Неугомонный сосед. Авторитет офицера

         


Долгими зимними вечерами, когда у всех  предостаточно  свободного времени, мы, соседи, нет - нет да и попросим Семен Семеныча рассказать нам, что нибудь из его армейской жизни.
 
     Ох, уж эта армейская жизнь! Теперь как оскомина звучит избитый посыл:,, Кто в армии служил, тот в цирке не смеется.,,  Не буду утверждать, что это так, скажу только одно: по крайней мере нескучно, а для любознательных и интересно.   

  Однако вернемся к Семен Семенычу и к нам, его соседям.               


               

          
          Воспоминания уносят его и всех нас на далекую Камчатку, в начало восьмидесятых . Семен Семеныч - командир 1 - ой батареи артиллерийского полка  и весь его личный состав заступает  на суточное дежурство. Сам комбат - дежурным по полку, его старший офицер батареи старший лейтенант Зимин Владимир - начальником караула, заместитель командира 1 - го огневого взвода старший сержант Говоров Степан - дежурным по солдатской столовой.                 

           Дежурный по полку - царь и Бог для всего внутреннего наряда: контрольно - пропускного пункта, караула, парка боевых машин, санчасти... Ему подчиняются и его боятся - кочегары, каптенармусы, свинари и прочая армейская "сволочь". И если, не дай Бог, за сутки произойдет что нибудь из ряда вон выходящее - не "сносить"ему головы! За любые происшествия с него строго спросят его прямые начальники - командир полка и начальник штаба!               

            
            На случай войны или других чрезвычайных обстоятельств, только дежурный по полку, в отсутствии командира и начальника штаба, имеет право поднять личный состав по сигналу "тревога" и до их прибытия всю ответственность и полноту власти взять на себя. Он как дирижер симфонического оркестра  взмахом руки, четко отданным распоряжением, приводит в движение огромный армейский механизм, каким  является артиллерийский   полк. Только 130 мм орудий М-46 в полку 36, столько же(плюс запасные)мощных артиллерийских тягачей АТС-59Г.

Усиливают  мощь артиллерийских орудий  восемнадцать сорокаствольных    реактивных установок залпового огня- БМ-21 "Град". А сколько автомобилей под загрузку снарядами, ГСМ(горюче-смазочными материалами)... Вся эта "махина" должна в считанные минуты, организованно сняться и покинуть территорию гарнизона и ускоренным маршем прибыть в район боевого предназначения.   В военное время, задержись полк на лишние  пять-десять минут, он тут же будет уничтожен налетом авиации противника или ракетным ударом.               

               
              Служба началась. Вместе со своим помощником капитаном Величко Андреем Семен Семеныч после развода отправляются в штаб полка. Те сутки, о которых нам поведал мой сосед, ничем не отличались от предыдущих дежурств, все буднично и знакомо.  "Солдат спит, а служба идет",- думают гражданские. Но поспать особенно не удается. Согласно требований устава, дежурный и его помощник имеют право отдыхать не снимая снаряжения, не более четырех часов, а если служба не заладится, то можно и все 24-и часа провести на ногах!               

                В 22.00 приняв от дежурных по подразделениям доклады, Семен Семеныч доложив  о состоянии дел в полку оперативному дежурному дивизии, отправился лично посмотреть, что делается на местах. Во всех
 четырех дивизионах был образцовый порядок, который кроме наряда поддерживался еще и ответственным офицером. Эта фигура никакими уставами предусмотрена не была. Однако захлестнувшие Советскую Армию, так называемые неуставные взаимоотношения, заставили командиров  и политработников пойти на это нововведение. Но как признался Семен Семеныч, и ответственные офицеры не в состоянии были за всем уследить, это зло процветало в войсках до момента развала СССР и всех его структур.               

               И если вам кто-то из офицеров скажет, что в его роте, батальоне неуставных взаимоотношений не было - не верьте ему, он врет или лукавит!               

               Обойдя весь полк и все его отдаленные уголки, Семен Семеныч направился к солдатской столовой. В столовой мой сосед появился где-то в 12 часов ночи. Снаружи здания и в его "предбаннике" все было тихо и спокойно, ничто не вызывало подозрений. Но вы плохо знаете "повадки" советского солдата! При общем ажуре и показном порядке в столовой, наметанный глаз Семена Семеныча улавливает  следы "преступления": из самой дальней комнаты предательски потянуло поджареным мясом и жареной картошкой, чуть слышно играет  музыка! С силой рванув дверь на себя так, что слетел мощный внутренний крючок, комбат смело шагнул в неизвестность. Увиденное потрясло Семена Семеныча: на столе среди обильной закуски "красовались" четыре бутылки водки, к моменту появления комбата, три из них   были уже   пустыми! За столом раскрасневшиеся и оживленные восседали все двенадцать человек кухонного наряда. Что побудило их пойти на этот безответственный и рискованный шаг? Ведь все знали - комбат сам не пьет и любителям выпить спуску не дает! Но, как говорил Владимир Даль: "Русский на трех сваях крепок - авось, небось, да, как-нибудь!" Однако на этот раз удача от них отвернулась!   

