Порядник. Виды Казачьих формирований. Ц-Ц

Авторы: Солтан Ходов, Геннадий Кочиев, Владимир Юрив, Олег Данкир.
Разработка проекта: Олег Данкир.
================================================
********
Царство!!
      Асо-Аланское царство.*
      Во второй половине десятого века все поселения Асо-Аланского или Ясского царства кем-то разрушены. Теперь при их раскопках находят следы пожаров и насильственной смерти жителей. Их гибель по времени можно связать только с хазарским походом киевского князя Святослава. Эта очередная катастрофа в жизни Дона, очевидно и нашла отражение в короткой заметке летописей под годом 965: "Одоле Святослав Козаром и град их Белу Вежу взя, и Ясы победи и Касоги и приведе Киеву."
      В результате этой победы прекратилась цветущая и культурная жизнь многих десятков ясских и болгаро - славянских поселений на берегах Дона, Донца и Оскола. Сохранившаяся часть жителей после известна русским летописцам, как Ясы и Черные Болгары. До 1015 г. они находились в зависимости от киевского князя, а после вместе со Славянами-Казаровцами, Касогами-Казягами вошли в состав независимой и сильной державы Мстислава Храброго.
      В границах этого Томаторканского княжества все они находились около ста лет. Многовековое пребывание Асо-Алан в постоянном близком общее со Славянами-Казаровцами и Черными Болгарами способствовало их слиянию в один народ. =
..
                Асо-казачье царство.*
      Историк Фазари в 772 году писал, что казаки и асы образовывали одно Царство. Царей было два. Одного называли Каган, другого – Каган-бек. =
..
                Вольное казачье царство.*
      Скорее всего, Ермак поначалу не думал о завоевании Сибири. Соглашаясь идти воевать в Сибирскую землю, казаки, видимо, надеялись уйти от преследований царских воевод: когда-то они убили государева посла и ограбили лодку с казной. Сослужив честную службу Строгановым, они хотели получить государево прощение. Мечтали казаки и о вольном казачьем царстве, но в Сибири пришлось с этой мечтой расстаться. =
..
                Казачье Бактрийское царство.*
      При Тмутаракани находился торговый порт, и Русо-Славяно-Казаки называли его «Самкерц». Отсюда шли византийские товары на восток к реке Славении (Волге), Хвалисскому (Каспийскому) морю и дальше в Казачью Закаспийскую Низменность и Казачье Бактрийское Царство. По персидской географии Гудул ал Алэм 982 года город окружала Святая Земля Казачья. =
..
                Казачье царство.*
      Краснов ни о какой империи, ни о какой России не думал! Он пытался создать своё Донское казачье "царство-государство" под своим управлением и даже роздал "министерские портфели". И с Деникиным в то время разговаривал только о снабжении деньгами и оружием своего казачьего войска. Ради вооружения своего войска он даже пытался от имени своего "государства" завязывать собственные отношения с представителями Антанты. =
..
                Пугачёвское казацкое царство.*
      1775 год. Пугачев, заняв Петербург, реализует свою программу - "всех навечно казаками". Отныне крестьяне, рабочие, горожане несут казачью службу (не обязательно лично). Вместо губерний и уездов - войска, полки, сотни с выборной старшиной. Но выше - никакой демократии: самодержец и совет из вельмож. Сохраняется и профессиональная армия.
      Дворяне, в основном мелкопоместные, что перешли к Пугачеву (по убеждению или из корысти), сохранили свои земли. Раздавать же соратникам земли с крестьянами "Петр III" отказывается. Соратники становятся войсковыми атаманами, министрами и т.д., иные получают титулы и роднятся с царствующим домом. Гетман и князь Зализняк, например, женится на небезызвестной княжне Таракановой, охотно учащей новую знать как тратить деньги по-княжески.
      Находят себе место в пугачевском царстве и Радищев с его единомышленниками, и народный мудрец Сковорода, и Кулибин, и авантюрист Беневский (поклонившийся "Петру III" Мадагаскаром). И наследник престола Павел, что вовремя изменил матери, бежавшей за границу с Орловым, Суворовым и многими другими. =
..
