Что задумано, то не сделано

В экскурсии «Мечты, мачты и мосты» с Анной Мураговой мы узнали о том, каким задумывался наш город и убедились, что он никак не поддается планированию, так как ничего из задуманного толком не было осуществлено.
Получил свой облик после войны. Центр конец 40-х – начало 50-х и до конца 55 года.
Архитектура: все дома похожи, но каждый индивидуален, формировалась во времена Сталина. Это важно потому, что дома построены в стиле Сталинского ампира – имперский стиль, который возник во Франции в эпоху Наполеона. Все большие города выполнены в едином стиле, но наш всё же отличается. Сталинские высотки облицовывались натуральным камнем, так как это по статусу. В крупных городах, но не в столице облицовывали не под камень, а штукатуркой, поэтому они серы, массивны и тяжелы, давят.
Нам было не по статусу, но стиль сохранился, наши архитекторы его упростили: 1) здания не такие высокие; 2) камень и штукатурка под камень заменили обычной.
- У нас низ здания тёмно – красный, а верх жёлтый в то время, как в Барнауле здания зелёные. Это какая – то особенность города?
- Нет, это просто так исторически сложилось. Архитекторы посчитали, что так красивее. В конце концов, они все друг с другом знакомы были. У нас тоже есть зелёные здания, например, Вокзал, но это уже 60-е, года Сталинский ампир отцвел. Однако, черты всё же сохранены. У меня возник вопрос однажды, почему построили здание в стиле ампир тогда, когда он уже изжил себя. Оказалось, что это был типовой проект. Гораздо легче и дешевле сделать по типовому чертежу, чем всё перекраивать. Все же здания вокруг нас – авторские. Среди них нет ни одного типового проекта.
Эта площадь вообще не такая, какой задумывалась, а именно здания.
Главпочтамт и городской администрации: оба с башенками, только на одном настоящая, а на другом нет. На втором её долго не было. Строили их в середине 50-х, когда они только достраивались. А в августе 1955 года вышло постановление Никиты Хрущева «Об архитектурных излишествах» в народе. И весь сталинский ампир стал ненужным, тратным и преступным. Главный архитектор города – Моисеенко, который достраивал здания, предполагал, что вся площадь будет в системе соподчиненных шпилей: чем важнее здание, тем выше шпиль. С боем отбил башенку на главпочтамте, но на городской администрации пришлось снести.
- Но сначала же это не было зданием городской администрации».
На нем была скульптуры собаки и ещё какая – то. В итоге их убрали. Заплатили, но всё равно убрали. Подобная история с башенками у нас по всему городу. Здание областной администрации должно было быть выше, причём по слухам, но здание должно было быть самым главным. По типу сталинских высоток. Конечная высота – 67 метров должна была быть. В народе его называют «Комод» и то, что мы видим – это основание. Городская администрация ниже областной. Изначально было зданием управления НКВД.
Герб Российской Федерации – гипсовый, но, если его отклеить, то обнаружится каменный Советского союза.
Памятник Пушкину – маленький, так как в человеческий рост. Здание Кузбассгипрошахт – не должно было быть.
Здание, в котором ресторан 7 пятниц, планировалось как дом с магазином. Долгое время находился магазин «Мелодия». Изначально магазин «Динамо». Строился для работников управления нквд. До этих домов (ресторан и напротив) в Кемерово не было зданий, где на первом этаже располагались бы коммерческие организации. Либо жилой, либо общественный. Как узнать, предполагался ли магазин? Можно заметить оп тому, что нет чётко обозначенного входа, а, например, в 1 уНиверсаме понятно, что предполагался, вход на углу.
Архитектор Суриков, местный, но учился в Ленинграде, приехал сюда, строил уже у нас, и построил коллонаду в Горсад.
- У мастеров ведь не было шансов на самореализацию, всё построено. А здесь пустырь – строй сколько душе угодно. Сами себе построили памятник.
