Благодатный огонь
1.
Для иудаиста Благодатный Огонь – это любопытное явление, заслуживающее внимания, но не более того. Это примерно то же, как если бы в Индии загорался священный слон, и огонь не мог ему повредить. Чудно, странно, запредельно. Даже если бы индусы прикасались к слону, и получали исцеление, то истинный еврей, даже если он болен, не подошёл бы. Так как это чужое.
2.
Благодатный Огонь – это примерно то же, но только в Иерусалиме, и в религии, принимающей Ветхий Завет. Выходит нечто то же самое чужое, но более близкое. Храма уже нет, Ковчега тоже нет, а Огонь – здесь, рядом, но не кошерный. У современных евреев ничего не осталось, кроме Стены Храма, но эта стена не Стена Самого Храма, а примерно то же, что наша церковная ограда, которая ограждает территорию храма, и никакой святости в этой ограде нет.
3.
Трудно понять, почему мусульманин, увидев Благодатный Огонь, спрыгнул с высокой стены, чтобы отречься от ислама и принять христианство. Если он увидел Сам Огонь, и ликующую толпу, то что в этом такого? Почему он, зная, что это самоубийство, спрыгнул с высокой стены? Зачем? Можно было каким-то другим путём отойти от ислама, незаметно, и без риска. Ответ нужно искать во внутренних ощущениях, а они логически не объяснимы. Высший религиозный экстаз – это желание умереть прямо сейчас, чтобы немедленно встретиться со Христом. Если исчезает страх, значит, Б-г уже в твоей душе, ты уже встретился с Богом. Интересно было бы узнать, с каким чувством индусы самоубиваются, прыгая с горы Кайлас? Со страхом или без?
4.
Год назад не было такого праздника, который называется «пасха». Был День Воскресения, 16-го апреля 2017-го года, как раз в мой день рожденья, когда мне исполнилось 43 года. На следующий день, 17 апреля, когда я был на службе, привезли Благодатный Огонь. Его привёз неизвестный молодой священник, в простой лампаде, без украшений. Как он заявил, он сам стоял возле кувуклии, куда попасть было большой удачей. Ему просто повезло. Вчера был в Иерусалиме, а сегодня уже в Саянске. Невероятно. Вроде, телепортацию ещё не изобрели.
5.
Священник был в очень поднятом настроении, даже, можно сказать, во взбудораженном состоянии. Ну а прихожане, как всегда, были вялые, это естественно. И почти у всех была специальная красная банка со свечой внутри, видимо, купленная в церковной лавке. Я не знал, что надо заранее купить банку, а они откуда-то знали. И, судя по размеру свечи внутри красной стеклянной банки, обрамлённой жёлтой бронзой, или другим металлом жёлтого цвета (не помню названия), огонь там может гореть не более часа, а, как мне кажется, можно было налить туда масло, и горело бы сколь угодно. Я мог бы пройти в лавку и купить банку, но было лень.
6.
Далее священник вёл торжественную службу, что-то говорил стандартное. Например, про то, что первые минуты огонь не обжигает. Но на Ютубе информация разная, одни говорят, что не обжигает, другие что обжигает. Я просматривал видео на протяжении нескольки лет, в том числе по телевизору, когда не было интэрнета. Над огнём руку никто не держал, только быстро проводили. Сколько я ни смотрел видео по Ютубу, ни один паломник не осмелился поставить руку над свечой и держать её так. Дьякон Кураев утверждал, что, вполне возможно, что Патриарх зажигает этот огонь сам. И то, что перед входом в кувуклию его обыскивают, это неправда. Я представляю, куда можно было спрятать маленькую зажигалку, чтобы полицейский не нашёл. Представьте картину: полицейский роется двумя руками в голове Патриарха, ища там хотя бы одну спичку. А ведь нас этой легендой кормили годами. Достаточно одной спички, чиркнуть можно прямо об камень. У нас в России люди не привыкли думать самостоятельно, и поэтому все верят всему, что говорят в храмах и что пишут в церковных брошюрах. К примеру, что к духовенству можно обращаться только на «вы» и ни в коем случае нельзя на «ты». К одному из священников чуть старше меня я обращаюсь на «ты», и он не против. Когда он ещё не был священником, мы вместе строили храм.
7.
Можно отметить, что в храме у всех были не только красные стеклянные банки, но и одна свеча в руке. В Иерусалиме каждый держит ровно 33 свечи, связанные в один пучок. Внешне это походит на одну свечу толщиной в 7 сантиметров. Иисус прожил 33 года, столько же и свечей. И этот священник, видя, что у каждого по одной свече, сказал, чтобы в следующем году мы тут стояли, держа в руке 33 свечи, как это было в Иерусалиме. Я прикинул, сколько это будет стоить. Одна свеча, самая дешёвая, стоит 30 рублей. 33 свечи обойдутся в 990 рублей. Возможно, для кого-то это раз плюнуть, но в моей семье сложилась уже давно ситуация, что за неделю или за две недели до зарплаты семейный бюджет подходит к концу, и приходится у кого-нибудь занимать.