                Святая Земля Казачья (царство).*
      По Персидской географии «Гудуд ал Алэм» 982 года территория за Русским (Черным) морем называлась «Земля Касак» (Святая Земля Казачья). В русских летописях Святая Земля Казачья называлась «Земля Козария» и «Земля Хазария», у византийцев и армян – «Земля Казария», у арабов – «Земля Казирия», в «Еврейской переписке» - «Земля Казария», «Земля Кузария».
      Последнее название в Европе – «Земля Газария» появилось в результате перехода звука К на звук Х перед предыхательными гласными, что у византийцев бывало и в других случаях («Корпус Боспорских надписей»). Основателями Святой Русо-Славяно-Казачьей Империи «Земля Казачья» были потомки каганов «Святой Земли Азов» - князей Вили и Вье, братьев князя Одина.
      В 965 году Святая Земля Казачья попала под власть Святой Великой Киевской Русской Империи. В 988 году Каганом Святой Земли Казачьей стал Каган князь Мстислав Владимирович Рюриков, который в 1015 году «отложился от Киева» и расширил территорию Святой Земли Казачьей до Чернигова. Столицей Святой Земли Казачьей стала Томаторкань (у Русских летописцев – Тьмутаракань, у Византийцев – Таматарха). =
..
                Сибирское казачье царство.*
      Скорее всего, Ермак поначалу не думал о завоевании Сибири. Соглашаясь идти воевать в Сибирскую землю, казаки, видимо, надеялись уйти от преследований царских воевод: когда-то они убили государева посла и ограбили лодку с казной. Сослужив честную службу Строгановым, они хотели получить государево прощение. Мечтали казаки и о вольном казачьем царстве, но в Сибири пришлось с этой мечтой расстаться.
      ++++++++++++++++++++++++++++++
Центр!!
            Общеказачий Центр в США.*
      Казачья организация, по своему существу бытовая, объединившая в 1947 г. десятки эмигрантских станиц, хуторов и групп, преимущественно американских. Все они вошли в Общеказачий Центр на основах автономности.
      Первоначальное правление Центра состояло из двадцати делегатов, которые выделяли из своей среды Исполнительное Бюро с несколькими отделами:
      1) отдел прессы – Общеказачий журнал с ответственным редактором С.Г. Елатонцевым;
      2) отдел помощи Казакам в Европе и в Америке с адресным столом и общежитиями для прибывающих в двух домах Центра, приобретенных им около Лейквуда (шт. Нью Джерси);
      3) отдел организации фермерского посёлка «Новая Кубань»;
      4) отдел семинаров и дискуссий;
      5) отдел библиотеки и архива, где было собрано много ценных книг, актов и других исторических документов, а особенно материалов для эпохи Казачьей борьбы в гг. 1917-20;
      6) отдел кооперации, страхования и кладбищ; 7) отдел связи с американскими организациями, с общественными деятелями, благодаря помощи которых долголетний председатель Центра С.Г. Елатонцев приобрел материальную поддержку для организации и для ее журнала, а также развил дело помощи Каза¬кам в переселение их в США.
      В 1952 г. Общеказачий Центр имел два больших собственных дома в шт. Нью Джерси и располагал оборотным капиталом в 10 тыс. долларов.
      В 1953 г., вследствие болезни С.Г. Елатонцева, председателем Центра был избран П.Д. Гульдиев, который однако вскоре передал этот пост полковнику В.В. Черешневу. В следующем году прекратилось издание Общеказачьего журнала, Общеказачий Центр формально продолжал существовать, но ограничился весьма незначительной деятельностью. От 1965 г. состоит в близком контакте с новообразовавшимся Казачьим Национальным Представительством за Рубежем. =
..
                Казачий национальный центр.*
      Прогерманскию позицию ещё в середине 30-х годов занял созданный в Чехословакии "Казачий национальный центр" во главе с В.Г.Глазковым, отстаивающим идеи казачьего сепаратизма. Ультрасепаратистские и прогерманские настроения присутствовали в немногочисленном, но политически активном "Казачьем Национальном Центре", преобразованном после 22 июня 1941 года в "Казачье национально-освободительное движение" (КНОД).
      Руководитель этой организации В.Г.Глазков дистанцировался от остальных казачьих структур и, более того, организовал против Е.И.Балабина, В.Г.Науменко, П.Н.Краснова и М.Н.Граббе настоящую травлю через журнал "Казачий вестник".
      ++++++++++++++++++++
Церковь!!
