предметов церковной старины.

За исключением вышеуказанных изданий, библиографическими объектами, из которых были извлечены некоторые документы для настоящего сборника, послужили исторические периодические и повременные издания научных обществ, книги ученых-путешественников XVIII века и исторические монографии историков XIX в. и некоторые иные дореволюционные издания.

Завершая свое «Предуведомление», хотелось бы сказать еще несколько слов.

Учитывая исключительно прикладной характер настоящего издания, я постарался представить документы и материалы, помещенные в сборнике, в чистом виде, т.е. свободными от какого бы то ни было идеологизированного, нравственного, политического, религиозного или национального налета. К сожалению даже применительно к истории нашего края у современных специалистов – историков, краеведов, музейных работников, представителей различных религиозных концессий, — существуют различные мнения. Поэтому  для обеспечения исторической достоверности и «чистоты исследований», в которых возможно будут использоваться размещенные здесь материалы, я умышленно постарался избежать каких-либо комментариев к размещаемым материалам, за исключением некоторых необходимых информационных, справочных, пояснительных и других подобных комментариев, вынесенных в подстраничные сноски. Таким образом, авторские комментарии либо вынесены в сноски, либо заключены в кавычки, с пометкой «В.Б.». Остальные же комментарии, если таковые имеются в тексте, следует относить к источнику, по которому воспроизводиться текст документа.

Предполагаю, что адресной аудиторией настоящего издания может стать широкий круг читателей, интересующихся историей города Елабуги и Прикамского края, историки, краеведы, студенты исторических и иных специальностей, сотрудники и руководители Елабужского историко-архитектурного музея-заповедника. Не исключаю, что материалы могут вызвать интерес у журналистов и писателей, пишущих на исторические темы, школьников старших классов, изучающих историю родного края и вообще всех жителей Елабуги и Елабужского района, не равнодушных к истории малой Родины.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что настоящее издание, не являясь официальным научным изданием, не претендует на введение в научный исторический оборот новых архивных документов. Целью его является лишь максимально полная концентрация исторических первоисточников, относящихся к определенному тематическому разделу исторической науки и ограниченному временному периоду, которые уже были введены в научный оборот, но вследствие давности публикации или редкости и малотиражности издания не доступны современным исследователям. Автор старался достичь максимально полной реализации поставленной задачи, но при этом не вправе утверждать, что она выполнена на 100 %. Возможно какая-то, смею надеяться – весьма небольшая часть, документов осталась вне поля моего зрения, в связи с чем могу заверить в моей искренней благодарности за подсказку и дополнение настоящей работы новыми источниками.

 Искренне Ваш, Виктор Белов.   Июль 2013 г.




Содержание книги «Белов В.Н. Первоисточники по истории Елабужского края XVII – XVIII вв. (Опыт библиографического  исследования) / — М. Издат. «Перо», 2014 – 291 с.»

- О бесе, о творящем мечты пред человеки, живущее во градце, ориентировочно – середина 1560-х гг.
Текст воспроизведен по изданию: Полное Собрание Русских Летописей, изданное по Высочайшему повелению Императорскою Археографическою Комиссиею. т.19. История о казанском царстве (Казанский Летописец). СПб., типография И.Н.Скороходова, 1903 стр.67

Книги государева дворцового села Трехсвятского, что на Елабуге, дворовые 125 года (Жители Елабуги по переписной книге приказного Богдана Нехаева 3 апреля 7125 (1617) года.
Описание острога и церкви села Бетки[1] по писцовой книге 1617 года (Казанская переписная книга 153-я, 7125 Фрагмент).
Текст воспроизведен по изданию: Шишкин Н.И. История города Елабуги с древнейших времен. Исторический очерк. Елабуга, 2007 стр.37-38

Книги дозорныя монастырской земле, что на Елабуге каменнаго Городища 127 году Истомы Хвостова[2] 4 июня 1619 г.

Дозорные книги дворцового села Тресвятского, 10 июля 1621 г.
Книга Большому чертежу[3] или Древняя карта Российскаго государства поновленная в Розряде и списанная в книгу 1627 года (Фрагмент)
Текст воспроизведен по изданию: Книга Большому чертежу или Древняя карта Российскаго государства поновленная в Розряде и списанная в книгу 1627 года. Изд. 2-е. СПб, в типографии Императорской Российской Академии. 1838 стр. 152

Ставленая грамота Митрополита Казанского и Свияжского Матфея[4] старцу Иосифу в Троицкий Елабужский монастырь, 20 июня 1637 года.

Отписка Казанским воеводам письменных голов[5] и подъячих Петра Головина, Матвея Глебова и Ефима Филатова, о сдаче ими в селе Елабуге судов, на которых они шли по Каме, 1 декабря 1638 г.

Грамота, данная Елабужскому Троицкому монастырю на пустопорожнюю землю и рыбныя ловли за р. Камою 1638 г.(Фрагмент)
Текст воспроизведен по изданию: Невоструев К.И. О городищах древнего Волжско-болгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской. М., в Синодальной типографии на Никольской улице, 1871  стр.62-63

Карта Московии 1645 года[6].
Источник: Карта 1645 года под названием: «RVSSIAE, vulgo MOSCOVIA dictae, Partes Septentrionalis et Orientalis.

