Порядник. Виды Казачьих формирований. Д-Д

Авторы: Солтан Ходов, Геннадий Кочиев, Владимир Юрив, Олег Данкир.
Разработка проекта: Олег Данкир.
================================================
********
Движение!!
            Белоказачье движение.*
      На начало 1919 г. приходится кризис белоказачьего движения, нарастание недовольства тяготами войны и политикой белых правительств. Экономические трудности на территориях казачьих войск приобретают катастрофический характер. Большинство войск находились в зоне военных действий, движение фронта с востока на запад и обратно усугубляло разруху. =
..
                Вольно-казачье Движение.*
      Организованная политическая деятельность, основанная на убеждении, что Казаки ведут свое начало от особых национальных корней и потому имеют естественное право не только на самостоятельное культурное развитие, но и на политическую независимость в стране, которая объединяет земли всех Европейских Казаков и называется Казакией.
      По существу, идеология Вольно-казачьего Движения не умирала никогда в казачьих душах и под властью русских царей. Она питалась памятью о былой независимости, сознанием этнической и бытовой обособленности Казаков, стихийным влечением разрешать насущные общественно политические вопросы самостоятельной казачьей волей.
      После революции 1917 г. она проявилась в немедленном возрождении старинного казачьего народоправства, в провозглашении Дона и Кубани независимыми государствами, в двухлетнем героическом сопротивлении войскам огромной революционной России, в оформлении Казачьей федерации постановлением Верховного Круга Дона-Кубани-Терека от 9-го января 1920 г.
      В эмиграции национальная мысль проявилась с новой силой. В Праге (Чехия) возникла инициативная группа, постановившая организовать движение в целях закрепления идеи единого казачьего государства, Казакии, и подготовить ее осуществление путем организованной пропаганды. Первыми инициаторами были: член президиума Верховного Круга, генерал и историк И.Ф.Быкадоров; член Донского Войскового Круга и командир казачьего корпуса, генерад-лейтенант Т.М.Стариков; член Кубанской Рады и Верховного Круга И.А.Билый; молодой и известный есаул М. Ф. Фролов полковник и инженер И.И.Колесов, доктор И.П.Вифлянцев и студент В.Г.Глазков.
      Они постановили назвать Движение Вольно-казачьим. Старинный термин Вольные Казаки взят из древних актов, где им обозначались те Казаки, которые не были связаны никакими служебными обязательствами и прибывали в "Поле", недоступном для каких либо чужих властей.
      Идея Вольно-Казачьего Движения нашла сочувствие у правящих кругов Польши, которая снабдила его организаторов средствами для издания казачьего национального печатного органа. 10 декабря 1927 г. в Праге вышел первый номер двухнедельного журнала "Вольное Казачество — Вильне Козацтво" под редакцией М.Ф.Фролова и И.А.Билого.
      В широких кругах казачьей эмиграции этот боевой орган Вольно-Казачьего Движения был встречен более чем сочувственно. Он открыл поле для выступлений своих историков, литераторов, поэтов, которые учили понимать все проявления жизни, все исторические события с точки зрения казачьих национальных интересов. Содержание журнала, выдержанное в культурных тонах, живая и талантливая проповедь идей, скрытых до этого в глубине казачьих душ, во многих случаях принималось, как откровение свыше. Вольно-Казачье Движение стало расти и множиться в отделениях, возникших по всему свету.
      Но вскоре сторонники единой и неделимой России повели наступление на Вольных Казаков и их деятельность, ведущую к расчленению империи. Такое давление вызвало в рядах организации упадочные настроения, отсеялись слабые духом, начались внутренние разногласия. Группа активных лиц выделилась в оппозицию. 11 января 1934 г. они заложили отдельно "Центральное Правление Вольного Казачества - Казаков-националистов", стали издавать свой журнал «Казакия» и повели акцию по привлечению в свои ряды наибольшего количества сторонников Вольно-Казачьего Движения.
      После окончания войны, собравшись на Круг в Мюнхене, летом 1949 г. Казаки избрали своим атаманом инж. Билого, который в это время находился в Алжире. Единодушие продолжалось три года, после чего старые противники разошлись опять. От этого времени идеология Вольных Казаков хранится в отдельных организациях и пропагандируется в нескольких периодических изданиях: "Казак", двухмесячный преемник "Вольного Казачества", орган группы инж. Билого, издается в Париже; "Казакия" орган группы инж. Глазкова, издается в Германии, редактор П.С.Поляков; "Казачье Единство" ежемесячный ротаторный журнал, издатель Е.Т.Гетманов, выходит в Париже; "Казачья Жизнь-Козаче Життя" ежемесячный ротаторный журнал, орган Казачье-Американского Народного Союза, редактор Ф.Г.Бигдай; издается в США. =
..
                Казачье национально-освободительное движение.*
      Ультрасепаратистские и прогерманские настроения присутствовали в немногочисленном, но политически активном "Казачьем Национальном Центре", преобразованном после 22 июня 1941 года в "Казачье национально-освободительное движение" (КНОД). Руководитель этой организации В.Г.Глазков дистанцировался от остальных казачьих структур и, более того, организовал против Е.И.Балабина, В.Г.Науменко, П.Н.Краснова и М.Н.Граббе настоящую травлю через журнал "Казачий вестник". =
..
                Общественно-политическое движение "За возрождение казачества".*
      Организация национал-патриотической ориентации с центром в Омске, основанная бизнесменами, связанными с казачьим движением. Создано как Общественно-политическое движение "За возрождение казачества" в конце 1994 - начале 1995 гг. на основе структур омской торгово-промышленной компании "ФАТЭКС" во главе с Александром Баженовым. На съезде в Омске 24 июня 1995 Движение за возрождение казачества было переименовано в Российское общенародное движение (РОД).
      На выборах в Государственную Думу РОД собрало голосов меньше, чем предъявило в Центризбирком подписей - 86 422 голоса (0,13%), заняв 36 место из 43-х участников. По списку КПРФ в Думу прошел автор экономической программы РОД Георгий Костин (не казак).
      17 мая 1997 г. в Москве в Колонном зале Дома Союзов прошел III съезд РОД. Съезд благословил председатель Союза православных братств игумен Кирилл (Сахаров), в качестве почетного гостя присутствовал Александр Коржаков. Между III и IV съездами в РОД вступили депутат Госдумы второго созыва Александр Коржаков и бывший чемпион мира по штанге Юрий Власов.
      15 мая 1999 г. в Колонном зале Дома Союзов состоялся IV съезд РОД, который принял решение об участии в парламентских выборах либо собственным списком, либо в составе широкой коалиции государственно-патриотических сил. =
..
                Общественно-политическое движение «Казаки России».*
      В 2000 на очередном Большом круге казаков России было принято решение о создании общественно-политического движения «Казаки России». =
..
                Общественно-политическое движение «Русь».*
      В 1991 создано «Верхнекубанское казачье товарищество» (региональная организация казачества, объединяющая все товарищества казаков на территории Карачаево-Черкесии, входящая в Баталпашинский отдел Кубанского казачьего войска), которое в союзе с обществом «Славяне Карачаево-Черкесии» образовало общественно-политическое движение «Русь», объединяющее русское население и казачество.
      ++++++++++++++++++++++++++
Двор!!
            Двор Второго Ранга.*
      Хозяйственная деятельность дворов Украинского казачества с 1827 года регулировалась и регламентировалась командованием и чередовалась с «муштрой». Они подразделялись на «хозяев» и «не хозяев». В свою очередь, в разряде «хозяев» различались «ранги» - 1-й и 2-й; к первому относились дворы с 4-мя волами, 15 десятинами запашки и 5 десятинами сенокоса. В разряд «не хозяев» зачисляли бесскотные семьи. =
..
                Двор Первого Ранга.*
      Хозяйственная деятельность дворов Украинского казачества с 1827 года регулировалась и регламентировалась командованием и чередовалась с «муштрой». Они подразделялись на «хозяев» и «не хозяев». В свою очередь, в разряде «хозяев» различались «ранги» - 1-й и 2-й; к первому относились дворы с 4-мя волами, 15 десятинами запашки и 5 десятинами сенокоса. В разряд «не хозяев» зачисляли бесскотные семьи. =
..
                Двор Украинского казачества.*
      Хозяйственная деятельность дворов Украинского казачества с 1827 года регулировалась и регламентировалась командованием и чередовалась с «муштрой». Они подразделялись на «хозяев» и «не хозяев». В свою очередь, в разряде «хозяев» различались «ранги» - 1-й и 2-й; к первому относились дворы с 4-мя волами, 15 десятинами запашки и 5 десятинами сенокоса. В разряд «не хозяев» зачисляли бесскотные семьи.
      В войске люди подвергались учету и распределению на «ранги», «разряды» и «группы». Все бралось на учет в самих хозяйствах.
      Причудливо здесь переплетались военный режим и общинные традиции. Так общины распоряжались «общественными» земельными угодьями, денежными «вспомогательными капиталами» и «заемными суммами» (создавались путем накопления взносов поселенцев). Из этих «капиталов» часть сумм расходовалась на приобретение скота, обмундирование конников, содержание поселянско-войсковой администрации и др. =
..
