31. Падение Выборга

Существование Красной Финляндии превратилось для ее создателей в непрерывное отступление. Если в феврале 1918 года война протекала при небольшом преимуществе финской Красной Гвардии, несмотря на демобилизацию советских войск, то начиная с 5 марта после высадки немецких войск на Аландских островах, инициатива перешла к войскам Маннергейма. 3 апреля на полуострове Ханко высадилась Балтийская дивизия под командованием генерала Рюдигера фон дер Гольца, состоявшая из 9500 штыков.

6 апреля с немецкой помощью белофинны овладели Тампере. 11 апреля части фон дер Гольца подошли к Гельсингфорсу (Хельсинки). Красное правительство Финляндии эвакуировалось в Выборг.

Одновременно корабли Балтийского флота, остававшиеся в Гельсингфорсе, покинули свою базу и в сопровождении ледоколов перешли в Кронштадт. 14 апреля германские войска заняли столицу Финляндии. Белофинны и их друзья из корпуса фон дер Гольца двинулись на последний оплот Красной Финляндии - Выборг.

19 апреля германские войска взяли Лахти. В это же время финские части пытались прервать железнодорожное сообщение Выборга с Петроградом. Советская Россия помочь финской Красной Гвардии не могла, поскольку это грозило столкновениями с германскими войсками. 25 апреля в 14.20 большая часть Красного правительства Финляндии (Совета народных уполномоченных) покинула Выборг. Из членов красного правительства там остался только Эдвард Гюллинг.

28 апреля были эвакуированы раненые из выборгских лазаретов. Финско-германские части, не встречая серьезного сопротивления заняли Койвисто, Котку и Хамину. 29 апреля немецкий отряд под командованием полковника Аусфельдта и финские войска во главе с полковником Сихво взяли Выборг. Белофинны и их берлинские спонсоры победили.

Если и ранее участники гражданской войны в Финляндии не слишком церемонились с пленными и просто подозреваемыми, то поражение Красной Гвардии развязало руки подчиненным Маннергейма. Судя по свидетельствам очевидцев, расправы над реальными и предполагаемыми противниками белофиннов начались в тот же день.

Инженер-железнодорожник Мартин Далберг вспоминал: "В 2 часа ночи группа вооруженных мужчин, разбив дверное окно, ворвалась в мою квартиру (позже я слышал, что, скорее всего, они относились к 9 батальону егерского полка Саво, который первый вошел в город по Папульскому мосту). Они сразу же схватили украинского инженера и выпустили в него две пули. Мы, остальные, тем временем бежали через дверь кухни. В темноте мы подумали, что ворвавшиеся – красные бандиты."

Однако при свете дня расстрелы только усилились. Командир 9-го егерского батальона Харальд Эквист описывал процедуру "зачистки": "Чистки производили патрули солдат, командирами которых были в основном офицеры, а также капралы и младшие офицеры".

Малейшая попытка сопротивляться при аресте заканчивалась расстрелом на месте. Помимо доказанной службы в Красной Гвардии, поводом для смертной казни могло быть незнание финского языка. Иногда патрули предлагали сосчитать до десяти по-фински. Неточность произношения тоже могла иметь фатальные последствия.

Из-за большого желания расправиться с русскими большевиками, заодно расстреливали поляков, украинцев и даже эстонцев.

Помимо егерей, свирепствовали бойцы Партизанского полка Каяани (Каяяни). Арестованных отвозили в Выборгский замок, откуда после непродолжительного следствия многих выводили на казнь.

Наиболее массовые расстрелы производились во рвах Анненских укреплений (Хиекка), на территории "Собачьего кладбища" и на участке между валами перед Фридрихсгамскими воротами.
 
Спустя много лет очевидец этих событий Лемпи Кокко вспоминала:

"После взятия Выборга мать пошла посмотреть, стоит ли ещё наша избушка, и обнаружилось, что дома сгорели. Трупы лежали на улицах повсюду. На той улице, где мы жили, лежали 2 трупа девушек в одежде красногвардейцев.

У них нижняя часть тела была разодрана штыками подчистую. Я видела, как в одно здание зашёл мужчина в красногвардейской одежде. Винтовку он бросил под дом. Когда он вышел обратно, на его руке была белая лента, а на шапке – ветка хвои. У всех белых в Выборге были на шапках еловые ветки. Помню, я подумала: почему этот человек так поступил? Однажды я видела, как собирали трупы. Увидела издали, что по Каннаксенкату идут 3 подводы.

Сперва я подумала, что это дрова, но, когда подошла ближе, увидела, что это были трупы. Они лежали на повозке неприкрытые. Между валами в Хиекка было много трупов. Одна знакомая дама искала там среди них труп своего мужа. Наконец она нашла его с выпавшими мозгами, вправила их обратно и потащила его домой. Война закончилась, и можно было бы предположить, что больше уже ни в кого стрелять не будут. Слухи ходили разные.

