Порядник. Виды Казачьих формирований. М-М

Авторы: Солтан Ходов, Геннадий Кочиев, Владимир Юрив, Олег Данкир.
Разработка проекта: Олег Данкир.
================================================
********
Малороссийские казаки!!
      После вхождения русских земель бывшей Киевской Руси в состав Литовского государства, а затем Польши, территория этих земель была поделена на староства. В начале XVI века это были Черкасское и Каневское староства на юге. Эти староства по сути находились в собственности магнатов и постоянно подвергались набегам со стороны крымских орд. Затем, число староств было расширено.
      Для защиты и безопасности своих земель от крымчан, черкасский и каневский староста Евстафий Дашкевич и хмельницкий староста Предислав Лянскоронский просто были вынуждены организовать отряды для отпора татарам. Нанимали в эти отряды и казаков приграничья, и коренное население, также ставшее именоваться казаками. Чтобы казаки не покинули службу в критический момент, кроме платы за службу, иногда разрешали им некоторые вольности: пограбить, совершить авантюрный набег на иностранное государство, т. е. то, что называется «выпустить пар». Иногда, основатели малороссийского казачества, развлекаясь, и сами возглавляли эти походы.
      Пришедший на смену Дашкевичу князь Дмитрий Вишневецкий (Байда) увеличил число черкасских и каневских казаков, и также возглавлял их не только в обороне староства от крымских татар, но и во время грабительских набегов. В 1563 году он чуть было не захватил Молдавию, но своими же казаками был выдан, затем схвачен и повешен турками.
      В середине XVI столетия князь Байда Вишневецкий построил на Днепре на о. Хортице укрепления и сосредоточил там казаков в качестве сторожевого отряда, положив начало Запорожской Сечи, и стали именоваться казаками запорожскими. Эта вольность была открыта для всех желающих как в Малороссии, так и во всей Польши. В Сечь бежали не только от гнёта и преследования властей. Туда шли за удалью, волей, удачей, ведомые авантюрным складом характера не только русские, но и поляки, причем последних там было в достаточном количестве.
      На положении казачьих частей состояли Малороссийские конные казачьи полки.
      ++++++++++++++++++++
Мальтийские казаки!!
      Существуют свидетельства того, что некоторая часть казаков в 1775 г, после ликвидации Запорожской Сечи, откололась от Задунайской Сечи и подалась на остров Мальту, где в то время еще существовал Мальтийский орден. Сохранилась запорожская песня, описывающая события тех лет.
      Сергей Новиков, в недавнем прошлом первый заместитель верховного атамана ОО "Белорусское казачество", дважды получил высшую награду "Мальтийского ордена".
      ++++++++++++++++++++
Мальтийское казачество!!
      Ликвидация царизмом Запорожской Сечи в 1775 году и раздача запорожских земель помещикам привели к бегству части запорожцев за Дунай, в турецкие владения. Существуют свидетельства того, что некоторая часть казаков откололась от Задунайской Сечи и подалась на остров Мальту, где в то время еще существовал Мальтийский орден. И хотя исторических источников, однозначно подтверждающих этот факт, пока не обнаружено, сохранилась запорожская песня, описывающая события тех лет.
      Есть в Белорусском казачестве человек, о котором даже в стане Улаховича говорят с придыханием. Это Сергей Новиков, в недавнем прошлом первыйо заместитель верховного атамана ОО "Белорусское казачество", который дважды получил высшую награду "Мальтийского ордена".
      ++++++++++++++++++++
Маньчжурское казачество!!
      Во время Гражданской войны 1918—20 основная часть Забайкальского казачества активно воевала против большевиков под руководством атамана Г. М. Семёнова и Р. Ф. Унгерна, некоторые казаки поддержали красных. После поражения Семёнова примерно 20% казаков вместе с семьями ушли в Маньчжурию, где обосновались, создав свои станицы.
      ++++++++++++++++++++
Масонское казачество!!
      По всем признакам своей бурной деятельности казачество дает повод считать его масонской ложей Беларуси. И дело не только в его связях с промасонским "Мальтийским орденом". Как уже отмечалось выше, казачий костяк составляют лица, имеющие немалый вес в государстве. В структуре кроме официального есть и "теневой" список членов, а это влиятельные чиновники, которым закон запрещает заниматься деятельностью подобного рода.
