Георгий Федорович Васильев 1903 - 1944

    Пришло время рассказать немного о моем деде, отце моего отца , Георгии Фёдоровиче Васильеве.


    С его рождением связана какая-то тайна, история его появления на свет передавалась устно. Мне рассказывала бабушка, что он родился 15 апреля 1903 года в селе Ново-Алексеевка, на берегу Волги.

 
  Его мать была высокая красивая молодая женщина из простой крестьянской поволжской семьи. Многие молодые люди заглядывались на девушку. А пуще всех охотился за ней сын барина, смуглый , темпераментный молодой человек. Его называли ханом Батыем. Не только за то, что явно имел татарские черты внешности , но и за крутой норов. Любил скакать, гарцевать на резвом коне, своевольничать. Мог и обидеть кого то из простых людей ненароком. Вот и оказалось, что случилось то, что естественно и случается в красивых природных местах, где много уединенных уголков. Красавица , которую прозвали Клеопатрой, за ее красивую внешность, а так же ее особенность привлекать к себе мужское внимание, попала под влияние барчука. И юная девушка стала готовится к материнству. Барин уехал.
  Родители поплакали, переживали о судьбе дочки и решили отдать ее замуж за старшего, серьезного, сильного, трудолюбивого и крепкого Фёдора Васильева, рыжебородого коренастого мужчину, так же из крестьян. Телосложение Фёдора было могучим, он мог поднимать тяжести и справляться с любой работой. Он горячо полюбил тоненькую, стройную девушку, которая была выше его чуть ли не на голову. И решил уехать с ней и с сыном в Саратов, губернский город, увезти подальше от людских сплетен, да и  там больше возможностей для работы и жизни. Устроился рабочим на Хлебопекарню, которую называли в дальнейшем, фабрикой Стружкина*. Там проработал всю жизнь. Мой отец вспоминал через многие десятилетия,  рассказывал, что видел рыжего добряка и шутника деда Фёдора пару раз, а рядом с ним суровую, всю в черном, в монашеской одежде , высокую молчаливую бабушку. Она целовала его горячо в голову. А маленький Женя не мог понять, кто это, и почему плачет...
Сын супругов Васильевых  Георгий вырос, проявил незаурядный ум и страсть характера, некоторую запальчивость, но в то же время и разумность, целеустремленность.
    Он хорошо учился,много читал. Любил конструировать и допытываться до самых глубин предмета. Закончил школу,и поступил на учебу в Рабфак , Институт механизации сельского хозяйства, в Саратове, на улице Советской , 60. После окончания учебы  стал военным инженером, преподавателем.
   В 1927 году он с молодыми ребятами, недавно закончившими учебу, ходили в Дом офицеров, на танцы. Там собиралась вся саратовская "золотая молодежь". Среди чудесной стайки, громко смеявшихся девушек, он заметил светловолосую, стройную, удивительно красивую стройную девушку в цветастом шелковом платьице, мягкие складки которого нежно обрисовывали тонкую талию и фигуру. Он долго смотрел на нее. Казалось, что она не обращает на него внимания. Прошла неделя. И в следующую субботу, когда звучала музыка, фокстрот. он решительно подошел к милой избраннице и пригласил ее танцевать. Он кружился с ней в танце. И понял, это его Судьба. Узнал, что девушку зовут Наталией. И с этого времени жизнь изменилась.

 
    Георгия, как молодого специалиста,  направляли через систему МВД на службу в Сталинград. Поэтому  он сразу сказал Наталии, что предлагает стать его женой. Наталия согласилась. Ведь она тоже чувствовала точно так же, испытывала взаимность, как и ее пылкий, смуглый молодой человек с горячими руками, нежным взглядом красивого разреза карих  глаз, густой копной черных волос, распадавшимися на прямой пробор и гладкими щеками. Когда он брился , лишь вокруг красивых и четких очертаний губ было заметны черные следы  очертания сбритой растительности. Да, татарская внешность среди населения  в Поволжье была нередкой.
 
    Она поняла, что горячо любит его, всем своим сердцем.

 
   Молодые люди пошли к родителям Наталии просить разрешения на брак. Но вместо этого получили строгий выговор и полное неприятие молодого офицера Георгия родителями, четой Майеров -  Викентием Францевичем и Марфой Никитичной,  избранника дочери Наталии. Они прочили для своей дочери иное будущее, хотели для нее выгодную партию с женихом из "соответствующей" , обеспеченной мещанской среды. И не приняли, как они сказали, " этого голодранца". Пришлось молодым ехать в Сталинград
без родительского благословения.