8.
Однажды я отключил роутер и расторг договор с фирмой Регионтелеком. Чтобы не платить за интэрнет 500 рублей каждый месяц. Ведь жили при коммунизме без инета, и как-то обходились. Даже и телефона не было. На квартирный телефон очередь шла столетиями, и телефоны стояли только у начальников, ну, и тем, кому повезло. В нашей квартире такого чуда отродясь не было. Помнится, в 80-е годы начали ставить телефонные будки, а потом таксофоны. Но всё это было самым жестоким образом поломано, и на место сломанных будок и таксофонов новые не ставили. То же происходило и с детскими качелями. Если качели сломались, их не ремонтировали, а просто убирали и всё. Вот и я как-то представил себя пещерным человеком в шкуре медведя, сидящего у огня в своей пещере, где нет интэрнета. Но длилось это недолго. На следующий же день жена установила точно такой же роутер от той же фирмы и по той же цене. Я не понимаю, зачем надо красить стены, или клеить на них обои, ведь всё это стоит денег, а они не у всех есть, хотя Кураев утверждал обратное. Однажды жена купила участок земли в лесу, примерно в километре от дома, и надеялась, что там я построю великолепный терем, чтобы всем нам жить припеваючи. Но этого не произошло, и пришлось продать землю. Сейчас она планирует брать кредит и покупать дачу. Если это произойдёт, последствия сложно представить.
9.
Если же говорить про нынешний, 2018-й год, то на службе я почти не был, и Благодатный Огонь не встречал. Был на более поздней службе, или на следующий день, или после следующего. Но попал удачно. Там выдали беплатные кадендари. Причём календарь большой, мощный, с яркой графикой, в коробке. Но на самом празднике Дня Воскресения (ДВ), повторюсь, я почти не был. Пришёл несколько ранее, когда шла исповедь. И встал у окна.
10.
В это время ко мне подошла Людмила Афонина и говорит: как-то странно получается, мы знакомы с тобой ещё с 90-х годов, вместе храм строили, а между собой не общаемся. Ну а я говорю: а что вы хотели, это всегда так. Церковные люди – замкнутые, каждый сам по себе. Они похожи на те же стеклянные красные банки, обрамлённые тонкой латунью. И каждый погружён сам в себя, у него глубокие процессы, лучше его не беспокоить. У него там лаборатория алхимика, что-то бурлит, перетекает из одной колбы в другую под звуки заклинаний. Ты его не беспокой, а то весь процесс нарушится. В общем, получается, что церковный человек сидит внутри большого яйца с толстой скорлупой-мембраной. И слышит тебя приглушённо. И на этот счёт я знаю, что надо делать: надо собираться в храме каждый вечер и изучать теологию. Известно, что евреи для чего-то собираются в своих синагогах. Я не знаю, что они там делают, но знаю, что должны делать мы. Надо вести живой диалог. Это примерно то же, как Иисус ходил со своими учениками и отвечал на любые вопросы. Но почему этого нет в наши дни? В древние времена новозаветники старались собираться при всяком удобном случае, хоть в конюшне, хоть в сарае, хоть в открытом поле. Ну и, конечно же, в домах. Современный новозаветник ходит в храм, молча стоит там час или два часа, кланяется иконам, чпокает губами деревянный крест, тюкается головой о паркет, снова стоит, развивая силу ног, а затем уходит домой. Есть, правда, ещё исповедь. Я на исповеди перечисляю список своих грехов. Например: украл коня, совершил покушение на Рэйгана, развязал вторую мировую войну. На это уходит всего минута. Но некоторые люди ведут беседу со священником, задают вопросы, получают наставление, делятся впечатлениями о жизни, и так далее. Если бы это было необходимо, я бы беседовал на исповеди 5-6 часов, за мной не заржавеет. Но я понимаю, что в очереди за мной стоят другие люди, и им надо тоже исповедаться, и скорей идти домой, чтобы успеть перед сном зубы почистить. В ином случае ротовая полость с остатками еды будет гнить всю ночь, и, может быть, даже приснится кошмар.
11.
Было бы, конечно, интересно узнать, как обстоят дела у евреев – наших, так скать, суседей. Мы ж из одного корня выросли. Абрам – это наш отец. Хотя, по правде сказать, Абрам был евреем, как и все остальные. А мы – русские, мы вообще не евреи. Может возникнуть вопрос: а чего вы тогда там делаете, если вы не ивреи? Даже Иисус был еврей, а уж Он-то наш, русский. Мы к Нему привыкли как к своему, Он хоть и еврей, но всё ж пропитанный русским духом. Открываешь Ветхий Завет – одни евреи. Как же так? – А всё просто. В древнем Израиле 400 лет не было ни одного пророка. Но, как пришёл Иисус – появились сотни пророков и целителей. Если же еврей молчит, а грек пророчествует, а египтянин исцеляет, а сириец говорит по-китайски, то ясно, что Бог выбрал их. Аналогично мы помним, как египетские жрецы бросили палки на землю, и палки превратились в змей. Это было круто. Затем Моисей бросил свою палку – и она тоже стала змеёй. Тоже круто. Но Моисеева змея проглотила египетских змей. Кто победил, у того правильная религия. А кто проиграл – извини-подвинься. Вот так и получается, что евреи проиграли, а новозаветники победили. Исусовы ученики исцеляли людей, и пророчествовали, а еврейские ученики только размышляли про талмуд. Если представить, что это хоккей, то получается, что все шайбы забиты в ворота евреев, ну, а если это бокс….