                Нехозяева, (двор).*
      Хозяйственная деятельность дворов Украинского казачества с 1827 года регулировалась и регламентировалась командованием и чередовалась с «муштрой». Они подразделялись на «хозяев» и «не хозяев». В разряд «не хозяев» зачисляли бесскотные семьи. =
..
                Хозяева, (двор).*
      Хозяйственная деятельность дворов Украинского казачества с 1827 года регулировалась и регламентировалась командованием и чередовалась с «муштрой». Они подразделялись на «хозяев» и «не хозяев». В свою очередь, в разряде «хозяев» различались «ранги» - 1-й и 2-й; к первому относились дворы с 4-мя волами, 15 десятинами запашки и 5 десятинами сенокоса.
      ++++++++++++++++++++
Дворские и реестровые Запорожские казаки!!
      Ведя жизнь обособленную от новопришлых людей, во второй половине XVI века 3апорожские Казаки стали делиться на четыре бытовые группы.
      Первая — Низовцы; они не признавали никакой другой власти, кроме атаманской.
      Вторая - слой Казаков-земледельцев и скотоводов.
      Из них выделился третий слой — Казаки дворские и реестровцы. Они и их семьи наделялись особенными правами, что давало им основание считать себя равными с польской шляхтой, хотя каждый захудалый польский дворянин относился к ним свысока.
      +++++++++++++++++++++++++++++
Дворянство!!
            Аристократия Сибирская (дворянство).*
       Местная служилая аристократия. Обязанности «начальных людей» в Сибири 17 в. ничем не отличались от обязанностей местной «служилой аристократии» — сибирских дворян и «детей боярских», которым преимущественно и давали всякого рода ответственные поручения как чисто административного, так и военно-административного характера. Однако ни «детей боярских», ни тем более дворян в Сибири на такого рода «службы» не хватало, и всякого рода «приказную» деятельность возлагали не только на «начальных людей» типа атаманов и сотников, но даже и на рядовых казаков. =
..
                Бояре сибирские (дворянство).*
      Обязанности «начальных людей» в Сибири 17 в. ничем не отличались от обязанностей местной «служилой аристократии» — сибирских дворян и «детей боярских», которым преимущественно и давали всякого рода ответственные поручения как чисто административного, так и военно-административного характера.
      Однако ни «детей боярских», ни тем более дворян в Сибири на такого рода «службы» не хватало, и всякого рода «приказную» деятельность возлагали не только на «начальных людей» типа атаманов и сотников, но даже и на рядовых казаков. Свои дворяне появились за Уралом только в конце XVII века и исчислялись, можно сказать, единицами (сравнительно много дворян было в Тобольске в начале XVII века —18 человек). Детей боярских было гораздо больше: в крупных гарнизонах их насчитывались десятки, в сибирской столице — сотни (269 человек к началу XVII века).
      В европейской части России дети боярские являлись низшей прослойкой господствующего феодального класса, собственно к боярам не имевшей уже никакого отношения. По своему положению они мало чем отличались от рядовых стрельцов и казаков. За Уралом же среди местных служилых это был по сути дела высший до появления дворян чин, являвшийся к тому же главным источником комплектования командных кадров — голов и сотников. =
..
                Бояре (дворянство).*
      Доверие, уважение высокая оценка боевых заслуг в свободном обществе часто открывали Казаку дорогу к выборным постам и к некоторым экономическим преимуществам «милостию народа», но дворяне с особыми правами появились только в XVI ст. среди «царских холопов», служилых Казаков, как средство прикрепления их к кругу служебных обязанностей. В 1585 г. в Епифанском уезде 289 Донских Казаков зараз были поверстаны в звание детей боярских, составлявших низший чин провинциального дворянства, и получили там поместные наделы». =
..
                Графское достоинство (дворянство).*
      Если Казак, за особые заслуги, награждался крупным поместьем, он становился «поместным дворянином». Донской атаман М. И. Платов и ген. Ф. П. Денисов, получив поместья, возведены в графское достоинство. Они стали «дворянами титулованными». Сохраняется предание, что царь Иван Грозный наградил Ермака Тимофеевича за покорение Сибири титулом князя Сибирского. =
..
                Дворяне сибирские (дворянство).*
      Обязанности «начальных людей» в Сибири 17 в. ничем не отличались от обязанностей местной «служилой аристократии» — сибирских дворян и «детей боярских», которым преимущественно и давали всякого рода ответственные поручения как чисто административного, так и военно-административного характера. Однако ни «детей боярских», ни тем более дворян в Сибири на такого рода «службы» не хватало, и всякого рода «приказную» деятельность возлагали не только на «начальных людей» типа атаманов и сотников, но даже и на рядовых казаков.
      Свои дворяне появились за Уралом только в конце XVII века и исчислялись, можно сказать, единицами (сравнительно много дворян было в Тобольске в начале XVII века —18 человек). Детей боярских было гораздо больше: в крупных гарнизонах их насчитывались десятки, в сибирской столице — сотни (269 человек к началу XVII века). В европейской части России дети боярские являлись низшей прослойкой господствующего феодального класса, собственно к боярам не имевшей уже никакого отношения.
      По своему положению они мало чем отличались от рядовых стрельцов и казаков. За Уралом же среди местных служилых это был по сути дела высший до появления дворян чин, являвшийся к тому же главным источником комплектования командных кадров — голов и сотников. =
..
                Дворянство.*
      Вскоре после возвращения на Дон, там выделилась отдельная группа Казаков-пионеров: «старые», «домовитые», отстаивавшие свои политические и экономические преимущества от покушения на них бесхозяйственных Казаков-новоприходцев, «голутвенных», возвращавшихся на родную реку с большим опозданием.
      Такие же зародыши сословного деления возникали и в других полукочевых казачьих общинах. Но повсюду Народные Собрания, Круги и Рады, руководствуясь обычным правом, препятствовали развитию их в истинные Сословия. Служилые Казаки, покинув Русь и возвратившись на свои реки, теряли звания детей боярских и дворян, полученные ими во время службы царям.
      Каждый государь неизменно старался приобрести среди Казаков «своих людей», жалуя особенно лиц наиболее у них авторитетных, атаманов и выборных старшин. Именно из них Указы и Правилен создавали прослойку беев, дворян и шляхты, в то время как рядовые массы все больше закабалялись дополнительными обязанностями и теряли возможность распоряжаться своими судьбами.
      Для казачьих народных масс появление своей шляхты и дворянства стало печальной необходимостью. Служба престолам обратилась в доходный и приятный долг только для привилегированного сословия, народ же должен был выполнять все больше различных повинностей, связанных с непременной военной службой и стоивших каждой семье много денег.
      Гражданское состояние неизвестное в казачьих общинах и республиках во время их независимого существования. Правда, доверие, уважение высокая оценка боевых заслуг в свободном обществе часто открывали Казаку дорогу к выборным постам и к некоторым экономическим преимуществам «милостию народа», но дворяне с особыми правами появились только в XVI ст. среди «царских холопов», служилых Казаков, как средство прикрепления их к кругу служебных обязанностей.
      В 1585 г. в Епифанском уезде 289 Донских Казаков зараз были поверстаны в звание детей боярских, составлявших низший чин провинциального дворянства, и получили там поместные наделы». По особым заслугам многие Казаки были наделены и крупными земельными участками со званием и правами дворян-помещиков. Их роды поставляли первых кандидатов на должности военных начальников, как в казачьей городовой службе, так и в стрелецких полках - «приказах».
      Привыкнув к положению «начальных людей», новые дворяне отходили от казачьей народной среды, роднились с русским дворянством и все крепче приростали к русскому быту. Они знали, что вернувшись в казачье общество на Дону, они потеряют все приобретенные преимущества и потому только немногие из этой «верхушки» оказались впоследствии на казачьих реках. Зато еще недавно в Воронежской, Орловской и Курской губерниях можно было встретить дворян, помнивших о своём казачьем происхождении.
      С присоединением Земли Донских Казаков к России, там установлены общеимперские права гражданского состояния. В 1798 г. император Павел I ввел у Казаков армейские чины с присвоением офицерам дворянского звания. Казак получал личное дворянство после производства в первый офицерский чин, или продвинувшись в статской службе до чина IX класса (титулярный советник), или будучи награжден орденом, учрежденным для чиновников и офицеров.
      Потомственное дворянство Казак приобретал, дослужившись до чина действительного статского советника в гражданской или до чина полковника в военной службе, или если был награжден орденом св. Георгия, орденом св. Владимира или каким либо другим орденом первой степени. Это были «служилые дворяне». Если же Казак, за особые заслуги, награждался крупным поместьем, он становился «поместным дворянином».
      Донской атаман М. И. Платов и ген. Ф. П. Денисов, получив поместья, возведены в графское достоинство. Они стали «дворянами титулованными». Сохраняется предание, что царь Иван Грозный наградил Ермака Тимофеевича за покорение Сибири титулом князя Сибирского.
      У Казаков закрепилось три основных Сословия: первое, огромное большинство населения, свободные землепашцы; второе, чиновно-служилое дворянство; третье, купцы, торговые Казаки. Для казачьих народных масс появление своей шляхты и дворянства стало печальной необходимостью. Служба престолам обратилась в доходный и приятный долг только для привилегированного сословия, народ же должен был выполнять все больше различных повинностей, связанных с непременной военной службой и стоивших каждой семье много денег.
