По следам Толкиена в Тульской губернии

Почему по следам Толкиена? Потому что место и фото, которое хотел поставить на иллюстрацию, вообще напоминают иллюстрацию к книге Толкиена по Средиземью:
нежный закат, долина реки, монумент в виде орочьего топора (да, там правда стоит 3х-метровый металлический чёрный боевой топор с двумя лезвиями!) - как память давно минувшим битвам...


Да и само мини-путешествие чем-то схоже с Хоббитом или Властелином колец - группа мужчин идёт по неширокой, но бодрой реке на лодках. Лёд ещё не полностью сошёл, будто их поход вынужден и они куда-то спешат. Преграды усложняют путь, но в итоге лишь добавляют остроты.


р. Восьма, 7-8.04, отчёт-отзыв


Что можно делать в 2 часа ночи перед сложным походом, если проснуться надо в 4 утра? Конечно же искать боковые снимаемые карманы рюкзака и гермо-мешок.
Примерно так я собирался на поход, в который меня позвал Ваня. Будущая Лоймола не обещает быть простой, и основная цель этого похода на два дня была в проверке участников на излом в экстремальных ситуациях. Шли четырьмя каяками и байдарках. По нашим прикидкам, речка (а точнее - две речки) уже должны были вскрыться. Чуть позже мы убедились в частичной правильности этого прогноза.


История про то, как я пёр каяк с бульвара рокоссовского до Ленинского проспекта заслуживает отдельного рассказа, но об этом может быть когда-то потом.


Итак, в 5 утра я понимаю, что продолбался на час и срочно пишу парням, об этом позором случае раздолбайства (на самом деле, довольно сложно спать час после жёсткого дня, покупок снаряги и сбора вещей). Через час вылетаю, пытаясь хоть как-то отыграть немного времени. В итоге в 7.30 я на месте. Ожидания об отзывах парней оказываются верными, грузим мои вещи и выезжаем.


Через где-то час дороги встречаем вторую половину группы, которая приехала на место встречи чуть раньше, так как забрала человека из Тулы. Ещё немного, и мы на старте.


"Синяя лужа с нефтяными отходами "- первый отзыв об этой речке. Ну, что ж делать... Достаём вещи из одной машины, переодеваемся, складываем обратно, и обе машины уезжают на финиш, одна (с вещами) будет ждать там, вторая привезёт водителя на старт. Пока водителей нет, экипаж байды собирает своё плавсредство, мы готовим каяки. Река под дорогой проходит в трубах, выливаясь из двух мощным потоком с небольшой бочкой. "Почему бы не покататься там?" - приходит мне в голову мысль, и не думая долго, сажусь в каяк. Но тут неприятность: во-первых, юбка рассчитана на слаломный, а не сплавной каяк, у которого очко гораздо больше, чем у первого. Во-вторых, пролежав в шкафу около 6 лет, она немного потеряла в растяжимости. Ну и наконец, намочил я её не слишком хорошо. Поэтому мочу её полностью, и втроём мф таки справляемся с ней.


Как же хорошо чувствовать себя вновь в каяке! Это непередаваемое чувство быстрой воды и твоего сопротивления ей, выливающееся в гребки, в общем - ах!
Для разминки - подъём на несколько метров вверх по не очень бурной воде. А дальше - сам слив. Подхожу, упираюсь, немного сижу на небольшом валу, но этого практически незаметно - всё время приходится грести. На второй попытке удаётся засунуть нос прямо в слив, где его закусывает и начинает, естественно, щекотать нервы. Кажется, на третьем заходе при закусе носа каяк таки наклоняется и переворачивается. В принципе к этому всё и шло, просто раньше успевал сделать опору. Под водой немного торможу, и, не успев даже поставить весло в правильную позицию, понимаю, что уже на воздухе. Видимо, струя била в лодку под таким углом, что она перевернулась сама, вытащив и меня, сидящего в ней. Самый лёгкий эскимос из всех, что я делал)))) Однако вода температуры 0 "С - не самое приятное, что может случиться с вами утром. Особенно, когда на голове только каска, а подшлемника нет. 10 секунд боли, сопровождаемой криками, и всё снова нормально.


А тут возвращаются и водители. И вот мы стартуем.


С самого начала речка полностью оправдывает неофициальное название - Вздрючка. Обилие прижимов, брёвен, завалов из этих брёвен и прочих радостей сразу же дают понять, что её девиз - "Не расслабляйтесь мне тут!"


Подтверждение этому я нахожу во втором киле, когда пытаясь пройти очередной завал, криво ставлю каяк и не удерживаю его горизонтально. Под водой быстро ставлю весло в позицию, откидываю корпус назад и встаю. Смешанные чувства - рад, что встал, и адский холод везде в районе выше шеи. Ну, ничего, через 10 секунд он проходит, и можно идти дальше.


Первый день изобилует полными Ж - завалы регулярны, вместе и вместо идут и ледяные торосы - речка вскрылась не до конца. Какие-то проползаем на руках, большие обносим. Байде проще - встал, прошёл, сел. Каякерам надо ещё надевать юбки.