               

                Холерик Семен Семеныч действовал смело и решительно. Главный удар(левый боковой), принял на себя старший сержант Говоров Степан, который тут же завалился под стол! Вторым ударом(прямым  по корпусу), был "нейтрализован" рядовой Ермолаев Виктор, который от выпитой водки, потеряв контроль над собой, грозно пошел на комбата... У остальных хмель быстро прошел.  Все  начали  дружно рассказывать Семену Семенычу "сказки" о якобы случайной встрече с "зеленым змием!" Все клялись, что все произошло непонятно как и что это больше никогда не повторится!               
     Как любил повторять комбат,   сержанты и солдаты  пьют и гуляют как взрослые, а когда попадутся, ведут себя  как дети старшей ясельной группы! Так было и на этот раз.
                Вызвав дежурное подразделение и сняв старый наряд по столовой, Семен Семеныч заменил его из резерва. Провинившихся отправил в казарму под присмотром ответственного офицера.               

                Утром следующего дня,собрав волю в кулак, Семен Семеныч четко докладывал командиру полка подполковнику Виктору Петровичу Полянскому о происшествии в солдатской столовой.               

                Через неделю в приказе командира капитан Семен Семеныч получил по "заслугам"- "строгий выговор" за серьезные упущения при несении службы дежурным по полку.               

                Не хочу, чтобы у читателей сложилось превратное мнение о моем соседе, как о каком-то "аспиде - садисте". Справедливости ради, хочу подчеркнуть, что Семен Семеныч был настоящим отцом - командиром. Где строго спросит, где пожурит, а  где и последним поделится с солдатом, поддержит его не только морально, но и материально.  Солдаты любили и уважали своего комбата. Когда тот проводил занятия в секции по рукопашному бою в казарме яблоку негде было упасть. Сногшибательные броски и залихватские удары завораживали солдатскую "братию." Даже самые квелые и бесперспективные и те наперебой просились под начало авторитетного Семена Семеныча. Приходилось занятия проводить в две смены, на что командир дивизиона майор Андрус Иван Трофимович реагировал крайне негативно:" Заканчивай, Семен Семеныч свои "цирковые выступления!" Тут тебе не арена, а казарма!" Но заручившись поддержкой парторга полка майора Фисенко Андрея Николаевича, Семен Семеныч продолжал "гнуть" свою линию и занятия в секции не прекратил.               

        Особенно нравилось личному составу, когда в воскресенье, зимой,(а зима на Камчатке длится "круглый"год), Семен Семеныч, заступая ответственным по дивизиону, отдавал команду:" Дивизион, лыжи разобрать, выходи строиться!" Все знали, что вместо изнурительных лыжных марш - бросков, солдаты и сержанты поедут на городские горки - излюбленное место отдыха жителей Петропавловска - Камчатского. Но солдат и сержантов не интересовали жители вообще, их внимание было сосредоточено, исключительно,  на студентках педагогического института - истинных любительницах лыжного спорта. Подружиться с ними - было  заветной  мечтой  подопечных Семена Семеныча!               

                Комбат не раз возил своих подчиненных на речку Паратунку(радоновый водоем), где круглый год  держится плюсовая температура  от 30 до 35 градусов). Были частыми культпоходы в областной центр на просмотр кинофильмов. Тот факт, что уволившиеся сержанты и солдаты навещали его пока тот служил на Дальнем Востоке, говорит о многом. Его воспитанники  пополняли торговый и рыболовецкий флоты Дальневосточного пароходства. И, когда они, будучи в отпуске, навещали Семен Семеныча, привозили ему заграничные сувениры, одаривали его вниманием, комбат был горд за свою офицерскую профессию, за дело, которому отдал лучшие  годы своей жизни.

 Каждый раз, завершая свой очередной рассказ об Армии, мой сосед с гордостью констатирует,  что  за долгие годы службы он никого из солдат не отдал в руки военного трибунала, никто из его подчиненных не повесился и не застрелился! Поэтому он  всегда может честно смотреть в глаза солдатским матерям. Семен Семеныч считает это главным итогом  всей своей службы.

 Фото из интернета: Таинственная земля Камчатка, сюда не ходят поезда и добраться в этот край можно или по воздуху, или океаном. Действующие вулканы, гейзеры... "Хозяева" полуострова-медведи."Золото" Камчатки - икра и красная рыба.               

               


Рецензии
Спасибо, Николай, за любовь к человеку, к военному человеку, которая ярко видна в Вашем прекрасном рассказе.

Александр Осташевский   13.07.2023 10:38     Заявить о нарушении
Александр, спасибо! Сейчас - во Франции. С тоской и любовью вспоминаю свою офицерскую молодость, большей частью прошедшую на северо - восточной части России и, конечно, моих золотых солдат и сержантов, которым отдавал тепло своего сердца.

Николай Кокош   13.07.2023 11:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.