      Для казачьих народных масс появление своей шляхты и дворянства стало печальной необходимостью. Служба престолам обратилась в доходный и приятный долг только для привилегированного сословия, народ же должен был выполнять все больше различных повинностей, связанных с непременной военной службой и стоивших каждой семье много денег. =
..
                Личное дворянство.*
      Казак в 17 в. получал личное дворянство после производства в первый офицерский чин, или, продвинувшись в статской службе до чина IX класса (титулярный советник), или будучи награжден орденом, учрежденным для чиновников и офицеров. =
..
                Начальные люди (дворянство).*
      По особым заслугам многие Казаки в 16-17 вв. были наделены крупными земельными участками со званием и правами дворян-помещиков. Их роды поставляли первых кандидатов на должности военных начальников, как в казачьей городовой службе, так и в стрелецких полках - «приказах». Привыкнув к положению «начальных людей», новые дворяне отходили от казачьей народной среды, роднились с русским дворянством и все крепче прирастали к русскому быту. Они знали, что вернувшись в казачье общество на Дону, они потеряют все приобретенные преимущества и потому только немногие из этой «верхушки» оказались впоследствии на казачьих реках. Зато еще недавно в Воронежской, Орловской и Курской губерниях можно было встретить дворян, помнивших о своем казачьем происхождении. =
..
                Низший чин провинциального дворянства.*
      В 1585 г. в Епифанском уезде 289 Донских Казаков зараз были поверстаны в звание детей боярских, составлявших низший чин провинциального дворянства, и получили там поместные наделы». Доверие, уважение высокая оценка боевых заслуг в свободном обществе часто открывали Казаку дорогу к выборным постам и к некоторым экономическим преимуществам «милостию народа», но дворяне с особыми правами появились только в XVI ст. среди «царских холопов», служилых Казаков, как средство прикрепления их к кругу служебных обязанностей. =
..
                Первый офицерский чин (дворянство).*
      Казак в 17 в. получал личное дворянство после производства в первый офицерский чин, или, продвинувшись в статской службе до чина IX класса (титулярный советник), или будучи награжден орденом, учрежденным для чиновников и офицеров. =
..
                Поместное дворянство. Если Казак за особые заслуги награждался крупным поместьем, он становился «поместным дворянином». Донской атаман М. И. Платов и ген. Ф. П. Денисов, получив поместья, возведены в графское достоинство. Они стали «дворянами титулованными». Сохраняется предание, что царь Иван Грозный наградил Ермака Тимофеевича за покорение Сибири титулом князя Сибирского. =
..
                Помещики (дворянство).*
      По особым заслугам многие Казаки в середине 16 века были наделены крупными земельными участками со званием и правами дворян-помещиков. Их роды поставляли первых кандидатов на должности военных начальников, как в казачьей городовой службе, так и в стрелецких полках - «приказах». =
..
                Потомственное дворянство.*
      Потомственное дворянство Казак в 17 в. приобретал, дослужившись до чина действительного статского советника в гражданской или до чина полковника в военной службе, или если был награжден орденом св. Георгия, орденом св. Владимира или каким либо другим орденом первой степени. Это были «служилые дворяне». =
..
                Провинциальное дворянство.*
      В 1585 г. в Епифанском уезде 289 Донских Казаков зараз были поверстаны в звание детей боярских, составлявших низший чин провинциального дворянства, и получили там поместные наделы». Доверие, уважение высокая оценка боевых заслуг в свободном обществе часто открывали Казаку дорогу к выборным постам и к некоторым экономическим преимуществам «милостию народа», но дворяне с особыми правами появились только в XVI ст. среди «царских холопов», служилых Казаков, как средство прикрепления их к кругу служебных обязанностей. =
..
                Служилые дворяне (дворянство).*
      Потомственное дворянство Казак приобретал, дослужившись до чина действительного статского советника в гражданской или до чина полковника в военной службе, или если был награжден орденом св. Георгия, орденом св. Владимира или каким либо другим орденом первой степени. Это были «служилые дворяне». =
..
                Статский советник (дворянство).*
      Потомственное дворянство Казак в 17 в. приобретал, дослужившись до чина действительного статского советника в гражданской или до чина полковника в военной службе, или если был награжден орденом св. Георгия, орденом св. Владимира или каким либо другим орденом первой степени. Это были «служилые дворяне». =
..
                Титулованные дворяне казаки (дворянство).*
      Если Казак за особые заслуги награждался крупным поместьем, он становился «поместным дворянином». Донской атаман М. И. Платов и ген. Ф. П. Денисов, получив поместья, возведены в графское достоинство. Они стали «дворянами титулованными». Сохраняется предание, что царь Иван Грозный наградил Ермака Тимофеевича за покорение Сибири титулом князя Сибирского. =
..
                Титулярный советник (дворянство).*
      Казак в 17 в. получал личное дворянство после производства в первый офицерский чин, или, продвинувшись в статской службе до чина IX класса (титулярный советник), или будучи награжден орденом, учрежденным для чиновников и офицеров. =
..
                Украинское дворянство.*
      Православная казацкая республика, Гетманщина, была ликвидирована Екатериной II, в целях подавления вольностей украинского дворянства {казацкой старшины}, шляхты и русификации украинцев унитарным способом. =
..
                Царские холопы (дворянство).*
      Доверие, уважение высокая оценка боевых заслуг в свободном обществе часто открывали Казаку дорогу к выборным постам и к некоторым экономическим преимуществам «милостию народа», но дворяне с особыми правами появились только в XVI ст. среди «царских холопов», служилых Казаков, как средство прикрепления их к кругу служебных обязанностей. =
..
                Чин 9-го класса (дворянство).*
      Казак в 17 в. получал личное дворянство после производства в первый офицерский чин, или, продвинувшись в статской службе до чина IX класса (титулярный советник), или будучи награжден орденом, учрежденным для чиновников и офицеров.
      ++++++++++++++++
Деревня!!
            Ранговая деревня Малороссии. Вместо денежного жалования Генеральный войсковой хорунжий Малороссии владел ранговыми деревнями, в которых насчитывалось до двухсот дворов. При сыне Богдана Хмельницкого, Юрии, полковники Малороссии получали жалование из малороссийских сборов, по сто ефимков и по мельнице. Потом владели ранговыми деревнями, состоявшими в некоторых полках из нескольких тысяч душ. Доходы их были столь значительны, что даже генеральные старшины переходили в полковники.
      Чин Писаря Суда Генерального существовал исстари при Малороссийском войске. В Генеральном Суде писарь управлял всеми входящими и исходящими бумагами. Место его занял впоследствии секретарь. При Богдане Хмельницком получал ежегодно по сто злотых. Потом ему определили ранговые деревни.
      Обозный полковой Малороссии исполнял должность полковника во время его отлучки или болезни, если не было в полку бунчукового товарища. Вместо жалования имел насколько дворов из ранговых деревень. =
..
                Халтурино, деревня.*
       Орехово-Зуево. Старинная казачья деревня. Сохранились несколько домов, украшенных старинной казацкой деревянной резьбой. =
..
                Челябинская казачья деревня. Согласно многочисленным архивным и литературным источникам, опубликованным в последние 150 лет, местность по среднему течению реки Миасс выше Чумлякской слободы (ныне поселок Чумляк в Курганской области) стали заселять с конца ХVII в. казачьей вольницей и беглыми крестьянами (1682 - 1685 гг.). Именно так в пределах Челябинской области возникли слободы Александровская и Верхне-Миасская.
      В новейших работах историков эта точка зрения практически потеряла свои аргументы, укрепилось мнение о сооружении Миасской, Челябинской и других крепостей по дорогам в Оренбург на свободной территории, а первопоселенцы для крепостей якобы были набраны в слободах Зауралья среди местных старожилов и сходцев из европейской части России, по решению императрицы Анны Иоанновны, руководством Оренбургской экспедиции при основании крепостей в 1736 - 1739 гг. и начале 1740 г.
      Всего в четырех списках на конец апреля 1740 г. учтено 588 семей, от фамилий которых произошли многие названия старинных селений, города Коркино, озер, речек, гор, урочищ на месте упраздненных деревень, хуторов, заимок. Топонимы косвенно отрицают стихийность заселения края и укрепляют точку зрения о государственном заселении современной территории области.
      В 1744 г. канцелярия Исетской провинции (куда в те годы относилась территория области) приняла два важных решения: "О казачьих заимках для содержания скота и о помощи проезжающим" и "О строительстве мельниц и договорах о земле". На основании этих документов по дорогам и при мельницах появились жилища; в последующие годы казакам разрешили заниматься на заимках земледелием - были созданы условия для зарождения постоянных населенных пунктов в пределах земельных дач крепостей.
      До 1795 г., года проведения 5-й Генеральной ревизии, казачье население учитывалось по крепостям и поэтому сведения о казачьих деревнях очень редко встречаются в архивных источниках, включая планы и карты ХVIII в. Некоторые деревни были смешанного типа: в одних жили государственные или дворовые крестьяне совместно с казаками, в других - без казаков. Крестьян переписывали при проведении ревизий в 1763 и 1782 гг. в каждой деревне и у каждого владельца дворовых людей.