      Помимо прочего, в казачестве существуют свои специфические ритуалы, которыми так знамениты масоны, в том числе принесение присяги и посвящение в казаки, что налагает на члена организации определенные обязанности, переступать через которые он не должен. В казачестве существует жесткая иерархия, основанная на принципах армейского единоначалия. Приказы "генералиссимуса" подлежат беспрекословному исполнению, но никак не обсуждению, что общественной организации явно не свойственно.
      Такой тоталитаризм, напрочь исключающий внутренние разборки, является одной из характерных примет масонской ложи. Рядясь в казачий мундир, прикормленные властью атаманы и их воины радеют не столько о "социально-культурном слое белорусского казачества", сколько о своих личных интересах. Для них казачья атрибутика - не более чем камуфляж, за коим скрываются далеко идущие политические цели, направленные на переустройство государственного механизма и в конечном итоге - наделение последнего диктатора Европы пожизненными президентскими полномочиями.
      ++++++++++++++++++++
Массагеты-казаки!!
      Древний кочевой народ Восточного Прикаспия, вероятные предки Туркменов; принадлежали к комплексу Азиатских Скифов, но от конца I в. по Р. Хр. находились под властью Асов-Аланов и приняли их имя, которое носили до нашествия Гуннов; по китайским хроникам известны как «Яньцай».
      ++++++++++++++++++++
Маякское казачество!!
      В 1701 г. кроме Бахмутских казаков, в «Бахтумскую казачью ампанию» вошли казаки Торские и Маякские. В 1748 году «кампания» была переформирована в «Бахмутский конный казачий полк», преемником которого является 4-й гусарский полк.
      ++++++++++++++++++++
Мещане!!
            Мещане Малороссийские.*
      Мещанам городов дарованы от королей польских права Магдебургские. Это города: Kиев, Чернигов, Переяславль, Стародуб, Нежин, Погар, Мглин, Остер, Новгород - Северский и Кролевец. В правах записано: получив обиду от князей, господ дворян и крестьян их, на случай неудовлетворения, вызывать каждого в суд земский для поступления по законам. Приняв Малороссию в свое подданство, Алексей Михайлович оставил ей ее старое привычное управление: население делилось на полки, казаки сами выбирали себе полковников, есаулов и всю «старшину» (начальство); во главе Малороссии стоял тоже выборный гетман.
      Но в населении Украины скоро обнаружился раскол. Управление выборной старшины вызывало горькие жалобы со стороны мещан, на которых казаки смотрели с презрением, как на людей невоенных, и нередко обижали и грабили, а казачья старшина не давала мещанину суда и управы против казака. Мещане роптали и слали царю челобитную за челобитной, чтобы он прислал в города для защиты и управления своих воевод. Среди неурядицы, раздоров и измены в среде старшины огромная масса простого казачества и мещанства хранила верность добровольно избранному православному царю. Особенно старики, помнившие польские порядки, боялись восстановления их и благословляли царя, который поборов не требует, а, начав войну, сам и своего здоровья за них не жалеет. =
..
                Казаки-Мещане. В Запорожской Республике, как и в Гетманщине, путем личной инициативы выделялись зачатки других сословий: Казаки-мещане, ремесленники, купцы, земледельцы. Они безусловно не были равны экономически, обладали различными правами и по разному влияли на общественную жизнь края. Из них те, которые проживали в смешанных украинско-казачьих городских общинах, подчинялись не войтам и бурмистрам, а своим выборным атаманам. И в то время как мещане из Украинцев имели первой судебной инстанцией войта, Казаки-мещане по небольшим преступлениям подлегали суду своих «городовых атаманов».
      В казаки попадали люди из всех общественных слоев (крестьян, мещан, дворян). Были среди них и иностранцы. В то время как мещане из Украинцев имели первой судебной инстанцией войта, Казаки-мещане по небольшим преступлениям подлегали суду своих «городовых атаманов».
      ++++++++++++++++++++
Монастырь!!
            Екатерино-Лебяженская пустынь (монастырь).*
      Около 1840 г. у черноморцев возникли свои монастыри, Мариинская женская пустынь, мужская Екатерино-Лебяженская пустынь — которая стала и школой для желающих поступить в духовное звание. Казачьи власти постоянно вмешивались в церковные дела. Так, в 1849 г. атаман Черноморского Войска Заводовский велел всем священникам три воскресенья подряд читать в церквях приказ наместника (о запрете казакам обращаться к властям через головы непосредственных начальников). =
..
