Порядник. Виды Казачьих формирований. З-З

Авторы: Солтан Ходов, Геннадий Кочиев, Владимир Юрив, Олег Данкир.
Разработка проекта: Олег Данкир.
================================================
********
Забайкальские казаки!!
      Забайка;льские казаки; (гураны), или Забайка;льское каза;чье войско — иррегулярное войско в XIX—XX веке в Российской империи, на территории Забайкалья.
      Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 приказом императора Николая I на территории Забайкалья из части сибирских казаков, бурят, эвенкийских военных формирований и крестьянского населения некоторых районов в составе 3 конных полков и 3 пеших бригад (1-ый, 2-ой, 3-ий русские полки, 4-ый тунгусский (эвенкийский) полк и 5-ый и 6-ой бурятские полки).
      ++++++++++++++++++++
Забайкальское казачество!!
      Забайкальские казаки (гураны), или Забайкальское казачье войско — иррегулярное войско в XIX—XX веке в Российской империи, на территории Забайкалья.
      Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 приказом императора Николая I на территории Забайкалья из части сибирских казаков, бурят, эвенкийских военных формирований и крестьянского населения некоторых районов в составе 3 конных полков и 3 пеших бригад (1-ый, 2-ой, 3-ий русские полки, 4-ый тунгусский (эвенкийский) полк и 5-ый и 6-ой бурятские полки).
      Осуществляло охрану границы с Китаем и внутреннюю службу. Во главе войска стоял наказный атаман, которым с 1871 был военный губернатор Забайкальской области (с центром в Чите). Первым наказным атаманом 23 Октября 1871 стал Павел Иванович Запольский.
      В 1916 казачье население Забайкальского казачьего войска составляло 265 тысяч человек, на военной службе находилось 14,5 тысяч. Участвовало в подавлении Ихэтуаньского восстания 1899—1901, в Русско-японской 1904—05 и Первой мировой войнах.
      Во время Гражданской войны 1918—20 основная часть казачества активно воевала против большевиков под руководством атамана Г. М. Семёнова и Р. Ф. Унгерна, некоторые казаки поддержали красных. После поражения Семёнова примерно 20% казаков вместе с семьями ушли в Маньчжурию, где обосновались, создав свои станицы.
      В 1920 Забайкальское казачье войско, как и прочие казачьи войска, было ликвидированно Советской властью.
      Во все времена забайкальское казачество было гордостью нашего края. Именно казаки положили начало возникновению острогов, селений, станиц, городов. С 30-х годов прошлого столетия о них старались не упоминать вообще, вычеркнуть из истории Российского государства. Вновь о забайкальском казачестве во весь голос заговорили в конце 80-х годов. Мнения разделились. Многие по праву считают, что возрождение и сохранение исторических, культурных и духовных традиций казачества — есть и будет одной из основополагающих становления новой российской государственности, укрепления его безопасности.
      Другие придерживаются иных взглядов. Мол, казаки — скоморохи, их деятельность — это игра на публику, желание придать казачьему движению статус особой значимости в общественной жизни. Непросто идет процесс возрождения и забайкальского казачества.
      В преддверии очередного, ежегодного Круга Забайкальского войскового казачьего общества (второе официальное название — Забайкальское казачье войско) хотелось бы высказать наболевшее, остановиться на конкретной проблеме, решить которую, на мой взгляд, необходимо обязательно перед Кругом, который должен собраться в марте этого года.
      В ряде публикаций последнего времени, например, в статье члена правления ЗКВ Юрия Курца “Не ругай коня, вини дорогу” (“Народный депутат Забайкалья”, декабрь 2002г.), в его же интервью с атаманом ЗКВ Александром Богдановым “Чтобы служить, а не тужить” (“Забайкальский рабочий”, 18 января 2003г.), в “Казачьем вестнике Забайкалья” и ряде других, а также на войсковых Кругах в последние годы речь идет в основном об успехах ЗКВ. О проблемах же упоминается вскользь.
      И говорится, так сказать, о глобальных проблемах, общих для всех казачьих войск. А своих, внутренних, проблем, как бы у нас и нет. Может создаться впечатление, что ЗКВ — стабильно развивающаяся организация, уверенно добивающаяся положительных результатов. Спору нет, успехи есть. Но так ли все хорошо на самом деле? Нет. Накопились серьезные проблемы, решать которые надо немедленно и говорить о которых давно пора.
      За уже более чем десятилетний срок российское казачество столкнулось с массой сложнейших проблем. И на федеральном, и на региональном уровнях. Это проблемы правовые, финансовые, социальные, кадровые. Сложность их и обусловлена именно тем, что возрождается институт казачества, которое стремится возродиться в том виде, в каком оно существовало до революции 1917 г. А для этого только инициативы и энтузиазма казаков, поддержки их со стороны региональных властей (там, где она есть) недостаточно.
      Нужны желание и воля государства, потому что сохранение и возрождение казачества в былом виде есть проблема, в первую очередь социологическая, для решения которой потребуется вносить изменения чуть ли не во все конституционное и правовое поле. Нужно ли это, и, самое главное, возможно ли такое сегодня — тема отдельного разговора. Все общие проблемы присущи и процессу возрождения забайкальского казачества.
      В первую очередь, на мой взгляд, требуется обратить внимание на решение проблемы определения потенциала казачества и особенно важнейшей его составляющей — численности ЗКВ. Ведь без выявления реального потенциала невозможно определить, какие формы организации забайкальского казачества развивать дальше. А с численностью в ЗКВ сложилась критическая ситуация. И эту проблему надо решать немедленно, до проведения очередного Круга ЗКВ, потому что недопустимо, чтобы он, как и предыдущие Круги в последние годы, по причине своей малочисленности стал проходным.
      Поясню, что проходными я называю Круги, которые проводились с грубейшими нарушениями традиций казачества и Устава ЗКВ. А ведь Круг — это высший представительный орган управления ЗКВ, съезд выборных от каждого станичного общества. На нем рассматриваются и утверждаются ежегодные отчеты о деятельности атамана и членов правления ЗКВ, определяются основные направления деятельности, задачи на следующий год, выбираются и утверждаются войсковой атаман, члены правления и другие органы управления.
      При вхождении в государственный реестр ЗКВ в 1997 г. в документах фигурировали цифры: 11910 — общая численность и 3900 — численность казаков, способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу. В дальнейшем полномасштабная сверка численности казаков в войске не проводилась. В ежегодных отчетах автоматически указывались эти же цифры. Более того, в справке о количестве членов ЗКВ по состоянию на 1 ноября 2001 г.
      ++++++++++++++++++++
Завод!!