      Белокриницкая старообрядческая казачья церковь.*
      В 1846 г. на территории Австро-Венгрии была создана Белокриницкая старообрядческая церковь. Единство структуры, возможность поставления священников позволили ей привлечь в России многих сторонников. Но среди казаков белокриницких староверов (их называли «австрийцами») было немного.
      В основном религиозная жизнь общин проходила под руководством своих выборных уставщиков. А для таинств крещения, венчания, полного чина отпевания пользовались услугами либо беглых попов, либо раз-два в год представители общины ехали в Россию и за плату привозили священника оттуда. Возникали у казаков и толки, неизвестные у других старообрядцев — никуданцы, неокружники, дырники.
      В целом же можно согласиться с выводом историка Н. И. Великой, что «казачье старообрядчество невозможно отнести к основным течениям (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы)». Потому что оно «имело дораскольнический характер». «При отсутствии священников сложились особые формы религиозной деятельности, осуществлявшиеся под руководством наиболее нравственных и уважаемых казаков». =
..
                Беспоповцы (церковь).*
      Возникали у казаков и толки, неизвестные у старообрядцев — никуданцы, неокружники, дырники. Процветали у казаков церковные толки, которые можно отнести к основным течениям православно-церковным (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы)». =
..
                Буддизм (церковь).*
      На Урале в XVIII в. если казаками желали стать пленные, они обязаны были креститься, но если татары, башкиры, калмыки переходили к казакам добровольно, они могли оставаться в своей вере. В Забайкальское Войско, как уже отмечалось, вошли целыми полками язычники-эвенки и буддисты-буряты. Были даже ламы-казаки — установился порядок, что на время сборов их отпускали из дацанов, а потом они возвращались к монашеской жизни.
      На Тереке в Бороздинской были поселены казанские татары и тавлинцы, сохранившие мусульманскую веру. Мусульмане-башкиры вошли в Оренбургское и Уральское Войска, буддисты-калмыки — в Астраханское, Донское, Уральское. И казаки-христиане воспринимали их как своих собратьев. В чем, кстати, тоже проявлялась психология «воинов Христовых». Не дело воина обсуждать то, что решено свыше. Если Господь по своим неисповедимым путям допускает, что кто-то верит иначе, то нужно ли и можно ли спорить с таким положением? Однако при этом не возникало и ничего похожего на экуменизм.
      Никогда казаки не вели дискуссий о «точках соприкосновения» религий, о возможностях их «сближения». Уважали чужие традиции, но и свои блюли. У них — свое, у нас — свое, а государство-то общее, поэтому и общей службе разница верований не мешает. =
..
                Греко-русское казачье православие (церковь).*
      В Черноморском Войске господствовало греко-русское Православие. И когда пошла массовая подпитка казаков отставными солдатами, русскими и украинскими крестьянами, они также были «нововерами». Отношения между представителями греко-русского и старорусского обрядов в казачестве сложились куда более терпимые, чем в неказачьей среде.
      Казаки одного исповедания старались жить и держаться вместе, но и антагонизма с другими течениями у них не возникало. Например, в 1801 г., когда донцов на Иргизе догнало известие о смерти Павла и отмене похода в Индию, все Войско встречало Пасху в здешних старообрядческих скитах. Вместе — атаман, офицеры, казаки. И никого это не смущало. Иногда девушки из старообрядческих семей старались выйти замуж за казаков греко-русского обряда, поскольку у них отношения в семьях были свободнее.
      А бывало, что члены одной семьи относились к различным исповеданиям. Но им нечего было делить. Они были казаками, а значит, высшие ценности являлись у них одинаковыми. =
..
                Грузинская казачья церковь. В 1763 г. Петр III дозволил старообрядчество, и Екатерина подтвердила его решение. Однако послабления запоздали. Гребенцы отшатнулись от официальной Церкви. Наложился еще один фактор. Церковных кадров на здешней окраине крайне не хватало, а из Закавказья эмигрировали православные грузины. И было решено задействовать грузинское духовенство.
      Оно служило в храмах Кизляра, основало Крестовоздвиженский монастырь, посылалось в станицы. Некоторые священники и служили по-грузински, сопровождали праздники грузинскими песнопениями. Для многонационального Тер-ско-Кизлярского Войска и переселенцев из Терско-Семейного такая церковь подходила, другой-то нет. Но для старожилов-гребенцов выглядела «чужой», не русской.
