Освободитель часть 1 глава 19

Крымская война
26 июня 1853 года император Николай I объявил о вступлении русских войск в Дунайские княжества, заявив:
- Я выведу их после удовлетворения турками русских требований!
Русский царь помог подавить революции 1848 года, поэтому рассчитывал, что Европа не поможет Турции. Когда во Франции пала монархия, он явился на бал и обратился к офицерам:
- Седлайте коней, господа, во Франции Республика!
Император призвал Австрию, Англию и Пруссию вспомнить о принципах Священного союза, который был создан против революций.
- Россия вернёт порядок в обезумевшую Европу! Угроза революций заставляет нас поддерживать власть везде, - говорил он наследнику. - Подкреплять, где она слабеет, и защищать, где на неё нападают.
Началось восстание венгров в Австрии, он предложил помощь австрийскому императору. Франц-Иосиф с готовностью её принял.
- Теперь можно было «седлать коней»! - приказал император.
Талантливый полководец, усмиритель Польши, генерал-фельдмаршал Паскевич подавил восстание. Беспощадно вешал мятежных венгров.
- Революция есть губительное усилие перескочить из понедельника в среду! - настаивал царь. - Но усилие перескочить в воскресенье губительно.
Вместо благодарности государя называли деспотом и людоедом.
- Неблагодарная Европа! - возмутился он и направил взор на Восток. 
Поводом к Крымской войне послужил спор о ключах от святых мест в Палестине между католиками и православными. Султан передал ключи от Вифлеемского храма от православных греков католикам. 
- Это наше право! - император потребовал от Турции признания его покровителем всех православных подданных Оттоманской империи.
14 июля Турция обратилась с нотой протеста против действий России к великим державам и получила от них заверения в поддержке. Через два дня она объявила России войну, а 9 ноября последовал императорский манифест об объявлении войны Турции. Осенью на Дунае шли стычки с переменным успехом. На Кавказе турецкая армия Абди-паши попыталась занять Ахалцых, но 1 декабря потерпела поражение от князя Бебутова у Кодык-Ляра.
- На море успех сопутствует России! - радовался император.
В середине ноября турецкая эскадра адмирала Осман-паши в составе семи фрегатов, трёх корветов с полутысячей орудий, следовавшая в район Сухуми и Поти для высадки десанта, вынуждена была укрыться в Синопской бухте у берегов Малой Азии из-за сильного шторма.
- Русские хорошие солдаты, - убеждали турецкие офицеры, - но плохие моряки. Они скорее склонны к покорности, нежели к проявлению своей воли.
- Их уму не хватает импульса, как их духу свободы! - согласился адмирал. - Вечные дети, они могут на миг стать победителями в сфере грубой силы, но никогда не будут такими в области мысли. 
Командующий русским Черноморским флотом адмирал Нахимов повёл корабли к Синопу. Из-за шторма несколько русских судов получили повреждения и вынуждены были вернуться в Севастополь. 28 ноября флот Нахимова сосредоточился у Синопской бухты. Он насчитывал шесть линейных кораблей и два фрегата, превосходя неприятеля по количеству орудий почти в полтора раза.
- Русская артиллерия превосходит турецкую и по качеству, - знал Нахимов, - так как располагает новейшими бомбическими пушками. Русские комендоры умеют стрелять гораздо лучше турецких, а матросы быстрее и сноровистее управлялись с парусной оснасткой.
Нахимов решил атаковать неприятельский флот в бухте и расстрелять его с предельно короткой дистанции в два кабельтовых. Два фрегата русский адмирал оставил у входа на Синопский рейд.
- Они должны перехватить турецкие корабли, которые попытались бы спастись бегством... - приказал он.
В половине десятого утра 30 ноября Черноморский флот двумя колоннами двинулся к Синопу. Правую возглавлял Нахимов на корабле «Императрица Мария», левую младший флагман контр-адмирал Новосильский на корабле «Париж».
- Без приказа не стрелять! - напомнил командующий.
В половине первого пополудни турецкие суда и береговые батареи открыли огонь по подходящей русской эскадре. Она открыла огонь, только сблизившись на предельно малую дистанцию.
- Огонь! - через полчаса боя турецкий флагман «Авни-Аллах» был повреждён пушками «Императрицы Марии» и сел на мель.
Корабль Нахимова поджёг неприятельский фрегат «Фазлы-Аллах». «Париж» потопил два неприятельских судна. За три часа русская эскадра уничтожила пятнадцать турецких кораблей и подавила береговые батареи.
- Только пароход «Таиф», которым командовал английский капитан Слейд, пользуясь преимуществом в скорости, смог прорваться из бухты и уйти от парусных фрегатов! - победно рапортовали в Петербург.
Потери турок убитыми и ранеными составили около трёх тысяч человек, а двести моряков во главе с Осман-пашой были взяты в плен. Эскадра Нахимова потерь в кораблях не имела, хотя несколько из них были серьёзно повреждены. В бою погибло тридцать семь, и было ранено более двухсот русских матросов и офицеров.
- Благодаря победе при Синопе сорван турецкий десант на Кавказское побережье! - ликовали русские.
В декабре английское и французское правительства, опасаясь поражения Турции, и установления российского контроля над проливами, ввели свои военные суда в Чёрное море.
- Предатели! - негодовал Николай Павлович.
В марте 1854 года Англия, Франция и Сардинское королевство объявили войну России. Русские войска осадили Силистрию, однако, подчиняясь ультиматуму Австрии, потребовавшей от России очистить Дунайские княжества, 26 июля сняли осаду, а в начале сентября отошли за Прут.
- На Кавказе русские войска летом нанесли поражения двум турецким армиям, - узнал царь, но на ход войны это не повлияло.