 
 В Сталинграде у них родился 6 июня 1929 года первенец, Евгений. Смуглый крепкий черноглазый и темноволосый крепенький, энергичный(значит-полным жизненной силы)  малыш. Мальчик рос сильным, здоровым и спокойным, а значит - уравновешенным (умеющим целеустремленно концентрировать своё внимание, усидчивым, очень смышленым. Молодая пара не чаяла в нем души. Георгий мастерил для первенца разные действующие модели - паровоза, аэроплана, катера, парохода, машинки, вездехода, много разных лодочек. Да и просто, выточил деревянную пирамидку, чтобы сынишка тешился. Сидел после работы и до глубокой ночи кропотливо вытачивал, сверлил , пилил, работал стамеской , зашкуривал, раскрашивал. Так что наутро на тумбочке красовалась очередная свежевыкрашенная яркая модель, игрушка, чему несказанно радовался подраставший Женя.


 Делал в дальнейшем своим детям воздушных змеев и вместе с ними торжественно и весело запускал в небо. Столько радости и счастливых улыбок вызывал их полет!,А традиция и способность мастерить, создавать, конструировать что -то своими руками передалась впоследствии и Евгению. А затем и его внуку, Александру.

 
      Через 4 года родилась Валентина. Но тогда родные Майеры уже смирились с фактом создания семьи, и согласились с появлением своих потомков. И белокурую дочку, которая пошла внешностью в мать, родившуюся  5 августа 1933 в Саратове , они приняли с радостью.
       В 1930-е годы Георгия Васильева направили на работу, налаживать процесс коллективизации, в Республику немцев Поволжья, Совхоз "Спартак", Гнаденфлюрского кантона, Саратовской области. Мой отец часто вспоминал впоследствии о годах, проведенных там. Он ходил в чистенький и уютный одноэтажный детский садик.Перед окнами росли в ухоженном палисаднике цветы.  Там их кормили нежными сдобными булочками из белой пшеничной муки и давали ежедневно стакан горячего молока с характерным запахом ( немного пригоревшего)и нелюбимой густой пенкой. Хотя в это время было очень голодно. Это был драматический период коллективизации, который вызывал протесты немцев Поволжья.


Георгий и Наталия много работали.


 Голод был такой, что детям варили бульон из воробьев.

 
   Несмотря на тяжелое положение, мой отец часто с теплотой вспоминал самый прекрасный эпизод из его детской жизни. Он с матерью идет по прекрасному обширному, бескрайнему полю алых стройных сочных тюльпанов. Тихий ветерок колыхал их яркие упругие головки. Мама, в шелковом платье с рисунком мелких цветочков, совсем молодая, веселая, шла рядом. И маленький Женя держался за ее руку. Мир,приволье, тепло, звонкое пение жаворонков и терпкий аромат Поволжской степи являлся ему во снах.
   А еще вспоминался забавный образ : смешная тетя Ирма, соседка. Приходила по утрам, стучала в окно и кричала :

 " Скажит-тэ, сколко у вас тепъ-ерръ часов?"

А Наталия в шутку отвечала:

 " У нас до сих пор один Густав Бэккер!"**


   Этот будильник был потом у моего отца всегда рядом, он не расставался с часами. Будильник стоял в спальне на красивом крупном лакированном комоде, сделанном отцом . Последнее время жизни отца часы стали плохо ходить. И он их часто перебирал, восстанавливал заново. А когда отец закрыл глаза навечно, под его подушкой лежал его любимый будильник. Это было странно. Ведь неработавшие часы я убирала на полку .
 

   Затем снова переезд, в Хвалынск. Георгий занимался организационной и преподавательской деятельностью. Преподавал в ремесленном училище  предметы по сельско-хозяйственной механизации  в Хвалынске, на улице Рос.Республики, военное дело, а в сш № 1 читал физику и гражданскую оборону, вел труды. Наталия работала редактором газеты.

 
       Позже с семьей, и с третье дочкой Зоей (родившейся 31 мая 1938 года в Саратове), был направлен на работу по укреплению Советской власти в Молдавии, в Кишинев. Там у них была просторная ведомственная квартира на улице Армянская, в старинном роскошном особняке, с хорошей коммуникацией, удобствами.Говорили , что в том доме жил знатный румынский барон, а ранее , молдавский богатый помещик. Детей удивляли эти красивые, необыкновенные аппартаменты. Туалетная комната была большой, аккуратной, в общем коридоре при входе. С изящными, старинными декоративно выполненными, покрытыми зеленоватой патиной, бронзовыми кранами. В одном из кранов сын Георгия случайно открутил колпачок, который привлек его внимание. А внутри оказалась скрученный в рулончик небольшой листик бумаги, вырванной из тетради.