Им говорили построить здание и через него они себя реализовывали. Показывали, что им больше всего нравится в мировой архитектуре. Тот же Суриков показал нам, что ему очень нравятся арки. Арки, конечно, были Санкт – Петербургские. Выложены на потолке так же квадратиками, сам свод очень похожи. В Мариинске такая же ситуация, только там их ссылали. А Петербург – это своего рода модель Венеции: каналы, арки, самый красивый город. Венеция всегда была сплавом самых разных культур: европейская, восточная. Такая же разнообразная. Там арки для того, чтобы проплывать, поэтому их много и они высокие, оттуда в Питер, а потом к нам.
А вот, что у нас общего с романтичным Парижем? В 2012 году приезжал нидерландский архитектор Питер Вандерторн и сказал, что похож на Париж большим количеством бульваров: Весенняя, Кирова, Пионерский, Строителей и так далее.
После эсманизации, когда город перестраивали ввиду разрастания населения, узкие улочки расширили, от чего появилось большое количество бульваров.
До того, как появилась орбита – не было московского телевидения, вообще. Только местное часа на два, а московское появилось только в 1962 году. Это было только прямое вещание. Сначала первый канал появился, а через год второй.
Изначально орбита не стояла, а крутилась, следовала за спутником до 1990 – х годов. Орбита – самая крупная за Уралом и первая. Первая станция телевизионной связи за Уралом. Стоит как памятник архитектуры и истории.
- Раньше стояли сосны, чахлые – чахлые, и не росли, а сейчас начали. Может из – за того, что орбита излучение сильное давало, а потом перестала?
Скульптура девушки, всегда думала, что это русалка, стала ещё одной тайной, которую мы разгадали, когда подошли к следующей станции нашего путешествия – мачтам и мостам.
"Труженица Томь", называется экспозиция. Посвящена Томи"
Но стоило ответить на этот вопрос, как возник совершенно другой: откуда же появилось название «Томь»?
- Томь – это название местное, в смысле совсем местное. Местные племена Кеты здесь жили до того, как сюда пришли русские, казаки. Слово «Томь» в переводе с кетского означает «Тёмная река», а тёмная в сравнении с другой – светлой рекой Обью.
В том месте, где Томь впадает в Обь очень сильно заметно: у Оби песчаные берега и её воды кажутся светлыми, а у нас каменные берега и илистое дно.
Самой же долгожданной тайной, что нам довелось разгадать – это мосты. А как иначе, если именно эти подвесные дороги, будто уходящие в другой мир, как железная дорога в анимэ Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками», объединяют множество городов?
- Через реку Томь идёт 3,5 моста, - просветила нас экскурсовод, но есть подвох – лишь через Томь, а есть и река Искитимка, секреты которой нам так же было суждено узнать.
Искитимок много по всей области и у всех одно название – Искитим. Вообще, у нас река правильно называется «Кура Искитим», что переводится как «Сухой Искитим», но по сути в некоторых картах, например на английском, для туристов, которые в Кемерово приезжают, написано «Река Искитимка». Название «Искитим очень распространено. Название дали племена Кыштымов. Казаки, когда пришли, спросили у кыштымов: «Вы кто? Вы откуда?» на что они ответили: «Мы из Кыштым». И место, где они обитали постепенно переименовалась в «Искистим», а в итоге – Искитим. Поэтому рек много. Это все те места, где жили кыштымы.
И тут мы подошли к главному вопросу: сколько же мостов через реку Искитим?
«Университетский, через Красноармейскую и два через Ленина: один прохожий узенький и один широкий проезжий. По Себиряков – Гвардейцев, горбатый. На самом деле я считала и получилось, что только по реке Искитим у нас 9 мостов. Река Искитим образуется в черте города Кемерово при слиянии двух рек- Куры Искитим  и Большая Камышная, что в районе улицы Камышна. Количество мостов через притоки, Куру Искитим и Большую Камышную, если вместе считать, только в черте Кемерово – 30 мостов.
- Считается же, что чем больше река, тем больше мостов, а оказывается – наоборот, так как через большую реку сложнее строить и намного дороже. Еще с Искитимкой связана история тоже большого, грандиозного проекта. В конце 60-х начале 70-х годов начали активно благоустраивать территории города. Одним из пунктов благоустройства предполагалось запрудить, построить дамбу на реке Искитим, чтобы в районе парка Жукова получился пруд.