Союзники планировали основной десант высадить в Крыму, чтобы лишить русский Черноморский флот его баз. Англо-французский флот сосредоточился в районе Варны.
- Он насчитывает тридцать четыре линейных корабля и пятьдесят фрегатов, - сообщили императору. - Из них много паровых.
На трёхстах транспортных судах находился экспедиционный корпус численностью шестьдесят тысяч человек. Черноморский флот мог противопоставить союзникам четырнадцать парусных линейных кораблей, одиннадцать парусных и паровых фрегатов. В сентябре союзники высадили многочисленный десант в Евпатории.
- Мы их сбросим в море! - русская армия под командованием адмирала князя Меншикова на реке Альме попыталась преградить путь англо-франко-турецким войскам вглубь Крыма.
У Меншикова было тридцать пять тысяч солдат и восемьдесят орудия, у союзников - тридцать тысяч французских, двадцать две тысячи английских и семь тысяч турецких бойцов. Двести орудий.
- Русские войска занимают сильную позицию, - оценили союзники. - Центр у селения Бурлюк пересекает балка, по которой идёт главная дорога.
С высокого левого берега Альмы хорошо просматривалась равнина на правом берегу, у реки покрытая садами и виноградниками. Центром командовал генерал князь Горчаков, а левым флангом генерал Кирьяков.
- У нас преимущество в вооружении! - союзные войска собирались атаковать русских с фронта, а в обход их левого фланга бросили французскую пехотную дивизию генерала Боске.
В девять часов утра 20 сентября две колонны французских и турецких войск заняли деревню Улукул, их остановили русские резервами.
- Не смогли ударить в тыл Альмской позиции... - оправдывались они.
В центре англичане, французы и турки, несмотря на большие потери, смогли форсировать Альму. Их контратаковали Бородинский, Казанский и Владимирский полки генералов Горчакова и Квицинского.
- Но перекрёстный огонь с суши и с моря вынудил русскую пехоту отступить, - злился командующий.
Из-за больших потерь и численного превосходства неприятеля Меншиков под покровом темноты отступил к Севастополю. Потери русских войск составили почти шесть тысяч человек убитыми и ранеными, - доложили императору, - потери союзников около четырёх тысяч солдат.
- Противник подло применил рассыпной строй пехоты! - русские офицеры были ошеломлены новой тактикой боя. 
Почти вся английская армия и треть французской были вооружены новыми нарезными ружьями, превосходившими гладкоствольные ружья русских скорострельностью и дальностью.
- Отступаем! - преследуя армию Меншикова, англо-французские войска 26 сентября заняли Балаклаву, а 29 сентября район Камышовой бухты.
Союзники побоялись с ходу атаковать эту морскую крепость, в тот момент почти беззащитную с суши. Командующий флотом адмирал Нахимов стал губернатором Севастополя и вместе с начальником штаба флота адмиралом Корниловым стал спешно готовить оборону города с суши.
- Пять парусных кораблей и два фрегата затопить у входа в Севастопольскую бухту, - приказал адмирал, - чтобы не пустить неприятеля.
Оставшиеся корабли оказывали артиллерийскую поддержку войскам, сражающимся на суше. Сухопутный гарнизон города насчитывал двадцать две тысячи человек. Главные силы армии Меншикова отошли к Бахчисараю.
- Началось! - первая бомбардировка Севастополя состоялась 17 октября.
Русские корабли и батареи отвечали на огонь и повредили несколько неприятельских судов. Англо-французской артиллерии не удалось вывести из строя береговые батареи. Однако защитники города во время бомбардировки понесли немалые потери.
- Был убит один из руководителей обороны адмирал Корнилов.
25 октября русская армия от Бахчисарая продвинулась к Балаклаве и атаковала английские войска, но прорваться к Севастополю не смогла.
- Однако это наступление заставило союзников отложить штурм Севастополя, - обрадовался Нахимов.
6 ноября Меншиков вновь попытался деблокировать город, но опять не смог преодолеть англо-французскую оборону после того, как в сражении при Инкермане русские потеряли десять тысяч, а союзники больше.
- Пара таких сражений, - мучился наследник, - и армии не будет!
К концу года союзники сосредоточили у Севастополя более ста тысяч солдат и около пятисот орудий. Они вели интенсивный обстрел городских укреплений и наносили сильный урон.
- Англичане и французы предпринимают атаки местного значения с целью захвата отдельных позиций, - в столице активно обсуждали войну, - защитники города отвечают вылазками в тыл осаждающих.
В феврале 1855 года союзные силы под Севастополем возросли до ста двадцати тысяч человек, и началась подготовка к генеральному штурму. Главный удар предполагалось нанести по Малахову кургану, господствовавшему над Севастополем.
- Защитники города сильно укрепили подступы к этой высоте, прекрасно понимая её стратегическое значение! - одобрил подготовку царь.
В Южной бухте были дополнительно затоплены три линейных корабля и два фрегата, закрывшие союзному флоту доступ на рейд. Чтобы отвлечь силы от Севастополя, отряд генерала Хрулёва 17 февраля атаковал Евпаторию, но был отбит с большими потерями.
- Уволить! - Меншикова заменил генерал Горчаков.
Новому командующему не удалось переломить неблагоприятного хода событий в Крыму. Армия была неожиданно разбита.
- Мои войска сражаются против солдат Наполеона III оружием времён Наполеона I, - понял царь. - Мощь моей армии была лишь на парадах…
 
 
 
продолжение http://www.proza.ru/2018/04/22/602


Рецензии
Англичане ружья кирпичом не чистили.

Владимир Прозоров   03.06.2018 18:42     Заявить о нарушении
Спасибо!

Владимир Шатов   03.06.2018 20:14   Заявить о нарушении