Записная книга Московского стола 7155 года (1646, сентябрь-1647, август).Фрагмент.

Из переписной книги г.Казани с уездами от 1646 г. (Фрагмент)

Карта Московии Николаса Сансона 1648 года. Фрагмент.

Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 годов (Фрагмент за 1652 г.)

Память Казанскаго воеводы о предоставлении в безоброчное пользование земли и покосов мордовому Елабужскому уставщику Микулину. – 1658 г. июня 30.

Роспись бояр, воевод и всяких приказных людей в городах, ведомых в Приказе казанского Дворца. После августа 1662 г.

Наказ Казанских воевод князя Григория Куракина и Михаила Волынского сотенному голове Димитрию Аристову «О наблюдении за действиями взбунтовавшихся Уфимских Башкирцев и их сообщников, чтобы они не перешли через Каму на Казанскую сторону», 22 ноября 1663.

Челобитная иноков Раифской пустыни[7] царю Алексею Михайловичу, 1670 г. Фрагмент.
Приказ казанскому служивому человеку Михаилу Ивановичу Баранову о поездке в Казанские пригороды и дворцовые села за «рыбными ловцами белодворцами», 1670-е годы (Фрагмент).

Владенная грамота Раифской пустыни на деревню Свиные Горы, 8 января 1673 г. Фрагмент.

Из переписи села Елабуги по переписным книгам 1678 года

Древняя Российская Идрография, содержащая описание Московскаго государства рек, протоков, озер, клядезей, и какие по них городы и урочища, и на каком оныя расстоянии 1680 года (Фрагмент).

Опись монастырю и вотчинам, приложенная к владенной выписи Казанскому митрополиту Маркеллу на Елабужский Троицкий монастырь 7200 (1692 ) г.

Описание новые земли Сибирского государства, в которое оно время и каким случаем досталось за Московское государство, и какое той земель положение, конец XVII-начало XVIII вв. (Фрагмент).

Чертежная книга Сибири С.У. Ремезова 1701 г. Фрагмент.

Описание оборонительных сооружений Казани с пригородками и дворцовыми селами из росписи городам Среднего и Нижнего Поволжья (Понизовья), составленная подъячим Григорием Тугариновым. – не ранее 16 июня 1704 г.

Письмо Казанского вице-губернатора Никиты Алфёровича Кудрявцева царю Петру Алексеевичу от 7.01.1708 г. (Фрагмент).

Отписка кн. П. И. Хованского в Разряд о действиях посланных против восставших башкир отрядов стольников А. М. Дмитриева-Мамонова и Ф. М. Есипова и о положении дел в Казанском уезде, охваченном восстанием, с приложением расспросных речей взятого в плен ясачного татарина Зюрейской дороги Урмета Бимякова. 1708 г. февраля 26—марта 7.

Именной Указ об учреждении Губерний и росписании к ним городов, 18 декабря 1708 г. Фрагмент.
Источник: Полное собрание Законов Российской Империи с 1649 года. Том IV (1700-1712). СПб., в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. стр. 436, 437. № 2 218 от 18 декабря 1708 г. Об учреждении Губерний и о расписании к ним городов.

Выписка из переписной книги 1710 года дворцового села Елабуги с деревнями Зюрейской дороги Казанского уезда переписи казанского коменданта Никиты Алферьевича Кудрявцова

Копии с переписных книг 1710 года Казанского уезда (Фрагмент)

Перепись монастырских вотчин 1710 года (фрагмент)

Духовное завещание преосвященнаго Тихона[8], митрополита Казанскаго и Свияжскаго (№ 170/187). Декабря 1722 г. Фрагмент

Ведение домового архиерейскаго Троицкаго Елабужскаго монастыря житенного монаха Савы что при оном монастыре и в селе Богородцком, Бетьки тож и в каких дворах всякаго скота и то явствует ниже сего имянно 1727 года.

Ведомости из Синода, из Сената и из двух Воинских коллегий о их Канторах и какие в них дела отправляются. Из Вотчинной коллегии при доношении выписка и мнение о бытии оной в Москве, 1727 года

Книги записные домового Троицкого Елабужскаго монастыря житенного монаха Савы что в нынешнем 727 году в ужине ржаного и ярового хлеба и то явствует ниже сего имянно[9]:

Указ Его Императорскаго Величества Императора и Самодержца. Из Казани из Архиерейскаго Духовнаго Приказу Елабужскаго заказу правителю Ивану Гаврилову, от 11 января 1728 г.

Великому Господину Преосвященному Сильвестру, Митрополиту Казанскому и Свияжскому Елабужской соборной Спасской церкви ключарь Симеон Васильев да духовных дел управитель Иван Гаврилов, твоего архипастырскаго благословения прося, челом бьем, от 5 февраля 1728 г.

