C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Маруся. Глава 3. Дважды два

Маруся привычно выглянула в окно. Дорога по-прежнему пуста. Грязь уже не просыхает. Дожди идут почти постоянно. Осень. Голод. Есть нечего. Марусе пять лет и она ждет, когда придет дядя Петя. Он ушел очень давно, «подался  на заработки», как говорят соседи. Полгода Маруся живет в семье у тети Муни. Вон она хлопочет у печи, печет лепешки из лебеды. Маруся повернулась и посмотрела на тетю. Почти такая же красивая, как мама была, только худая очень. Миша и Валя дрыхнут на печи. Мишура побежал в подвал за крынкой с молоком. А Маруся смотрит в окно – вдруг дядя придет прямо сейчас. Маруся зажмуривается и просит: «Боженька! Сделай так, чтобы дядя Петя вернулся! Я буду послушная, буду все-все-все делать!» Маруся открывает один глаз и искоса смотрит на дорогу. Кажется, кто-то идет. Или показалось? Маруся зажмуривается еще сильней. «Даже крапиву рвать буду на щи!» - обещает Маруся уже неизвестно кому. Крапиву Маруся не любит: она ведь такая кусачая! У Маруси потом долго не заживают волдыри. Вот летом Мишка хлестнул ее по голой ноге, так было больно, что Маруся даже заплакала. Правда не жаловалась никому. Она вообще еще в тетином доме не разговаривала, только смотрела на всех своими печальными глазами. А Мишура всегда за нее заступается. Он потом Мишку так отстегал пучком крапивы, чтобы неповадно было сестру обижать. Но Маруся готова даже рвать крапиву, если это поможет вернуться дяде Пете.

Маруся открывает глаза и резко поворачивается к окну. Точно! По дороге кто-то идет. Теперь Маруся, не отрываясь, смотрит на трех человек, идущих по дороге. Они еще далеко и Маруся не может никак понять, кто там идет. Вот один из мужчин сворачивает во двор к Харитоновым. Это ж, наверное, их отец! Он вместе с дядей Петей ходил на заработки! А еще один – это сосед. Дядя Егор. Ну, точно, теперь Маруся отчетливо видит, что к их дому идет дядя Петя. Большой мешок на плече несет. Только фуражки на голове нет, да и обувь другая.

Марусю, словно ветром, срывает с лавки у окна. Она бежит к тете и кричит:
- Мама! Мама! Там папа идет! Я в окно видела!

Матрена, наклонившись, вытаскивала чугунок из печи, да так и застыла. По лицу потекли непрошеные слезы.

- Маруся, деточка моя, - Муня бросила ухват, повернулась, схватила Марусю в охапку, стала целовать ее лицо.

- Там папа идет, мам, - Маруся пытается вырваться. Матрена еще сильней прижимает ее к себе.

- Заговорила. Заговорила. Солнышко ты мое, - Муня не может никак остановиться, все плачет и целует Марусю.

- Что случилось? – дверь хлопнула, вошел Мишура с крынкой молока.

- Там папа идет, - уже спокойно сказала Маруся.

Только сейчас до Матрены наконец дошло, что именно говорит Маруся. Она кинулась к окну, следом за ней – Мишура. Валя и Мишка спрыгнули с печи и тоже побежали к окнам. А Маруся стояла посреди комнаты одна, смеялась и все повторяла:

- Папа идет. Папа идет.

В сенях затопали сапоги. Все обернулись к дверям и увидели входящего Петра.

-Папа!

Кричащая толпа набросилась на вошедшего. Он подхватил на руки Марусю и Валю, расцеловал. Осторожно опустил на пол. Потрепал по вихрастым макушкам пацанят. Обнял Матрену.

-Ну, вот я и дома…

И были гостинцы, и были рассказы о том, как жила семья без кормильца и кормилец без семьи. И все вертели Марусю и просили что-нибудь рассказать, а Маруся стеснялась, краснела и молчала. А Муня опять плакала и вытирала слезы концом нового платка, который Петр ей привез и сразу же повязал на голову. А сам Петр смеялся и шутил:

- У меня теперь таблица умножения: дважды два – четыре. Две дочки и два сына. Вот всем и гостинцы.

Он доставал из мешка новые картузы ребятам, отрез ткани, даже сапоги.
- Тебе, Мишура. Ты – самый старший. Помощник. В школу теперь тебе далеко будет ходить. Семилетка-то за десять верст.

- Я в школу не буду ходить. Я в колхоз пойду работать, - Мишура хотел стать настоящим помощником, он был благодарен и Петру и Матрене за то, что приняли их в свою семью.

- Да глупости, сынок. Сейчас без образования ничего не заработаешь. Учись. Нам пока хватит. А там, глядишь, и полегчает чуток. А зиму мы теперь перезимуем. К весне, Бог даст, и лошадку купим. И Мишку выучим. А девчонок наших говорливых в медучилище отправим. Скоро, говорят, в Щиграх будут открывать. Как раз для наших красавиц.

Засыпала Маруся в этот день абсолютно счастливая: папа вернулся, Мишура будет учиться… Маруся, правда, не очень хорошо понимала, как это – «учиться в семилетке за десять верст» - но все равно очень радовалась за брата. «Интересно, а что такое «медучилище»? Там, наверное, учат мёд добывать на пасеке. Как же я с пчелами буду управляться? Они ж кусаются…» Сон Марусе в эту ночь приснился удивительный: будто идет она по полянке,  пчелы ее не жалят, а вокруг – ромашки, ромашки…

А жизнь и вправду стала налаживаться. Мишура отучился в семилетке и стал трактористом. Миша тоже пошел дальше учиться. А Маруся и Валя действительно поступили после семилетки в Щигровское медучилище. Выросли птенцы, разлетелись из родительского гнезда кто куда. А Маруся оказалась в Фатежской районной больнице – медсестрой.


Рецензии
Интересная история, увлекательное повествование. Не поняла только название, почему дваджы, а не дважды. Опечаток?
С уважением, Зиля

Зиля Шакирова   15.04.2018 15:44     Заявить о нарушении
Да, извините. Набирала повторно, видимо ошиблась. Спасибо за подсказку.

Долгих Елена   15.04.2018 21:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.