      Грузинское духовенство после присоединения Грузии схлынуло туда, а на линию стали присылать русских священников. В 1829 г. Северный Кавказ был передан в ведение Донской епархии, а в 1843 г.— образована Кавказская, и казачьи станицы были подчинены обер-священнику Кавказского корпуса Лаврентию Михайловскому. =
..
                Духоносцы (церковь).*
      Проникали в среду казачества и ереси, секты. В 1818 г. на Дону в Верхне-Курмоярской есаул Евлампий Кательников создал секту «духоносцев», его последователи устраивали изнурительные посты и бдения, доходя до экстаза «богоодержимости». Секта была запрещена, Кательникова сослали на Соловки. Распространяли свои учения и баптисты («штунда»), молокане, хлысты, скопцы, адвентисты, представители «Старого Израиля» и «Нового Израиля». Но сама направленность этих сект не соответствовала духу казачества, и они находили очень мало приверженцев. =
..
                Дырники (церковь).*
      Возникали у казаков и толки, неизвестные у старообрядцев — никуданцы, неокружники, дырники. Процветали у казаков церковные толки, которые можно отнести к основным течениям православно-церковным (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы)». =
..
                Единоверческая казачья церковь (церковь).*
      В 1800 г. по инициативе Павла I было принято положение о единоверческой церкви — подчиняющейся Синоду, но осуществляющей богослужение по старопечатным книгам и старым обрядам. В принципе, это было именно то, чего добивались раньше гребенцы. И единоверчество широко распространилось в Уральском Войске, в него перешло более половины казаков. Но на Дону единоверческий храм возник только в одной станице, Верхне-Каргальской. А на Тереке сказался конфликт с официальной Церковью и ее «грузинский» характер, и нововведение не утвердилось.
      Лишь под влиянием миссионерской деятельности о. Назария (Лузина) возникла так называемая «назаровская церковь», хотя ее прихожане считали сами себя не единоверцами, а теми же старообрядцами, только «с настоящим попом, а не с самоставленником ». =
..
                Еретическая казачья церковь.*
      Проникали в среду казачества и ереси, секты. В 1818 г. на Дону в Верхне-Курмоярской есаул Евлампий Кательников создал секту «духоносцев», его последователи устраивали изнурительные посты и бдения, доходя до экстаза «богоодержимости». Секта была запрещена, Кательникова сослали на Соловки.
      Распространяли свои учения и баптисты («штунда»), молокане, хлысты, скопцы, адвентисты, представители «Старого Израиля» и «Нового Израиля». Но сама направленность этих сект не соответствовала духу казачества, и они находили очень мало приверженцев. =
..
                Казачья церковь.*
      Укрепление позиций государства на казачьих окраинах во многом способствовало и укреплению Церкви. Если в XVII в. храмы имелись только в центрах казачьих областей (в Сибири — в городах и крупных селах), то при Петре I вовсю развернулось строительство станичных храмов. Кстати, только тогда, вместе с постройкой церквей, Петр запретил казакам жениться без священников, на майдане.
      Возникали новые монастыри. Например, на Дону мужские — Черниев, Кременской, женские — Старочеркасский, Ефремовский. Бекреневский и Усть-Медведицкий сперва были мужскими, потом их преобразовали в женские. Но казачье православие по-прежнему сохраняло некоторую специфику, соединяя христианство и воинские традиции.
      Основой для такого сочетания служили слова Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Иоанн. 15,1З). Поэтому в хате на одной стене висели иконы и оружие. Казачьи монастыри, как и раньше, служили пристанищем увечных воинов.
      А в женские монастыри уходили вдовы, чьи мужья не вернулись из походов. Кстати, весьма красноречивая деталь — в отличие от Центральной России, казачьи монастыри никогда не пользовались трудом крепостных. =
..
                Константиногорская церковь в Пятигорске (церковь).*
      Начальным поселением возле источников у горы Машук была основанная в 1780 оду Константиногорская крепость, затем возникло Горячеводское поселение, которое и послужило основанием будущего города Пятигорска. Сама же Горячеводская станица на правом берегу реки Подкумок была образована из 257 семей волжских казаков Волгского полка, переселенных из станицы Георгиевской. =
..