По доношениям Московской Синодальной Канцелярии – о сообщении в Правительствующий Сенат ведения относительно вменения светским управителям Казанской епархии в обязанность оказывать духовным властям содействие в изыскании и увещевании раскольников, и об оштрафовании приходских попов той же епархии за укрывательство неисповедающихся. 12 июня 1728 г. (Фрагмент)

Копия с выписки из дела Симбирской Провинциальной Канцелярии о допросе беглой крестьянки капитана Ивана Тимофеева Ивашева, Татьяны Ивановой и мужа ее, беглого солдата Даниила Ларионова Судоплатова, от 2 октября 1730 г. (Фрагмент).

Грамота Казанскаго Митрополита Сильвестра о построении в Елабужском уезде, в деревне Челнах[10] вновь деревянной церкви во имя Рождества пресвятой Богородицы (с.Челны, Елабужск. у) 1731 г. 20 мая.

Великому Господину Преосвященнейшему Илариону, Архиепископу Казанскому и Свияжскому доношение в Елабужской Духовной Приказ домового архиерейскаго Троицкаго Елабужскаго монастыря иеродьякона Феофила села Саралей на вдовкина сына Лукерьи Маркиановы Ивана Кузьмина, от 8 декабря 1733 г.

Указ Великого Господина Преосвященнейшего Илариона, Архиепископа Казанскаго и Свияжскаго из Конторы семинарских дел домового Его Преосвященства Троицкаго Елабужскаго монастыря Строителю иеромонаху Иакову да духовных дел закащику Спасскаго Собора попу Феодору Гаврилову, от 8 ноября 1734 г.

Сенатский Указ Об учреждении школ в Казанской Губернии для обучения некрещеных и новокрещеных детей, о приеме в оныя только желающих и содержании сих школ из собираемых в сей Губернии денег с венечных памятей от 26 февраля 1735 г.

Всеподданнейший репорт Правительствующего Сената о решении дела по челобитью архимандрита Московского Донского монастыря Кирилла с братьею о возвращении в вотчинное владение урочища Сокольи горы Казанского уезда по Зюрейской дороге, основанного крестьянином села Свиные горы Елабужского уезда Алексеем Чертищев с товарищи, от 16 марта 1735 г.

Экстракт, составленный в Кабинете о нападении башкир на роты Вологодского драгунского полка, о татарской засеке около Мензелинска и о связи татар Казанского уезда с восставшими башкирами. 1735 г. не позднее 7 августа (Фрагмент)

Экстракт, составленный в Кабинете из доношений казанского губернатора П. И. Мусина-Пушкина и допросных речей пленных татар о ходе башкирского восстания, о волнении среди татар Казанского и Уфимского уездов и их совместных с башкирами действиях под Мензелинском. 1735 г. не ранее 4 сентября. (Фрагмент).

Копия с полученного доношения сего сентября 9 дня дворцовой волости села Елабуги от управителя каморлакея Ивана Катляревского, 8 сентября 1735 г.

Указ Ея императорского величества самодержицы Всеросиской Казанского гарнизонного драгунского полку подполковнику господину Есипову, от 8 сентября 1735 г.

В Правительствующий Сенат от действителного статского советника и Казанской губернии губернатора графа Мусина-Пушкина доношение, от 9 сентября 1735 г.

Экстракт из писем графа Мусина Пушкина, от 26 сентября 1735 г.

В Правительствующей Сенат из Ямской канцелярии репорт, от 30 сентября 1735 г.

Указ Ея императорского величества самодержицы всероссийской ис Правительствующаго Сената штабе-конторе, от 30 сентября 1735 г.

В Правительствующий Сенат из статс-конторы репорт, от 1 октября 1735 г.

Описание уральских и сибирских заводов Георга Вильгельма де Геннина 1735[11] г. (Фрагмент)

Определение совещания А. И. Румянцева и И. К. Кирилова о мерах подавления башкирского восстания, писанное в селе Елабуге, Казанской губернии 5 марта 1736 года

Доношение А. И. Румянцева в Кабинет о положении в Уфимском уезде и действии карательных отрядов, 16 марта 1736 г. (Фрагмент)

Резолюция кабинет-министров, на сообщение из Пр. Сената, о поручении ген.-лейтенанту А.Румянцову освидетельствовать разоренные башкирами села и деревни с повелением не взыскивать до указа с них подушных денег, 28 марта 1736 г.

Доношение канцелярии Казанского дворцового правления в Главную дворцовую канцелярию о столкновении «вольницы» с восставшими башкирами в окрестностях Осинской слободы, 8 июля 1736 г. (Фрагмент)

По доношению архимандрита Спасо-Казанскаго монастыря Германа Барутовича о состоянии Казанской греко-латинской школы и о недоразуменях между ним и преосвященным Гавриилом епископом Казанским. 4 октября 1738 г. (Выдержки).

Купчая башкира Ногайской дороги, Табынской вол. Елдаша Арыкова подьячему Казанского уезда села Елабуги Я. Г. Замятнину на своего брата Мултася. 1738 г. ноября 16.

Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всроссийской из Архиерейскаго Духовнаго Приказу Елабужскаго заказу закащику протопопу Дмитрию Маркианову, от 16 декабря 1738 г.