            Пивоваренный завод Усть-Медведицкой станицы.*
      Усть-Медведицкая станица имела Платовское реальное училище, мужскую и женскую гимназии, женскую прогимназия, учительскую семинария с образцовой школой, духовное училище, женское епархиальное училище, высшее начальное училище, а также военно-ремесленную и несколько общеобразовательных низших школ; Окружную больницу, амбулаторию, семь врачей; две паровые мельницы, пивоваренный завод и винные склады. =
..
                Провальский войсковой конский завод.*
      Для улучшения лошадей казаков, в 1844 году издано было положение о конских табунах войска Донского и устроен был Провальский войсковой конский завод. На заводе определено было иметь 34 жеребца и 250 кобыл лучших русских, донских и кавказских пород. В 1851 году были открыты первые скаковые общества на Дону: Новочеркасское и Урюпинское.
      ++++++++++++++++++++
Загоны!!
      Загоны.*
      Когда в самый разгар восстания Богдана Хмельницкого была собрана рада в Белой Церкви, на нее явилось свыше 70.000 человек. Никогда доселе казацкое войско не достигало подобной цифры.
      Но она далеко не выражает всего числа восставших. Большая часть шла не с Богданом, а рассыпалась в виде так называемых "загонов" по всему краю, внося ужас и опустошение в панские поместья.
      Загоны представляли собою громадные орды под начальством какого-нибудь Харченко Гайчуры или Лисенко Вовгуры. Поляки так их боялись, что один крик "вовгуровцы идут" повергал их в величайшее смятение.
      ++++++++++++++++++++
Задунайское казачество!!
      Сформировалось в 18 веке на основе Запорожских казаков. В 1829 году было создано Азовское казачье войско из задунайских беглых запорожцев, перешедших во главе со своим атаманом Гладким в 1825 году на сторону русских и оказавших своей флотилией большое содействие переправе через Дунай. Из этого войска в 1832 году создано было новое войско - Азовское, которое обязано было выставлять морской батальон, пеший полубатальон и несколько команд для крейсерства на лодках по побережью Черного моря. В 1864 году войско было упразднено.
      ++++++++++++++++++++
Запорожские казаки!!
      Для эпохи между XVI и XVIII веками так назывались все без исключения Днепровские Казаки; до этого времени они считались Ордынскими Казаками. Русские называли их Запорожскими Черкасами. Первоначальная история 3апорожских Казаков связана с Черными Клобуками и с теми Казаками, которые несли службу в северо-черноморских колониях Генуи или пополняли дружины крымских ханов. В рядах тех и других, несомненно, заметную роль играли ближайшие потомки Торков и Берендеев, известные летописцу, как «все Черные Клобуки, еже зовутся Черкасы», а Черкасы, в свою очередь, прозвище 3. Казаков, сохранявшееся за ними до XIX в.
      Земли расположенные межд; Ю. Бугом и Днепром, на юг от рек Синие Воды и Тясьмин. долгое время били в распоряжении 3апорожских Казаков и их предков, хотя от 1240 по 1739 г. находились в границах татарских владений. До XVI в., от которого Запорожье стало принадлежать Татарам только формально, Казакам приходилось давать своих воинов в ханские войска. 3апорожские Казаки исторически связаны и с тем народом, который по литовским хроникам четырнадцатого века проживал около Ю. Буга и управлялся атаманами. Позднее, они помогали Литовскому великому князю Яну Альбрехту продвигаться в татарские степи.
      Ханские подданные казачьей народности составляли три общины: оседлую - за Поросьем в днепровско-бугском клину; полуоседлую Перекопскую и кочевую Белгородскую.
      В конце XV в. с днепровско-бутского клина, т.е. с юртов расположенных за Поросьем и за порогами ушли на север тысячи казачьих семей. Они разместились на Литовской Украине, где некогда проживали Черные Клобуки, вдоль рек Рось и Сула. По словам историка А. И. Ригельмана, польско-литовский король Сигизмунт I, «при даче им земель», «одарил их вольностями и разными преимуществами и на то привилегией своею им подтвердил».
      Уже в первые годы близких отношений с Литвой, среди 3апорожских Казаков появляются литовско-польские знатные люди, князь Евстафий Дашкович, ославянившийся Татарин, и другой подданный короля рыцарь Проделав Ланцкоронский. Тот и другой стали атаманами, организованных ими одновременно, казачьих отрядов.
      Все первые организаторы казачьих походов и ходатаи их перед королем носили фамилии знатных польско-литовских родов. Летописцы и ранние историки называют их казачьими гетманами, но пост гетмана для Казаков был учрежден много позднее, лишь в 1576 г. Эти лица не были и настоящими атаманами. В каждом отдельном случае они являлись только временными вождями-предпринимателями, снабжая казачьи походы из своих обильных средств и пользуясь соответственной частью добычи.
      В 1562 г. было достигнуто постановление Польско-литовского Сейма о выплате 3апорожским Казакам ежегодного жалованья, «дабы они могли содержать нарочитое число своего войска и готовы быть к защищению Польши, да и отдали им все пространство земель, которое лежит между реками Днепром и Днестром к татарским границам, кои были без них опустошены татарскими нападениями, дабы они там поселились городами, в которых бы им собраться всем, вообще».
      В 1562 г. основан их город Чигирин и около того же времени в Великом княжестве Литовском учрежден Пятигорский гвардейский полк. Несомненно, только они стали первыми организаторами далеких морских походов, принеся с собой знакомство с Черным морем и навигационные навыки старых черноморских корсаров. По свидетельству киевской летописи, первое морское нападение 3апорожских Казаков на Малую Азию состоялось в 1576 г.
      Располагаясь все шире на литовских степных окраинах, 3апорожские Казаки не уступили Туркам и прежний свой юрт на днепровско-бугском клину. Они выдвинули за пороги укрепленный форпост, ставший вскоре для казачьей молодежи школою войны. К концу XVI в. он разросся в самостоятельную Низовую Запорожскую республику (СИЧ). Пребывавшие там Казаки не вмели причин относиться с враждой к Крымским Татарам, своим соседям и недавним соратникам. От ханов они ушли из-за их покорности Туркам. Живя врозь, Низовцы с Татарами первое время не ссорились. Они даже участвовали в борьбе придворных партий Крыма, выступая по стороне враждебной Туркам.
      Однако, ханы все больше туречилисъ, забывая прежнюю близость к Казакам, забывали, господствовавшие раньше в Крыму традиции веротерпимости, приобретали взгляды и обычаи своих могущественных завоевателей. Добрые отношения с ними сохранять Казакам становилось все труднее, но окончательный разрыв между теми и другими стал намечаться много позднее.