                Мусульманство (церковь).*
      На Урале в XVIII в. если казаками желали стать пленные, они обязаны были креститься, но если татары, башкиры, калмыки переходили к казакам добровольно, они могли оставаться в своей вере. В Забайкальское Войско, как уже отмечалось, вошли целыми полками язычники-эвенки и буддисты-буряты. Были даже ламы-казаки — установился порядок, что на время сборов их отпускали из дацанов, а потом они возвращались к монашеской жизни.
      На Тереке в Бороздинской были поселены казанские татары и тавлинцы, сохранившие мусульманскую веру. Мусульмане-башкиры вошли в Оренбургское и Уральское Войска, буддисты-калмыки — в Астраханское, Донское, Уральское. И казаки-христиане воспринимали их как своих собратьев. В чем, кстати, тоже проявлялась психология «воинов Христовых». Не дело воина обсуждать то, что решено свыше.
      Если Господь по своим неисповедимым путям допускает, что кто-то верит иначе, то нужно ли и можно ли спорить с таким положением? Однако при этом не возникало и ничего похожего на экуменизм. Никогда казаки не вели дискуссий о «точках соприкосновения» религий, о возможностях их «сближения». Уважали чужие традиции, но и свои блюли. У них — свое, у нас — свое, а государство-то общее, поэтому и общей службе разница верований не мешает. =
..
                Неокружники (церковь).*
      Возникали у казаков и толки, неизвестные у старообрядцев — никуданцы, неокружники, дырники. Процветали у казаков церковные толки, которые можно отнести к основным течениям православно-церковным (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы)». =
..
                Нетовцы (церковь).*
      Возникали у казаков и толки, неизвестные у старообрядцев — никуданцы, неокружники, дырники. Процветали у казаков церковные толки, которые можно отнести к основным течениям православно-церковным (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы)». =
..
                Никольская церковь в Минводах (церковь).*
      Архитектурное решение Успения Божьей Матери Храма в Пятигорске приближается к типу шатровой архитектуры храмов: в общих приемах и стиле она напоминает старейший сохранившийся храм на Кавказских Минеральных Водах – Никольскую церковь в г. Ессентуки, построеную по проекту братьев Бернардацци, что позволяет говорить о возможном участии их в строительстве Успенской церкви станицы Горячеводской. =
..
                Никуданцы (церковь).*
      Возникали у казаков и толки, неизвестные у старообрядцев — никуданцы, неокружники, дырники. Процветали у казаков церковные толки, которые можно отнести к основным течениям православно-церковным (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы)». =
..
                Поморцы (церковь).*
      Возникали у казаков и толки, неизвестные у старообрядцев — никуданцы, неокружники, дырники. Процветали у казаков церковные толки, которые можно отнести к основным течениям православно-церковным (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы)». =
..
                Поповцы. (церковь).*
       Возникали у казаков и толки, неизвестные у старообрядцев — никуданцы, неокружники, дырники. Процветали у казаков церковные толки, которые можно отнести к основным течениям православно-церковным (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы)». =
..
                Раскольники (церковь).*
      Николай I развернул новые гонения на старообрядчество, но для казаков и он делал исключение, указом от 1836 г. им разрешалось отправлять богослужение по своим обрядам. И духовенство писало, что на Тереке «раскольники открыто строили молитвенные дома, открыто держали беглых попов, заводили секты, а начальниками станиц назначались явные раскольники, даже между командирами Гребенского и других полков встречались раскольники».
      Дабы избежать бунтов в 1850 г. царь распорядился именовать раскольниками только «вредные секты» — духоборцев, иконоборцев, жидовствующих и т. д., а остальных называть староверами и не преследовать. =
..
                Раскольническая казачья церковь.*
      Когда началось формирование Азово-Моздокской линии, с Дона и Волги на Кавказ переселяли тоже в первую очередь старообрядцев. Поехали сюда и расколо-учителя с Иргиза, из-за границы. Но они были различных толков и течений, пошел разброд. Современники писали, что терские казаки «все разных расколов». Впрочем, у казаков и раскольничество трансформировалось.
      Отпала антигосударственная составляющая. И они оставались верными слугами Бога, царя и Отечества. Только Богу служили по-своему — как привыкли. Поэтому светская власть в обиду их не давала. Всесильный Потемкин добился у Синода разрешения для казаков-старообрядцев строить церкви. Возникали скиты — у Калиновской, Червленной, Новогладковской и др.