12.
Но вернёмся к нашим дням. Меня интересует вопрос: чем занимаются евреи в своих синагогах? Можно ли там задавать вопросы? Или же там, как у протестантов, всё отформатировано, и количество вопросов минимально, и дискуссия минимизирована? К нам как-то приезжал А.Кураев, и два дня выступал. Он отвечал на вопросы зрителей, ему подавали записки. Например, почему в Саянском Храме перед входом всех заставляют мыть ноги? Кураев ответил, что он в это не верит. Ответы на вопросы – это хорошо, но, всё-таки формат не тот. Когда Иисус ходил с учениками, Он отвечал на любые вопросы, и это были не просто вопросы и ответы, а большие, полноценные диалоги и беседы. К примеру, если на твой вопрос ответили, ты можешь возразить, что-то выдвинуть своё, что-то предположить. Только нормальная беседа может быть нормальным способом обучения духовным наукам. Лекции Осипова наводят уныние, и там зал всегда полупустой. Потому что нет диалога, его вырвали с корнем, только монолог с вопросами после.
13.
Вот и получается, что современные новозаветники походят на стеклянные банки в латунном обрамлении. Внутри горит огонёк, на всех пяти церковных каналах вещают о небывалом подъёме духовности во всей стране. Ну, или не на всех, а на одном как минимум. Там говорят: приходов и монастырей становится всё больше. Значит, уровень духовности растёт. Они сравнивают духовность с морковкой: чем морковка крупнее, и чем больше её выросло, тем больше мешков, наполненных морковкой. Встречаясь, люди говорят друг другу: «Спаси, Господи!». Не задумываясь, называют друг друга «богами». Как же я могу тебя спасти, будучи обыкновенным человеком? Даже Серафим Саровский никого не спасал, потому что таких функций не заложено в человеческом существе. И зачем вы День Воскресения называете еврейской «пасхой»?. Ведь ни одному еврею не придёт в голову назвать свой песах «Днём Воскресения». А почему нам приходят в голову такие странные мысли? – Взять и забыть, что Иисус воскрес, и сосредоточить всё внимание на исходе евреев из Египта. Несправедливо. Пусть хотя бы будет два праздника – Исход и Воскресение. Два события – два праздника, всё логично. И, можно заметить, что еврейский песах отмечается примерно на месяц раньше, чем День Воскресения, а это удобно. И не требуется никаких вычислений для определения дня Исхода. Потому что евреи сами всё вычисляют. Ну или можно не отмечать Исход, это как решат наверху. И ещё одна проблема состоит в том, что церковные верхи не общаются с народом. Они живут в каком-то своём замкнутом мире. Некоторые выступают на Ютубе, но это всего лишь лекции, и иногда – ответы на вопросы. А диалогов как не было, так и нет. Когда-то давно я был на собрании баптистов. И там пастор предлагал каждому рассказать, как Бог тебе помогает. О том, как Бог не помогает, такой темы не было. И создавался мажор, иллюзия, что всё идёт хорошо. Побывав на этих собраниях, особенно у пятидесятников, я понял, что сдвигов не будет, пока не изменится формат. А там его, похоже, менять не собираются. И, я думаю, на тех скучных мажорных собраниях никто даже не подозревает, как их ловко развели. И ходят туда годами, и десятилетиями, а духовно не растут. Дьявол делает свою работу везде, и он делает её так, чтобы не видно было. Порою ты смотришь в упор на что-то, а увидеть не можешь. И не увидишь, пока всё это не перестанет тебе нравиться, а начнёт беспокоить. Многим, я уверен, всё нравится и в РПЦ, и в их конфессии. Почему так – я не знаю. Но могу точно сказать, что уровень духовности в России низкий. Хотя бы потому, что народ живёт бедно. Высокая духовность ведёт и к материальному процветанию, если же нет духовности, народ жрёт комбикорм. Если кто полагает, что я сгущаю краски, что всё не так, мы хорошо живём, и будем жить ещё лучше – значит, это неисправимый оптимист. Оптимизм опасен, потому что надо знать, что дом рушится, и принимать меры. Если же меры не принимать, потом будет совсем поздно. Как мне кажется, в делах церковных нужны срочные перемены, если ещё не поздно. Может быть, уже поздно, точно сказать не могу. Но ощущения какие-то самые что ни на есть негативные. В материальной сфере многое вызывает тревогу, значит, в первую очередь надо менять церковные обычаи. Духовность идёт из храмов и монастырей, вот там-то и надо, первым делом, навести порядок. И как можно скорей.
…………
16.04.18
Свидетельство о публикации №218041600189