      Образ взаимоотношений Сичи с Крымом остается еще в значительной степени туманным. Во всяком случае, до средины XVI в. между ними незаметно постоянной враждебности. Немилосердно разоряя окраины Польши, Литвы и Московии, Татары терпели на своем пути вооруженную Сич и это дало возможность казачьему Низу настолько окрепнуть, что после, когда пришел окончательный разрыв со всем мусульманским миром, Крым уже не был в состоянии справиться с сильной Низовой республикой.
      Расселившись - по окраинам Литвы и приняв покровительство Польско-литовского короля, 3апорожские Казаки не прерывали связей со своей низовой братией. Каждое предприятие, задуманное за порогами тотчас же находило отклик и поддержку на рр. Роси и Суле. Услышав о проекте нового похода на Турок, тысячи казачьей молодежи спешили на Низ для того, чтобы в знаменитой Сичи заслужить звание знатного «товарища сичевого братства».
      До 1569 г. в литовских областях, ближайших к Сичи, не было почти никого, кроме городовых 3апорожских Казаков. Десять казачьих территориальных полков, сформированных в 1576 г. при короле Стефане Батории носили названия городов Умани, Ладыжена, Богуслава. Корсуни, Черкасов, Канева, Чигирина, Переяслава, Полтавы и Миргорода. Они прикрывали от Татар новую союзную республику, Речь Посполитую с юга и юго-востока.
      В течение следующего полувека здесь появились десятки новых городов и сотни слобод. Вырастали как грибы новые крестьянские поселения и на коренных землях 3апорожских Казаков там, где по королевским декретам они уже разместились раньше. Под властью Литвы в Лубнах, Полтаве, Миргороде, Каневе, Черкасах, Чигирине, Белой Церкви хозяевами были одни Казаки, властью обладали только их выборные атаманы.
      Теперь повсюду были посажены польские старосты, которые вели себя, как завоеватели, не считаясь ни с какими обычаями казачьих общин. Поэтому между 3апорожскими Казаками и представителями новой власти сразу стали возникать всякого рода недоразумения: по поводу права пользования землей, по поводу частых обид со стороны шляхты, по поводу стремления старост обратить всю не служилую часть казачьего населения в податное и тягловое состояние, а больше всего на почве нарушения старых прав и оскорбленной национальной гордости вольных людей.
      Казаки трактовались не гражданами Речи Посполитой, а «поддаными» новых панов, как «схизматическая чернь», хлопы, покоренный народ, с которым от татарских времен тянулись еще не завершенные счеты за нападения на Польшу. Однако, 3апорожские Казаки чувствовали за собой естественное право местных людей, не желали подчиняться пришельцам, возмущались беззаконными нарушениями королевских указов и гордым отношением шляхты. От крестьян, пришедших на Украину, 3апорожские Казаки держались отдельно.
      Как парод военный и по древним традициям вольный, они признавали равными себе только людей свободных, привыкших обходиться с оружием. Крестьяне же при всех условиях оставались «поддаными» своих панов, зависимым и почти бесправным рабочим людом. 3апорожские Казаки отличались от пришельцев и своею речью, которая в то время еще не слилась с украинскою и мало отличалась от языка низовых Донцов.
      Ведя жизнь обособленную от новопришлых людей, во второй половине XVI века 3апорожские Казаки стали делиться на четыре бытовые группы.
      Первая — Низовцы; они не признавали никакой другой власти, кроме атаманской, никаких посторонних давлений на их волю, никакого вмешательства в их дела; народ исключительно военный, часто безбрачный, они послужили первыми кадрами, непрерывно растущего казачьего населения Запорожского Низа.
      В Гетманщине, на Литовской Украине, самой близкой к ним по духу группой оставался слой Казаков-земледельцев и скотоводов. Они уже привязались к земле и к своему роду деятельности, но в новых условиях умели иногда заговорить языком бунта и в некоторые моменты уходили массами «в старожитное свое место, в Запороги».
      Из них выделился третий слой — Казаки дворские и реестровцы. Они и их семьи наделялись особенными правами, что давало им основание считать себя равными с польской шляхтой, хотя каждый захудалый польский дворянин относился к ним свысока.
      Четвертой группой социального порядка была полноправная шляхта, созданная королевскими привилеями из казачьей служилой старшины.
      Десятилетия совместных с Поляками и Литвинами походов показали многих 3апорожских Казаков достойными высшей похвалы и награды. Они получали из королевских рук «привилеи» на шляхетское звание вместе с небольшими поместьями на окраинных землях. После этого, на основах «побратымства» с друзьями-соратниками, они приобретали польские фамилии и гербы.
      От 1576 г. из этой шляхты выбирались гетманы с титулом «Гетман его королевского величества Войска Запорожского и обеих сторон Днепра». Запорожский Низ им никогда не подчинялся, хотя иногда действовал сообща.
      В 1590г. канцлер Замойский провел в Сейме постановление о подчинении Казаков Коронному гетману. Этим было нарушено старое право казачьих гетманов обращаться непосредственно к королю.
      В первые годы семнадцатого столетия Запорожские Казаки приняли деятельное участие «а восстановлении прав» мнимого царевича Димитрия на московский престол; в 1614 г. с гетманом Конашевичем Сагайдачным дошли до берегов Малой Азии и обратили в пепел город Синоп; в 1615 г. сожгли Трапезунт, навестили окрестности Стамбула, сожгли и потопили множество турецких военных судов в гирлах Дуная и около Очакова; в 1618 г. с королевичем Владиславом ходили под Москву и помогли Польше приобрести Смоленск, Чернигов и Новгород Северский.
      Весною 1628 г. Низовые Запорожцы пошли в Крым с атаманом Иваном Кулагой. К ним присоединилась и часть 3апорожских Казаков с Украины, которых вел гетман Михаил Дорошенко. Погромив под Бахчисараем Турок и их сторонника Джанибек Гирея они двинулись на Кафу.
      При гетмане Черном стал также назревать разрыв с между Гетманщиной и усилившимся Низом, т. к. Низ обращался в независимую республику, а казачья Украина все ближе связывалась с Речью Посполитой. Королевский ставленник не пришелся по вкусу народным массам. 3апорожские Казаки двинулись из-за порогов на север, захватили Черного, судили его за продажность и склонность к унии, а осудив казнили. Вскоре после этого Низовцы под командой Кошевого атамана Тараса Трясило напали и на польский лагерь при р. Альте, заняли его и уничтожили стоявшие там войска.