Помимо стандартных врагов туриста-водника - брёвен и глыб льда, начинаем ненавидеть ещё и бобров. Потому что эти животные, сооружая свои плотины во-первых, самим этим строением усложняют жизнь, ибо перепрыгнуть их довольно долго, особенно если слив плохой, а во-вторых, лёд на этих плотинах тает естественно медленнее, чем на текущей воде, и чтобы пройти этот барьер, приходится ещё метров 50-70 ползти по льду. Такое себе действо, учитывая, что руки почти всегда в воде.


Киляется Лёня. Отстрел. Без попытки встать. Однако и место не располагало - поперёк русла лежало бревно, у которого стояла байда, у борта которой перевернулся Лёня. В общем, не самый лучший вариант для эскимоса.


Примерно в три или четыре часа дня делаем привал на перекус. Речка явно улучшилась - стало больше воды, а значит легче проходить брёвна, уменьшилось количество льда. Вообще, начиная со второй части маршрута, скорость возросла если не в два, то точно в полтора раза. Заканчиваем оооочень плотный перекус, садимся и продолжаем.


Удивительно, но по прямой маршрут - всего 12 км. Если считать изгибы - примерно 14-15. Мы же прошли около 8. Становится очевидно, что за один день мы её не пройдём, даже на такой скорости. Идти в темноте можно лишь по гладкой воде, которой тут и не пахнет.


Несмотря на улучшившийся характер реки, ледяные завалы всё ещё встречаются, и не редко. Начинает сводить мышцы пресса и ног.


Примерно в пять решаем искать место для промежуточного финиша, чтобы бросить лодки и дойти до одной из машин пешком. Вылезаем у деревни Телеково, в поваленных деревьях на берегу прячем байду, каяки и вёсла и выдвигаемся в путь. До машины примерно 6 км, из них 5 - до асфальта. Далее долгий путь по просёлку, без просёлка, опять по просёлку, и только в густой темноте выходим на асфальт. Сил нет вообще. От слова "нифига". Димка к тому же несёт рюкзак, ибо переодевался на берегу, так как байда позволяет такую роскошь, как вещи.


Проснулся я уже на финише, впереди - вторая машина, рядом никого. Парни ушли, решив не будить, рядом на пригорке мелькают фонари и даже виден слабый дымок. Волевым усилием заставляю себя переодеться, делая это, замерзаю до чечётки зубами. Пришёл Паша, сказал, что мне есть пиво и ужин. Тот момент, когда слова реально греют.


Собираю вещи и иду в лагерь. Там уже готовы макароны, готовится чай, ребята почти все поели.


Вечер проходит в приятной атмосфере, некрепкий, но очень вкусный алкоголь спрашивает все проблемы дня.


Утром опять просыпаюсь последним со словами "Эээ, сгущёнку не дожирай там!", так как до этого Ваня пытался совершить сие конщуственное действие. На завтрак снова волшебные макароны с тушёнкой и каша. В общем, едим в походе очень плотно.


Лишь в 11 утра, лениво потягиваясь, неспешно выдвигаемся. Решено попробовать посмотреть места подъезда ближе к лодкам, ибо идти 6 км вообще не греет. Однако попытки найти проходимую для машины дорогу заканчиваются провалом, и мы смиряемся. Путь утром гораздо приятнее, чем вечером, и то же расстояние мы преодолеваем быстрее.


Идти стало приятнее, но и опаснее. Вводим правило стрёма - каждый должен видеть предыдущего и следующего, + дистанция. Из байды вываливается Дима-капитан, сносит веткой. Все каякеры берут ещё по килю, Лёня с отстрелом. Вода как всегда бодрит. Переходим к тактике - каякеры идут до первой Ж, после которой ждут байду.


Как-то раз, замечаем с Ваней нескольких бобров, ему удалось увидеть ещё и выдру, так как шёл первым. Неприятная особенность бобров - выигрывать в рандомном месте с очень громким хлопком хвостом. Каждый раз пугает. Множество уток, регулярно поднимающихся прямо перед нами. Весна пришла, так как видели уже первых бабочек.


До финиша остаётся около 3-4 км. И тут начинаются длинные завалы льда. То есть не просто не растаявшие торосы, по которым можно идти, а именно лёд, принесённый сюда рекой, идти по которым довольно опасна. Поэтому обносим. Очень хорошо себя показали верёвки и стропы, так как их можно вязать к ручкам каяков и так тащить, что гораздо проще, чем без них. На одном из обносов замечаем деревню, у которой финишируем (там же ночевали). Обидно, что вот, казалось бы, финиш, рукой подать, но нет, надо тащить лодки по льду или по берегу.


И вот из-за поворота виден мост! Финальный мост, с одной стороны которого была ночёвка и стоит машина. Вылезаем, тащим каяки к машине, байду промывает её экипаж. Переодеваемся, и водители едут за второй машиной.


Вечерний перекус, сбор вещей и машин. Все довольны, хоть и нереально устали.


Итого по походу:


Всего килей - 3+2+5+2+1=13, из них с отстрелом - 5


Всего купаний - 1+1+1


Выводы:


- на такие реки в такое время надо брать с собой ледорубы
- тем, кто не умеет, надо учить вставать на быстрой воде, иначе будет введена система наказаний за отстрел (пока - мытьё канов, дальше - подумаем)
- в принципе, несмотря на все Ж, поход прошёл довольно неплохо, опыт получен, навыки восстановлены


Рецензии