Как и в любом крупном городе США у нас есть и свои небоскребы единственные в городе в своём роде.
- Посмотрите на три 21-этажных жилых здания – Кемерово Сити. Их уникальность в том, что это самые высокие здания в городе Кемерово. Очень редко можно встретить жилые дома среди самых высоких. И они ещё долго буду оставаться самыми высокими потому, что в 2013 году, когда было землетрясение, губернатор постановил, что в Кемеровской области не должно быть зданий выше, чем в 16 этажей. К теме высотных зданий относится и площадь Карла Маркса напротив ТЦ «Лапландия», где сейчас располагается магазин «Магнит». На этой площади, когда начали реставрировать «Лапландию», начали превращать из СКК «Октябрьский» в «Лапландию» это здание выкупила алтайская компания «Алпи», одним из проектов которой была постройка на пустыре небоскрёба в 75 этажей.
Обратили мы внимание и на старую пристань, о которой мало кто знает. Была построена где – то в 1918 году из старого камня, песчаника.
- Как мы говорили 3,5 моста через реку Томь, на которой изначально с ними была большая проблема. Когда наш город только начинался как город здесь не было моста вообще, поэтому переправляться можно было либо зимой пешком, либо летом на лодке, пароме. Соответственно 2 раза в год: время ледохода и ледостава переправляться было нельзя, поэтому на одном берегу цены были дороже, чем на другом товары были на одном берегу, а переправлять на другой - дорого. Проблема была и в том, что людям, которые работали на правом берегу и на левом, тоже нужно было куда – то деваться и поэтому много оставались на постой во время ледохода и ледостава на правом берегу. Были бараки, но мало, не хватало. Поэтому многие жители сдавали свои дома, комнаты, чтобы рабочие люди, преимущественно шахтеры, жили в это время, межсезонье, в их домах. И вот какая ситуация происходила. В Кемерово, 20- е – 30-е годы, женщин было намного больше, чем мужчин. И была такая ситуация, что из-за разлива Томи, невозможности с одного берега на другой перейти, мужчины, которые обычно жили здесь, у которых была семья, переезжали туда, снимали у кого – то комнату, где женщина их пригрела, и уходили в ту семью. Томь была вот такой  разлучницей. Постройка моста задумывалась еще в досоветское время, но так и не осуществило.
В 1936 году власти решили, что пора бы и построили мост на понтонах, то есть на якорях через пантоны, на которых располагался настел. Якоря от этих мостов до сих пор там остаются. В музее – заповеднике «Красная горка» есть якорь огромный. Корабли с такими якорями никак не могли ходить по реке. Вход на тот мост был платным и некоторые горожанам платили за вход, брали с собой белье и стирали в реке, так как находился на уровне воды. В 1950-е годы, в 1952 построили капитальный мост. Он так и назывался «Капитальный мост», потому что был надёжнее пантонного и вход на него был бесплатным. Первое время люди ходили на него гулять как по аллее.
В 70-е годы люди начали говорить о том, что мост надо перестраивать, когда никто к этому готов не был. Потом в 80-е годы построили второй, Кузбасский, мост на Терешковой, но он все равно не заменял износа этого моста. Новый мост – Кузнецкий – новый старый мост, строили 16 лет, с 1990 по 2006 год. Не могли найти денег. Для своего времени они был самым широким за Уралом по проезжей части. О канатных дорогах: все помнят в 80-е годы у нас поставили опоры и с другой стороны канатной дороги. Канатную дорогу так и не провели, так как не выгодно. В сосновом бору не разрешали сделать парк.
В итоге, в 2014 году, сделали особо охраняемые природные зоны. Предполагалось, что канатная дорога будет продолжением нашего парка – Горсада. Мачты так и стояли, убрали только несколько лет назад. Все понят мачты с «подвешенными космонавтами». Есть все же канатная дорога напротив КОКСОхимического завода за этими мостами. Там сохранилась деревянная мачта».
Так, пазл за пазлом, мы продолжаем воссоздавать картину истории нашего такого разнообразного города во всех смыслах этого слова. Экскурсия закончилась просмотром старых фотографий в гостинице «Томь», об истории которой нам любезно рассказал один из работников.


Рецензии