      В 1632 г. умер Польский король Сигизмунд III. Его долголетнее царствование прошло под знаком принудительного расширения влияния католической церкви, при поддержке сторонников церковной унии. На трон вступил Владислав IV. В августе 1635 г. Низовые Казаки с атаманом Сулимой или Сулейманом взяли Кудак с налета и уничтожили в нем гарнизон из иностранных наемников. Через два месяца они должны были отдать его верным королю реестровцам.
      В 1637 г. защиту казачьего населения Украины стесненного новыми переселенцами, попытался взять на себя Запорожский Низ. Казаки вышли «на волости» во главе с атаманами Павлюком, Скиданом и Дмитрием Гунею. К ним присоединились местные 3. К. из Канева, Стеблиева и Корсуня, состоявшие и не состоявшие в реестре. Их собралось около десяти тысяч, но, после поражения под Кумейками и Мошнами, им пришлось отступить на земли Сичи. Так же скоро Поляки подавили казачье движение на Левобережьи, начатое в следующем году Острянином и Гунею.
      В те годы попытки боевого сотрудничества с Украинцами кончались для 3апорожских Казаков раздорами и ссорами доходившими до взаимных убийств. Беглых крестьян Низовая республика принимала охотно. Они могли заниматься там свободным и мирным трудом на выделенных им участках земли. Из них постепенно образовался слой «подданых Запорожского Войска Низового», пополнявших ряды земледельцев и слуг-ыргатов. Те же украинские крестьяне, которые желали продолжать вооруженную борьбу, скоплялись на берегах Ю. Буга. На речке Тешлык они основали свою отдельную Тешлыцкую Сич. Казаки называли их «каратайцами». Вероятно, понятия «городовик», «галман» народились уже в то время.
      Богдан Зиновий Хмельницкий сын Казака-шляхтича, подстаросты Чигиринского, уже годы занимал разные должности, был послом Войска на Польский Сейм и пользовался доверием короля. Будущий казачий вождь в то время и сам занимал видное место в служебной иерархии, будучи в Чигиринском полку командиром сотни. В результате обид и ареста, в начале 1648 г. Хмельницкий ушел в Сич и оттуда обратился к королю с жалобами на насилия, которым подвергались Казаки и которые претерпел он сам. Хмельницкий нашел помощь у Крымских Татар и у Сичевиков.
      Он пошёл навстречу Полякам и разгромил их у порогов и в окрестностях г. Корсуня. Хмельницкий продолжал проявлять преданность верховной власти Речи Посполитой, допуская все же отдельные выступления Казаков и крестьян. Борясь за казачьи интересы, «Старший Войска Запорожского» стал пользоваться услугами восстающих крестьян. Их жестокие расправы со шляхтой вызывали встречную жестокость магнатов, из которых особенно свирепствовал князь Еремия Вишневецкий. Полякам пришлось непрерывно отступать перед огромной армией Хмельницкого, собравшего под свои знамена часть Низовцев, всех Казаков Гетманщины и многочисленных украинских повстанцев.
      Военные действия возобновились весною 1649 г. Армия Хмельницкого разрослась до 300 тыс. Казаков, Украинцев и Татар. Королевские войска понесли ряд поражений. 12 января 1650 г. Сейм подтвердил Зборовский договор с добавлением, что три казачьих рыцаря-шляхтича будут допущены на государственные должности.
      3апорожские Казаки с Гетманщины были удовлетворены договором, но он не внес изменений в положение украинских крестьян и в то время, когда Хмельницкий с Казаками пользовались временным миром и укрепляли связи с Турцией и Москвой, крестьяне не переставали сопротивляться своим панам. Они не допускали их обратно в имения. многих убили и принудили большинство бежать обратно в Польшу.
      Как раз в это время от Казаков пришли новые требования немедленно ликвидировать церковную унию и предоставить Хмельницкому суверенную власть на землях Левобережья, куда не имел бы доступа ни одни польский шляхтич, кроме тех, которые захотят обрабатывать землю своими руками. Сейм отказался выполнять какие-либо требования и постановил начать войну. Каждый Поляк осознал ее необходимость и ради победы готов был идти на жертвы. Польская армия вскоре выросла до ста тысяч человек во главе с опытными начальниками.
      В то же время армия Хмельницкого пополнялась неустойчивыми, мало дисциплинированными и привыкшими к бессмысленной жестокости повстанцами. В конце июня 1651 г. при встрече противников под Берестечком у Хмельницкого собралось до трехсот тысяч разнородных войск Но ему не удалось сразу овладеть хорошо укрепленным лагерем Поляков, а отдельные встречи не приносили Казакам удачи. Хмельницкий вскоре откупился от хана и продолжал борьбу. Война разоряла и Польшу и Казачью Украину, не давая перевеса ни той, ни другой стороне.
      Каждый раз, когда начиналась война с Поляками, крестьяне толпами приходили к Хмельницкому и формировались в полки «дейнеков», под командой казачьих начальников.
      Социальные и религиозные мотивы в упорной борьбе 3апорожских казаков составляли только второстепенную часть общих национально-политических целей. Без надежды на успешный исход затяжной войны с Польшей, в обстановке весьма сложных местных национальных отношений, гетман Хмельницкий не мог мечтать о создании суверенного казачьего государства. Для себя 3апорожские Казаки добивались только полного самоуправления, при непосредственной связи с королем, который в Речи Посполитой должен был стать королем польско-литовско-казачьим.
      Большинство Казаков не хотело идти на близкие связи с Турцией. Измученные годами войны, они поневоле склонялись в сторону единоверного Московского царя, Переговоры по этому поводу велись уже давно, но Москва выжидала благоприятного момента с тем, чтобы присоединить землю «Запорожских Черкасов» на веки и с наименьшим риском.
      1-го октября 1653 г. Московский Земский Собор постановил присоединить Украину по ходатайству гетмана Хмельницкого и Запорожских Черкас на условиях близких к персональной унии. 8-го января следующего года Казаки, собравшись в Переяславе на Черной (Всеобщей) Раде, подтвердили свое согласие подчиниться и служить царю.
      На Черной Раде постановление вынесли Казаки и мещане, присягу на верность вскоре после этого приняли 62.949 Казаков и 62.454 мещан. Несмотря на то, что среди последних тоже находилось значительное число Казаков, общая сумма присягнувших по количеству почти в два раза меньше, чем армия бывшая под знаменами Хмельницкого. Разницу следует отнести за счет крестьян и Казаков, переселившихся на Низ и на Донец.
      Люди, приходившие потом на Донец и Дон люди назывались не Украинцами, не Малороссиянами, а Казаками, за которыми на Москве надолго укрепилось прозвище «Запорожские Черкасы». Кроме Донцов, они повсюду встречали других Черкасов, переместившихся на Дон из предгорий Кавказа. Никто из них не принес украинской речи, а все говорили на том диалекте, который сохранялся у Донских Казаков Низовых еще недавно без всяких признаков украинских акцентов.