      Таких деревень в ревизских сказках 1763, 1782 гг. встречается мало: к Челябинской крепости относились 13 деревень, к Верхне-Увельской слободе - 8, к Нижне-Увельской слободе - 2 деревни, к селу Кундравинскому - 3.
      Деревни, названные, как правило, по фамилиям владельцев заимок (за редким исключением - по озерам) принадлежали первопоселенцам первых придорожных крепостей и тем самым их названия косвенно отвергают наличие так называемой исетской казачьей вольницы до основания крепостей на просторах области.
      Все деревни, перечисленные в ревизской сказке 1795 г., отмечают в 2005 г. 210-летие со дня первого упоминания в архивных источниках, лишь несколько деревень были упразднены в ХIХ - ХХ вв., названия некоторых закрепились в именах озер (Барышево, Коновалово) или знаменитых урочищ с археологическими памятниками неолита, бронзы, железа, например, Черняки, Кисели и др.
      ++++++++++++++++++++++
Держава!!
            Держава.*
      Казачья Сечь явила нашей земле новую прогрессивную модель людского народовластия, а казачьи державы закрепили первые конституции на Земле. В казацкой среде каждый чувствовал себя равным среди равных, каждый был к меньшему справедливым другом и старшим братом. И с гетманами, и с кошевыми атаманами и со всей казацкою властью любой рядовой казак был на равных. Казаки выбирая атамана усилено ценили его, толкали под бока, посыпали его голову землею, чтобы он почувствовал, что его выдвигает казачья громада. =
..
                Казацкая Держава.*
      Часто изображают акт воссоединения России и Украины, как договор двух независимых государств — России и "Казацкой Державы" о совместных военных действиях против Польши, причём договор и союз вынужденный. Хмельницкий находился в тяжелом положении, а потому и согласился на него, вовсе не стремясь к воссоединению и намереваясь при первом удобном случае его нарушить.
      Исторические факты говорят, что в то время, как Московское царство было централизованным государством с вековым государственным опытом и традициями, "Украинская Казацкая Держава", как государство, вовсе не была оформлена и даже сама себя называла только "Войском Запорожским" или "Малороссийским Войском Запорожским", как видно из документов того времени, хотя бы, например, из писем и универсалов Хмельницкого.
      Формально, юридически, это было составная часть Речи Посполитой Польской, взбунтовавшееся население которой в процессе гражданской войны устанавливало на освобожденной от поляков территории свою администрацию. Не только Польша, но вообще, ни одно государство, эту, находящуюся в состоянии войны со своей метрополей, польскую колонию Украину-Русь, суверенным государствам не считало. Контакт же, который некоторые иностранные государства имели с Хмельницким (Турция, Молдавия, Швеция) — это были попытки врагов Польши использовать восставшую Украину-Русь для борьбы с Польшей. А Турция имела еще и планы оторвать Украину от Польши и подчинить себе.
      Именно тем обстоятельством, что Украина-Русь не была суверенным государством, а частью Речи Посполитой Польской и объясняется пятилетнее колебание Москвы в ответ на просьбы Хмельницкого и желание всего народа о воссоединении. Москва понимала, что согласие на воссоединение — это война с Польшей, а потому так долго и колебалась. Утверждение о существовании независимой "Украинской Державы", которая, находясь в тяжелом положении заключила с Москвой договор, принадлежит к категории мифов.
      Нигде, ни в каких архивах такого документа о провозглашении независимого Украинского Государства не обнаружено. Зато существует множество документов из эпохи, которую сепаратисты называют "эпохой независимой Украинской Державы", в которых глава этой державы — гетман подписывается или как "Гетман Войска Запорожского Его Королевской Милости" (т. е. Польского короля) или как "Гетман Малороссийского Войска Запорожского Его Царской Милости" (т.е. Московского царя). =
..
                Томотораканская казацкая Держава.*
      В 965 г. киевский князь Святослав напал на Казар, прошел огнем и мечом но Донцу и Дону, обратил в руины бывшие там поселения и замки, перебив при этом живших там Асов, Черных Болгар и Подонских Славян. После этого Дон и Приазовье, вместе с крупным торговым портом Томаторканью, на некоторое время стали колонией Киева. Сын Святослава, Владимир отдал Томаторкань одному из младших сыновей - Мстиславу. В этой Земле Касак молодой князь Мстислав стал своим человеком и при помощи ее жителей создал государство, ставшее на востоке мощным заместителем Казара. Когда его отец, Владимир Святославич, умер в 1015 г., удел Мстислава обратился в небольшое княжество, порвавшее связи со своей прежней метрополией.
      В 1022 г. Мстиславу удалось устранить путем единоборства одного из соседних владетелей, князя Редедю. Тауберт считает подданных Редеди Казаками, распространившимися до Кавказских гор. Русские летописи называют их Касагами, Касогами, Казягами. Воины Редеди безропотно приняли главенство нового князя и сразу влились в томаторканекую дружину, сформированную раньше из Приазовских Казаров.
      Когда Мстислав Храбрый умер в 1036 г., Ярослав тотчас же занял Чернигов, но, по словам Ригельмана, только «овладев многими землями вдоль Днепра реки простирающимися, покорил под свою власть Косаков, которых прежде более всего опасался». Русь окрестила их именем «Черные Клобуки», т.к. остроконечные черные войлочные шапки Касаков были на Днепре непривычной новостью. В летописях встречается для них и другое прозвище - Черкасы, по прежней их кавказской родине.
      В Московской летописи под годом 1152 значится: «все Черные Клобуки, еже зовутся Черкасы». Но чаще летописцы пользуются их племенными именами: Торки, Берендеи, Торпеи и т.п. Некоторые из этих племен еще долго противились Киеву, да и Томотороканская Держава продолжала жить своей обособленной жизнью; сохраняя по традиции мирные связи с Черниговом, она десятки лет принимала участие в вооруженных выступлениях против Киевской Руси и оказывала поддержку ее противникам, которые находили здесь приют и кормление. Она стала краем своеобразного политического убежища.
      К 1061 году черноморские степи заняли пришедшие из Азии Кыпчаки или Половцы. Они совсем отрезали Приазовье от Днепра, и Томотороканская Держава сохранялась в прежних кавказских границах, первые десятки лет со своими выборными князьями из черниговской ветви Рюриковичей, а после как малое княжество с адыгейскими наследными владетелями, которым удалось избежать власти ханов Золотой Орды и над Таманским полуостровом.
      Тамотораканская держава прекратила своё существование ок. 1117 г. На ее землях дольше всех оставались Казаки Азовские и Пятигорские, которые там упоминаются еще в начале XVI века. В 1792 г. сюда же пришли Запорожские Казаки-Черкасы, потерявшие Днепровский Низ. Рядом с развалинами города Томаторкани они построили станицу Таманскую. =
..
                Украинская Держава гетьмана Скоропадского.*
      В течение апреля — декабря 1918 г. титул гетмана имел поддерживаемый Германией глава Украинской Державы Павел Скоропадский. Он имел чрезвычайно широкие, фактически диктаторские полномочия: назначал главу правительства и утверждал состав кабинета, имел право объявлять амнистию, военное или чрезвычайное положение, был верховным главнокомандующим. 14 декабря 1918 года, после взятия Киева войсками Директории, Павел Скоропадский сложил с себя звание гетмана.
      ++++++++++++++++++++
Дивизион!!
      Албанский дивизион.*
      В 1775 году из греков и албанцев, служивших в продолжение турецкой войны в русском флоте в Архипелаге и поселенных близ крепости Керчь и Еникале, было учреждено Греческое (Албанское) казачье войско. Из этого войска в разное время были сформированы Греческий полк, Албанский дивизион, Балаклавский греческий батальон, расформированный в 1859 году. =
..
                Енисейский трёхсотенный Дивизион.*
      Енисейские Казаки были подчинены ведению Иркутского генерал-губернатора, который считался также Наказным атаманом Войск Енисейского и Забайкальского. Войсковое правление Енисейских Казаков находилось в Красноярске. Оно ликвидировано в конце двадцатого века, после чего станицы и поселки начали получать наряды непосредственно из генерал-губернаторства и должны были выставлять из очередных служивых трехсотенный Дивизион несший службы конвоя, а также охраны дорожных трактов и участка границы с Монголией. =
..
                Осетинский Конный Казачий дивизион.*
      Легендарный генерал М.Д. Скобелев отзывался об осетинах-казаках: «Вообще, поведение Осетинского дивизиона по беспримерному самоотвержению и рыцарской храбрости выше всякой похвалы».
      В 1845 году император Николай I наградил осетин-казаков особым наградным знаменем с грамотой, в которой отмечена «верная служба осетинского народа государству».
      В 1878 году император Александр II пожаловал Осетинскому казачьему дивизиону Терско-Горского конно-иррегулярного полка Георгиевское знамя с надписью: «За отличие в Турецкую войну 1877–1878 годов.
      ++++++++++++++++++++
Дивизия!!
            Бугская уланская дивизия.*
      В 1817 году, после подавления восстания среди казаков, Чугуевское, Бугское и Украинское казачьи войска были аннулированы и на их основе созданы три уланские дивизии (два постоянных и одна резервная), в целом - кавалерийский корпус «поселенной кавалерии». Из казаков было сформировано четыре уланских полка (Ольвиопольский, Бугский, Вознесенский и Одесский), сведённые в Бугскую уланскую дивизию. Бугское войско с приписанными к его станицам и хуторам селениями государственных крестьян послужило базой для развертывания Бугской уланской дивизии. Военные поселения просуществовали почти до реформы 60-х годов.