                Женский монастырь.*
      В женские монастыри уходили вдовы, чьи мужья не вернулись из походов. Кстати, весьма красноречивая деталь — в отличие от Центральной России, казачьи монастыри никогда не пользовались трудом крепостных. Кроме собора, Казаки в Черкасском городе построили в стенах крепости каменную церковь апостолов Петра и Павла, а также Ратницкую церковь Преображения Господня на кладбище. Первую, на месте стоявшей там от 1602 года и сгоревшей в 1744 году, они отстроили в 1751 г., а вторую соорудили в 1781 г. Кроме них до нашего времени сохранился Ефремовский женский монастырь с церковью оконченной к 1761 г. =
..
                Казачий монастырь.*
      Укрепление позиций государства на казачьих окраинах во многом способствовало и укреплению Церкви. Если в XVII в. храмы имелись только в центрах казачьих областей (в Сибири — в городах и крупных селах), то при Петре I вовсю развернулось строительство станичных храмов. Кстати, только тогда, вместе с постройкой церквей, Петр запретил казакам жениться без священников, на майдане. Возникали новые монастыри. Например, на Дону мужские — Черниев, Кременской, женские — Старочеркасский, Ефремовский. Бекреневский и Усть-Медведицкий сперва были мужскими, потом их преобразовали в женские. Но казачье православие по-прежнему сохраняло некоторую специфику, соединяя христианство и воинские традиции.
      Основой для такого сочетания служили слова Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Иоанн. 15,1З). Поэтому в хате на одной стене висели иконы и оружие. Казачьи монастыри, как и раньше, служили пристанищем увечных воинов. А в женские монастыри уходили вдовы, чьи мужья не вернулись из походов. Кстати, весьма красноречивая деталь — в отличие от Центральной России, казачьи монастыри никогда не пользовались трудом крепостных. =
..
                Казачьи монастыри старообрядцев.*
      Всесильный Потемкин добился у Синода разрешения для казаков-старообрядцев строить церкви. Возникали скиты — у Калиновской, Червленной, Новогладковской и др. Однако здешние скиты не стали местами, где укрывались и вели раскольничью пропаганду беглые. Они превратились в подобие традиционных казачьих монастырей. В них поселялись инвалиды, убогие, вдовы. Подрабатывали шитьем, возделывали свои сады и виноградники, помогали и станичники — продукты приносили дети и называли имя того, за кого надо помолиться. И местные власти этих скитов «не замечали». =
..
                Казачьи монастыри Черноморцев.*
      В 1829 г. Северный Кавказ был передан в ведение Донской епархии, а в 1843 г.— образована Кавказская, и казачьи станицы были подчинены обер-священнику Кавказского корпуса Лаврентию Михайловскому. Особенности здесь наблюдались такие же, как на Дону. У черноморцев возникли свои монастыри, Мариинская женская пустынь, мужская Екатерино-Лебяженская пустынь — которая стала и школой для желающих поступить в духовное звание. Казачьи власти постоянно вмешивались в церковные дела. =
..
                Мариинская женская пустынь.*
      Черноморский монастырь. Возник около 1843 года. Она стала и школой для желающих поступить в духовное звание. Казачьи власти постоянно вмешивались в церковные дела. Так, в 1849 г. атаман Черноморского Войска Заводовский велел всем священникам три воскресенья подряд читать в церквях приказ наместника (о запрете казакам обращаться к властям через головы непосредственных начальников).
      ++++++++++++++++++++
Монгольские казаки!!
      В конце XII века на политическую арену в Азии выходит сибиряк-старовер Богдан из рода Бодончара (в поздней интерпретации - Борджигинов), казачий атаман, вынужденный признавать власть китайского императора и имевший титул хайкона. Хай - высокий, правитель; кон – территория. В поздних трудах историков эта должность звучит как хахан, хакан, хайхан, а по-китайски - чин хана.
      ++++++++++++++++++++
Монгольское казачество!!
      В поздних трудах историков эта должность звучит как хахан, хакан, хайхан, а по-китайски - чин хана. Когда этот титул перевели с китайского на английский, а с английского - на русский, то получили чин из хан и записали Чингисхан. Так официальная история получила имя правителя огромной империи, которое сохраняется в употреблении по сей день.