      Такой отчетливый показатель дает основание предполагать, что язык новопоселенных на Днепре Украинцев был иным. чем речь 3апорожских Казаков, в которой западные влияния укрепились несколько позднее в том хаосе смешения, когда на Украине стало терять свое отчетливое значение и самое понятие Казак. Запорожский Низ не принимал участия ни в переговорах с Москвой, ни в постановлениях Переяславской Рады, ни в присяге на верность.
      К тому времени Сичевая республика уже сложилась в самостоятельный и хорошо организованный организм, дружественный с Гетманщиной, но, как и всегда от нее политически отдельный. В то время когда Гетманщина рискнула соединиться с Московией, Низ продолжал идти своим путем, продолжал делать историю казачьей народности, продолжая оставаться отдушиной, куда могли стекаться все Казаки недовольные судьбой.
      Учинившись в подданстве Московскому царю Гетманщина потеряла навсегда свой казачий облик, ее стали называть Малороссией, она обратилась в часть Российской империи. Казаки уходили на Низ, на Дон, Терек, в Сибирь.
      После того как и Сичевая республика пала под ударами русских войск 1775 г., а ее казачье население, в качестве особого благодеяния, получило право переселиться на Кубань, туда стали стекаться из Гетманщины и многочисленные «Малороссийские Черкасы», возродившие прежнюю общественную жизнь в Кавказских казачьих Войсках.
      В Приазовье, древнюю колыбель казачьего рода, они возвратились, после семисот лет пребывания на Днепре, с языком, ставшим к нашему временя одним из отдельных диалектов казачьей речи.
      Оставшиеся в бассейне Днепра растаяли в массах размножившегося украинского населения. По паспорту они оставались «полтавскими казаками». 1775 г. многие 3апорожские Казаки ушли в Турцию; их потомки и теперь еще населяют четыре местечка Аккерманского уезда: Староказачье, Новоказачье, Байралеча и Волонтеровку.
      ++++++++++++++++++++
Запорожское казачество!!
      Все казацкие общины Запорожской Сечи, образованные в приграничных территориях, имели общее устройство. На примере Сечи видно, что верховная власть находилась в руках казацкого веча или рады. Весь состав запорожцев назывался кошем. Рада избирала главного - кошевого атамана, который во время похода пользовался неограниченной властью над войском. Сечь делилась на курени, которые выбирали себе куренных атаманов. Запорожцы жили в шалашах, сплетённых из ивовой лозы, и сходились обедать за общественные столы. Число запорожских казаков не было определено, и всякий пришелец оставался здесь столько времени, сколько хотел.
      Столицей казацких вольностей, куда они обращались своим сердцем и помыслами, и где находился цвет казачества, была Запорожская Сечь.
      Первые поселения запорожских казаков ставились на поросших лесом островах и в прибрежных плавнях - Сечах. Таких сечей за все время существования Запорожья традиционно, начиная еще с Д. Яворницкого, насчитывают восемь.
      Известные на сегодня источники не дают однозначного ответа на вопрос, где была Запорожская Сечь в конце XV — первой половине XVI столетия.
      Восемь сечей существовало на территории современной Украины: Хотицкая (1553—1557). Томаковская Сечь (1560— 1593). Базавлукская Сечь (1593—1638). Никитинорожская Сечь (1638—1652). Чортомлыкская Сечь (1652— 1709). Камянская Сечь (1709—1711). Олешковская Сечь (1711—1734). Подпольная Сечь (1734—1775).
      Одна Запорожская Сечь существовала в Добрудже на территории современной Румынии (1775—1828).
      В 1775 году Запорожская Сечь была ликвидирована российскими войсками, часть казаков перенесла ее в гирло Дуная в Румынии.
      В начале XVII века в Малороссии сложилось два типа казацкого устройства: запорожское и реестровое. Между ними была тесная связь. Костомаров отмечает, что многие служивые казаки за честь для себя считали провести несколько лет в Сечи балуясь набегами. Ну, и запорожцы не прочь были послужить кому-нибудь за деньги, правда до тех пор, пока их интересы будут совпадать с интересами их хозяев.
      Запорожские казаки имели почти что демократическое устройство в своей основе, реестровые – жёсткую вертикаль власти от гетмана к казаку. Но и те, и другие, тесно связанные между собой, казацкую вольницу ставили превыше сего и вертикаль власти у реестровых казаков легко разрушались самими же казаками. В дальнейшем, привычка к такому поведению скажется на устройстве гетманщины.
      Запорожские казаки остальных непокорных полков были лишены казачьего статуса (но, тем не менее, не были подвергнуты закрепощению) и в качестве вольных хлебопашцев (впоследствии, однако, часто призывавшихся и на военную службу) были поселены в пустовавшие области в среднем и нижнем течении Дона и Волги, но таким образом, чтобы быть отделёнными от приграничных территорий землями Донского и Волжского казачьих войск, доказавших преданность Престолу — так возникли зоны компактного проживания украинцев в Воронежской, Волгоградской и Ростовской областях.
      ++++++++++++++++++++
Застава!!
            Казацкая застава.*
      Пост, крепость. Фортификационное сооружение казаков, которые несли караульную службу на границах казацких и государственных земель. =
..
                Хортицкая Застава.*
      В середине XVI столетия князь Байда Вишневецкий построил на Днепре на о. Хортице укрепления и сосредоточил там отряды казаков в качестве сторожевого отряда. Крымского хана Девлет-Гарея такая ситуация не устраивала и он предпринял попытку выгнать их оттуда. Но разбитый Вишневецким хан смирился с таким положением. Казаки же свою заставу ещё более укрепили, положив начало Запорожской Сечи, и стали именоваться казаками запорожскими. =
..
                Московская застава Оренбургского и Уральского казачеств.*
      Атаман Вячеслав Демин.
      ++++++++++++++++++++
Землевладельцы!!
            Земледельцы (землевладельцы).*
      В Запорожской Республике, как и в Гетманщине, путем личной инициативы выделялись зачатки разных сословий: Казаки-мещане, ремесленники, купцы, земледельцы. Они безусловно не были равны экономически, обладали различными правами и по разному влияли на общественную жизнь края. Из них те, которые проживали в смешанных украинско-казачьих городских общинах, подчинялись не войтам и бурмистрам, а своим выборным атаманам. И в то время как мещане из Украинцев имели первой судебной инстанцией войта, Казаки-мещане по небольшим преступлениям подлегали суду своих «городовых атаманов».