      В 1817 г Украинское казачество было упразднено и бывшие казаки включены в состав военных поселенцев. На основе этого войска была сформирована Украинская уланская дивизия, послужившая стержнем созданного затем корпуса «поселенной конницы». Отчасти украинские казаки вошли в Бугскую уланскую. =
..
                Кавалерийская (казачья) дивизия.*
      Основной организационной единицей казачьих (кавалерийских) соединений были полки, которые объединялись в бригады, дивизии и в корпуса. В составе кавалерийского (казачьего) полка были четыре эскадрона, нестроевая, конно-пулеметная и конно-саперная команды, обоз. В кавалерийской (казачьей) дивизии были штаб, управление дивизионного интенданта, команда связи и обоз (приказ начальника штаба Верховного главнокомандующего N 61 от 2 января 1919 г.). =
..
                Пластунская дивизия.*
      В отличие от 3-й пластунской дивизии все командные посты в 1-й и 2-й дивизиях 15-го Казачьего кавалерийского корпуса были заняты немецкими офицерами. Исключение составляли лишь несколько дополнительных штабных офицеров, несколько командиров эскадронов и взводных. Такое положение, естественно, располагало к мысли об объединении с русской армией, против которого резко возражал генерал Краснов. =
..
                Терско-Ставропольская казачья дивизия.*
      Во время Гражданской войны 1918-20 бедные слои казаков боролись за Советскую власть, а зажиточные - на стороне белогвардейцев. В 1918 - начале 1919 на территории Терское казачье войско существовала Терская советская республика. В 1920 Т. к. в. было упразднено. В 1936 в Красной Армии была сформирована Терско-Ставропольская казачья дивизия, которая вместе с др. частями терских казаков участвовала в Великой Отечественной войне 1941-45. =
..
                Туземная Дивизия.*
      Сформирована из горцев Кавказа по типу иррегулярных войск в 1915 г. на тех же основаниях, как и казачьи полки. Ее составляли полки Черкесский, Кабардинский, Осетинский и Чечено-Ингушский. Начальником дивизии был назначен вел. князь Михаил Александрович, когда же он принял 2-й Кавалерийский корпус, Т. Д. вошла в его состав. После революции, в сентябре 1917 г. дивизия в корпусе ген. Крымова принимала участие в неудачном «походе на Петроград», откуда ее полки возвратились на Кавказ по своим округам.
      Впервые Горцы привлечены к службе России Потемкиным в 1786 году. Население Кабарды объявлялось «поселенным войском» и должно было выставлять в строй девять сотен всадников; Ингуши - три сотни, и Осетины - пять сотен. Для них были назначены участки обороны на Кавказской Линии. Эти формирования прекращены вскоре, когда на Кавказе начались восстания против России. До Первой мировой войны горские племена не призывались в Русскую армию. =
..
                Украинская дивизия.*
      Столь велико было желание широких кругов жителей Украины включиться в непосредственные боевые действия против «Великой армии» Наполеона и его союзников, что Александр I согласился на формирование в пределах Киевской и Подольской губерний четырех конных полков.
      Этой дивизией командовал полковник И.О. де Витта (известного потом генерала - командира корпуса «поселенной конницы», то есть военных поселений). Это внушительное по тем временам конное войско (4700 человек и более того боевых коней) формировалось по территориальному признаку, то есть каждый уезд полностью снаряжал и вооружал два эскадрона (300 человек).
      В числе таких уездов оказался и Балтский, непосредственно примыкавший к Днестру. Своеобразной была структура войска: полки делились не на сотни, а на эскадроны (по восемь в полку), весь личный состав комплектовался по казацкой традиции из добровольцев, включая и командиров (с качествами отличных конников).
      В 1817 году Чугуевское, Бугское и Украинское казачьи войска были аннулированы и на их основе созданы три уланские дивизии (два постоянных и одна резервная), в целом - кавалерийский корпус «поселенной кавалерии». =
..
                Украинская уланская дивизия.*
      1817 года, когда это казачество было упразднено и бывшие казаки включены в состав военных поселенцев. На основе этого войска была сформирована Украинская уланская дивизия, послужившая стержнем созданного затем корпуса «поселенной конницы». Отчасти украинские казаки вошли в Бугскую уланскую дивизию.
      ++++++++++++++++++++
Дом!!
            Дом.*
      Дом казака – его крепость. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты самобытной древнейшей истории. На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона и Прикавказья, одинаковыми приемами строительства роднящая эти далекие друг от друга места с Дагестаном и Прикаспием.
      По словарю турецко-татарских наречий: «Курень - толпа, племя, отряд, корпус, полк. Рашид эдд. и Mapхонд говорят, что курень состоял из 1000 кибиток, собранных в поле. Слово это перешло к Казакам и курень у них означает собрание станиц, станицу, и иногда казацкую избу или дом. Слово "курень" означает "круглый", еще шире – "гармоничный", если попробовать "расчленить" это слово и перевести, то вот, что получится: "куря" – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу. Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь.
      В этом значении слово бытовало у запорожцев. Куренем у запорожцев и у кубанцев назывался полк. У некоторых Татар, как например, в Астраханской губ. курень значит дом, в которой Татары пекут хлеб, затем, вообще, пекарня и в этом значении оно принимается русскими жителями города». В том же словаре: «курена» - «соучастник, сотоварищ, соединенный, равный по возрасту», а «курия - хата из камышей, всякое строение или место оберегаемое».
      Современный курень – двухэтажный, "полукаменный", то есть первый этаж – кирпичный (прежде – саманный, из кирпича–сырца), второй – деревянный. Чем дальше на север, тем первый этаж ниже. А на Северском Донце он уже больше похож на подвал, хотя характерные черты казачьей постройки видны и здесь. Первый этаж, как правило, не жилой, а хозяйственный. Считалось, что "жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне".
      Донские историки, занимавшиеся проблемой происхождения куреня, пришли к выводу, что курень – по типу постройки, новгородского происхождения, обычная окраска его в желтый цвет установилась, вероятно, преемственно от новгородцев. =
..
                Черкасский дом.*
      Общий тип казачьего жилища в Черкасском городе — "круглый курень", т.е. квадратный дом на высоком фундаменте с четырехскатной крышей, часто двухэтажный с нижним каменным и деревянным верхним этажами; перед входом крыльцо-рундук и сбоку от него наружная лестница на "галдарейку", опоясывающую весь дом на уровне второго этажа.
      Наверху дома жили, а внизу сохраняли хозяйственный инвентарь. У старообрядцев там иногда помещалась моленная. Но было также много домов особенного типа: квадратные в плане, каменные двухэтажные с чрезвычайно толстыми стенами, а помещения нижнего этажа были с массивными кирпичными сводами.
      В жилых комнатах большие голландские печи, выложенные узорчатыми кафлями, на окнах снаружи — массивные железные решетки; двери и ставни также железные, кованные; над окнами — выложенные из кирпича украшения в стиле барроко. Крыша высокая четырехскатная, железная.
      "Каждый такой черкасский дом выглядел фортом или замком, где более состоятельные или заслуженные Казаки в случае нужды могли защищаться от внешних нападений или укрываться во время нередких внутренних возмущений. Когда-то из такого дома до последнего заряда отстреливался и Кондратий Булавин". К тому же город еще долго не оставляли в покое Крымские Татары и Кубанские горцы. Еще в 1717 г. Банты Гирей с Татарами пытался взять и разграбить Черкасский город, но "Казаки, затворившись, делали им сильное супротивление и тем от дальнейшего намерения его удержали".
      ++++++++++++++++++++
Домовитые!!
      Домовитые казаки. Особенностью жизни казачьей общины было то, что ею управлял обычай, а не закон, и всякое нарушение обычая жестоко каралось самосудом. Население казачьих общин не было одинаковым в имущественном смысле. Постепенно из него начинают выделяться казаки, добывающие себе средства землей и торговлей, склоняющиеся к более оседлой жизни, — «домовитые» казаки. Вместе с атаманами и казачьим старшиной они составили так называемую «казачью верхушку», которая впоследствии стала мощной опорой государства.
      Вскоре после возвращения на Дон, там выделилась отдельная группа Казаков-пионеров: «старые», «домовитые», отстаивавшие свои политические и экономические преимущества от покушения на них бесхозяйственных Казаков-новоприходцев, «голутвенных», возвращавшихся на родную реку с большим опозданием.
      К середине XVII в., в среде казачества выделились две социальные группы - беднота, голутвенные казаки и зажиточные - домовитые, в основном казачья старшина. Домовитые казаки обогащались за счет военных походов, торговли, захвата лучших пастбищ и рыбной ловли.
      Новый перелом в отношениях Москвы и казачества происходит в результате церковных реформ патриарха Никона (1655-1656 гг.). Приверженцы старообрядчества, казаки Центральной России хлынули на Дон, создавая новую прослойку - казаков бесхозяйственных, озлобленных на Москву за церковные новшества и другие обиды.