      В конце XII века на политическую арену в Азии выходит сибиряк-старовер Богдан из рода Бодончара (в поздней интерпретации - Борджигинов), казачий атаман, вынужденный признавать власть китайского императора и имевший титул хайкона. Хай - высокий, правитель; кон - территория (отсюда - закон, т.е. нормы поведения за пределами своего селения).
      ++++++++++++++++++++
Мореходы казаки!!
      Осуществить покорение коренного населения обычными на западе способами: конными и пешими казачьими отрядами зачастую не представлялось возможным из-за больших расстояний, низкой плотности населения и сложной пересеченной местности, изобилующей горными хребтами. Это было возможно, только создав защищенные базовые поселения — остроги на реках, связанных с Жиганском и Якутском морем. В связи с этим в Якутском казачьем войске помимо традиционных конных и пеших казаков, появились и казаки-мореплаватели. Эту роль в основном исполняли выходцы из Поморья, имевшие опыт арктического мореплавания.
      Профессионалы-мореплаватели посылались якутскими воеводами на «морскую службу» в качестве «провожатых и вожей», то есть кормщиков и проводников-лоцманов. Они должны были доставлять казачьи отряды на «дальние реки», снабжать их продовольствием и всем другим необходимым, а также вывозить пушнину и моржовую и мамонтовую (заморенную) кость, полученную в качестве ясака и добытою самими казаками.
      Помимо казаков морской путь использовался купцами и промысловиками, которые зачастую обязаны были брать на свои суда и казаков, выполнявших функции представителей власти и следивших за тем, чтоб купцы и промысловики не обижали ясачное население и тем самым не наносили государю «урона в ясачной подати».
      Отличительной особенностью восточносибирского мореплавания было то, что в нем тесно смыкались торгово-промысловые и государственные экспедиции. Поездки казачьих отрядов часто проходили при участии торгово-промыслового люда и обычно на его деньги.
      Так как среди якутских казаков было много выходцев с Русского Севера, способных к морской службе, умевших пользоваться компасом и глубинным лотом, то не только профессиональные вожжи в случае необходимости могли взять на себя руководство морской экспедицией. Именно они казаки-мореплаватели совершали географические открытия от Лены до Камчатки, составили описания своих плаваний и первые карты, способствовали присоединению этого огромного края к России.
      Как и в Поморье, в XVII веке в Восточной Сибири плавали на кочах, однако восточносибирский («якуцкий») коч был больше по размерам и брал на борт большее количество пассажиров и груза.
      ++++++++++++++++++++
Московское Казачество!!
      Казачьи общины («войска;») стали образовываться и на территории Московского царства XVI и XVII вв. из состава сторожевой и станичной служб, что охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев.
      Московский казачий полк сформирован в 1812 году графом Дмитрием Мамоновым из своих людей.
      ++++++++++++++++++++
Музей!!
            Музей 11-го гренадерского Фанагорийского генералиссимуса князя Суворова полка.*
      Гордостью музея 11-го гренадерского Фанагорийского генералиссимуса князя Суворова полка, расквартированного в 1910-х годах в Москве, являлся Суворовский отдел, в котором находились предметы и документы, связанные сименем величайшего русского полководца и его семьи. Музей полка был создан в 1910 году по инициативе капитана В.Ю.Осташкевича (ставшего хранителем музея) и при энергичной поддержке полковой исторической комиссии (полковник В. Н. Смердов, подполковник В.К. Викторов и капитан Д. Д. Горностаев). В офицерском собрании полка для музея было отведено особое помещение, названное «Суворовской комнатой», где хранились наиболее ценные экспонаты. =
..
                Музей 65-ого пехотного Московского Его Величества полка.*
      Первый полковой музей в русской армии был создан в 1886 году в 65-м пехотном Московском Его Величества полку — одной из старейших воинских частей, упоминание о которой восходит к 1642 году. =
..
                Музей лейб-гвардии казачьего полка в Париже.*
      Создан представителями русской эмиграции. Музей Лейб-Гвардии Казачьего Е.В. полка - является выдающимся и достойным примером того исключительного уважения и преданности к памятникам своего прошлого, каковыми выявили г.г. офицеры этого полка, сохранив свой Музей от гибели в страшные годы революции, гражданской войны, эвакуации и жизни в Европе, полной лишений и нищеты.