      Казаки-купцы после возвращения на Дон приобретают сословный статус «торговых Казаков», остальным станичникам предоставлялось положение земледельцев и рядовых с правом тоже выйти в «лучшие люди», при образовании превышающем общий уровень или при исключительной военной доблести. Тогда же среди Казаков и на казачьей земле появляются узаконенные «лучшие люди», небольшое число крупных помещиков и множество хуторян, землевладельцев «милостиго государя». =
..
                Лучшие люди (землевладельцы).*
      После возвращение на Дон, среди Казаков и на казачьей земле появляются узаконенные «лучшие люди», небольшое число крупных помещиков и множество хуторян, землевладельцев «милостиго государя». =
..
                Хуторяне (землевладельцы).*
      После возвращение на Дон, среди Казаков и на казачьей земле появляются узаконенные «лучшие люди», небольшое число крупных помещиков и множество хуторян, землевладельцев «милостиго государя».
      ++++++++++++++++++++
Земледельцы!!
            Земледельцы.*
      В Запорожской Республике, как и в Гетманщине, путем личной инициативы выделялись зачатки разных сословий: Казаки-мещане, ремесленники, купцы, земледельцы. Они безусловно не были равны экономически, обладали различными правами и по разному влияли на общественную жизнь края. Из них те, которые проживали в смешанных украинско-казачьих городских общинах, подчинялись не войтам и бурмистрам, а своим выборным атаманам. И в то время как мещане из Украинцев имели первой судебной инстанцией войта, Казаки-мещане по небольшим преступлениям подлегали суду своих «городовых атаманов».
      После возвращение на Дон, среди Казаков и на казачьей земле появляются узаконенные «лучшие люди», небольшое число крупных помещиков и множество хуторян, землевладельцев «милостиго государя».
      Казаки-купцы приобретают сословный статус «торговых Казаков», остальным станичникам предоставлялось положение земледельцев и рядовых с правом тоже выйти в «лучшие люди», при образовании превышающем общий уровень или при исключительной военной доблести.
      ++++++++++++++++++++++++++
Землепашцы!!
      У Казаков закрепилось три основных Сословия: первое, огромное большинство населения, свободные землепашцы; второе, чиновно-служилое дворянство; третье, купцы, торговые Казаки.
      ++++++++++++++++++++++++++++++
Землепроходцы!!
      В XIV веке потомки обрусевших хазар сменили русское название «бродники» на тюркское «казаки». В XV—XVI вв. они стали грозой степных ногаев и, перенеся войну в Сибирь, добили их последнего хана Кучума. Получив подкрепление от московского правительства, они за один век прошли Сибирь до Тихого океана. Нуждаясь в пополнении, они охотно принимали в свои отряды великороссов, но всегда отличали их от себя. Всех вместе их принято называть землепроходцами». Гумилёв.
      +++++++++++++++++++++++++++
Земля!!
            Земля Касак.*
      Около 375 г. империя Асо-Алан пала под ударами грозных орд новых завоевателей Гуннов.
      Пройдя неспокойную эпоху непрерывных войн и с Гуннами, и против них, Асо-Аланы наконец разместились за Дунаем в Нижней Мезии совместно со Славянами, Готами и остатками Гуннов. Через два века, после ухода Болгар на Дунай и Среднюю Волгу, Асо-Аланы объединили около себя соседей по Сев. Кавказу и не раз доставляли хлопоты хазарским каганам. В их новом царстве персидские географы указывали Землю Касак, примыкающую к южному берегу Азовского моря. В восьмом веке Асо-Аланы начинают стягиваться в одно политическое общество на Северском Донце и на Среднем Дону.
      На принадлежашей Аланам, Земле Касак при Мстиславе Храбром проживал летописный народ Касаги-Казяг. После оттуда же вышли Днепровские Казаки Черкасы, Азовские Казаки, Казаки Пятигорские и Гребенские. В 1549 г., когда Казаки стали окончательно возвращаться с Северщины на Дон, они принесли с собой и, не забытое еще, племенное имя Азманов (Сары Азман). Из этого следует, что остатки Асов-Алан влились и в коренное казачье общество на Дону. =
..
                Земля Уральских казаков.*
      Казачья часть Уральской области, образованной в 1868 г., всего 68275 кв. км в отделах Лбищенском, Уральском и Гурьевском. С севера Уральская казачья Земля прикрыта легкими возвышенностями Мугоджарских гор и отрогов Общего Сырта, откуда тянутся равнины, все более понижающиеся к Каспийскому морю.
      Располагалась вдоль нижней половины реки Урала; всего 312.800 кв. км. Уральская область образована в 1868 г. из Земли Уральских Казаков в европейской части бассейна этой реки и некоторого пространства кочевой степи на ее левом берегу.
      Из обширных земель, бывших раньше во владении Казаков, для них было выделено в собственность Войска и на правах безраздельного общинного пользования только 68275 кв. км в отделах Уральском, Лбищенском и Гурьевском. Зауральская степь из этих отделов, со всем Темирским отделом, обращена в государственную собственность и предоставлена в общественное пользование кочующих Казахов. Объединение Земли Уральских Казаков с Зауральской степью создало очень сложную и неудобную систему управления областью.
      Кроме северной подгорной части, почва малоплодородная, пересеченная частыми солончаками, но на песках и суглинках она предоставляет достаточно богатые пастбища. На севере по оврагам встречаются небольшие лесные заросли березы, вяза, осины, дикой яблони и кустарников, а ровная степь покрыта ковылями и растениями, свойственными чернозему. Дальше на юг преобладают полыни и разнообразные «солянки».
      Громадная площадь степи, прилегающая к Каспийскому морю, вся состоит из зарослей камыша, нюнки (болотное растение) с вкраплениями голых солонцов, и только на низменных лугах, где почва выщелочена от солей, растет пырей (аржаник) и другие грубые луговые травы. ДолинаУрала богата лесами и ценными лугами. Сельским хозяевам постоянно приходилось опасаться налетов саранчи, которая часто уничтожала посевы и луговые травы. В борьбе с нею и сусликами мобилизовалось все население.
      В конце прошлого века в приуральских степях и в камышевых зарослях еще водились дикие кони - тарпаны и свиньи. Климат области типично-континентальный: незначительное количество осадков, горячие ветры-суховеи с температурой свыше 40°, а зимой морозы до 30° с пронизывающим ветром и снежными буранами. Зимние бури не раз служили причиной гибели целых табунов лошадей и массы овец. Земледельцы и скотоводы в стороне от реки Урала всегда чувствуют недостаток в хорошей питьевой воде; к осени во многих степных речках вода делается горько-соленой.
