Ответы на дурацкие вопросы, маленькая лекция

Эпоха энциклопедистов родила современную цивилизацию, социальные революции и новейшие технологии. Всемирная электронная «паутина» создает нового человека. Техногенная массовая культура опирается на голую абстракцию, плоские мотивы и короткие литературные тексты. Но целесообразность истории, принципы существования обывателей и вечные вопросы жизни остаются неизменными. Давайте же оглянемся по сторонам!

Почему творческим людям так свойственны дурные привычки?
В отличие от маргиналов социального дна они производят искусство – продукт общественно-необходимый и даже полезный. Алкоголь и сексуальные переживания разрушают и приземляют духовный мир человека, образуя волнообразное движение его внутреннего бытия. Освобождаясь от похмельной боли и эмоциональной грязи, разум художника устремляется к «богу», обретая желанное вдохновение. Так формируется богемный образ жизни.
В этом и последующих утверждениях читателю важно понимать: не существует правил без исключений, количество которых намного больше, чем должно быть согласно теории математической вероятности. Так уж устроена наша жизнь!
Талант атакует обывательские нормы в самых разновекторных направлениях.

Почему тираны так любят спорт и здоровый образ жизни?
К сожалению, умных спортсменов на свете гораздо меньше, чем – к примеру – образованных актеров, которые и сами-то по здравомыслию находятся в самом конце профессионального списка интеллектуалов!
В любой системе государственного произвола «умники» обречены на преследование и страдание. Верховная Власть постоянно нуждается в слепой идеологической верности и почитании. Ее основа – любовь укрощенной толпы.
Массовый спорт клонирует здоровых и дисциплинированных солдат, повышает рождаемость и укрепляет международные (олимпийские) позиции страны. А кем становятся спортсмены в эпоху перемен – помнят все, кто пережил «лихие девяностые» на постсоветском пространстве!
О, спорт, ты – мир, политика и сила! Для здоровья же полезнее – физкультура. Особенно в молодые годы – растущему организму.
Черчилль и Гитлер хорошо рисовали. Но первый был хроническим пьяницей и любил сигары, а второй предпочитал свежий горный воздух и здоровый образ жизни.
Вывод: дурные привычки чаще выбирают хороших людей. Сталин – это исключение из этого правила. Но стихи в отрочестве он писать пробовал!

Почему творческому разуму нужны ограничения?
Чтобы однажды стать богом, надо переболеть человечностью. С точки зрения научного мышления: божественный разум явно алогичен. Это означает, что бог не имеет мозгов (точнее – левого полушария) и не способен думать.
Однако, может быть – ему вполне достаточно лишь «чувственно-зрительных» образов, а логический ряд из слов, научных терминов и философских категорий – это что-то относительно новое и лишнее?!
Искусство изучает окружающий нас живой мир именно подобным способом, который эволюционно гораздо старше нашей сознательной логики. «Яблоко познания» выросло на музыкальном дереве под заунывный ритм бубна.
Затем появились стихи и первые мудрецы…
Вы когда-нибудь слышали о принципе Гандикапа? Это когда самки животных (в том числе – девушки!) из нескольких претендентов мужского пола подсознательно выбирают… особь с внешними признаками полезной «мутации».
Мудрость имеет похожую «внешность»  – это удел стариков, инвалидов и вечно больных бездельников, которые умудрялись выживать дольше, чем здоровые обыватели первобытной эпохи – молодые охотники.
Наблюдения и умозаключения подобных долгожителей и маргиналов каменного века самым «божественным образом» привели к возникновению человеческого языка и логики как искусства «размышления по правилам», подразумевающим исключение эмоциональных составляющих человеческой речи в построении причинно-следственных связей внутри нашего жизненного, научного или чужого опыта.
Таким образом, первые ограничения разума возникают в первобытном искусстве (музыка, ритм, рифмы) и существуют до сих пор (законы логики).
Исключения «без ограничений» вполне допустимы и условны – это творческое вдохновение и научное озарение. Истинный талант черпает силы как в подсознании, так и в сверхсознании нашего «безбожного» эго.