      Однако здешние скиты не стали местами, где укрывались и вели раскольничью пропаганду беглые. Они превратились в подобие традиционных казачьих монастырей. В них поселялись инвалиды, убогие, вдовы. Подрабатывали шитьем, возделывали свои сады и виноградники, помогали и станичники — продукты приносили дети и называли имя того, за кого надо помолиться. И местные власти этих скитов «не замечали».
      Николай I развернул новые гонения на старообрядчество, но для казаков и он делал исключение, указом от 1836 г. им разрешалось отправлять богослужение по своим обрядам. И духовенство писало, что на Тереке «раскольники открыто строили молитвенные дома, открыто держали беглых попов, заводили секты, а начальниками станиц назначались явные раскольники, даже между командирами Гребенского и других полков встречались раскольники».
      Дабы избежать бунтов в 1850 г. царь распорядился именовать раскольниками только «вредные секты» — духоборцев, иконоборцев, жидовствующих и т. д., а остальных называть староверами и не преследовать. =
..
                Сектантская казачья церковь.*
      Проникали в среду казачества и ереси, секты. В 1818 г. на Дону в Верхне-Курмоярской есаул Евлампий Кательников создал секту «духоносцев», его последователи устраивали изнурительные посты и бдения, доходя до экстаза «богоодержимости». Секта была запрещена, Кательникова сослали на Соловки. Распространяли свои учения и баптисты («штунда»), молокане, хлысты, скопцы, адвентисты, представители «Старого Израиля» и «Нового Израиля». Но сама направленность этих сект не соответствовала духу казачества, и они находили очень мало приверженцев. =
..
                Старообрядческая казачья церковь.*
      При Анне Иоанновне, когда в России опять взялись за старообрядцев, астраханский епископ послал в Кизляр своего «закащика» Федора Иванова, рьяно принявшегося «искоренять раскол». В 1738 г. гребенцы во главе с атаманом Данилом Аукой обратились к епископу Иллариону, сославшись на разрешение Петра I креститься двумя перстами. И он вроде согласился.
      Поскольку у казаков церкви были только в Кизляре и Курдюковской, а в остальных станицах молитвенные дома (без алтарей), Илларион распорядился построить алтари и совершать литургии. Казаки ответили, что все выполнят, кроме троеперстия. Но последовали новые доносы, что «они состоят в нем алом расколе».
      Синод велел навести порядок. И Илларион указал, что если казаки «в своем двое-перстии в упрямстве будут, то не токмо духовным, но и гражданским наказанием наказаны будут». Ответ гласил: «В нашем Гребенском Войске расколу не имеетца, ибо как отцы наши, деды, прадеды издревле состояли в православной вере христианской и крестились двоеперст-ным крестом, так же и мы… не убавливаем и не прибав-ливаем».
      Указывали, что всем прежним царям присягали двумя перстами, что у них крестились многие выходцы из горцев, а если менять обряд, на них это плохо подействует. Поэтому казаки дали подписку о верности Церкви, но с сохранением двоеперстия — даже если придется «пострадати и умерети» или покинуть Терек. И Илларион согласился, «понеже у них, кроме креста, иного расколу никакого нет». Но Синод настоял на своем, начались гонения.
      В 1763 г. Петр III дозволил старообрядчество, и Екатерина подтвердила его решение. Однако послабления запоздали. Гребенцы отшатнулись от официальной Церкви. Наложился еще один фактор. Церковных кадров на здешней окраине крайне не хватало, а из Закавказья эмигрировали православные грузины. И было решено задействовать грузинское духовенство. Оно служило в храмах Кизляра, основало Крестовоздвиженский монастырь, посылалось в станицы. Некоторые священники и служили по-грузински, сопровождали праздники грузинскими песнопениями.
      Для многонационального Терско-Кизлярского Войска и переселенцев из Терско-Семейного такая церковь подходила, другой-то нет. Но для старожилов-гребенцов выглядела «чужой», не русской. Когда началось формирование Азово-Моздокской линии, с Дона и Волги на Кавказ переселяли тоже в первую очередь старообрядцев. Поехали сюда и расколо-учителя с Иргиза, из-за границы. Но они были различных толков и течений, пошел разброд. Современники писали, что терские казаки «все разных расколов». Впрочем, у казаков и раскольничество трансформировалось.