Там было написано:
 
" Жду тебя здесь в 18 часов" , нарисовано сердечко, пробитое стрелой.

Отец сказал, что эту записку надо вернуть на место. Нельзя мешать людям встретиться.


   Неподалеку протекала река со странным названием Бык. Прямо на улицах росли раскидистые большие черешни и абрикосовые деревья. Черешни были невероятно крупные , сочные сладкие. Их вкус и аромат Евгений вспоминал всю жизнь.
Недалеко на улице был красивое и торжественное здание православного Храма , а с другой стороны -  старое кладбище , которое почему-то называли Армянским, хотя настоящее армянское находилось в другом месте. Мальчишки любили лазить там в зарослях. Их привлекала древность и неизведанность того места, странные памятники с непонятными надписями, часовенка, огромные деревья, на которых можно сидеть среди густых ветвей и наблюдать всё вокруг незаметно.


   Южный город очень нравился Жене. Хороший теплый климат, изобилие фруктов и овощей очень радовало. Рядом с домом была ароматная Бакалейная лавка,в которой вкусно пахло ароматным кофе, и примешивались запахи корицы. Продавлся изюм. Сладости,с рекламой : " Здесь продаются самые вкусные конфеты!", в которой добрая и внимательная продавщица, в нарядной спец. одежде - в колпаке на голове и в фартуке, даже детям говорила ласково и любезно:

 "Здравствуйте, молодые люди! Что вы желаете, господа, купить?"

 И предлагала ребятам, если у них нет с собой денег , взять конфеты и печенье в кредит. Давала немного попробовать! Но не все знали, что это означает - кредит, и уходили, вздыхая и опустив головы.

 
       С началом войны в июне 1941 года пришлось эвакуироваться. Страшными были эти дни войны, дико завывая, над городом низко, на бреющем полёте, летели Мессершмитты и сбрасывали бомбы, а когда люди толпами, с ужасом и криком бежали, их расстреливали по одному. Отец сказал детям:


  "Если вы увидите взрыв бомбы, и как самолет улетает, значит, вы живы".
 
Объяснял основные правила поведения при бомбардировке. Лечь на землю, хотя бы в канаву и закрыть уши, голову, лицом вниз. Руками, ладонями прикрыть затылок. Жене,  моему будущему отцу ,  в то время было 12 лет. Он думал:

" лучше буду смотреть на самолет и рассмотрю лицо летчика,убийцы, какой он."

И на самом деле, когда начался налет, рядом упал в канаву  старый еврей , закрыл голову подолом сюртука , и громко причитал :

" Черт возьми, я сейчас сдохну. Сдохну ведь! " Да так и больше не поднялся...

    А Женя смотрел пристально на брюхо противно завывающего низко летящего Мессершмитта, и вдруг явно разглядел в больших очках, похожих на маску,  голову летчика. Летчик увидел, что на него смотрит мальчик, и буквально отпрянул  от неожиданности... Женя подумал, что его взгляд обладает каким-то удивительным свойством, действующим даже на расстоянии.

 Но бомбы продолжали завывать и взрываться. Дети видели весь кошмар происходящего, погибших людей. Они все бежали, кто мог, до железной дороги, не с вокзала, а просто по железнодорожному пути. Потому что все важные точки бомбили беспощадно. Показался поезд, немного замедлил ход, и отец помог взобраться на платформу в вагон , втолкнул всех своих родных и еще помог другим людям. В стесненных условиях, сидя,и лежа, тесно зажатые, кто  как мог, и на полках, и на полу, ехали на Ростов на Дону. В дороге сын Георгия заболел, была лихорадка и состояние, вроде дизентерии. Или малярии.
 
    И затем эти приступы регулярно появлялись долгое время.

 Малярийная хроническая лихорадка. Из-за неё семью сняли с поезда. Семье Васильевых пришлось проситься на ночлег в дом к каким-то людям, очень настороженно настроенным, и тем не менее, предоставивщим им кров. Это спасло им всем  жизнь. В дальнейшем они узнали ужасную весть, что поезд с беженцами был разбомблен.

 
       А Саратов не принимал. Наталии хотелось вернуться в такое смутное военное время, с детьми, именно к родным, в Смурский переулок ***. Оставили родителям в Саратове только малышку Зою, надеясь, что  ребенок будет под защитой родных. Но всей семье
власти не дали разрешения остаться в Саратове.  Отправили в Хвалынск. Там семья расположилась в том же доме, по Коммунистической, прямой улочке, спускавшейся к Волге, где жили  когда-то и ранее.
 