      При такой бедной почве и отягощающих семейный бюджет условиях военной службы в иррегулярных полках Уральские Казаки сумели создать благосостояние края и поддерживали его благодаря своему трудолюбию и рациональной постановке рыбного хозяйства. =
..
                Казакия, земля.*
      Земля принадлежащая Казакам. Это географическое название образовалось из племенного имени «Казак» с суфиксом «ия», определяющим край, территорию. Вообще такая форма географических наименований не характерна для древних славянских языков; в летописях она принята только для названий, взятых из западных источников, преимущественно греческих (Либия, Киликия, Мидия, Фракия). Обычно же летописцы употребляют названия одинаковые и для народа и для страны им занятой (Чехи, Моравы, Болгары, Русь, Казары, «путь из Варяг в Греки» и т. п.)
      Такая форма сохраняется для стран и теперь еще у Поляков (Пруссы, Чехи, Венгры). Следовательно, названия Чехия, Болгария, Россия, Черкасия и др., только заимствованная Славянами и прогрессивная форма прежних - Чехи, Болгары, Русь, Черкасы и пр. Также и Казакия - только прогрессивная форма старого названия вашей земли Касак-Казаки («был в Казаках», как «был в Черкасах», «в Болгарах, в Казарах»).
      В 948 г. Константин Багрянородный (Порфирогенит) писал первоначальное название нашей страны, по греческому обычаю - «Касахия». На 30 лет позднее, персидский географ сохраняет его почти без изменения - «3емля Касак» (Гудуд ал Алэм}. Оба указывают ее на Сев. Кавказе, причем у первого она находилась за Кавказской горой от Алании, а у второго она принадлежала Аланам и упиралась в Азовское море. Писавший тогда же, Араб Масуди отличал народ Касак от горских Кешеков. В академических комментариях к Константину Порфирогениту (С. Петербург, 1744 г.) Сигфрид Байер говорит о Казахии: «Сие есть всех древнейшее казацкого народа поселения упомянутие».
      Из русских историков Дона первым вспоминает Казакию А. Попов. Его «История о Донском Войске» пройдя все цензурные испытания увидела свет в 1814 г. На стр. 111 этой книги значится: «Мы усматриваем, что сие Войско издревле называлось Донскими Казаками, а земля их Казакиею, ибо на персидском языке Казак значит Скифа».
      Основываясь на письменных и археологических памятниках казачьей древности, можно считать Дон, Меотиду (Приазовье) и примыкающие к ним северо-кавказкие равнины той страной, которую когда то называли уже Касакией, Землей Касак, иначе говоря, - колыбелью казачьего рода. По русским историкам Болтину, Pигeльмaнy и Карамзину, знаем выходцев с Сев. Кавказа: Казаков, Черкасов, Казаков Пятигор, Казаков Гребенских и Азовских,. Пятигорских Черкасов славянской речи упоминают в начале XVI в. иностранцы Матвей из Мехова и Герберштейн, как жителей Кавказа. Казаков Днепровских и Донских до XVIII в. тоже часто называли Черкасами, очевидно считая их выходцами из Черкасии, страны кавказской.
      Сторонники вольно-казачьей идеологии проповедуют возрождение объединенного казачьего государства - Казакии, включая в его границы и области более позднего распространения Казаков по рекам Волге и Уралу. =
..
                Казахия (Касахия), земля.*
      В.конце первого тысячелетия по Р. Хр. так называлась центральная часть Кавказа. В Х в. император Константин Багрянородный помещал К. между Зихами-Адыгейцами и Аланами: «Выше Зихии лежит страна называемая Папагией, повыше страны Папагии есть страна, называемая Касахия. Над Касахией гора Кавказ, а за горой земля Аланов». Персидская география Гудуд ал Алэм указывает северную границу, очевидно, той же земли Касак по берегу Азовского моря. =
..
                Казачья Земля Италии.*
      Краснова «сильно охладили» вторая и третья личные встречи с «архиепископом» Николаем, а также тот факт, что Автономов, несмотря на просьбу генерала не ездить на Казачью землю в Италию до решения Синода, прибыл туда и был разоблачен многими казаками и священниками. =
..
                Кесария Боспорская, земля.*
      Бывшие земли Царства Боспорского в Приазовье, в конце старой эры завоеванные Римлянами и ставшие частными владениями римских кесарей. Приазовье тоже получило у местных Греков наименование Кесарея и Базилея. Там чеканились монеты с надписью Каисареон; их образцы хранятся в Государственном Эрмитаже. В почетной надписи 307 г. сказано: «Марку Аврелию Андронику сыну Паппа, бывшему наместнику Базилеи, и его сыну Алексарфу, лохагу Агриппеи, архонты Кесарии эту стэлу воздвигли почета ради»; в одной из надписей VI века говорится о построении или обновлении кесарейского здания.
      За жителями этого края утвердилось название Касареян и Базилеян. Эти имена армянские хроники вспоминают применительно ко второму веку н.э. Например, Мозес Хоренский писал в V в., что в конце второго века «народы севера Касары и Базилиане порешили прорваться через Чор, восточную окраину Кавказа (Данлоп).
      Кесария Боспорская перестала существовать после нашествия Гуннов (375 г.), но память о ней сохранялась у местного населения еще долгие века. Рубрукис, посетивший Дов в 1253 г. пишет о ней: «Греки, которые проживают там нa берегу моря, называют ее Касария, что значит - Цезарея».
      Пришествие завоевателей Гуннов во многом изменило состав населения Кесарии Боспорской. Место Касаров и Базилеев заняли Болгары, а сами Кесары оказались далеко в Прикаспии. Произношение Кавказцев несколько исказило их имена: первых стали называть Басилами и Берсилами, а вторых Казарами, которые, по всем видимостям, и дали первоначальные кадры основателей государства Казарии, возникшего там около начала VII века. =
..
                Кубанский Край, земля.*
      Древняя казачья земля; в начале нашей эры Греки называли её Меотидой, русским летописцам он был известен, как «Козары», а Персы знали его, как принадлежащую Аланам Землю Касак (Гудуд ал Алэм); от 965 года до 1015 К. К. находился под властью киевских князей, а потом стал центром независимого государства Томаторканского, каковым оставался до конца XII в.
      Во второй половине XIII в. завоеватели Татары выводили оттуда отряды Казаков или Черкасов для службы при татарских баскаках; в XV-XVI вв. там указываются Азовские Казаки и Черкасы славянской речи; от 1475 г, Кубанский Край принадлежал Турции, которая уступила его России в 1783 г. В 1792 г. большую его часть получили от императрицы Екатерины II б. Запорожцы, Черноморские Казаки, взамен за отобранные Русскими земли павшей Сичевой республики.