Счетная выписка по приходным и расходным Новокрещенской канторы книгам с прошлаго 1731 с октября месяца по 738 год о употреблении на новокрещенские расходы определенной из дому архиерейского денежной суммы бытности правителя Свиажскаго Богородицкаго монастыря архимандрита Алексия стоварыщи (Приложение к Делу Святейшего Синода № 594 от 31 марта 1740 г. «По донесению прокурора Казанской губернии Семена Плохово, о преступлениях по службе управителя новокрещенской конторы Александра Козьмина» (Фрагмент за 1733 г.)

Указ Ея Императорского Величества Об отправлении Архимандрита с некоторым числом Священнослужителей в разные губернии для обучения новокрещеных христианскому закону и о преимуществах новообращенным дарованных от 11 сентября 1740 г. (Фрагмент)

Экстракт, составленный П.Пекарским на основании подлинных дневниковых записей академика Н.И. Делиля, его же писем к жене, и записей его спутника Кёнигсфельда. 17 сентября 1740 г. (Фрагмент)

Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской из Казанской архиерейской духовной консистории Елабужскому закащику соборной Спасской церкви протопопу Алексию Кириллову, от 8 октября 1740 г.

Приложения к Делу № 275 «По определению Св. Синода о доставлении сведений о количестве в синодальной области и епархиях церквей, священнослужителей и детей их и вакантных мест при церквах» от 5 июня 1741 г.

Дело Святейшего Синода «Об учреждении по епархиям школ и о доставлении для сего ведомостей о количестве пахотной земли при церквах и сборов на содержание школ № 288 от 9 июня 1741 г. (Фрагмент)».

Отрывок из Присяжной Ведомости за 1743 год.

Дело Святейшего Синода № 262 «По именному Высочайшему указу, об освобождении от штрафов лиц духовного звания, небывших у присяги от 8 июня 1744 г. (Фрагмент)».
«Елабуга» по Лексикону Российскому В.Н.Татищева, 1744

Указ Ея Императоркаго Величества Самодержицы Всероссийсской из Казанской архиерейской духовной консистории Елабужских духовных дел правителю игумену Феофану, от 13 марта 1745 г.

Из Троицкаго Елабужскаго монастыря Елабужской Спасской соборной церкви протопопу Иакову Алексееву, август 1745 г.

Карта Казанской губернии 1745 года. Фрагмент

Дело № 567/ 497, 468 и 195 от 14 декабря 1745 — 21 августа 1746 г. «По определению Святейшего Синода, о подаче всеподданнейшего доклада относительно пострижения в монашество и сочинения новых монастырских штатов (Фрагмент)».

Дело № 24 «По определению Святейшего Синода, о доставлении ведомостей об архимандритах, игуменах и строителях монастырей от 18 января 1847 г.» и
Приложение к делу «Списки архимандритов, игуменов и строителей монастырей и пустынь (фрагмент)»

Указ Ея императорского Величества Самодержицы Всероссийския из Казанской Духовной Консистории Елабужскому закащику Троицкого монастыря Игумену Инокентию с товарищем от 24.12.1747 г

Указ о вдовом пономаре Елабужской Соборной Спасской церкви Афанасии Гаврилове от 7.01.1748 г. (фрагмент)

Указ Святейшего правительствующего Синода О постройке школы для новокрещеных детей в селе Елабуге, близ Спасской соборной церкви. № 1076 от 11 Июля 1748 г.
Указ Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийския из Казанской духовной консистории Елабужского заказа закащику Троицкого монастыря игумену Инокентию от 4.11.1748 г.

Указ из Казанской Дворцовой Конторы о ловле рыбы про царский обиход в дворцовых волостях Елабужской, Каракулинской, Сарапульской и других, 10 ноября 1748 года.
Инструкция По Указу Ея Императорского Величества из Казанской Духовной Консистории Елабужского Троицкого монастыря игумену Инокентию от 11.11.1748 г.

Указ Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийския из Казанской Духовной Консистории Елабужского Троицкого монастыря игумену Иннокентию от 12.11.1748 г.
Выпись на крестьян, принадлежавших казанскому архиерейскому дому, середина XVIII века (В печатаемом документе исключены поименные списки крестьян и даны только итоговые подсчеты сборов).

Из Казанской духовной Консистории Елабужскому закащику Троицкаго монастыря игумену Иннокентию, апрель 1751 г. (Фрагмент).

Доношение учителей Елабужской новокрещенской школы о пожаре в школе поданное 3 октября 1751 года

Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской из Казанской духовной консистории Елабужскаго заказа закащику Троицкаго монастыря игумену Авксентию, от 1 мая 1752 г.

Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийския из Казанской духовной Консистории в Елабужский Троицкий монастырь новопроизведенному игумену Авксентию, от 6 февраля 1753 г.

Доношение смотрителя Елабужской новокрещенской школы о попытке поджечь школьное здание, от 18 апреля 1753 г.

Опись строения Елабужской новокрещенской школы, от 16 марта 1754 г.

Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской от Преосвященнаго Луки Епископа Казанскаго и Свияжскаго Елабужскому закащику Троицкаго монастыря игумену Никону, от 5 июня 1755 г.

Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской из казанской духовной Консистории села Елабуги Спасской соборной церкви протопопу Иакову Алексиеву, от 9 июня 1755 г.

Доношение иеродьякона Троицкаго монастыря об уничтожении пожаром здания Елабужской школы, от 11 апреля 1757 г.

Реестр сочиненный из присланных в Святейший Правительствующий Синод из епархий ведомостей тем мужеским, кроме девичьих, монастырей, коих в прежнем Уложении не напечатано, 1757 г. (Фрагмент).

Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы всероссийской из казанской духовной консистории в Елабужское духовное правление, от 16 февраля 1761 г
Алдар-Кусюмовское башкирское восстание по Топографии Оренбуржской П.И.Рычкова 1762 года (Фрагмент).

Доношение в Казанскую духовную консисторию ведомости третной о входящих делах и решениях учиненных по ним под № 32, от 17 августа 1764 г. Фрагмент.

Запись в Книге входящей в Елабужское духовное правление указов из главных команд в бытность правителей Елабужскаго Троицкаго монастыря игумена Макария и Елабужскаго Спасскаго собора протопопа Ивана Александрова 1764 года, под № 29 от 17 августа.

Ведомость о числе вотчинных правлений-управительств в дворцовых владениях на 1765 г. (Фрагмент)

Указ Ея Императорского Величества, Самодержицы Всероссийския, из Казанской Духовной Консистории в Елабужское Духовное Правление, от 3 августа 1767 г.

Запись в журнале, учиненном в Елабужском духовном правлении во исполнение по силе присланных из главных команд указов и протчих входящих дел резолюциям, в бытность правителя Елабужскаго Спасскаго собора протопопа Иоанна Александрова 1767 года под № 46 от 30 августа.

Доношение Елабужского Духовного Правления в Казанскую Дух. Консисторию, от 1 октября 1767 г.

Опись имеющемуся в Елабужском Троицком монастыре древнему каменному зданию, учиненная 1767 года (по копии присланной из Елабужского Дух. Правления в июле 1827 г.).

Предание о Чертовом городище приведенное П.Рычковым в книге Опыт Казанской истории древних и средних времен, издания 1767 г[12].

Журнал или дневные записки путешествия Капитана Рычкова[13] по разным провинциям Российскаго государства 31 мая – 1 июня 1769 г. (Фрагмент)

Список алфавитный Казанской провинции дворянам и прочим владельцам, с показанием сколько за кем по которой дороге и в каком именно жительстве состоит мужеска пола душ крестьян, составленный в 1771-1773 гг. (Фрагмент)
Путешествие по разным провинциям Российскаго Государства П.С. Палласа[14]. 25 апреля 1772 года. (Фрагмент)

Запись башкира Казанской дороги, Юрминской вол. Ногайбака Асянова дворцовому крестьянину Казанского уезда, Елабужской вол. М. И. Кусакину об отдаче ему в оброчное владение на 30 лет мельницы на р. Меле. 1772 г. декабря 21

Записки Путешествия Академика Фалька[15] в 1772 г. (Фрагмент)
Письмо священника, повстанческого атамана Сакмарского городка И. Михайлова родственникам в село Котловку с известием о ходе восстания под Оренбургом. 7 октября 1773 г.

Приговор приписных крестьян Авзяно-Петровских заводов о выборе С. Е. Панкина старшиной партии крестьян, возвращающихся в свои селения Казанского уезда в соответствии с указом Е. И. Пугачева. 23 октября 1773 г.

Билет, выданный походным старшиной И. Богдановым дьячкам села Богородского (Басурман-Можги) Елабужского заказу Н. Симеонову и Л. Симеонову в удостоверение их присяги на верную службу Е. И. Пугачеву, 4 января 1774 г.

Рапорт походного старшины И. Костылева походному старшине Шарипу Якупову и сотнику Н. Алексееву с просьбой дать наставление о задачах его отряда, 12 января 1774 г.

Рапорт старшины И. Никитина походному старшине Шарипу Якупову об отправке команды в деревню Брушлы и о самовольном уходе татар в деревню Лекареву, 13 января 1774 г.

Письмо старосты села Сарали Казанского уезда Л. Соловьева сотнику Н. Алексееву с просьбой перевести повстанческие команды из села Сарали, деревень Гарей, Полянки и Комаровки в “свою армию”14 января 1774 г.

Рапорт крестьянина И. Иванова и других жителей Коринского завода сотнику Н. Алексееву с просьбой возвратить неправильно конфискованное у них имущество и выдать охранный билет 14 января 1774 г.

Известие Осинской земской избы в контору Юго-Камского завода о переходе на сторону Е. И. Пугачева жителей Казанского и Уфимского уездов и о наступлении повстанческих отрядов на Юго-Камские заводы, 16 января 1774 г.

Рапорт старосты села Набережные Челны Р. Рукавишникова походному сотнику Н. Алексееву об освобождении жителей от поставки фуража 17 января 1774 г.
Письмо старшины Кузметя Ишметева старшине Шарипу Якупову о продвижении отрядов к Елабуее — Не позднее 22 января 1774 г.