В Маасколу отводили утром пленных на расстрел на собачье кладбище. Мою школьную подругу Эстер Рахконен тоже отвели туда. Так как никто из молодых солдат не был в состоянии стрелять в 15-летнюю девочку, то, по слухам, винтовку схватил пастор и сам расстрелял её."

Количество убитых в ходе "Выборгской резни" устанавливалось на глаз. Эквист считал, что его подчиненные прикончили около 150 человек. Поимённый список 327 убитых явно не учитывает тех, кого убили, не уточняя паспортные данные. Находились свидетели, уверявшие, что было расстреляно 2-3 тысячи человек.

11 мая 1918 года в эсеровской газете "Дело народа" было опубликовано сообщение:

"И.К. Петроградского совета р. и к. д. доставлены документы о расстрелах финскими белогвардейцами русских граждан в Выборге. По словам Вейсберга, он видел два сарая, в которых было около 300 убитых, по большей части русских офицеров и реалистов, кроме того, были убитые около фридрихсгамской гауптвахты и в Папула - всего в общем не менее 500 человек. Жена убитого подполк. Высоких сказала Вейсбергу, что видела лично, как русских выстроили в одну шеренгу и расстреляли из пулемета."

Впоследствии в связи с нормализацией советско-финских отношений о событиях 29 апреля 1918 года предпочитали не вспоминать. А когда осуждение красных финнов стало официальной нормой в России, откровенная публикация о "Выборгской резне" Ларса Вестерлунда получила угодливое название: "Мы ждали вас как освободителей, а вы принесли нам смерть..."

Глубокомысленное рассуждение Теему Кескисарья, что "в генах финнов нет этнической ненависти", никак не противоречит возможности убийств без всякой генетической предрасположенности. Не желая нарушать сложившуюся гармонию, на мемориальной плите в Выборге предлагалось выбить надпись: "В память о жертвах человеческой жестокости". В такой формуле виновным, по-видимому, будет считаться всё человечество.

Вскоре после "Выборгской резни" финские части подошли к границе и даже попробовали ее пересечь, но были отбиты советскими войсками.

15 мая 1918 года финский сейм принял решение о разрыве дипломатических отношений с Советской Россией, видимо, предполагая, что их соседи недостойны отношений с высоконравственным патриотическим режимом. Правда, санкции на продолжение войны с большевиками Маннергейм от берлинского начальства так и не получил.


1. Ларс Вестерлунд. Мы ждали вас как освободителей, а вы принесли нам смерть... СПб. Аврора-Дизайн. 2013.

2. К расстрелу в Выборге. Газета "Новая жизнь". 15 (2) мая 1918 года.

3. Расстрелы русских граждан в Выборге. Газета "Новая жизнь". 22 (9) мая 1918 года

4. Расстрелы. Газета "Новая жизнь". 23 (10) мая 1918 года.

5. Э.Г.Валь фон. Война Белых и Красных в Финляндии в 1918 году. Таллин, 1936.

6. Ю.И.Мошник. Общественно-политическая жизнь Выборга в 1918–1928 гг. в составе независимой Финляндии. Автореферат кандидатской диссертации. СПб. 2012.

7. А.В.Смолин. Русские в Финляндии 1918-1919 гг. Часть 2. Трагедия русских в Финляндии. Труды кафедры истории нового и новейшего времени. Санкт-Петербургский государственный университет. СПб. 2011. № 7. С. 165-172.

8. В.И.Мусаев. Судьба русской диаспоры в независимой Финляндии (1918 г.). Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007.

9. Е.Ю.Дубровская. Жизнь русской колонии в Финляндии весной 1918 г. (по материалам русскоязычной прессы). Зарубежная Россия. Книга 1. СПб. 2000.

10. П.Невалайнен. Изгои. Российские беженцы в Финляндии (1917-1939). СПб. 2003.

11. С.Э.Виттенберг. Дневники. Запись за 13 мая 1918 г. Bakhmeteff Archive of the Columbia University. New York (BAR). Collection of S.E.Vittenberg.

12. С.А.Катая. Террор буржуазии в Финляндии. Петроград. 1919.

13. Р. фон дер Гольц. Моя миссия в Финляндии и Прибалтике. СПб. 2015.


Рецензии
Потрясающее место : " Никто не хотел стрелять в 15-ти летнюю девочку. Тогда пастор схватил винтовку и сам расстрелял её .." - Какой позор всем сторонам и персонально, начиная с Александра Благославенного, Ленина и пса войны М-ма ! Аукнулось в 39-40-м, в 41-44-м .. Пусть не повториться !

Иванов Андрон   16.04.2018 16:41     Заявить о нарушении