      Выразителем антимосковских настроений стал Степан Тимофеевич Разин, который сначала провел успешный грабительский поход на Каспий ("зипунов добывать"), а потом решил "тряхнуть Москву" - с целью ослабить мощного соседа, все упорнее стремившегося ограничить независимость вольного Дона. Однако "старожитные", "домовитые" казаки не поддержали "голытьбу". После поражения Разина они выдали его и даже согласились принять присягу государю, приняв главенство династии, которая царствовала на Москве.
      +++++++++++++++++++++
Домоседные, домосидные казаки!!
      Отслужившие срок полевой или внешней службы, обязанные только домашнею службою по войску; домосидчики.
      ++++++++++++++++++++
Донские казаки низовые!!
      Язык Азовских Казаков сохраняется на Дону в некоторых чертах диалекта Донских Казаков Низовых или Старых. Остатки Азовских Казаков после присоединения к России Приазовского края, указом от 9 января 1737 г. помещены в гарнизон крепости св. Анны на Дону под их прежним именем. В 1769 г. они распущены и включились в Донскую общину.
      ++++++++++++++++++++
Донские казаки старые!!
      Язык Азовских Казаков сохраняется на Дону в некоторых чертах диалекта Донских Казаков Низовых или Старых. Остатки Азовских Казаков после присоединения к России Приазовского края, указом от 9 января 1737 г. помещены в гарнизон крепости св. Анны на Дону под их прежним именем. В 1769 г. они распущены и включились в Донскую общину.
      ++++++++++++++++++++
Донское казачество!!
      Самая многочисленная группа казаков в Российской Империи. Размещались на отдельной самоуправляемой территории, называвшейся Область Войска Донского, занимавшей части современных Луганской и Донецкой областей Украины и части Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей и республики Калмыкия в Российской Федерации. Историческое название связано с рекой Дон (бассейн Азовского моря). Столица Войска Донского с 1571 по 1610 год находилась на острове близ станицы Раздорской, с 1610 по 1637 — в Монастырском городке (в 6 км от станицы Старочеркасской вниз по течению Дона), во время Азовского сидения с 1637 по 1642 — в Азове, с 1644 по 1806 — в Черкасске (ныне станица Старочеркасская), здесь собирали войсковой круг, принимали царских послов и царское жалование.
      С 1806 года столицей Донского казачества является город Новочеркасск. Согласно последней переписи населения, только на территории Российской Федерации живут более 140 тысяч человек, записавших свою национальность, как «казак». Большинство из них — в Ростовской и Волгоградской областей (Дон).
      Остатки Азовских Казаков после присоединения к России Приазовского края, указом от 9 января 1737 г. помещены в гарнизон крепости св. Анны на Дону под их прежним именем. В 1769 г. они распущены и включились в Донскую общину.
      ++++++++++++++++++++
Донцы!!
      Наименование принятое у Русских и Украинцев для обозначения Донских Казаков. Так называются только Казаки, а не все жители Дона. Имя Д. Находит свое соответствие в Танаитах, названии, под которым в первые века н. эры были известны Грекам и Римлянам жители Дона Асы-Аланы. Оно образовалось от прежнего имени нашей реки «Тана» и, следовательно Танаиты это первоначальная форма названия Донцов.
      ++++++++++++++++++++
Дружина!!
            Муниципальная казачья дружина.*
      В июне 2006 г. приказом Верховного Атамана Союза Казачьих Войск России и Зарубежья В.П. Водолацкого было решено создать в Феодосии постоянную штаб - квартиру и постоянные казачьи дружины. Этот факт является легитимно обоснованным со стороны законодательных органов Автономной республики Крым, Украины и России, которые так же предполагают создание муниципальных казачьих дружин и представительств на территории данных регионов. =
..
                Дружинники, дружина.*
      Известно, что у казачьих предков Удзов, Торков, Берендеев, Бродников и других племен были свои князья, а значит, существовали и охранители власти, дружинники, пользовавшиеся особыми правами. =
..
                Дружина.*
      Дружина из местных жителей Казаров-Касаков имелась в X веке у князя Мстислава Храброго в его казачьей Томаторкани. Подобно этому и в Запорожской республике «знатные войсковые товарищи» имели отчетливо классовый облик, хотя они получали это звание волею самого народа, в награду за боевые заслуги. Из их среды Казаки чаще всего выбирали своих атаманов и командиров. Войсковые товарищи противопоставлялись казачьему «поспольству», которое часто именовалось «чернью», по аналогии с пчелиным роем.
      ++++++++++++++++++++
Дунайское казачество!!
      Формировалось в устье Дуная в 17-18 вв. Дунайское казачье войско сформировано было в 1807 году из живших в устье Дуная беглых запорожцев, известных под именем Будтанских. В 1856 году Дунайское войско переименовали в Новороссийское, которое существовало вплоть до 1868 года.
      ++++++++++++++++++++
Духовенство!!
            Беглые попы (духовенство).*
      В 1846 г. на территории Австро-Венгрии была создана Белокриницкая старообрядческая церковь. Единство структуры, возможность поставления священников позволили ей привлечь в России многих сторонников. Но среди казаков белокриницких староверов (их называли «австрийцами») было немного.
      В основном религиозная жизнь общин проходила под руководством своих выборных уставщиков. А для таинств крещения, венчания, полного чина отпевания пользовались услугами либо беглых попов, либо раз-два в год представители общины ехали в Россию и за плату привозили священника оттуда. =
..
                Беспоповцы (духовенство).*
      Возникали у казаков и толки, неизвестные у старообрядцев — никуданцы, неокружники, дырники. Процветали у казаков церковные толки, которые можно отнести к основным течениям православно-церковным (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы)». =
..
                Буддизм (духовенство).*
      На Урале в XVIII в. если казаками желали стать пленные, они обязаны были креститься, но если татары, башкиры, калмыки переходили к казакам добровольно, они могли оставаться в своей вере. В Забайкальское Войско, как уже отмечалось, вошли целыми полками язычники-эвенки и буддисты-буряты. Были даже ламы-казаки — установился порядок, что на время сборов их отпускали из дацанов, а потом они возвращались к монашеской жизни.
      На Тереке в Бороздинской были поселены казанские татары и тавлинцы, сохранившие мусульманскую веру. Мусульмане-башкиры вошли в Оренбургское и Уральское Войска, буддисты-калмыки — в Астраханское, Донское, Уральское. И казаки-христиане воспринимали их как своих собратьев. В чем, кстати, тоже проявлялась психология «воинов Христовых». Не дело воина обсуждать то, что решено свыше.
      Если Господь по своим неисповедимым путям допускает, что кто-то верит иначе, то нужно ли и можно ли спорить с таким положением? Однако при этом не возникало и ничего похожего на экуменизм. Никогда казаки не вели дискуссий о «точках соприкосновения» религий, о возможностях их «сближения». Уважали чужие традиции, но и свои блюли. У них — свое, у нас — свое, а государство-то общее, поэтому и общей службе разница верований не мешает. =
..
                Верховный начальник Запорожского духовенства. Кошевой атаман соединял в своих руках военную, административную, судебную и духовную власть. В военное время кошевой был «главным командиром», «фельдмаршалом» войска и действовал как совершенно неограниченный диктатор: он мог выбросить непослушного за борт лодки или же на шее с веревкой тащить его за тяжелым обозом; в мирное время он был «конституционным владыкою» Запорожья и потому управлял всею областью козацких вольностей с их паланками, селениями, зимовниками и бурдюгами; исполнял роль верховного судьи над всеми провинившимися и преступниками, и потому наказывал виновных за проступки и определял казнь злодеям за преступления; считался верховным начальником запорожского духовенства и потому принимал и определял духовных лиц из Киева в сичевую и паланочные церкви, оставлял или возвращал их назад, смотря по поведению и способностям каждого. =
..
                Греко-русское казачье православие (духовенство).*
      В Черноморском Войске господствовало греко-русское Православие. И когда пошла массовая подпитка казаков отставными солдатами, русскими и украинскими крестьянами, они также были «нововерами». Отношения между представителями греко-русского и старорусского обрядов в казачестве сложились куда более терпимые, чем в неказачьей среде. Казаки одного исповедания старались жить и держаться вместе, но и антагонизма с другими течениями у них не возникало. Например, в 1801 г., когда донцов на Иргизе догнало известие о смерти Павла и отмене похода в Индию, все Войско встречало Пасху в здешних старообрядческих скитах.
      Вместе — атаман, офицеры, казаки. И никого это не смущало. Иногда девушки из старообрядческих семей старались выйти замуж за казаков греко-русского обряда, поскольку у них отношения в семьях были свободнее. А бывало, что члены одной семьи относились к различным исповеданиям. Но им нечего было делить. Они были казаками, а значит, высшие ценности являлись у них одинаковыми. =
..
                Грузинская казачья церковь (духовенство).*
      В 1763 г. Петр III дозволил старообрядчество, и Екатерина подтвердила его решение. Однако послабления запоздали. Гребенцы отшатнулись от официальной Церкви. Наложился еще один фактор. Церковных кадров на здешней окраине крайне не хватало, а из Закавказья эмигрировали православные грузины. И было решено задействовать грузинское духовенство.