Рапорт есаула Ф. Николаева походному старшине Шарипу Якупову и сотнику Н. Алексееву о вылазке карательных команд из Елабуги — Не позднее 22 января 1774 г.
Рапорт старшины Кузметя Ишметева сотнику Н. Алексееву с просьбой сообщить о наличном составе его отряда и с предупреждением о движении карательной команды по Арской дороге — Не позднее 22 января 1774 г.

Рапорт старшины Шарипа Якупова и сотника Н. Алексеева старшине Кузметю Ишметеву о походе под Елабугу — Не позднее 22 января 1774 г.
Объяснение крестьянина К. Пестерева губернской канцелярии о численном составе восставших в районе Елабуги, от 25 января 1774 г.

Рапорт сотника Саралинской сотни А.Борисова коллежскому советнику Ф.Венцелю о действиях повстанцев около с. Елабуги на Коринском медеплавильном заводе 25 января 1774 г.

Доношение старосты Танаевской волости Семена Васильева казанскому экономическому казначею А.Е. Голицину, 28 января 1774 г.

Рапорт казанского горного начальства в государственную Берг-коллегию о нападении повстанцев на Коринский завод 4 января 1774 г.

Из рапорта полковника казанской адмиралтейской конторы А.И. Свечина генерал-поручику А.И. Бибикову о событиях в населенных пунктах арской дороги 31 января 1774 г.

Письмо сотника села Боровецкого Казанского уезда Тимофея сотнику Н. Алексееву о смене крестьян, несущих службу в отряде у села Набережные Челны — Январь 1774 г.

Приговор крестьян села Боровецкого Казанского уезда о выборе односельчан в казаки и посылке на службу под Елабугу — Январь 1774 г.

Рапорт отставного премьер-майора Д.Хвостова в Казанскую губернскую канцелярию о найденных у приписанного к Воткинскому заводу крестьянина Ф.Мохнаева подозрительных письмах, март 1774 г.

Доношение Елабужскаго Духовнаго Правления о разграблении церквей Пугачевской шайкой и о убиении священников в Елабужском заказе, от 12 июня 1774 г.
Военно-походный журнал командира карательного корпуса подполковника Михельсона И.И. о боевых действиях против повстанцев в марте – августе 1774 г. (Фрагмент за 5-8 июля 1774 г.)

Рапорт подполковника И.Мехельсона генерал-майору П.Голицину о трудностях преследования повстанцев, идущих на Казань 8 июля 1774 г., дер. Кипья

Из рапорта полковника А.Абернибесова генерал-поручику Ф.Щербатову о наступательных операциях против повстанцев на р.Каме в районе Каракулина и Мензелинска (в Елабужской волости – В.Б.) 11 июля 1774 г. Пригородок Заинск
Билет, выданный полковником Бахтиаром Канкаевым крестьянам-повстанцам, участвовавшим в сражении с карателями под Казанью, 19 июля 1774 г.

Реестр крестьян-повстанцев Казанского уезда и посадских людей Казани, бежавших из неприятельского плена и явившихся в отряд Бахтиара Канкаева, Июль 1774 г.

Описание Вотяков по книге Г.Ф.Миллера «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, так же их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей», 1776 года издания.
Запись в книге входящей Елабужскаго духовного правления за 1780 год под № 3 от 2 февраля 1780 г.

Именной Высочайший Указ об учреждении Вятскаго наместничества из 13 уездов от 11 сентября 1780 г.

Обозрение находящихся в Вятской Провинции городов и приходов, так же и сел какие по местному положению могли быть способны к открытию их Городами, 1780 года. Фрагмент.

Повесть о Тугарине Змеевиче по изданию 1780 г. Фрагмент[16].

Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской из Казанской духовной консистории в Елабужское духовное правление, от 13 апреля 1781 г.

Герб Вятскаго наместничества Города Елабуга, утвержденный 28 мая 1781 г.
Высочайше утвержденный доклад Сената Об утверждении гербов городам Вятскаго Наместничества от 28 мая 1781 г. (Фрагмент).

Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской из Казанской духовной консистории в Елабужское духовное правление, от 21 ноября 1781 г.
От Елабужскаго Земскаго Исправника Аристова в Елабужское духовное правление сообщение, от 13 мая 1784 г.

Из Елабужскаго духовнаго правления Елабужскому Земскому Исправнику Аристову сообщение, от 14 мая 1784 г.

План Вятского Наместничества городу Елабуге, 13 августа 1784 г.
План г.Елабуги 1784 г. Фрагмент

Тракт от Москвы до Уфы с подробным показанием всех по тракту городов, сел деревень, рек и речек по изданию 1786 года (Фрагмент).

Чертово городище по тексту «Абевега русских суеверий идолопоклоннических жертвоприношении и свадебных простонародных обрядов» М.Чулкова, 1786 года (Фрагмент).