      Отпала антигосударственная составляющая. И они оставались верными слугами Бога, царя и Отечества. Только Богу служили по-своему — как привыкли. Поэтому светская власть в обиду их не давала. Всесильный Потемкин добился у Синода разрешения для казаков-старообрядцев строить церкви. Возникали скиты — у Калиновской, Червленной, Новогладковской и др. Однако здешние скиты не стали местами, где укрывались и вели раскольничью пропаганду беглые.
      Они превратились в подобие традиционных казачьих монастырей. В них поселялись инвалиды, убогие, вдовы. Подрабатывали шитьем, возделывали свои сады и виноградники, помогали и станичники — продукты приносили дети и называли имя того, за кого надо помолиться. И местные власти этих скитов «не замечали».
      Отношения между представителями греко-русского и старорусского обрядов в казачестве сложились куда более терпимые, чем в неказачьей среде. Казаки одного исповедания старались жить и держаться вместе, но и антагонизма с другими течениями у них не возникало. Например, в 1801 г., когда донцов на Иргизе догнало известие о смерти Павла и отмене похода в Индию, все Войско встречало Пасху в здешних старообрядческих скитах.
      Вместе — атаман, офицеры, казаки. И никого это не смущало. Николай I развернул новые гонения на старообрядчество, но для казаков и он делал исключение, указом от 1836 г. им разрешалось отправлять богослужение по своим обрядам.
      И духовенство писало, что на Тереке «раскольники открыто строили молитвенные дома, открыто держали беглых попов, заводили секты, а начальниками станиц назначались явные раскольники, даже между командирами Гребенского и других полков встречались раскольники». Иногда девушки из старообрядческих семей старались выйти замуж за казаков греко-русского обряда, поскольку у них отношения в семьях были свободнее.
      А бывало, что члены одной семьи относились к различным исповеданиям. Но им нечего было делить. Они были казаками, а значит, высшие ценности являлись у них одинаковыми. =
..
                Успения Божией Матери храм в Пятигорске (церковь).*
      На главной площади созданной станицы (на месте ныне не действующего кинотеатра «Октябрь») в 1825 году была построена казачья церковь Успения Божией Матери. Здание церкви имеет свою историю. Она была перевезена в разобранном виде из станицы Дубовки Ставропольской губернии.
      Можно себе представить, как много лет назад казаки, отправляясь на жительство в другие земли, разобрали по бревнышку свою казачью церковь в станице Дубовке и перевезли ее как святыню сначала в Георгиевскую станицу, а затем дальше, в новую крепость.
      Успенский храм поставили на обширной площади и он красиво выделялся своими стройными объемами на фоне кудрявого Машука. Церковь в своем окончательном виде строилась, по всей видимости, при участии братьев Бернардацци – главных архитекторов города Пятигорска.
      Церковь представляла собой одновременно крепость, и в случае набегов горцев все жители станицы могли укрыться за ее стенами, где казаки могли выдерживать осаду по несколько дней. Крепостная ограда была построена сразу же после освящения церкви. На Тереке не было ни одной другой подобной церкви с огромными крепостными стенами. Так как храм был казачий, в нем хранились боевые знамена волжских казаков с именами тех, кто воевал в русско-турецкой войне 1903-1904 годов.
      В 1937 году церковь была закрыта.
      В 1943 году она была снова открыта, но недолго. Спустя шесть месяцев ее снова закрыли. В здании был устроен кино-клуб, архитектурный облик был искажен, так как здание постепенно разбиралось. В 70-х годах она была разобрана совсем, тогда же была уничтожена и крепостная стена, ценнейший памятник оборонной архитектуры XIX века.
      После закрытия церкви православная община ст. Горячеводской собиралась для богослужений в разных домах верующих, пока в 1947 году у некоего гражданина Жебриса Иосифа Иосифовича общиной не был куплен дом с земельным участком, который был перестроен в молельный дом, и где и сейчас находится церковь Успения Божией Матери. При храме действует Воскресная школа, где дети учатся основам Православия, изучают историю Русской Православной Церкви, церковное пение.