      Оно служило в храмах Кизляра, основало Крестовоздвиженский монастырь, посылалось в станицы. Некоторые священники и служили по-грузински, сопровождали праздники грузинскими песнопениями. Для многонационального Тер-ско-Кизлярского Войска и переселенцев из Терско-Семейного такая церковь подходила, другой-то нет. Но для старожилов-гребенцов выглядела «чужой», не русской. Грузинское духовенство после присоединения Грузии схлынуло туда, а на линию стали присылать русских священников.
      В 1829 г. Северный Кавказ был передан в ведение Донской епархии, а в 1843 г.— образована Кавказская, и казачьи станицы были подчинены обер-священнику Кавказского корпуса Лаврентию Михайловскому. =
..
                Духовенство.*
      У Казаков закрепилось три основных Сословия: первое, огромное большинство населения, свободные землепашцы; второе, чиновно-служилое дворянство; третье, купцы, торговые Казаки. Духовенство тоже составляло отдельное Сословия, но оно с годами перестало быть чисто-казачьим, т.к. все больше насыщалось иногородними служителями Православной Церкви. =
..
                Духоносцы (духовенство).*
      Проникали в среду казачества и ереси, секты. В 1818 г. на Дону в Верхне-Курмоярской есаул Евлампий Кательников создал секту «духоносцев», его последователи устраивали изнурительные посты и бдения, доходя до экстаза «богоодержимости». Секта была запрещена, Кательникова сослали на Соловки. Распространяли свои учения и баптисты («штунда»), молокане, хлысты, скопцы, адвентисты, представители «Старого Израиля» и «Нового Израиля». Но сама направленность этих сект не соответствовала духу казачества, и они находили очень мало приверженцев. =
..
                Дырники (духовенство).*
      Возникали у казаков и толки, неизвестные у старообрядцев — никуданцы, неокружники, дырники. Процветали у казаков церковные толки, которые можно отнести к основным течениям православно-церковным (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы)». =
..
                Дьяки (духовенство).*
      Приравниваются писарям в табели о рангах Войсковой Старшины Сечи. Войсковая старшина до покорения казаков Россией. =
..
                Единоверческая казачья церковь (духовенство).*
      В 1800 г. по инициативе Павла I было принято положение о единоверческой церкви — подчиняющейся Синоду, но осуществляющей богослужение по старопечатным книгам и старым обрядам. В принципе, это было именно то, чего добивались раньше гребенцы. И единоверчество широко распространилось в Уральском Войске, в него перешло более половины казаков. Но на Дону единоверческий храм возник только в одной станице, Верхне-Каргальской.
      А на Тереке сказался конфликт с официальной Церковью и ее «грузинский» характер, и нововведение не утвердилось. Лишь под влиянием миссионерской деятельности о. Назария (Лузина) возникла так называемая «назаровская церковь», хотя ее прихожане считали сами себя не единоверцами, а теми же старообрядцами, только «с настоящим попом, а не с самоставленником ». =
..
                Еретическая казачья церковь (духовенство).*
      Проникали в среду казачества и ереси, секты. В 1818 г. на Дону в Верхне-Курмоярской есаул Евлампий Кательников создал секту «духоносцев», его последователи устраивали изнурительные посты и бдения, доходя до экстаза «богоодержимости». Секта была запрещена, Кательникова сослали на Соловки. Распространяли свои учения и баптисты («штунда»), молокане, хлысты, скопцы, адвентисты, представители «Старого Израиля» и «Нового Израиля». Но сама направленность этих сект не соответствовала духу казачества, и они находили очень мало приверженцев. =
..
                Казачий священник (духовенство).*
      Особым в казачей церкви было положение священников. Они являлись важными фигурами казачьей общины, обязательно присутствовали на станичных кругах, могли даже прервать их, хотя сами права голоса не имели. Следили за нравственностью прихожан, вели учет родившихся, женившихся, умерших. Выполняли и функции медиков, санитарного контроля.
      Но со священниками, присылаемыми извне и не знающими казачьей среды, возникали трудности. И их старались готовить из своих. Кандидаты обучались при монастырях и посылались для рукоположения в епархию. А в 1757 г. атаман Ефремов добился учреждения в Черкасске семинарии. Однако и человек, рукоположенный в священники, не мог сразу получить приход. Его оценивало начальство и выбирали на станичном кругу. Об избрании составлялась «поручная запись», с которой кандидат отправлялся к архиерею, чтобы получить соответствующее место.
      Лишь во второй половине XVIII в. подобное положение было сочтено ненормальным, в 1762 г. Воронежский епископ жаловался, что донские старшины, считая себя «во всем от прочих отменными», «не только в причет церковный аттестуют, но по своему рассмотрению и в причетники сами определяют и прямо в церковные дела вступают и грамоты причетские от себя дают за своими печатями».
      Но, несмотря на вмешательство Синода, влияние казачьих властей на местную церковь оставалось очень сильным. А как же иначе, если храмы строились и содержались на казачьи средства? Позже была выделена самостоятельная Донская епархия, и противоречия сгладились: епископ контактировал с войсковым атаманом, и таким образом оба могли воздействовать на подчиненных друг друга. =
..
                Мусульманство (духовенство).*
      На Урале в XVIII в. если казаками желали стать пленные, они обязаны были креститься, но если татары, башкиры, калмыки переходили к казакам добровольно, они могли оставаться в своей вере. В Забайкальское Войско, как уже отмечалось, вошли целыми полками язычники-эвенки и буддисты-буряты. Были даже ламы-казаки — установился порядок, что на время сборов их отпускали из дацанов, а потом они возвращались к монашеской жизни.
      На Тереке в Бороздинской были поселены казанские татары и тавлинцы, сохранившие мусульманскую веру. Мусульмане-башкиры вошли в Оренбургское и Уральское Войска, буддисты-калмыки — в Астраханское, Донское, Уральское. И казаки-христиане воспринимали их как своих собратьев. В чем, кстати, тоже проявлялась психология «воинов Христовых». Не дело воина обсуждать то, что решено свыше.
      Если Господь по своим неисповедимым путям допускает, что кто-то верит иначе, то нужно ли и можно ли спорить с таким положением? Однако при этом не возникало и ничего похожего на экуменизм. Никогда казаки не вели дискуссий о «точках соприкосновения» религий, о возможностях их «сближения». Уважали чужие традиции, но и свои блюли. У них — свое, у нас — свое, а государство-то общее, поэтому и общей службе разница верований не мешает. =
..
                Неокружники (духовенство).*
      Возникали у казаков и толки, неизвестные у старообрядцев — никуданцы, неокружники, дырники. Процветали у казаков церковные толки, которые можно отнести к основным течениям православно-церковным (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы)». =
..
                Нетовцы (духовенство).*
      Возникали у казаков и толки, неизвестные у старообрядцев — никуданцы, неокружники, дырники. Процветали у казаков церковные толки, которые можно отнести к основным течениям православно-церковным (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы)». =
..
                Никуданцы (духовенство).*
      Возникали у казаков и толки, неизвестные у старообрядцев — никуданцы, неокружники, дырники. Процветали у казаков церковные толки, которые можно отнести к основным течениям православно-церковным (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы)». =
..
                Писарь (духовенство).*
       Замещал часто дьяка. В табели о рангах Войсковой Старшины Сечи приравнивался дьяку. Относился к войсковой старшине до покорения казаков Россией. =
..
                Поморцы (духовенство).*
      Возникали у казаков и толки, неизвестные у старообрядцев — никуданцы, неокружники, дырники. Процветали у казаков церковные толки, которые можно отнести к основным течениям православно-церковным (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы)». =
..
                Поповцы (духовенство).*
      Возникали у казаков и толки, неизвестные у старообрядцев — никуданцы, неокружники, дырники. Процветали у казаков церковные толки, которые можно отнести к основным течениям православно-церковным (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы)». =
..
                Раскольники (духовенство).*
      Николай I развернул новые гонения на старообрядчество, но для казаков и он делал исключение, указом от 1836 г. им разрешалось отправлять богослужение по своим обрядам. И духовенство писало, что на Тереке «раскольники открыто строили молитвенные дома, открыто держали беглых попов, заводили секты, а начальниками станиц назначались явные раскольники, даже между командирами Гребенского и других полков встречались раскольники». Дабы избежать бунтов в 1850 г. царь распорядился именовать раскольниками только «вредные секты» — духоборцев, иконоборцев, жидовствующих и т. д., а остальных называть староверами и не преследовать. =
..
                Раскольническая казачья церковь (духовенство).*
      Когда началось формирование Азово-Моздокской линии, с Дона и Волги на Кавказ переселяли тоже в первую очередь старообрядцев. Поехали сюда и расколо-учителя с Иргиза, из-за границы. Но они были различных толков и течений, пошел разброд. Современники писали, что терские казаки «все разных расколов». Впрочем, у казаков и раскольничество трансформировалось. Отпала антигосударственная составляющая. И они оставались верными слугами Бога, царя и Отечества.
      Только Богу служили по-своему — как привыкли. Поэтому светская власть в обиду их не давала. Всесильный Потемкин добился у Синода разрешения для казаков-старообрядцев строить церкви. Возникали скиты — у Калиновской, Червленной, Новогладковской и др. Однако здешние скиты не стали местами, где укрывались и вели раскольничью пропаганду беглые. Они превратились в подобие традиционных казачьих монастырей.