Почему «природа отдыхает на детях гениев»?
Гениальность – это талант, умноженный на трудолюбие. Со стороны это выглядит примерно так: удивительно редкие врожденные способности самым странным образом сочетаются с определенной патологией поведения и профессиональным воспитанием. Потомкам великих людей, как правило, не хватает одного из трех главных компонентов этой жизненной формулы.
Все нормальные и здоровые люди относительно ленивы, занимаются не самым любимым делом и почти мгновенно забывают учебники. Но главная черта Homo vulgarize (человека обыкновенного) – его совершенная неспособность существовать вне навязанных окружающей средой убеждений и абсолютное нежелание думать самостоятельно. Большинство из нас постоянно цитирует модные выражения, считая это достижениями собственного ума. Здравомыслие – это набор служебных инструкций и технических правил пользования предметами плюс неправильный жизненный опыт родителей.
Гении-родители тоже любят своих детей и предпочитают неправильный опыт собственного счастья, забывая о том, что условия и причины успеха изменяются вслед за окружающим миром. Новая живая реальность познается только через страдание. Думать самостоятельно – больно.
Гениальность – это серьезная болезнь. И дети в этом не виноваты!

Почему искусство переживает бесконечный кризис?
Классиков не должно быть слишком много! Это аксиома творческого рынка. Живые классики (которых – единицы!) олицетворяют не величие содержания, а изменчивость формы.
Профессиональные торговцы творческими произведениями прекрасно знают: древнегреческие правила драматургии универсальны! Главный закон успешных продаж состоит из трех актов и пяти частей: экспозиции, завязки, перипетий, кульминации и развязки.
Перепроизводство, инфляция и кризис – это перипетии современной экономики, кульминация создает новые творческие иллюзии, технологии и короткий happy end перед завязкой следующего исторического блокбастера.
Художественная карусель при этом не останавливается.
Жизнь продолжается до тех пор, пока искусство развлекает! Новые технологии рождают новые виды творчества, а значит и новых корифеев, спрос на которых ограничивается жадностью торговцев и потребностями ярмарки нашего тщеславия.
«Не сотвори кумира!» – одна из самых важных заповедей, которую мы все постоянно нарушаем. В творческой среде большинство классиков – это творческие лидеры прошлых поколений, чьи произведения все еще актуальны, но торговать ими можно бесплатно – не нарушая авторских прав!
Последнее предложение и определяет суть «бесконечного кризиса» современного искусства!

Почему существует правило «золотого сечения»?
Это «математический» вопрос  художественного вкуса.  Деление какой-либо величины в отношении 62 % и 38 %, связанное с золотым числом 1, 62, обозначаемым буквой «Ф» в честь древнегреческого скульптора и архитектора Фидия.
К этому правилу стремится идеальное мужское тело, ради этого соотношения женщины носят обувь на высоких каблуках (фигура до и выше талии).
Классический кинокадр образует обратную пропорцию.
Согласно золотому сечению построены египетские пирамиды, царские дворцы и католические храмы. К этому математическому соотношению неравнодушна даже живая природа!
Но почему оно существует и украшает нашу жизнь?
Ученые с правилом золотого сечения связывают бесконечную последовательность чисел, известную как ряд Фибоначчи, который устроен  так, что сумма двух любых последовательных чисел образует следующее число: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т. д.
Сегодня это арифметическая основа для расчетов пропорций золотого сечения во всех его проявлениях – как в произведениях драматургии (соотношение частей), так и в космосе (форма и скорость расширения галактики)!
Золотое сечение подсознательно привычно и приятно нашему глазу. Но почему оно существует?!
Этого не знает никто. В настоящем искусстве всегда должно быть что-то необъяснимое!

2018 г.


Рецензии