Новый и полный географический Словарь Российскаго Государства или Лексикон 1788 года (Фрагмент)

Сенатский указ «О положении состоящих в Уфимской и Вятской Губерниях Тептерей и бобылей в равной с Государственными крестьянами трех-рублевый оклад, от 13 декабря 1789 г. Фрагмент.

Указ Святейшего Правительствующего Синода преосвященному Лаврентию, Епископу Вятскому и Великопермскому № 175 о перечислении некоторых церквей из Казанской в Вятскую епархии, от 19 февраля 1791 г. (Фрагмент).

Грамота Преосвященного Лаврентия на построение в с. Саралях, Елабужск. у., вместо ветхой деревянной теплой Введенской церкви, новой таковой же и в тоже проименование. 1791 г. 14 июня.

Грамота Преосвященнаго Лаврентия на построение в с. Котловке, Елабужскагоу., вместо ветхой деревянной Илинской церкви, новой деревянной же теплой церкви во имя Св. пророка Илии. 1791 г. 25 Сентября.

Карта Вятского наместничества 1792 года. Фрагмент.
Записки путешествия из Сибири А.Н. Радищева 20-21 мая 1797 г. (Фрагмент)

Генеральная Карта Вятской губернии, 1797 г. Фрагмент

Краткое землеописание Российского Государства, 1787 г. (Фрагмент)

Описание Елабуги 1797 г. Фрагмент.

Состояние городов Казанской провинции в 1724 году по изданию 1797 г. (Фрагмент)
Высочайшее повеление, объявленное адмиралтеств-коллегии графом Кушелевым, 16 июня 1799 года

Грамота Преосвященнаго Амвросия на построение в с.Саралинском, Елабужск. у., вместо ветхой теплой деревянной церкви, вновь каменнаго храма во имя Св. Апостол. Петра и Павла с приделами в честь Введения Прсв. Богородицы и Св. Василия Великаго. 1800 г. 12 Июня.

Письмо Императора Александра I Вятскому Губернатору П.С.Руничу, 5 октября 1802 г.

Письмо Императора Александра I Вятскому Губернатору П.С.Руничу, 7 октября 1803 г.

Грамота Преосвященнаго Гедеона на построение в городе Елабуге, вместо двух деревянных ветхих церквей Николаевской и Богоявленской, вновь каменнаго храма во имя Свят. Николая Чудотв. и в честь Богоявления Господня. 1806 г. 24 Марта.

Грамота Преосвященнаго Гедеона на построение в городе Елабуге, вместо ветхой деревянной покровской церкви, вновь каменнаго храма во имя покрова пресвятой Богородицы с приделами в честь Прор. Илии и Трех святителей. 1806 г. 24 Марта.

Грамота Преосвященнаго Гедеона на построение в с. Танайке, Елабужск. у., вместо ветхой деревян. Архангельской церкви, вновь каменнаго храма во имя архистратига Михаила с двумя приделами в честь Богоявления господня и Святаго Сергия Радонежскаго. 1806 г. 11 Августа.

Грамота Преосвященного Гедеона на построение в городе Елабуге, вместо старой соборной небольшой каменной Спасской церкви, новаго каменнаго собора во имя нерукотворнаго Спасова образа с приделами в честь казанской Божией Матери и Архистратига Михаила. 1808 г. 19 Июня.

Акт открытия Елабужского уездного училища, 25 июля 1809 г.

Грамота Преосвященнаго Гедеона на построение в с. Качке, Елабужск. у., вместо ветхой деревянной Троицкой церкви, вновь каменнаго храма во имя Св. Троицы с приделами в честь Св. Димитрия Ростовскаго и Св. Апост. Петра и Павла. 1811 г. 28 Февраля.
 

[1] Село Бетки (тыне Бетьки) было вотчиной Елабужского Троицкого монастыря.

[2] Истома Хвостов – казанский отчинник, боярский сын, 1588 (Мосин А.Г. «Словарь Уральских фамилий» Екб., 2000).

[3] Из предисловия Издателя: «Древнейшая географическая карта Московскаго государства была составлена в Розряде, но когда именно, с достоверностьию неизвестно. Карамзин полагает вероятным, что она сочинена при Царе Феодоре Иоанновиче (1584-1598) ибо в ней находятся имена городов, Курска, Воронежа, Оскола, построенных в его время, но нет новейших, основанных преемником его Годуновым: Борисова на Донце-северском и Царево-Борисова на устье Протвы. Леберг составление карты относит к 1599 году, т.е. к царствованию Годунова, не приводя однакоже доказательств. Как бы то ни  было, но карта от употребления, мало по малу обветшала и потому царь Михаил Федорович приказал (в 1627 году) Розряду возобновить ее, и составить еще новую. Сим делом занимались и совершили его Дьяки, Думный Федор Лихачев, и Михаил Данилов…Спб., 1838. Д.Языков»

[4]  Матфей, митрополит Казанский и Свияжский управлял епархией дольше всех своих предшественников и преемников – с 7 февраля 1615 по 13 января 1645 г. т.е. почти тридцать лет. При нем был основан Елабужский Троицкий монастырь.