      В них поселялись инвалиды, убогие, вдовы. Подрабатывали шитьем, возделывали свои сады и виноградники, помогали и станичники — продукты приносили дети и называли имя того, за кого надо помолиться. И местные власти этих скитов «не замечали».
      Николай I развернул новые гонения на старообрядчество, но для казаков и он делал исключение, указом от 1836 г. им разрешалось отправлять богослужение по своим обрядам. И духовенство писало, что на Тереке «раскольники открыто строили молитвенные дома, открыто держали беглых попов, заводили секты, а начальниками станиц назначались явные раскольники, даже между командирами Гребенского и других полков встречались раскольники».
      Дабы избежать бунтов в 1850 г. царь распорядился именовать раскольниками только «вредные секты» — духоборцев, иконоборцев, жидовствующих и т. д., а остальных называть староверами и не преследовать. =
..
                Священники (духовенство).*
      Основная задача казачьего священика – христианское просвещение казаков и православное окормление их повседневной жизни. Он обладает правом остановить Круг, напомнить Атаману или любому выступающему о христианских нормах морали. Если священник встал – все обязаны замолчать, если он покинул круг, то все решения, принятые в его отсутствие, как и в отсутствие Совета Стариков, считается недействительными. Круг, хотя и может продолжить спор, считается остановленным.
      По установлению на Круге тишины и порядка, Есаулец, сняв шапку, приглашает священника обратно словами: “Батюшка, простите казаков!”. Вернувшегося священника встречают стоя и без шапок. Однако правом голоса на Круге священник не наделяется, не голосует и в конкретные решения Верховного Атамана, атаманов или Круга не имеет права вмешиваться. Священник может выступить на Круге. Атаман или Совет Стариков предоставляют ему слово в общем порядке и в этом случае он выступает наравне со всеми.
      Священник не имеет права покидать Круг до окончания его работы и обязан завершить его молитвой. Всякий выступающий на Круге, выходя на середину или к трибуне, отвешивает поклон Аналою и священнику, старикам, атаману и всему собранию. Закончив выступление, надевает шапку. В случае нарушения священником своих обязанностей Верховный Атаман, атаманы вправе обратиться к вышестоящему по иерархии священноначалию с просьбой замены данного духовного лица. Если священник аморальным или злонамеренным поведением дискредитировал себя в глазах Верховного Атамана, атаманов или казаков, он немедленно отстраняется от должности, а его обязанности читать молитвы до прибытия нового священника временно исполняет председатель Совета Стариков. =
..
                Сектантская казачья церковь (духовенство).*
      Проникали в среду казачества и ереси, секты. В 1818 г. на Дону в Верхне-Курмоярской есаул Евлампий Кательников создал секту «духоносцев», его последователи устраивали изнурительные посты и бдения, доходя до экстаза «богоодержимости». Секта была запрещена, Кательникова сослали на Соловки. Распространяли свои учения и баптисты («штунда»), молокане, хлысты, скопцы, адвентисты, представители «Старого Израиля» и «Нового Израиля». Но сама направленность этих сект не соответствовала духу казачества, и они находили очень мало приверженцев. =
..
                Старообрядческая казачья церковь (духовенство).*
      При Анне Иоанновне, когда в России опять взялись за старообрядцев, астраханский епископ послал в Кизляр своего «закащика» Федора Иванова, рьяно принявшегося «искоренять раскол». В 1738 г. гребенцы во главе с атаманом Данилом Аукой обратились к епископу Иллариону, сославшись на разрешение Петра I креститься двумя перстами. И он вроде согласился. Поскольку у казаков церкви были только в Кизляре и Курдюковской, а в остальных станицах молитвенные дома (без алтарей), Илларион распорядился построить алтари и совершать литургии. Казаки ответили, что все выполнят, кроме троеперстия. Но последовали новые доносы, что «они состоят в нем алом расколе».
      Синод велел навести порядок. И Илларион указал, что если казаки «в своем двое-перстии в упрямстве будут, то не токмо духовным, но и гражданским наказанием наказаны будут». Ответ гласил: «В нашем Гребенском Войске расколу не имеетца, ибо как отцы наши, деды, прадеды издревле состояли в православной вере христианской и крестились двоеперст-ным крестом, так же и мы… не убавливаем и не прибав-ливаем».
      Указывали, что всем прежним царям присягали двумя перстами, что у них крестились многие выходцы из горцев, а если менять обряд, на них это плохо подействует. Поэтому казаки дали подписку о верности Церкви, но с сохранением двоеперстия — даже если придется «пострадати и умерети» или покинуть Терек. И Илларион согласился, «понеже у них, кроме креста, иного расколу никакого нет». Но Синод настоял на своём, начались гонения.
      В 1763 г. Петр III дозволил старообрядчество, и Екатерина подтвердила его решение. Однако послабления запоздали. Гребенцы отшатнулись от официальной Церкви. Наложился еще один фактор. Церковных кадров на здешней окраине крайне не хватало, а из Закавказья эмигрировали православные грузины. И было решено задействовать грузинское духовенство. Оно служило в храмах Кизляра, основало Крестовоздвиженский монастырь, посылалось в станицы. Некоторые священники и служили по-грузински, сопровождали праздники грузинскими песнопениями.
      Для многонационального Терско-Кизлярского Войска и переселенцев из Терско-Семейного такая церковь подходила, другой-то нет. Но для старожилов-гребенцов выглядела «чужой», не русской. Когда началось формирование Азово-Моздокской линии, с Дона и Волги на Кавказ переселяли тоже в первую очередь старообрядцев. Поехали сюда и расколо-учителя с Иргиза, из-за границы. Но они были различных толков и течений, пошел разброд. Современники писали, что терские казаки «все разных расколов». Впрочем, у казаков и раскольничество трансформировалось.
      Отпала антигосударственная составляющая. И они оставались верными слугами Бога, царя и Отечества. Только Богу служили по-своему — как привыкли. Поэтому светская власть в обиду их не давала. Всесильный Потемкин добился у Синода разрешения для казаков-старообрядцев строить церкви. Возникали скиты — у Калиновской, Червленной, Новогладковской и др. Однако здешние скиты не стали местами, где укрывались и вели раскольничью пропаганду беглые.
      Они превратились в подобие традиционных казачьих монастырей. В них поселялись инвалиды, убогие, вдовы. Подрабатывали шитьем, возделывали свои сады и виноградники, помогали и станичники — продукты приносили дети и называли имя того, за кого надо помолиться. И местные власти этих скитов «не замечали».
      Отношения между представителями греко-русского и старорусского обрядов в казачестве сложились куда более терпимые, чем в неказачьей среде. Казаки одного исповедания старались жить и держаться вместе, но и антагонизма с другими течениями у них не возникало. Например, в 1801 г., когда донцов на Иргизе догнало известие о смерти Павла и отмене похода в Индию, все Войско встречало Пасху в здешних старообрядческих скитах. Вместе — атаман, офицеры, казаки. И никого это не смущало. Николай I развернул новые гонения на старообрядчество, но для казаков и он делал исключение, указом от 1836 г. им разрешалось отправлять богослужение по своим обрядам.
      И духовенство писало, что на Тереке «раскольники открыто строили молитвенные дома, открыто держали беглых попов, заводили секты, а начальниками станиц назначались явные раскольники, даже между командирами Гребенского и других полков встречались раскольники». Иногда девушки из старообрядческих семей старались выйти замуж за казаков греко-русского обряда, поскольку у них отношения в семьях были свободнее. А бывало, что члены одной семьи относились к различным исповеданиям. Но им нечего было делить. Они были казаками, а значит, высшие ценности являлись у них одинаковыми. =
..
                Федосеевцы (духовенство).*
      Возникали у казаков и толки, неизвестные у старообрядцев — никуданцы, неокружники, дырники. Процветали у казаков церковные толки, которые можно отнести к основным течениям православно-церковным (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы)». =
..
                Язычники (духовенство).*
      На Урале в XVIII в. если казаками желали стать пленные, они обязаны были креститься, но если татары, башкиры, калмыки переходили к казакам добровольно, они могли оставаться в своей вере. В Забайкальское Войско, как уже отмечалось, вошли целыми полками язычники-эвенки и буддисты-буряты. Были даже ламы-казаки — установился порядок, что на время сборов их отпускали из дацанов, а потом они возвращались к монашеской жизни. На Тереке в Бороздинской были поселены казанские татары и тавлинцы, сохранившие мусульманскую веру. Мусульмане-башкиры вошли в Оренбургское и Уральское Войска, буддисты-калмыки — в Астраханское, Донское, Уральское.
      И казаки-христиане воспринимали их как своих собратьев. В чем, кстати, тоже проявлялась психология «воинов Христовых». Не дело воина обсуждать то, что решено свыше. Если Господь по своим неисповедимым путям допускает, что кто-то верит иначе, то нужно ли и можно ли спорить с таким положением? Однако при этом не возникало и ничего похожего на экуменизм. Никогда казаки не вели дискуссий о «точках соприкосновения» религий, о возможностях их «сближения». Уважали чужие традиции, но и свои блюли. У них — свое, у нас — свое, а государство-то общее, поэтому и общей службе разница верований не мешает.
      ++++++++++++++++++++


Рецензии