Матрос с подводной лодки Пескарь

           При входе в деревню Осоргино, со стороны станции Лесной городок, стоит посреди дороги, столетний дуб. Больше сотни раз сбрасывал он свои листья под ноги жителей деревни, торопливо проходящих и не замечающих это творение природы. Сто лет в него метали мальчишки ножи, мочились на корни собаки и люди, ломали ветки, а он каждую весну опять радовал людей своим зеленым нарядом.
            Давно это было. Спросить не у кого, можно только предполагать. Рос в деревне паренек чернявенький , пытливый и трудолюбивый. Звали его Филипп. Вот и время подошло ,и желание большое, научится письму, читать и считать. Стал он с ребятишками бегать через лес. в школу в деревню Изварино, что построили меценат Корзинкин и фабрикант Абрикосов. Было это в 1896 году. Учителей было двое, священник церкви, отец Александр Подобедов и Ольга Востокова. Отец Александр учил детей Слову Божьему и алфавиту гожьему. Помогала ему в математике Ольга Востокова. После школы ребята умели писать, читать и считать. Хоть и выделялся Филипп ростом и здоровьем среди сверстников, но называли его друзья по аналогии с рассказом Толстова, Филиппком, за большую тягу к учебе и знаниям. Он и не обижался на это. Прозвище было совсем  не обидным. Закончил школу Филипп с огромным желанием учится дальше. Но не всегда наши желания совпадают с нашими возможностями. Подоспело время и ремесло изучить. Годков парню было достаточно. После троицы 14  минуло. Сосед трудился в кузнице, поэтому родители уговорили его взять в подмастерье, и обучить Филиппа. Ну а работа в подручных у кузнеца сами знаете какая… с книжкой особо не посидишь, да и диванов в то время не было. Время бежит, что река течет, быстро и не возвратно. Вымахал Филипп на радость родителям здоровым молодцем, послушным и добрым. И величали его теперь сверстники, Филиппом Степановичем. Подоспело время на службу идти государеву. По всем показателям , грамотен, изучил ремесло кузнеца, а самое главное здоров, место его на флоте Императорском, бороздить моря и океаны во славу русского флага. Ему и самому сухопутному до мозга костей, хотелось увидеть ширь морскую, побывать в других странах, посмотреть как там люди живут. Ни секунды не сомневался чернявый паренек, служба на флоте именно для него. Но покидая родительский дом на долгих семь лет, возникло желание оставить что то на память , вот и решил посадить дубок молодой возле своего дома. Так и появился этот дуб посреди дороги, свидетель тех далеких лет.
              Поезд, в клубах черного дыма, увозил Филиппа Степановича Прокофьева от родительского дома, друзей и родной деревни, в неизвестность. Паровоз с двуглавым орлом спереди, мчал паренька в новую столицу Российской Империи, построенной Петром Великим на берегах Балтийского моря. Стоя у окна, смотрел Филипп в темноту. Только на редких станциях можно было увидеть огоньки. Разве мог догадываться кто то в этом поезде, что совсем скоро, всю страну зальет море света. Хотя тут и я оговорился, в родном Осоргино свет появится только в 1949 году.  Но все же со временем все больше появлялось лампочек в городах. Около двадцати часов паровоз в клубах черного дыма, вез пассажиров в Санкт-Петербург. Попал Филипп во второй Флотский экипаж в Кронштадте. Совершенно случайно встретил и подружился со своим земляком с деревни Суково . ( совсем недавно я бегал в магазин этой деревни и станция называлась Суково), но все меняется и деревню закатали в асфальт. Теперь это станция Солнечная и на месте где росли многие поколения людей, стоят бетонные коробки жилых домов.  Осоргино от Суково находится на расстоянии десяти километров. Звали земляка и друга Григорий Мартынович Трусов.  Он тоже попросился на флот Его Величества. О море и флотской службе Григорию рассказывал знакомый, приехавший на побывку в деревню и заразивший паренька своими рассказами. В экипаже рассказывали о новых кораблях, которые могут плавать под водой. Друзья вместе решили просится в подводники. Для всех это было ново, но обещали хорошее довольствие и большее жалование, чем на надводных кораблях. В подводники отбирали строго грамотных и здоровых ребят , успевших овладеть каким то ремеслом. Служба предполагалась трудной и опасной. Но Филипп и Григорий выбрали этот путь , правда что бы стать подводником, еще надо было учиться.