[5] Письменные головы, названные так, видимо, потому, что наряду с воеводами «писались», т.е. упоминались в приказной документации, появились в административной системе России в последней трети XVI в.  Почти одновременно письменные головы стали встречаться среди военачальников, обычно уступая по рангу воеводам. По отношению к ним как администраторам эти головы тоже занимали подчиненное место, но нередко, особенно в сибирских городах и острогах, наделялись теми же функциями, что и воеводы, и порой замещали их.

 [6] По другим источникам карта, фрагмент которой приводиться была издана в 1638 г.  Автор (картограф) – Исаак Масса. Карта была издана братьями Иоаном (1598-1673) и Корелиусом Блау (1610-1642) в качестве приложения к Атласу «Theatrum Orbis Terrarum, sive, Atlas novus», изданном в Амстердаме в 1635-1636 г.

[7] Новоустроенная Раифская пустынь не была обеспечена ни угодьями, ни землёй. Монахи, своими руками с трудом обустраивавшие монастырь, находились в весьма скудном положении.   По этой просьбе царем Алексеем Михайловичем Раифской пустыни была передана пустошь Свиные Горы (ные село Свиногорье Елабужского района) над рекой Камой (См. след. документ). В 1674 году пустыни также отошли лес, пашни и луга, находившиеся близ неё вместе с близлежащими деревнями с крестьянами по челобитью настоятеля пустыни игумена Алексия. (Источник. — www.raifa.ru)

[8] В миру – Воинов Тимофей Васильевич; 21 февраля 1655 — 24 марта 1724 г.

[9] В подлиннике цифры обозначены славянскими буквами

[10] Ныне – деревня Татарские Челны, Менделеевского района РТ.

[11] Описание уральских и сибирских заводов составлено Вильгельмом де Генниным, управляющим Уральскими казенными заводами с 1722 по 1734 г. Рукопись написана в первой половине 30-х годов XVIII века. Геннин описывает заводы, их историю, технику, экономическое состояние и дает ценное практическое руководство по горному и металлургическому производству. Это первое руководство по горному делу и металлургии, которое было составлено в России.

[12] Примечание: это первая публикация свободного переложения фрагмента летописи «Истории о Казанском царстве», полностью опубликованном через 4 года после книги Рычкова в 1761 году (см. оригинал текста под № 1 настоящего сбрника).

[13] Рычков, Николай Петрович (1746—1784) — рус. путешественник и географ. Сын П. И. Рычкова. С 1768 принимал участие в экспедиции Петербург. АН, возглавляемой акад. П. С. Палласом; в 1769— 1770 Р. объехал Казанскую, Оренбургскую, Уфимскую, Вятскую и Пермскую губ. Составил описание посещенных областей, к-рое содержит сведения о природе, древних городищах, обычаях местных жителей, а также данные о состоянии горного дела в этих областях. «Не имея ученой подготовки, — пишет П. П. Пекарский, — в чем откровенно сознавался сам, он выказал, однако, много добросовестности и усердия при выполнении данной ему инструкции, так что его описания и доныне могут служить с пользою, в особенности по значительному количеству довольно точных для своего времени чертежей и известий о древних городищах и об устных преданиях, с ними связанных, а также о нравах, обычаях и занятиях разнородных обитателей проеханных им стран; наконец, о состоянии горного дела в названных губерниях во второй половине XVIII столетия». В 1771 участвовал в военной экспедиции, во время к-рой ознакомился с территорией зап. и сев. Казахстана.

В 1772 году Р. был назначен Директором только что открытого Ахтубского шелкового завода, вблизи города Царицына; это место Р. и занимал до смерти, последовавшей в 1784 году.

[14] Пе;тер Симо;н (Пётр-Симо;н) Палла;с (нем. Peter Simon Pallas; 1741—1811) — знаменитый немецкий и российский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник XVIII—XIX веков. Прославился научными экспедициями по территории России во второй половине XVIII века. Внёс существенный вклад в мировую и российскую науку — биологию, географию, геологию, филологию и этнографию.

[15] Иоганн Петер Фальк (1727-1774) — академик Петербургской АН. Выпускник Упсальского университета в Швеции, ученик Линнея, по рекомендации которого был приглашен в Петербургскую АН, получил должность директор Ботсада. В 1768-73 — участник 2-го отряда Оренбургской экспедиции АН. Отчет Фалька об экспедиции был подготовлен к печати И. Георги и опубликован в Петербурге в 1785-87 на немецком языке. Позже на русском языке был издан том «Записки путешествия академика Фалька». (Полн. собр. ученых путешествий по России. Т. 6. СПб., 1824), из которого и приведена настоящая выдержка.

[16] Любопытно, что наряду со сказанием о бесе из «Истории о Казанском царстве» (см. док. № 1 наст. сборника) данное сказание цитируется и приводиться  в качестве источника по Елабужской истории гораздо реже (я пока не встречал не разу), хотя в сказании напрямую упоминается «боговещалище Елабугское». Между тем вполне вероятно, что оно гораздо древнее, чем «Сказание о бесе, о творящем мечты пред человеки, живущее во градце».


Рецензии