      На 1-е января 1915 г. там проживало в станицах и селах 2.803.900 душ, а в городах 247.300 душ; из них Казаков около 1.500 тысяч душ; остальное население края состояло из местных: Горцев, Армян, Греков и из пришлых: Русских, Украинцев, Немцев.
      Весь Кубанский Край был разделен на семь военно-административных отделов: Екатерино-дарсний, Майкопский, Лабинский, Баталпашинский, Кавказский, Таманский и Ейский. В них располагалось больше 400 населенных пунктов, из которых 360 казачье-горских. Столица Кубанского Края - г. Екатеринодар, основанный в 1794 г.
      В распоряжении населения имелось школ: высших - один Политехнический Институт, средних - свыше 150, высших начальных городских и станичных больше чем 250, а низших свыше 2.000.
      Большинство населения занималось сельским хозяйством, посевами зерновых культур, скотоводством, коневодством, табаководством, садоводством, виноградарством. В распоряжении хозяев находилось, круглым счетом, свыше миллиона лошадей, полтора миллиона голов крупного рогатого скота и около трех миллионов мелкого (овец, коз, свиней). Северные равнины тучного чернозема давали особенно богатые урожаи.
      К году русской революции (1917) К. К. имели до 8,000 промышленных предприятии частных, станичных, городских и кооперативных, по добыванию и очистке нефти, лесных, рыбных, мукомольных, маслобойных» винокуренных, пивоваренных, свеклосахарных; был одним из главных центров вывоза и экспорта зерновых хлебов и ввоза всякого рода машин и орудий. Русская империя имела свыше ста миллионов золотых рублей дохода только с ежегодных взносов Кубанской Войсковой кассы.
      ++++++++++++++++++++
Землячество!!
            Землячество казаков Азербайджана.*
      Глава Землячества казаков Азербайджана Виктор Мерешкин говорит, что все казаки готовы в открытую говорить о том, что Армения - это агрессор. Азербайджан - многонациональная страна. Наряду с другими национальными меньшинствами живут здесь и казаки. Глава Землячества казаков Азербайджана Виктор Мерешкин воевал против армянских оккупантов в Карабахе. Сейчас он является членом координационного совета движения "Во имя Азербайджана". Землячество вошло в избирательный альянс "Солидарность и доверие". =
..
                Землячество казаков Республики Абхазия.*
      Союз казачьих войск России и Зарубежья и Землячество казаков Республики Абхазия подписали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. "Договор предусматривает сотрудничество в экономической, культурной, общественно-политической, военной сферах", - сказал в интервью "АПСНЫПРЕСС" атаман Черкасского округа полковник Иван Капустин. "У Землячества казаков Абхазии давние дружеские связи с донскими казаками. многие из них погибли, защищая Абхазию во время грузино-абхазской войны", - сказал руководитель Землячества Олег Петров. "Подписание этого договора позволит развивать сотрудничество между казаками Абхазии и России. Для нас это имеет очень важное значение", - подчеркнул Петров. Союз казачьих войск России и Зарубежья включает все казачьи войска России, а также казачьи структуры в странах дальнего зарубежья. =
..
                Кубанское землячество.*
      В Москве уже многие годы действует Кубанское землячество, объединяющее не только казаков, но и представителей многих других народов, чьей малой Родиной стал Краснодарский край. Так же среди членов землячества и те, кто когда-то жил и работал на территории Кубани и немало пота и крови отдал для процветания нашего благодатного края. Сейчас в «Кубанском землячестве» около двухсот человек. Среди членов землячества много известных в крае и за его пределами людей: деятелей науки и культуры, военных, космонавтов, общественных деятелей. Деятельность землячества во многом направлена на укрепление социальных, экономических, культурных связей Краснодарского края со столицей, проведение мероприятий в области культуры как в Москве, так и на Родине. =
..
                Московское землячество.*
      Московское казачье землячество возникло в 1989 г. в среде активистов Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Лидерами группы были литераторы Гарий Немченко и Валерий Латынин, директор автокомбината Александр Мартынов и сотрудник ВООПИиКа Георгий Кокунько. Среди первых участников группы были бывшие члены "ПАМЯТИ". Московское казачье землячество стало одним из инициаторов созыва Большого казачьего круга 28-30 июня 1990 г.
      Движение казачества началось с создания Московского землячества в январе 1990 г. по инициативе единомышленников из разных казачьих земель Г.Л.Немченко, В.А.Латынина, П.И.Ткаченко, В.Н.Скунцева, А.Н.Жигайлова и др. Раньше других развернули работу по возрождению терские казаки во Владикавказе. Создаваемые новые казачьи организации стали предлагать объединение в союзную организацию. Оргкомитет по созданию такой организации образовался в мае 1990 г. на проходившем в Москве Всероссийском казачьем сборе по подготовке и созыву Большого казачьего круга России.
      ++++++++++++++++++++
Зимовье!!
            Алданское (Бутанское) Зимовье.*
      В 1636 году отряд казаков во главе с атаманом Дмитрием Копыловым прошел из Томска на реку Алдан и основал Алданское (Бутанское) зимовье. В 1639 — 1642 годы казаки из этого отряда во главе с Иваном Юрьевым Москвитиным прошли с Алдана на побережье Охотского моря в устье реки Ульи. =
..
                Оймяконское зимовье.*
      Отряд Стадухина вышел из Якутска на Оймякон в конце лета 1641 года. В составе отряда в качестве рядового казака участвовал Семен Дежнев, прославившийся в дальнейшем историческим плаванием вокруг Чукотского Носа. Путь пролегал по горам через Алдан и занял около девяти недель. По прибытии на Оймякон Стадухин поставил новое зимовье. Ясак в Оймяконском зимовье с окрестных якутов и тунгусов был собран легко, быстро и с большой прибылью.
      ++++++++++++++++++++
Знатный!!
            Знатные войсковые товарищи Малороссии.*
      Главное место между товарищами занимали знатные войсковые товарищи. Так именовались отставные генеральные старшины и полковники, бравшие в публичных собраниях первенство не только над бунчуковыми товарищами, но даже и над настоящими генеральными старшинами и полковниками. =
..
                Знатные полковые товарищи Малороссии.*
      Шляхетство не столь богатое было известно в полках под названием знатных такого-то полка товарищей. =
..
                Знатные товарищи сотни Малороссии.*
      Беднейшие шляхтичи гордились тем же названием, что и полковые, с прибавлением только вместо полка сотни, в которой служили.
      ++++++++++++++++++++


Рецензии