                Пути дороги земляков разошлись. Григорий был оставлен в Кронштадте в Машинной школе Балт флота. Через год он ее закончил и стал машинным унтер-офицером 1 разряда. ( в дальнейшем он станет капитаном 2 ранга) . Служить его направили на новую построенную лодку « Минога». С другом Филиппом он вскоре встретится в учебном отряде куда его лодку тоже направят.                Филипп Степанович был направлен в экипаж строящейся подводной лодки « Пескарь» , которая стояла у стенки Невского завода. Командиром на ней был Келлер Павел Федорович.  После спуска на воду и испытаний, ее направили в Либаву ( Клайпеда по теперешнему) в образованный учебный отряд подводного плавания, под командованием капитана 1 ранга Щенсновича. Это был блестящий офицер, герой Русско-Японской войны, командир броненосца «Ретвизан». Вот как он охарактеризовал отличие подводных моряков,- « ни одна часть морской специальности, не требует от личного состава таких положительных знаний , как на подлодке. Здесь каждый должен точно знать , что ему сделать при различных обстоятельствах, ошибки не допускаются а потому все служащие на ПЛ должны пройти самым основательным образом соответствующие курсы и выдержать экзамен на отлично» .                Из Петербурга в Либаву лодка шла своим ходом. Переход оказался сложным для молодых матросов. Волнение 7 баллов, крутая волна, обледенение на корпусе лодки два с половиной сантиметра. Но все прошло благополучно. Ошвартовались у пирса уже ночью. В составе учебного отряда были первые лодки построенные в Российской Империи на заводах Санкт-Петербурга. Командовали ими бесстрашные и смелые командиры, как Алексей Андреев (командир подлодки «Белуга»), Павел Келлер ( командир подлодки « Пескарь») , Иван Ризнич   (командир подлодки «Стерлядь») , Александр Гадд(командир подлодки «Сиг») , Виктор Головин (командир подлодки «Лосось»), а также Михаил Бабицын ( помощник командира «Пескаря») и Василий Меркушин ( помощник командира « Сига»). Позднее в состав учебного отряда подводного плавания вошли еще четыре субмарины : «Макрель» (командир Михаил Беклемишев), «Минога» ( Иван Бровцын) , а также «Окунь» 9командир- Тимофей фон дер Рааб-Тилен) и первая в мире подлодка с единым двигателем –«Почтовый» которой командовал Апполинарий Никифораки. Практически каждый из командиров стал легендой для русского подплава. В учебном отряде уже был налажен порядок обучения офицеров и нижних чинов. Учили десять месяцев, разделив на два этапа. Первую половину преподавали теорию, устройство подводных лодок, схемы и чертежи. Во второй половине все премудрости познавали на лодке в трюмах и у агрегатов. Изучали применение, устройство и эксплуатацию механизмов. Стал Филипп постигать профессию рулевого-сигнальщика. Не всегда все шло должным образом.
                «Пескарь» стоял правым бортом возле плавбазы «Хабаровск» в начале 1907 года.  5 февраля со стоящей бортами подлодки «Сиг» было замечено на ПЛ «Пескарь», большой дифферент на корму. Лодка того и гляди встанет на попа как поплавок. Причиной стало поступление забортной воды через неисправный клапан вспомогательной помпы ( дежурный матрос заснул на посту). Был вызван командир лодки и затопление было предотвращено.