      Этот Музей был основан в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства г.г. офицеров Лейб-Гвардии казачьего Е.В. полка. Все дальнейшее пополнение содержание его производилось также их же силами и средствами.
      После революции 1917 г., когда у кормила государственной власти встал Керенский, Музей был перевезен на Дон, в 1919 году он был эвакуирован в Константинополь, а потом в Сербию, где и оставался до1929 г., когда оставшиеся в живых офицеры полка, жившие в это время во Франции, напрягли все силы, чтобы собрать нужную сумму денег для переотправки своего Музея в Париж, куда он после длительных хлопот и быль доставлен.
      В первые годы он размещался в арендованном здании в Анвере, близ Парижа, а в 40-х годах, как писал нам хранитель Музея и последний командир полка, генерал-майор И.Н. Оприц, музей располагает собственным поместительным каменным домом на 12 rue St Guillame Courlevoie,Seine, France кроме того, имеет свой отдел в Брюсселе в Музее Royal de Armee.
      Далее, ген. Оприц сообщает, что Музей "существует исключительно на" средства, даваемые и собираемые путем устройства вечеров однополчанами". Так как родоначальник Музея Лейб-Гвардии Казачий Е.В. полк был сформирован в 1775 году распоряжением императрицы Екатерины 2-й и принимал участие во всех войнах в течение 150-летней своей истории (до конца 1-й Мировой войны), то эта долгая боевая служба позволила постепенно накопить массу всевозможных реликвий и трофеев и даже, когда за годы эвакуации и переездов Музея было много утеряно или оставлено намеренно (пропала библиотека, начатая при императоре Николае I-м, брошено дорогое столовое стекло и пр.) все же в этом Музее имеются ценнейшие уники военной истории и быта.
      Г. Вакар в своей статье, посвященной Музею, сообщает о следующих его ценностях: "Картины Музея изображають л.г. Казачий полк в бою под Лейпцигом 4 октября 1813 г. и в атаке под Фершампениаз 13-го 1813 года". Висят масленые портреты донских атаманов от времен Екатерины 2-й и всех командиров полка до ген. И.Н. Оприц. Личные приказы и рескрипты Императоров Павла I-го и Александра I-го. Подлинные документы, относящиеся к компании 1812-14 г.г:
      Письма казаков из Парижа на родину в 1814 году. Казачьи мундиры Императоров Николая I-го Александра II-го, Александра III-о, Наследника Цесаревича: Коллекция автографов Наполеона, всех его маршалов, его министров и генералов. Особенно интересно собрание французских гравюр относящихся к пребыванию русских войск в Париже. В Музее собраны почти все гравюры, изданные во Франции, в связи с компанией 1812 г. (свыше 700 номеров) - это чрезвычайно ценная коллекция и редчайшая.
      Другим сокровищем является редкое собрание русских и выбитых иностранцами в честь России и русских полководцев медалей: Полковой Образ, именные бокалы, кубок Атамана Платова, полковое серебро, серебренная братина весом около 3-х пудов, подаренная полку в память Лейпцигской битвы бокал с надписью на белой эмали: "В память взятия Парижа, 19 марта 1814 года" В Париже Музей обогатился частными ценными коллекциями, пожертвованными Д. Ознобишиным и другими. Так на трудовых жертвенных грошах держалось большое и ценное русское дело - заканчивает Н. Вакар. Хвала и честь всем, кто оберег и поддерживает это ценное хранилище памятников нашей былой Истории. =
..
                Музей лейб-гвардии Кексгольмского полка.*
      Второй по времени образования из полковых музеев — музей лейб-гвардии Кексгольмского полка — был учрежден 8 июня 1899 года по предложению поручика Бориса Викторовича Адамовича и постановлению общего собрания офицеров. Спустя 13 лет в опись полка включено было почти 2000 наименований предметов и документов. Музей помещался в офицерском собрании полка в Варшаве. =
..
                Полковые музеи.*
      Полковые музеи возникали спонтанно, по решению офицерских собраний, и часто не были официально зарегистрированы в качестве таковых.
      Каждая из воинских частей имеет свою неповторимую историю, поэтому полковые музеи были не похожими один на другой. И различие это определялось не столько временем возникновения того или иного музея или объемом его фондов, сколько тем боевым путем, который прошел полк за время своего существования, и теми героями и полководцами, с которыми связано его имя.
      ++++++++++++++++++++


Рецензии