      В 1999 году школа получила новые помещения, пристроенные к старому зданию, в котором размещались крестильня и трапезная. Молодежь из Воскресной школы сегодня активно участвует в приходской жизни и несет многочисленные послушания в храме.
      Примечательно то, что многие из тех, кто несколько лет назад впервые переступили порог храма, впоследствии избрали стезю церковного служения и ныне уже являются клириками приходов Ставропольской епархии.
      Воспитанники приходской Воскресной школы неоднократно давали Рождественские и Пасхальные представления в военном госпитале Пятигорска, детском саду, выступали на Пасхальном фестивале детского творчества воскресных школ Кавминводского Благочиния в Свято-Никольской классической гимназии города Кисловодска. =
..
                Федосеевцы (церковь).*
      Возникали у казаков и толки, неизвестные у старообрядцев — никуданцы, неокружники, дырники. Процветали у казаков церковные толки, которые можно отнести к основным течениям православно-церковным (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы)». =
..
                Язычники (церковь).*
      На Урале в XVIII в. если казаками желали стать пленные, они обязаны были креститься, но если татары, башкиры, калмыки переходили к казакам добровольно, они могли оставаться в своей вере. В Забайкальское Войско, как уже отмечалось, вошли целыми полками язычники-эвенки и буддисты-буряты. Были даже ламы-казаки — установился порядок, что на время сборов их отпускали из дацанов, а потом они возвращались к монашеской жизни.
      На Тереке в Бороздинской были поселены казанские татары и тавлинцы, сохранившие мусульманскую веру. Мусульмане-башкиры вошли в Оренбургское и Уральское Войска, буддисты-калмыки — в Астраханское, Донское, Уральское.
      И казаки-христиане воспринимали их как своих собратьев. В чем, кстати, тоже проявлялась психология «воинов Христовых». Не дело воина обсуждать то, что решено свыше. Если Господь по своим неисповедимым путям допускает, что кто-то верит иначе, то нужно ли и можно ли спорить с таким положением? Однако при этом не возникало и ничего похожего на экуменизм.
      Никогда казаки не вели дискуссий о «точках соприкосновения» религий, о возможностях их «сближения». Уважали чужие традиции, но и свои блюли. У них — свое, у нас — свое, а государство-то общее, поэтому и общей службе разница верований не мешает.
      ++++++++++++++++++++
Цитадель!!
            Цитадель.*
      После 1593 г. Казаки перенесли Главный Кош на остров Базавлук, более удобный для обороны. Здесь Сичь Запорожская была окружена глубоким рвом, земляными валами и деревянным частоколом с башнями. Тут же под стенами цитадели обосновался посад, где проживали некоторые Казаки, рабочие (ыргаты - по взятому от Татар названию), купцы, ремесленники и всякий другой иноплеменный люд, находивший здесь пропитание трудом или торговлей. Тут можно было встретить выходцев из Литвы, Польши, Украины, Молдавии и стран Востока. =
..
                Казацкая цитадель крепость Акмола.*
      В 1830 голу на правом берегу Ишима у древнего караванного брода Кара Уткуль появился российский стратегический форпост. Разметив площадь, казаки окопали ее широким и глубоким рвом. В плане крепость имела форму квадрата с пятью бастионами. В центре квадрата стояла приземистая башня. Нижняя часть ее была сложена из саманных кирпичей, а верхняя — из толстых бревен. В бревнах были прорезаны бойницы.
      По крепостному валу день и ночь ходили дозорные с тяжелыми кремневыми ружьями на плечах. Останавливаясь, они вглядывались в степь. Вокруг, насколько хватало глаз, простиралась равнина, поросшая желтой травой, а вдали, у самого горизонта, — юрты казахов, стада их овец, табуны лошадей. Городок лежал на пути одного из отрогов Великого шелкового пути — из Ташкента и Бухары в Европейскую Россию. Акмолинской трассой шли караваны с товарами из Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Пишкека.
      Купцы всех гильдий и наций, скотопромышленники-прасолы съезжались сюда не только из России, но и из-за границы. Удивительно, но дагерротип эта крепости до сих пор сохранился. Остались и фамилии первых поселенцев этой казачьей цитадели Михайло Прохандин, Иван Алексеевский, Асаф Морожников, Федор Хлебников. Где их могилы? Сохранился ли хоть след от них?
      +++++++++++++++++++++


Рецензии