               Учебный отряд работал с полной нагрузкой. Все больше матросов покидали его стены с большим багажом знаний. Все больше строилось подводных лодок на верфях страны. Все больше специалистов были нужны на этих лодках. «Пескарь» часто выходил в море. И уже Филипп с товарищами учили новых подводников. Вот с этих храбрых моряков и начинался наш Российский подводный флот. Новые прибывшие матросы погружались в лодке на глубину, тем самым определяя пригодность их к службе в подводном флоте, Смотрели , нет ли паники, страха в глазах молодых.  Нас же,  через много лет проверяли, помещая в барокамеру на 5-10 атмосфер. Что соответствовало глубине погружения в 50-100 метров. Завершалась интенсивная учеба – торпедными стрельбами. Достаточно сказать, что «Пескарь» только за один год 39 раз стрелял торпедами. Стреляли по неподвижным щитам, по движущимся кораблям. С 10 июня по 15 августа 1907 года  лодка прошла 1100 морских миль из них 800 в подводном положении. Погода во время походов была самая разная, от штиля до пяти бального волнения. Моряки умело под руководством командира, управляли подлодкой. Вырабатывались новые командные слова, новый порядок службы. Зарождались и традиции в подводном флоте. Всех моряков при первом погружении стали угощать кружкой забортной воды. С мая 1908 года лодка использовалась для проведения опытов. 16 мая на лодку были погружены два барана, два кролика и собака. Лодка стала на мертвый якорь. Заполнив балластные цистерны, лодка погрузилась на 6-7 метров. Взрывное устройство было размещено от лодки на 100 и 60 метров. Сразу после взрыва, лодка всплыла. В результате опытов никаких видимых повреждений корпуса лодки и животных не наблюдалось.
                В 1911 году лодка находилась в капитальном ремонте на заводе. После ремонта и испытаний «Пескарь» вновь зачислен в состав учебного отряда подводного плавания. Встретился Филипп и со своим другом Григорием. Подводная лодка, на которой он служил тоже пришла в Либаву и была зачислена в состав учебного отряда. Встреча земляков была трогательной и радостной. Было и о чем поговорить друзьям. Конечно же вспоминали родные места свою юность. Теперь они стали первостатейными специалистами-подводниками. Филипп стал классным рулевым- сигнальщиком. Умел управлять носовыми и кормовыми горизонтальными рулями, знал на зубок флажковую азбуку. Григорий тоже возмужал и стал машинистом-трюмным. Погоны у него унтер-офицерские (младший офицер) и перспективы самому стать командиром подводной лодки (он им и станет). Друзья стали проводить вместе свободной время, ходить в редкие увольнения в город.       




               13.07.1913 года подводная лодка «Пескарь» на буксире у транспорта «Хабаровск», следовала из Либавы в Ревель. При шторме 5-6 баллов, близ маяка Бакгофон, лодка неожиданно зарылась носом в воду. Причиной явилась остановка хода «Хабаровска» , в следствии чего , горизонтальные рули, положенные на всплытие при нормальном ходе, перестали поддерживать нос лодки и она получила дифферент на нос. Волной были смыты за борт и погибли командир лодки капитан 2 ранга Вурм и слушатель учебного отряда лейтенант Мезиков. На палубе остался только привязанный около рубки матрос Прокофьев Филипп. Ввиду скоротечности происшествия, он сделать ни чего не мог. Хлынувшая на палубу вода усилила дифферент и лодка стала погружаться. Вода поднялась до рубочного люка и стала поступать в лодку. Затопление было предотвращено находчивостью унтер-офицера Леонова, который смело бросился в рубку и преодолевая потоки воды, сумел закрыть рубочный люк. Лодку быстро выровняли.                Ну а зимой 1913 года, истек срок срочной службы Филиппа. Семь долгих лет он верой и правдой служил Царю и Отечеству. Экипажи всех лодок приветствовали ребят, закончивших службу. Именно тогда и зародилась традиция провожать моряков, сходящих на берег после службы, музыкой. Для Филиппа и его друзей, все  закончилось. Оставшимся морякам предстояло писать иногда и кровью историю Российского подплава. Наставления по борьбе за живучесть были написаны и этими героическими моряками. Учебный отряд подводного плавания войсковая часть 09990 (знаменитая три девятки) 111 лет готовит отличных специалистов для атомного океанского подводного флота России. Со временем за успехи в подготовке подводников, отряд три девятки стал Краснознаменным.
              Филипп Степанович Прокофьев, с черными шикарными усами, в бескозырке с надписью на ленте «Пескарь» , прибыл в родную деревню Осоргино. Первым делом подошел к своему молчаливому другу, которого не видел семь лет. Дуб был голый без листьев, но таким родным, не смотря на капризы природы… прислонившись к нему головой нахлынули воспоминания .


Рецензии