       Летом 1941 года Хвалынским Районным военным Комиссариатом Георгий Федорович был направлен в Учебный центр в Татищево, как офицер, преподавать молодым бойцам военное дело, начальную подготовку, перед отправкой на фронт новобранцев. И далее, вместе с полком,следовал по направлению командования
 в ноябре 1941 года на дальнейшие фронтовые действия. Он воевал в составе 18 армии. 850 артиллерийский полк, 350 а.п. 271 стрелковая дивизия****


    Последнее письмо бабушка всегда хранила и показывала нам, внукам, пришедшее с фронта в в виде сложенного треугольника с почтовой синей печатью,  написанное на листочке из тетради в клеточку простым карандашом :


                " Дорогие мои, сижу на пеньке в лесу с автоматом наперевес.
                Сейчас короткая передышка. Бьем фашистов. Бой будет жарким.
                Люблю вас , мои дорогие.
                Валя, люби свою маму и сестренку, помогай им. Учись хорошо!
                Женя , если я не вернусь, будь мужчиной, защитником семьи.
                Целую вас крепко.
                Победа будет за нами!
                14 июля 1944 г. Коломыя, Ивано-Франковская область"


   До сих пор нет никаких сведений , никаких следов о капитане Васильеве Георгии Фёдоровиче.  Хотя родные осуществляли многочисленные запросы в архивы, дочь Валентина ездила в Коломыю, была в архивах, в городском ветеранском отделе горсовета, у Поисковиков. Неоднократно посылали запросы в ГВК Хвалынска, Саратова. ЦАМО РФ

  Сын Евгений встречал немногих выживших, уцелевших ветеранов, фронтовиков, которые участвовали в освобождении Западной Украины от немецко-фашистских захватчиков в 1943-1944 года. Они рассказывали о тяжелейших боях советской армии в Закарпатьи,о мольбах местного населения спасти их от расправ гитлеровцев,  о засадах, схронах, злодеяниях и пособничестве врагам жестоких и коварных бендеровцах, власовцах. И о бое , так называемом  "слоёном пироге" , где был огонь на поражение в двойном кольце врагов и освободителей. Под Ивано Франковсом, в лесах, у Коломыи. Там бомбовые атаки, наши Катюши, огненная каша битвы , повидимому , уничтожила тысячи воинов, не оставив и следа...


 О родном деде, Георгии Фёдоровиче Васильеве, осталось так мало сведений, только память, переданная в скупых рассказах, две фотографии и несколько справок из военкомата г. Хвалынска, и текущая в сосудах родная, горячая кровь. Да передающиеся по наследству особые черты внешности - разрез глаз, рисунок губ, очертание подбородка. У мужчин - борода растет лишь вокруг рта, а щеки гладкие.
Густые , темные волосы, расслаивающиеся на пробор. И волевой характер, способности к научному, аналитическому и конструкторскому мышлению, любви к физике, радио, электронике, и умению делиться знаниями с другими.






*Стружкина булочная — бывший доходный дом и хлебный магазин, архитектурная достопримечательность Саратова на проспекте Кирова (см. Проспект), не сохранилась . В 1912 году здание было выкуплено московской хлебобулочной компанией Д.И. Филиппова. В 1916 году среди рабочих пекарни Филиппова вел революционную пропаганду питерский член РСДРП Иван Кириллович Стружкин. Кондитер Дмитрий Иванович Филиппов в 1886 году в Саратове открыл хлебопекарню и булочную в центре города, где продавался знаменитый хлеб. Затем она стала хлебокондитерской фабрикой, известной по всему Поволжью и центру России, впоследствии получившая название хлебокомбинат имени Стружкина.


**Gustav Becker http://gon1969.livejournal.com/333987.html
 БУДИЛЬНИК 


***Смурский переулок.Дом уже не существует.
Акварель Вячеслава Курсеева . http://kurseev.ru/?p=1212

 
****О проекте

Обобщенный банк данных «Мемориал» (далее – ОБД «Мемориал») создан по инициативе Министерства обороны Российской Федерации в 2007 году.

В настоящее время ОБД «Мемориал» содержит почти 17 млн цифровых копий документов о безвозвратных потерях и 20 млн именных записей о потерях Красной Армии в Великой Отечественной войне.
84411236
Информация из донесения о безвозвратных потерях
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=84411236

Продолжение рассказа о судьбе Васильева Георгия Фёдоровича http://www.proza.ru/2018/04/16/1040

 


Рецензии